Поиск
Журнал "Энергорынок" # 1 за 2004 год
В едином владении Централизация управления - очередной шаг к созданию надежно функционирующей ЕНЭС

Тузов Михаил
Федеральная сетевая компания ЕЭС ОАО

    Интервью с заместителем председателя правления ОАО <эФедеральная сетевая компания ЕЭС> Михаилом Тузовым

    ЭР: В последние дни ушедшего года Председатель Правительства России Михаил Касьянов подписал распоряжение о создании семи межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК).

    В их уставный капитал будут переданы принадлежащие АО-энерго объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к ЕНЭС (за исключением изолированных энергосистем), а сами компании будут управляться ОАО <эФСК ЕЭС>.
    В чем заключается смысл централизации управления магистральными сетями?

    М. Т.: Прежде всего, нужно понимать, что сети, отнесенные к ЕНЭС, являются технологической основой создаваемого рынка электроэнергии. Соответственно, от качества их работы зависит функционирование, да и само существование рынка.
    А возможность доступа к сети, причем равного для всех, принципиальна для любого участника этого рынка.
    Концентрация управления магистральными сетями в руках одной компании позволит обеспечить качество и надежность их функционирования, создать адекватные условия по присоединению к единой энергетической системе в любой точке страны. Во-первых, появляется возможность на всем пространстве ЕНЭС установить единую стратегию и единые нормы развития, технического перевооружения и реконструкции сетей. Так мы сможем добиться поддержания технического состояния сетей на должном уровне, застраховаться от того, что единая сеть <эпросядет> на каком-то участке, неподконтрольном ФСК. Во-вторых, нормальное функционирование рынка возможно только при существовании четкой централизованной системы технологического управления магистральными сетями. Именно поэтому ФСК сейчас формирует единую телекоммуникационную сеть и корпоративную информационную систему управления ЕНЭС, которые позволят решать задачи управления на самом современном уровне. Другими словами, в электроэнергетике ФСК будет отвечать не только за единую электрическую сеть, но и за единую технологическую сеть связи.
    Кроме того, объединение магистральных сетей под управлением одной компании позволит сформировать единую экономическую основу функционирования межрегиональных магистральных сетевых компаний.

    ЭР: Что имеется в виду под экономической основой?

    М. Т.: Сейчас в каждом АО-энерго магистральные и распределительные сети не разделены организационно и финансируются из одного источника. При этом примерно в 80% систем допускается использование амортизационных отчислений по магистральным сетям на распределительные сетевые или иные энергетические объекты. Объединение магистральных сетей в ФСК позволит сконцентрировать средства, предназначенные для их развития и функционирования, прекратить перекрестное субсидирование и восстановить экономический баланс в финансировании энергообъектов, создать единую экономическую основу функционирования ЕНЭС. Этот процесс требует выделения тех затрат, которые относятся только к магистральным сетям энергосистем.
    Такая работа ведется сегодня совместными усилиями экономистов ФСК и АО-энерго на основе специальной методики Федеральной энергетической комиссии. Это непростой процесс, поскольку решение любых вопросов, касающихся денег, всегда требует проведения длительных переговоров. При этом подчеркну, что основной принцип данной работы - <эне навредить>. Нужно сделать все для того, чтобы в результате проводимых преобразований не произошло ухудшения функционирование и условий развития как магистральных, так и распределительных сетей.

    ЭР: Каким образом магистральные сети АО-энерго будут переданы под управление ФСК?

    М. Т.: Так сложилось, что при создании РАО <эЕЭС России> и АО-энерго произошла своего рода <энарезка> сетей: в имущественный комплекс РАО <эЕЭС России> в основном попали сети напряжением 330 кВ и выше, а в АО-энерго - сети 220 кВ и ниже. Таким образом, часть линий, которые сегодня относятся к ЕНЭС, находится в собственности АО-энерго. Изначально рассматривались два пути установления контроля над этими сетями. Первый - ФСК могло бы их выкупить. Однако затраты и нагрузка на сетевой тариф в этом случае будут очень высоки. Второй путь, который и был выбран, - установление акционерного контроля. Став акционером, имеющим контрольный пакет акций созданных межрегиональных магистральных сетевых компаний, ФСК получает возможность через корпоративные процедуры осуществлять техническую и экономическую политику в отношении этих сетей.

    ЭР: Как технически будет происходить установление акционерного контроля?

    М. Т.: Правительство РФ приняло предложение Минэкономразвития и Федеральной сетевой компании о создании семи ММСК в форме открытых акционерных обществ. Российскому фонду федерального имущества дано поручение выступить от имени РФ в качестве учредителя сетевых компаний <эЦентр>, <эСеверо-Запад>, <эВолга>, <эЮг>, <эУрал>, <эСибирь> и <эВосток> с минимальными уставными капиталами (доля - 85%). Вторым учредителем ММСК станет ФСК (доля 15%). Затем созданные ММСК осуществляют дополнительную эмиссию акций, которую выкупают АО-энерго, внося в уставный капитал ММСК свои магистральные сети. Таким образом, АО-энерго становятся собственниками ММСК своего региона. В результате реформирования АО-энерго акции ММСК попадают на баланс РАО <эЕЭС России>, после чего РАО вносит эти акции в уставный капитал ФСК. Поскольку РАО практически во всех АО-энерго имеет контрольный пакет акций, то и ФСК после всех корпоративных акционерных преобразований получит контрольный пакет акций во всех ММСК.

    ЭР: В какие сроки будет осуществлена передача?

    М. Т.: Примерно с середины 2004 г. АО-энерго начнут передавать магистральные сети в межрегиональные магистральные сетевые компании в качестве имущественного вклада в уставный капитал.
    Важно отметить, что ММСК будут являться компаниями, только владеющими магистральными сетями, но не осуществляющими функции эксплуатации и развития сетей - этим будет заниматься ФСК.

    Организация по управлению Единой национальной электрической сетью (<5+5>)
    ФСК - компания, исполняющая роль организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), которая обеспечивает единство технологического управления ЕНЭС, оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС.
    Основные активы ОАО <эФСК ЕЭС> - практически все магистральные сети РФ (сейчас находящиеся в собственности холдинга РАО <эЕЭС России>).
    Созданная в 2002 г. как 100%-ная дочерняя компания РАО <эЕЭС России>, к 2008 г. ФСК как организация по управлению ЕНЭС будет являться самостоятельной компанией, выделенной из РАО <эЕЭС России>, владеющей активами магистральных сетей, в настоящее время находящихся в ведении АО-энерго, или акциями компаний, созданных на базе этих активов. В последнем случае ФСК будет стремиться к образованию единой операционной компании (путем перехода на единую акцию) при условии неснижения доли владения государства.
    В концепции стратегии ОАО РАО <эЕЭС России> на 2003-2008 гг. предложены следующие варианты консолидации магистральных сетей АО-энерго в ОАО <эФСК ЕЭС>:
  • ОАО <эФСК ЕЭС> выкупает активы магистральных сетей у АО-энерго (принадлежащие им акции ММСК) по рыночной цене, используя для этого заемные средства, привлекаемые с рынка капитала либо от государства. Обслуживание заемных средств на рынке капитала предполагается за счет включения расходов на обслуживание в тариф на передачу энергии;
  • государство вносит денежные средства в уставный капитал ОАО <эФСК ЕЭС>, которое затем выкупает активы магистральных сетей у АО-энерго (принадлежащие им акции ММСК) по рыночной цене. Данный вариант ведет к немедленному увеличению доли государства в ОАО <эФСК ЕЭС>.
        В то же время идет процесс создания семи межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК) путем внесения активов магистральных сетей АО-энерго в оплату дополнительной эмиссии ММСК до реорганизации АО-энерго.
        Если ОАО <эФСК ЕЭС> не сможет выкупить активы (акции ММСК), то при реорганизации АО-энерго выделяются магистральные сетевые компании (МСК), единственным активом которых будут являться акции ММСК. После выделения МСК ликвидируются либо присоединяются к ММСК, в результате чего акции ММСК пропорционально распределяются среди акционеров. После этого РАО <эЕЭС России> внесет принадлежащие ему акции ММСК в уставный капитал ОАО <эФСК ЕЭС>.
        Менеджмент РАО <эЕЭС России> уделяет первостепенное внимание скорейшему реформированию ОАО <эФСК ЕЭС> (включая магистральные активы АО-энерго) и его выделению из РАО <эЕЭС России> в ближайшей перспективе.
        Ключевыми факторами экономического успеха ОАО <эФСК ЕЭС> будут являться формирование прозрачной системы регулирования и тарифообразования, а также определение регулирующим органом справедливой регуляторной базы капитала (РБК) и справедливой нормы возврата на вложенный капитал.

    Критерии отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной электрической сети
    Технологической основой передачи электрической энергии является Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (ЕНЭС). Она формирует Единую энергетическую систему Российской Федерации, объединяя для параллельной работы основные электростанции и узлы нагрузки и обеспечивая передачу электроэнергии между ними, а также осуществляя связь ЕЭС России с энергосистемами других стран. Формирование имущественного комплекса сетевых компаний, создаваемых в ходе реформирования электроэнергетики, осуществляется в соответствии с критериями отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 881 от 21.12.2001.
    В соответствии с данным постановлением к единой национальной (общероссийской) электрической сети относятся:
    1) линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 330 кВ и выше;
    2) линии электропередачи, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 кВ:
  • обеспечивающие выдачу в сеть энергетической мощности электрических станций субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) - поставщиков электрической энергии (мощности) на указанный рынок;
  • обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов Российской Федерации;
  • обеспечивающие выдачу энергетической мощности в узлы электрической нагрузки с присоединенной трансформаторной мощностью не менее 125 МВ.А;
  • непосредственно обеспечивающие соединение перечисленных линий электропередачи, включая линии электропередачи и иное оборудование, указанные в Приложении № 2 к Указу Президента Российской Федерации № 923 от 15 августа 1992 г.;
        3) линии электропередачи, пересекающие государственную границу Российской Федерации;
        4) трансформаторные и иные подстанции, соединенные с линиями электропередачи, перечисленными в пп. 1-3, а также технологическое оборудование, расположенное на них, за исключением распределительных устройств электрических станций - субъектов Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), входящих в имущественный комплекс указанных станций;
        5) комплекс оборудования и производственно-технологических объектов, предназначенных для технического обслуживания и эксплуатации указанных объектов электросетевого хозяйства;
        6) системы и средства управления указанными объектами электросетевого хозяйства.

    Чтобы процесс передачи имущественного комплекса, выстраивания новой системы эксплуатации, развития и финансирования происходил плавно, предусмотрена постепенная передача магистральных сетей в использование (или проще - в аренду) ФСК. Договор использования сетей предусмотрен действующим законодательством об электроэнергетике, а его параметры, которые начнут действовать вместе с началом функционирования конкурентного рынка, будут определены правительством чуть позже. Такие договоры уже заключены с АО-энерго, являющимися 100%-ными дочерними обществами РАО <эЕЭС России>. На очереди - подписание договоров с другими системами.

    ЭР: Как Вы сказали, магистральные и распределительные сети АО-энерго составляют единый электросетевой комплекс, разделить который непросто. С какими проблемами и трудностями приходится сталкиваться?

    М. Т.: Один из наиболее сложных вопросов связан с формированием имущественного комплекса. Во-первых, понадобилось определить, какие именно линии и какие подстанции относятся к ЕНЭС. Эта работа уже проведена, и на данном этапе не возникло противоречий ни с одной из систем. Теперь эти объекты по решению специально созданной межведомственной комиссии попадут в реестр ЕНЭС. Следующая задача -проведение детальной инвентаризации имущества. Проблема формирования имущественного комплекса сетевых компаний связана с тем, что практически в каждом АО-энерго учет имущества велся по-своему. Поскольку мы создаем большую, прозрачную для общества компанию, при формировании уставного капитала ФСК были введены жесткие стандарты в отношении имущества, попадающего в уставный капитал компании. Именно эти стандарты, подразумевающие максимальную детализацию вносимого имущества, правильное оформление прав владения, мы хотим спроецировать на создаваемые межрегиональные магистральные сетевые компании. Это позволит наладить качественный учет имущества, правильно начислять амортизацию и иметь стабильный источник средств для развития и технического перевооружения сетей. Кроме того, на основе детального перечня имущества появится возможность строить сквозные технологические и экономические информационные управленческие системы.
    Мы выработали методики и провели большую разъяснительную работу в регионах с целью обучения персонала технологиям передачи имущества и формирования имущественного комплекса.
    Еще одна задача - это формирование системы эксплуатации магистральных сетей. Поскольку сейчас в основном мы эксплуатируем сети напряжением 330 кВ и выше, то перед нами стоит задача наладить эксплуатацию и техническое обслуживание сетей 220 кВ. И здесь проблема состоит в том, что эксплуатация магистральных сетей в разных энергосистемах происходила по-разному: использовались разные технологические и организационные схемы. ФСК совместно с АО-энерго теперь необходимо провести работу по выработке единых подходов организации схем эксплуатации.

    Ограничения, предусмотренные законодательством в отношении собственников объектов электросетевого хозяйства (из Федерального закона об электроэнергетике № 35-ФЗ)
    В целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части:
  • права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров;
  • использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
        Установленные Федеральным законом об электроэнергетике (№ 35-ФЗ) ограничения прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, не могут применяться в целях изъятия у этих лиц доходов, получаемых в результате осуществления их прав.
        Введение других ограничений прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, не допускается.
        Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, обеспечивают выполнение технологических требований к техническим устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энергетической системы России.
        Ограниченные в соответствии со ст. 7 Федерального закона права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, осуществляются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

    На протяжении последнего года инженерные службы ФСК во взаимодействии с АО-энерго прорабатывают схемы эксплуатации, которые позволили бы не <эрезать по живому>, а рационально разделить персонал и технику так, чтобы часть, которая занималась обслуживанием магистральных сетей, перешла из АО-энерго в ФСК. В тех же случаях, когда на первом этапе экономически эффективней использовать в качестве эксплуатирующей организации АО-энерго, мы предлагаем схему, при которой ФСК на переходном этапе будет нанимать АО-энерго на эксплуатацию магистральных сетей.
    Еще одна серьезная проблема - недостаток квалифицированных менеджеров. Человек может быть отличным инженером, но плохим управленцем, или не обладать необходимыми экономическими знаниями. Значительное увеличение числа объектов управления в ФСК приводит к тому, что менеджерские качества сотрудников выходят на первое место. Мы будем обучать наших специалистов и давать толковым менеджерам возможность карьерного роста.
    Каждый энергетик должен понимать, что развитие компании - это превосходный шанс для реализации личного профессионального и менеджерского потенциала!


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: