Ерошин Юрий
-
Повышение квалификации сотрудников - одна из основных задач менеджмента компании, успешное решение которой не только повышает уровень работы самого предприятия, но и оказывает благоприятное воздействие на укрепление отношений внутри команды, усиливает мотивацию персонала. Электроэнергетика - очень специфическая отрасль с точки зрения вопросов подготовки кадров, поскольку именно здесь, как нигде больше, приветствуются разноплановые знания специалистов, способность понимать как технические, так и экономические аспекты производственного процесса.
С самого начала реформ для потенциальных участников рынка было далеко не очевидно, что либерализация электроэнергетики РФ - не просто внедрение нового механизма в существующую схему отношений, а коренной сдвиг в работе всей отрасли. Вплоть до осени 2003 г. семинары, посвященные реформе, носили единичный и скорее информационный характер.
С самого начала реформ для потенциальных участников рынка было далеко не очевидно, что либерализация электроэнергетики РФ - не просто внедрение нового механизма в существующую схему отношений, а коренной сдвиг в работе всей отрасли. Вплоть до осени 2003 г. семинары, посвященные реформе, носили единичный и скорее информационный характер.
|
Изменение ситуации в ноябре 2003 г., рост спроса на специалистов, готовых к работе в условиях реформируемого пространства, дали большой толчок развитию учебной и методологической деятельности в сфере электроэнергетики.
Сейчас работа конкурентного сектора оптового рынка электроэнергии основывается главным образом на следующих документах:
- постановлении Правительства РФ № 526 от 11.07.2001 г. <эО реформировании электроэнергетики Российской Федерации>;
- федеральном законе № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. <эОб электроэнергетике>;
- федеральном законе № 36-ФЗ от 26.03.2003 г. <эОб особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике">;
- постановлении Правительства № 643 от 24 октября 2003 г. <эО правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода>;
- договоре присоединения к торговой системе оптового рынка электроэнергии и Регламентах оптового рынка электроэнергии, являющихся неотъемлемыми частями этого Договора.
Данная нормативная база номинально открыла доступ в конкурентный сектор множеству юридических лиц, не имеющих опыта работы на рынке электроэнергии. Это в значительной мере способствовало росту числа образовательных семинаров, повышению качества предлагаемых слушателям программ, появлению нестандартных подходов при организации процесса обучения. Уже в декабре 2003 г. мы провели в Москве первый пробный семинар, на котором, наряду со специалистами НП АТС1, консультантами и аналитиками, занятия вели сотрудники АО-энерго, подразделений Системного оператора и федеральных электростанций, имеющие на тот момент первый уникальный опыт работы в секторе свободной торговли.
Программа корпоративных семинаров составляется с учетом специфики компании, ее возможностей на рынке, что позволяет адаптировать курс для слушателей, так что им проще будет применить полученные знания в повседневной работе. Основной и весьма важный недостаток подобных семинаров - естественное отсутствие возможности общения слушателей с коллегами и конкурентами из других компаний. А ведь такой обмен опытом мог бы существенно расширить кругозор.
|
Закономерно также и проведение семинаров, предназначенных для конкретных групп специалистов, например сотрудников финансовых служб или юридических подразделений компаний. Сейчас, спустя три месяца после запуска сектора свободной торговли, можно с уверенностью утверждать, что рынок образовательных услуг оперативно отреагировал на изменение ситуации и готов предложить заинтересованным организациям и физическим лицам полноценные курсы подготовки и переподготовки специалистов для работы в этом секторе.
Наиболее актуальными формами обучения на данный момент являются:
- двух четырехдневные информационные семинары как по общим вопросам работы рынка, так и по узкоспециализированным темам (договорные отношения, финансовые расчеты и др.);
- программы повышения квалификации с выдачей документов государственного образца;
- корпоративные семинары для сотрудников одной компании или холдинга.
Так, например, в марте 2004 г. Институт рыночных технологий проведет в Москве следующие семинары:
1. Организация оптового рынка электроэнергии переходного периода.
2. Финансовые расчеты на оптовом рынке электроэнергии переходного периода.
3. Тренинг. Трейдерская деятельность на оптовом рынке электроэнергии переходного периода.
Программа корпоративных семинаров составляется с учетом специфики компании, ее возможностей на рынке, что позволяет адаптировать курс для слушателей, так что им проще будет применить полученные знания в повседневной работе. Основной и весьма важный недостаток подобных семинаров - естественное отсутствие возможности общения слушателей с коллегами и конкурентами из других компаний. А ведь такой обмен опытом мог бы существенно расширить кругозор.
Также очень перспективен рынок образовательных услуг в сфере проведения специальных тренингов для специалистов, от оперативных решений которых в значительной степени зависит эффективность работы всей компании в конкурентном секторе. Речь в первую очередь идет о трейдерах компании, которые должны обладать не только высокими профессиональными навыками, но и хорошей психологической устойчивостью, способностью переносить стрессы и извлекать уроки из допущенных ошибок. Цена подобных ошибок пока не очень высока. Например, убытки от заявки, поданной концерном Росэнергоатом 15 декабря 2003 г. и сбившей цену в конкурентном секторе до нуля, конечно, несопоставимы с доходом компании с момента выхода ее в сектор свободной торговли. Однако, если бы квалифицированный специалист заранее рассчитал последствия подачи подобной заявки, расходы, безусловно, были бы меньше.
Схожие проблемы возникают и при подготовке кадров для энергосбытовых компаний и крупных потребителей электроэнергии. В ноябре 2003 г. и те и другие <эвдруг заметили> отсутствие или нехватку специалистов, способных эффективно использовать механизмы нового рынка как для малозатратного вывода компании в конкурентный сектор, так и для организации прибыльной деятельности в нем. И все это притом, что цены в конкурентном секторе, столь благоприятные сейчас для потребителей ввиду явного превышения предложения над спросом, просуществуют, по оценкам экспертов, еще не более года.
Программы обучения специалистов таких компаний должны быть более предметными, нацеленными на достижение конкретного результата, однако это не всегда возможно из-за постоянных изменений нормативной базы реформы. Скорее всего, для данной группы участников на первом этапе работы на рынке будут полезнее готовые, индивидуальные, консультационные решения.
И все же, несмотря на существующие проблемы и противоречия, нельзя не признать, что рынок услуг по информационной, образовательной и консультационной поддержке участников конкурентного сектора состоялся. Наличие достаточно серьезных проблем, таких как сильная нехватка профессионального преподавательского состава, изменчивость среды, в которой находится сейчас энергетика России, и прочее, конечно, тормозят развитие образовательной деятельности. Однако нет сомнений в том, что рынок этих услуг будет развиваться опережающими темпами, все сильнее раскачивая маятник реформы!
|
|