<эСистема договоров на оптовом рынке>. Процесс обучения продолжается. Работа в условиях нового рынка требует реализации новых информационных технологий, умения применять и использовать эти технологии в работе.
Формирование заявок для участия в торгах на конкурентном рынке - это задача, выполнение которой требует совокупного учета многих факторов, умения принимать быстрые и точные решения, порой на уровне интуиции, при этом учитывая большой информационный поток, поступающий после каждой торговой сессии.
Поэтому важной составляющей процесса обучения являлась практическая часть, связанная с участием в имитационных торгах, в процессе которых была сформирована система планирования и получены определенные навыки по обеспечению участия концерна в торгах в конкурентном секторе.
ЭР: Какую стратегию торговли вы применяете при работе в конкурентном секторе?
А. Х.: Применяемая при торговле стратегия довольно сложна. Приходится учитывать множество факторов, которые в конечном счете и составляют основу этой стратегии. Прежде всего, проводят ежедневный мониторинг состояния оптового рынка электроэнергии. Что входит в это понятие? Во-первых, ежедневно изучаются результаты торговых сессий НП <эАТС>, постоянно анализируются торги в секторе свободной торговли по всем участникам, ведется оперативный контроль над отклонениями от планового баланса электроэнергии и мощности. Во-вторых, учитываются графики ППР, возможные отклонения от плановых сроков ремонта, берутся в расчет внеплановые остановы оборудования.
Также принимаются во внимание метеопрогноз на этот день, статистика характерных дней.
Основой для выработки стратегии являются плановые задания ФЭК и распоряжения Правительства России, нормативные документы ФОРЭМа и регламенты НП <эАТС>, типовые договоры по торгам сверхплановой электроэнергией, действующие типовые положения о взаимоотношениях.
ЭР: Сложно ли было привести нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями, предъявляемыми АТС к участникам торгов?
А. Х.: Концерн <эРосэнергоатом> в своей деятельности, впрочем, так же как и все участники оптового рынка электрической энергии переходного периода, руководствуется действующей нормативно-правовой базой. Основу ее составляют Федеральные законы, принятые в конце марта 2003 г. и ориентированные на запуск конкурентного рынка электрической энергии. Работа над законами велась в течение нескольких лет, причем представители Концерна <эРосэнергоатом> в этом процессе принимали самое активное участие. И сегодня, когда с момента начала работы на конкурентном секторе оптового рынка прошло немного времени, не следует возвращаться к пересмотру тех или иных положений федеральных законов.
В настоящее время продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы оптового рынка переходного периода. Правительством РФ определен перечень нормативных документов, работа над которыми будет вестись в течение всего этого года.
ЭР: Какие моменты были наиболее сложными при работе в конкурентном секторе торговли электроэнергией?
А. Х.: Основные трудности были связаны с необходимостью участвовать одновременно в двух секторах торговли - конкурентном и регулируемом, правила работы в которых имеют ряд существенных отличий.
В декабре в секторе свободной торговли было продано 43,29% от объема выставленной на продажу электроэнергии. Выручка по сравнению с поставкой по цене регулируемого сектора выросла почти в 3,5 раза.
Основными проблемами работы ны в секторе свободной торговли в январе 2004 г. являлась неготовность рынка с 1 января 2004 г. принять весь заявленный со стороны поставщиков объем электроэнергии, т. е. произошло элементарное превышение спроса над предложением.
В соответствии с Правилами переходного периода для генерирующих мощностей продажа электроэнергии в секторе свободной торговли с 1 января 2004 г. стала обязательной, а покупка - свободной, что отразилось в заниженном спросе на покупку электроэнергии в секторе свободной торговли вплоть до 15 января текущего года.
То есть фактически речь идет о снижении в праздничные дни спроса на покупку электроэнергии и о возможности со стороны покупателя предоставления финансового обеспечения исполнения договоров, заключенных в секторе свободной торговли.
ЭР: Готовы ли вы к работе в секторе отклонений?
А. Х.: Поскольку фактический объем производства электроэнергии всегда в большей или меньшей степени отличается от планового, концерн <эРосэнергоатом> должен принимать участие в работе сектора отклонений.
Вопрос о готовности к работе в секторе отклонений может быть рассмотрен в нескольких аспектах:
1. Техническая обеспеченность фиксации объемов фактической поставки электроэнергии в заданном правилами ОРЭ формате. В настоящее время оснащенность филиалов концерна <эРосэнергоатом> (АЭС) приборами учета соответствующего класса точности соответствует требованиям ОРЭ переходного периода.
2. Информационная обеспеченность проведения расчетов стоимости отклонений. Основной проблемой этого направления является нехватка информации об адресном отнесении отклонений или определенной их части к внешней для субъектов ОРЭ инициативе, т. е. инициативе Системного оператора. В течение января 2004 г. проведена большая совместная работа со специалистами НП <эАТС>. В результате оперативные данные об объемах отклонений поставки электроэнергии по внешней инициативе стали поступать в концерн <эРосэнергоатом>, но не регулярно. Тем не менее до настоящего времени остался нерешенным вопрос о подписании этих данных подписью Системного оператора, без которой невозможно предъявление претензий в спорных случаях. Предложение концерна <эРосэнергоатом> по этому вопросу было направлено в НП <эАТС> и Системному оператору. Аналогичный вопрос поставлен и в отношении торгового графика, сформированного по результатам торгов в АТС.
3. Методологическая обеспеченность расчетов стоимости отклонений. Действующая в настоящее время Методика расчета стоимости отклонений, утвержденная ФЭК РФ 12 ноября 2003 г., предусматривает использование в расчетах максимального тарифа поставщиков - участников оптового рынка. Величины тарифов и повышающих (понижающих) коэффициентов, используемых при расчете стоимости разного вида инициатив, не сопоставимы по своим значениям. При таком подходе стоимость отклонений может превышать стоимость поставки в целом. Целесообразно установить предельный уровень штрафных санкций, как было сделано ранее ФЭК РФ при использовании коэффициента выполнения задания по рабочей мощности.
До настоящего времени максимальный тариф поставщиков - участников оптового рынка официально не определен и не доведен до сведения концерна <эРосэнергоатом>. Кроме того, не определено, будет ли этот тариф ежемесячным, суточным или часовым.
Аналогичные вопросы не решены и в отношении тарифа на поставку электроэнергии с учетом мощности для концерна <эРосэнергоатом>.
Неоднозначно понимается и механизм расчета использования нормативного уровня отклонений. По данным НП <эАТС>, при превышении участником ОРЭ нормативного уровня отклонений применение повышающих (понижающих) коэффициентов распространяется на полный объем отклонения, а не на его часть за пределами нормативного уровня.