Интервью с первым заместителем Председателя Правления ОАО <эФСК ЕЭС> Александром Чистяковым
|
ЭР: Предполагается, что, помимо магистральных сетевых компаний, в управление ФСК будут переданы межрегиональные распределительные сетевые компании, которые должны быть объединены в 7 холдингов. Как будет осуществляться управление на практике?
А. Ч.: На данный момент решение о передаче акций распределительных компаний в управление ФСК принято на уровне правления РАО <эЕЭС России>. Для того чтобы данное решение трансформировалось в долгосрочную стратегию ОАО <эФСК ЕЭС>, оно должно быть официально закреплено на заседаниях совета директоров РАО <эЕЭС России> и Правительственной комиссии по реформированию электроэнергетики.
Распределительные сети - это регулируемый бизнес, поэтому речь не идет о маркетинге и рыночной стоимости товара. Кроме того, эти сети <эживут> от издержек. Соответственно, с точки зрения экономики, основная задача - оптимизация издержек без ухудшения качества обслуживания потребителей. Единственный способ управлять этим процессом - правильно нормировать затраты по всем составляющим. Для этого необходимо учитывать региональные особенности, обусловленные экономическими, социальными факторами и т.д.
|
Изначально в отношении распределительных сетей рассматривались два варианта. Первый - назначение ФСК единоличным исполнительным органом. Второй, в пользу которого в итоге и было принято решение, - это передача акций межрегиональных распределительных сетевых компаний в управление ОАО <эФСК ЕЭС>. Однако на данном этапе передача не заключается в доверительном управлении акциями МРСК, а носит производственный характер и подразумевает наличие определенных ограничений в действиях Федеральной сетевой компании.
Потребуется около полугода для того, чтобы окончательно сформулировать все требования и критерии, которые будут включены в договоры о доверительном управлении.
Естественно, РАО <эЕЭС России> сохранит за собой существенные права, связанные с функционированием совета директоров МРСК, т. е. головных холдингов. Соответственно, все, что связано с отчуждением активов, РАО будет контролировать как собственник.
Сейчас идет подготовительный этап, в рамках которого 2004 г. будет посвящен анализу разделительных балансов, тарифной структуры, структуры затрат, кадровому подбору и т.д. А уже с 2005 г. ФСК приступит непосредственно к доверительному управлению.
ЭР: На какой срок будут заключаться договоры доверительного управления?
А. Ч.: Пока отдается предпочтение варианту, в соответствии с которым договоры по доверительному управлению будут заключаться на один год. Хотя, конечно, решить задачи, связанные с распределительными сетями, за это время не представляется возможным. Однако, с точки зрения подготовки более совершенной системы контроля за ФСК как управляющим, этот срок адекватен. Возможно, начиная уже с 2005 г. будет вестись речь о заключении долгосрочных договоров. По нашему мнению, оптимальный срок, на который должен заключаться договор доверительного управления, - 3 года. Такая позиция обусловлена в первую очередь тем, что ФСК, как и вся энергетика, перешла на трехлетний цикл планирования, в том числе на уровне правительства.
Из протокола заседания правления РАО <эЕЭС России>
Заслушав и обсудив материалы по вопросу о принципах управления Межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), направленных на построение ОАО <эФСК ЕЭС> централизованного управления распределительным сетевым комплексом в целях обеспечения его надежности, эффективного функционирования и развития, повышения капитализации распределительных сетевых компаний, правление постановило:
1. Считать целесообразным:
1.1. Передачу акций МРСК в доверительное управление ОАО <эФСК ЕЭС>, в части осуществления прав по акциям, после получения указанных акций в собственность РАО <эЕЭС России>.
1.2. Выдвижение ОАО <эФСК> кандидатур для избрания в органы управления МРСК по согласованию с РАО <эЕЭС России>.
2. Установить, что договор доверительного управления акциями МРСК, в части осуществления прав по ним, между РАО <эЕЭС России> и ОАО <эФСК> должен:
2.1. Заключаться сроком на один год с условием о возможности неоднократного продления действия договора на аналогичный срок.
2.2. Содержать перечень правомочий ОАО <эФСК ЕЭС> как доверительного управляющего.
2.3. Содержать следующие ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению:
- ОАО <эФСК ЕЭС> как доверительный управляющий должен достигнуть целей, перечень которых указывается в договоре доверительного управления;
- ОАО <эФСК ЕЭС> не вправе распоряжаться акциями, переданными в доверительное управление (в том числе отчуждать, передавать в залог или осуществлять иное обременение);
- при определении позиций своих представителей по некоторым вопросам повесток дня заседаний советов директоров и общих собраний акционеров МРСК ОАО <эФСК ЕЭС> как доверительный управляющий должен предварительно получать указания РАО <эЕЭС России>.
|
ЭР: Какие задачи стоят сейчас перед ФСК?
А. Ч.: Распределительные сети - это регулируемый бизнес, поэтому речь не идет о маркетинге и рыночной стоимости товара. Кроме того, эти сети <эживут> от издержек. Соответственно, с точки зрения экономики, основная задача - оптимизация издержек без ухудшения качества обслуживания потребителей. Единственный способ управлять этим процессом - правильно нормировать затраты по всем составляющим. Для этого необходимо учитывать региональные особенности, обусловленные экономическими, социальными факторами и т.д. Известно, что в некоторых сетях потери достигают 40%. В связи с этим необходимо провести оценку и выяснить, каково соотношение коммерческих потерь, <энеучтенки>, воровства и потерь ввиду технического несовершенства сетей. После рассмотрения экономических, технических и других аспектов необходимо разработать программы по оптимизации издержек и повышению эффективности функционирования распределительных сетей.
Следующая задача - проведение технологической переоценки основных фондов. Такая необходимость вызвана тем, что в настоящий момент в распределительных сетях очень много изношенных, необъективно оцененных и переоцененных по РСБУ фондов.
Кроме того, необходимо приступить к выполнению инструкций ФЭК России, которые были доведены до энергосистем и РЭКов, но пока не воплотились в жизнь. Это и разделение затрат, и выделение составляющей по передаче электроэнергии в тарифе, и многое другое. К сожалению, на данный момент эти инструкции выполняются лишь в 2-3 системах из 70 существующих.
Наконец, отдельную задачу представляет процесс реформирования ремонтных подразделений. Необходимо проводить серьезный анализ данного направления, чтобы за стремлением к конкуренции не упустить качество. Именно поэтому ФСК настаивала, чтобы сетевые ремонтные подразделения не выделялись в дочерние общества одновременно со станционными.
ЭР: Чем обусловлена такая позиция?
А. Ч.: Дело в том, что у распределительных сетей своя серьезная специфика. Во-первых, их зачастую выгодно обслуживать своими силами, а во-вторых, во многих регионах не существует соответствующих организаций, отсутствуют сложившиеся отношения и умение работать с подрядчиком в сетях. Это хорошо видно на примере магистральных сетей, где практически 80% ремонтных работ осуществляется внутрихозяйственным способом. Необходимо научиться грамотному планированию, четкости расчетов, работе с диспетчером и т.д. Поэтому прежде чем выделять ремонтные подразделения, необходимо осуществить внутреннее распределение задач.
Межрегиональные распределительные сетевые компании (<5+5>)
Созданные в ходе реструктуризации АО-энерго распределительные сетевые компании на этапе их межрегиональной интеграции будут объединены в несколько холдинговых компаний по ОЭС, имеющих достаточную величину активов и рыночную капитализацию.
Тарифообразование в МРСК также будет осуществляться на основе установления справедливой регуляторной базы капитала (РБК) и справедливой нормы возврата на вложенный капитал. Предполагается, что РБК должна составлять не менее 0,5 млрд долл.
Планируется, что каждая из МРСК (100%-ное дочернее общество РАО <эЕЭС России>) примет все необходимые шаги для скорейшего перехода на единую акцию (миноритарным акционерам будет предложено обменять свои акции РСК на акции МРСК). В результате такого обмена доля РАО <эЕЭС России> в МРСК может снизиться до уровня не менее 49%. При этом доля в МРСК в РСК увеличится до 100%.
Предполагается, что после завершения всех основных мероприятий по реформированию холдинга РАО <эЕЭС России> и формирования целевой структуры отрасли государство может принять стратегическое решение о распоряжении пакетами акций распределительных сетевых компаний, исходя из целей государственной экономической политики, предусмотрев в числе прочего возможность приватизации принадлежащих государству пакетов акций (путем продажи либо перехода на единую акцию) при условии установления регуляторного режима, обеспечивающего недискриминационный доступ к сетям.
|
ЭР: Какие изменения предполагаются в подходах к тарифообразованию?
А. Ч.: Необходимо менять подходы к тарифному регулированию. Нельзя забывать, что, помимо эксплуатационных затрат, в инфраструктуре есть еще и капитальные. Они необходимы для восстановления изнашивающихся основных фондов и компенсации того пробела во вводе новых и реконструкции действующих объектов электрических сетей, который образовался за последние 12 лет при крайне ограниченном финансировании капитального строительства и технического перевооружения. На уровне магистральных сетей эта проблема практически решена. ФСК совместно с правительством и ФЭК работает над методикой расчета нормы возврата денежных средств на вложенный капитал, достаточной для обеспечения воспроизводства основных фондов и их модернизации. То же самое необходимо сделать и в отношении распределительных сетей. Но вначале предстоит пройти путь четкого нормирования издержек и правильной оценки стоимости основных фондов.
ЭР: С какими проблемами приходится сталкиваться?
А. Ч.: Существует очень большая нагрузка на промышленных потребителей по перекрестному субсидированию, которая будет еще больше усиливаться внутри региона по мере их выхода на ФОРЭМ и на вновь создаваемый оптовый рынок электроэнергии.
Прежде всего она ляжет на распределительную сеть, поскольку это единственный сегмент, который остается регулируемым и за счет которого так или иначе будут решаться социальные проблемы.
Необходимо выстраивать систему долгосрочного кредитования, чтобы в будущем была возможность решать проблемы, которые возникнут из-за перекрестного субсидирования. Вдобавок к этому необходимо рассчитываться по всем задолженностям, которые так или иначе <эповиснут> на распределительных сетях.
Еще одна серьезная проблема - это кадры. Большинство сотрудников не готовы к управлению компаниями, поскольку привыкли к работе в условиях вертикальноинтегрированной отрасли. Естественно, энергосистемы не хотят отдавать лучший кадровый потенциал. И хотя в этом направлении наметились определенные положительные тенденции (в частности, обсуждается вопрос перехода в МРСК и собственно в ФСК для работы в сетях с несколькими директорами АО-энерго), проблема по-прежнему стоит очень остро и требует серьезного внимания.
Таким образом, сложился целый комплекс проблем, и, для того чтобы иметь четкий план по их решению, ФСК нужно пройти намеченный полугодовой путь, на протяжении которого она сосредоточится на нескольких типовых энергосистемах. После чего можно будет сформулировать конкретные задачи, которые РАО <эЕЭС России> сможет формально заложить в договорные требования с 2005 г.