ЭР
ЭР
На пути к сетевой интеграции
Состоялись заседания советов директоров Межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК): ОАО <эММСК ''Центр''>, ОАО <эММСК ''Северо-Запад''>, ОАО <эММСК ''Волга''>, ОАО <эММСК ''Восток''>, ОАО <эММСК ''Урал''>, ОАО <эММСК ''Юг''> и ОАО <эММСК ''Сибирь''>. В ходе заседаний советы директоров всех ММСК приняли решение об избрании председателем совета директоров всех ММСК заместителя председателя Российского фонда федерального имущества Валерия Фатикова, а заместителем председателя - заместителя министра энергетики Российской Федерации Игоря Леонова. Кроме того, советы директоров ММСК утвердили решения о выпуске акций и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг ММСК, размещаемых путем распределения среди учредителей обществ. В соответствии с решением совета директоров РАО <эЕЭС России> и распоряжением Правительства РФ учредителями ММСК выступили Российский фонд федерального имущества и ОАО <эФСК ЕЭС>. Доли учредителей составляют 85 и 15% соответственно. В качестве регистратора ММСК утверждено ОАО <эЦентральный Московский Депозитарий>.
|
Уточнены задачи тарифного регулирования на региональном уровне
Правительство РФ привело типовое положение об органе исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов в соответствие принятым законам по электроэнергетике. В новой редакции положения прописаны основные задачи органа исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования. Ими являются: государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов, недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию за счет повышения тарифов на нее для других потребителей, создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий.
Для реализации поставленных задач орган исполнительной власти в области регулирования устанавливает в рамках предельных (минимального и/или максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической и тепловой энергии, введенных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, сбытовые надбавки для гарантирующих поставщиков электрической энергии, тарифы на тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии). Также вводятся тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями (за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам), осуществляется контроль за применением цен (тарифов) и при необходимости проверяется обоснованность величины и правильности применения указанных цен (тарифов). Кроме того, орган исполнительной власти в области регулирования контролирует деятельность гарантирующих поставщиков по обеспечению надежного энергоснабжения населения, согласовывает использование водных ресурсов гидроэлектростанций, находящихся на территории субъекта РФ, размещение объектов электроэнергетики на территории субъекта РФ, принимает решения о присвоении субъектам электроэнергетики статуса гарантирующих поставщиков, представляет в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий предложения об установлении предельных (минимального и/ или максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям организаций, расположенных на территории субъекта РФ.
Решения органа исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования об утверждении им тарифов, превышающих установленные предельные уровни, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий до принятия указанных решений. Для определения основных направлений деятельности органа исполнительной власти в области регулирования и принятия соответствующих решений формируется коллегиальный орган, в состав которого входят не более 7 человек, в том числе руководитель.
Союз кошелька и рубильника
Совет директоров РАО <эЕЭС России> утвердил повестку дня годового собрания акционеров и кандидатуры в совет директоров и ревизионную комиссию. В частности, в список кандидатов в совет директоров компании вошли:
1. Абрамов Александр Президент ООО <эЕвразХолдинг>
2. Акимов Андрей Председатель правления АБ <эГазпромбанк> (ЗАО)
3. Бакатин Дмитрий Генеральный директор <эГруппа Спутник>
4. Березкин Григорий Генеральный директор ООО <эЕСН Энерго>
5. Биков Артем Советник председателя правления РАО <эЕЭС России>
6. Бугров Андрей Заместитель председателя правления холдинговой компании <эИнтеррос>
7. Волошин Александр Председатель совета директоров РАО <эЕЭС России>, советник руководителя Администрации Президента РФ на общественных началах
8. Говоров Дмитрий Вице-президент ООО <эЕвразХолдинг>
9. Греф Герман Член совета директоров РАО <эЕЭС России>, министр экономического развития и торговли РФ
10. Григоришин Константин Советник представительства АО <эГруппа "Энергетический стандарт"> (Energy Standard Group S.A.,Швейцария) в Москве
11. Дерипаска Олег Председатель наблюдательного совета ООО <эКомпания "Базовый элемент">
12. Джеованис Дэвид Член совета директоров РАО <эЕЭС России>, управляющий директор ООО <эКомпания "Базовый элемент">
13. Завадников Валентин Член совета директоров РАО <эЕЭС России>, член Совета Федерации - представитель от Саратовской областной думы
14. Казаков Александр Член совета директоров РАО <эЕЭС России>, член Совета Федерации - представитель от Законодательного собрания Ростовской области
15. Косарев Сергей Член совета директоров РАО <эЕЭС России>, заместитель министра имущественных отношений РФ
16. Кравцов Андрей Исполнительный вице-президент АБ <эГазпромбанк> (ЗАО)
17. Лычагин Святослав Заместитель министра имущественных отношений РФ
18. Матвеев Алексей Заместитель председателя правления АБ <эГазпромбанк> (ЗАО)
19. Меламед Леонид Член совета директоров РАО <эЕЭС России>, первый заместитель председателя правления РАО <эЕЭС России>
20. Мельниченко Андрей Член совета директоров РАО <эЕЭС России>, генеральный директор (президент) ЗАО <эГруппа МДМ>
21. Новиков Вячеслав Член Совета Федерации Федерального собрания - представитель от Законодательного собрания Красноярского края
22. Одинцов Михаил Член Совета Федерации - представитель от администрации Рязанской области
23. Попов Сергей Член совета директоров РАО <эЕЭС России>, председатель совета директоров ЗАО <эГруппа МДМ>
24. Пушкарева Ольга Начальник департамента аппарата Правительства РФ
25. Раппопорт Андрей Заместитель председателя правления РАО <эЕЭС России>, председатель правления ОАО <эФСК ЕЭС>
26. Рашевский Владимир Председатель правления ОАО <эМДМ-банк>
27. Ремес Сеппо Член совета директоров РАО <эЕЭС России>, директор <эВосток-Нафта Инвестмент Лтд>
28. Сахарнов Юрий Член совета директоров РАО <эЕЭС России>, первый заместитель председателя ФЭК России
29. Селезнев Кирилл Член правления ОАО <эГазпром>, начальник департамента маркетинга, перера ботки газа и жидких углеводородов ОАО <эГазпром>, генеральный директор ООО <эМежрегионгаз>
30. Скрибот Вольфганг Заместитель генерального директора ООО <эГазпромбанк-Инвест>
31. Слободин Михаил Генеральный директор ЗАО <эКомплексные энергетические системы>
32. Соболь Александр Заместитель председателя правления АБ <эГазпромбанк> (ЗАО)
33. Уринсон Яков Заместитель председателя правления РАО <эЕЭС России>
34. Усманов Алишер Генеральный директор ООО <эГазпроминвестхолдинг>
35. Херн Дэвид Управляющий директор Halcyon Advisors
36. Христенко Виктор Заместитель председателя совета директоров РАО ЕЭС, министр промышленности и нергетики РФ
37. Чубайс Анатолий Член совета директоров РАО <эЕЭС России>, председатель правления РАО <эЕЭС России>
38. Шаронов Андрей Первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ
39. Щербович Илья Управляющий директор ЗАО <эОбъединенная финансовая группа>
40. Южанов Илья Член совета директоров РАО <эЕЭС России>
41. Юсуфов Игорь Член совета директоров РАО <эЕЭС России>
Как заявил член правления РАО <эЕЭС России> Андрей Трапезников, состав кандидатов в совет директоров компании от миноритарных акционеров демонстрирует возрастающий интерес российского бизнеса к энергетической отрасли. Тот факт, что миноритарные акционеры выдвигают топ-менеджеров РАО ЕЭС, свидетельствует о качестве и плодотворности совместной работы представителей бизнеса и энергетики.
|
Предпродажная подготовка
Правление РАО <эЕЭС России> утвердило механизм продажи 8 электростанций, ориентированных на монопотребителей. Напомним, что осенью 2002 г. менеджмент РАО <эЕЭС России> по просьбе миноритарных акционеров компании ввел мораторий на продажу активов. Но уже в мае прошлого года совет директоров компании утвердил стратегию реформирования (программа <5+5>), в которой появилась оговорка о возможной продаже электростанций, ориентированных на снабжение монопотребителей. К таким объектам были отнесены станции, доля отпуска тепла одному потребителю с которых составляет не менее 70%. Кроме того, потребитель и станция должны быть связаны общей производственной инфраструктурой. Этим критериям соответствуют 8 станций: Новгородская ТЭЦ-20 (входит в Новгородэнерго), Каргалинская ТЭЦ (Оренбургэнерго), Аргаяшская ТЭЦ (Челябэнерго), Новомосковская ГРЭС (Тулэнерго), Богословская ТЭЦ (Свердловэнерго), Волгоградская ТЭЦ-3 (Волгоградэнерго), Калужская ТЭЦ-1 (Калугаэнерго), Тобольская ТЭЦ (Тюменьэнерго). Их суммарная установленная мощность составляет около 1600 МВт.
Как стало известно, вопрос о продаже станций будет подниматься лишь при наличии заявки от одного или нескольких потенциальных покупателей. Принимать решение о продаже должны будут правление и совет директоров РАО <эЕЭС России>, а затем совет директоров и собрание акционеров АО-энерго, к которому относится станция. После этого станция будет выставляться на торги. Средства, полученные от таких сделок, РАО <эЕЭС России> предлагает направлять на приобретение АО-энерго собственных акций с целью их дальнейшего погашения, а также на выплату дивидендов акционерам и на развитие общества. В случае если решение о продаже станции не будет принято, РАО <эЕЭС России> предлагает создавать простое товарищество с передачей станции в аренду. Такой опыт у компании уже есть: в Волгоградской области простое товарищество эксплуатирует Волгоградскую ТЭЦ-3 и два химических предприятия - <эКаустик> и <эПласткард>. За пользование мощностями ТЭЦ товарищество платит компенсацию Волгоградэнерго, а прибыль товарищества делится между энергетиками и химиками.
Заместитель председателя правления РАО <эЕЭС России> Вячеслав Синюгин полагает, что первая сделка по продаже станций может состояться уже к концу этого года.
ЮКОС теряет позиции в электроэнергетике
Как стало известно, НК <эЮКОС> выходит из электроэнергетики. Компания ведет переговоры с группой <эЭнергетический стандарт> о продаже последней блокирующих пакетов акций трех региональных энергосистем: акций Кубаньэнерго (26,26%), Белгородэнерго (25%) и Тамбовэнерго (25,15%) (акции Томскэнерго (25,9%) нефтяники пока решили оставить себе). Напомним, что НК <эЮКОС> была в числе первых российских корпораций, открыто объявивших о своем интересе к электроэнергетике. Нефтяники скупили блок-пакеты акций четырех названных выше региональных энергосистем. В процессе реформы электроэнергетики ЮКОС хотел объединить генерирующие активы этих энергосистем в одну территориальную генерирующую компанию (ТГК) и получить в ней контрольный пакет акций.
Но эти планы не нашли поддержки у РАО <эЕЭС России>. Энергохолдинг настаивает на том, что в ТГК можно объединять только станции соседних регионов. В этом случае ЮКОСу пришлось бы довольствоваться участью миноритарного акционера в компаниях, совладельцами которых будут Новолипецкий меткомбинат, структуры гру-ппы <эМДМ> и ЛУКОЙЛа.
|
Московской энергетике срочно нужны инвестиции
Как заявил недавно первый заместитель гендиректора ОАО <эМосэнерго> Дмитрий Васильев, спрос на энергоресурсы в Московском регионе растет на 3-5% в год, поэтому в ближайшее время в энергоэкономике региона может возникнуть серьезный дефицит. По словам Д. Васильева, есть два магистральных направления для привлечения инвестиций в Московский регион: строительство новых генерирующих объектов и расширение магистральных электросетей. В данном случае принципиально важно, чтобы ФСК как можно скорее утвердила и обнародовала инвестиционную программу по строительству сетевых мощностей на ближайшие 10 лет. Это позволит инвесторам принимать решения о целесообразности участия в проектах по строительству новых генерирующих мощностей в Московском регионе.
Однако пока идет реструктуризация Мосэнерго, говорить о привлечении значительных финансовых средств рано. Но после реструктуризации и формирования новых обществ Мосэнерго планирует увеличить масштабы кредитования, в частности планируется выпуск еврооблигаций. Кроме того, намечено проведение допэмиссий акций новых компаний. И здесь у ряда объектов значительно повысится инвестиционная привлекательность. В частности, можно говорить о Московской генерирующей компании, в которую войдут 17 тепловых электростанций суммарной мощностью 10,5 тыс. МВт. Привлекательность компании обусловлена тем, что согласно проекту реформы в 2006 г. акционеры РАО <эЕЭС России> получат возможность прямого участия в Московской генерирующей компании.
Сколько стоит Иркутская ГЭС?
Начиная с 2005 г. Иркутскэнерго будет платить государству арендную плату за использование плотины Иркутской ГЭС. К концу июня 2004 г. должна быть определена сумма арендной платы, которая автоматически войдет в стоимость энерготарифов 2005 г. Как заявила заместитель главы администрации Иркутской области, председатель региональной энергетической комиссии Ирина Думова, еще не определен механизм расчета арендной платы. По поручению федеральной энергетической комиссии рассчитывать стоимость аренды иркутской плотины будет московская фирма ЭНПИ Консалт. При этом И. Думова не исключает возможности того, что арендная плата пойдет не только в счет государства. Например, при строительстве и эксплуатации плотины Иркутской ГЭС как бюджет, так и жители области понесли убытки экономического и экологического характера. Поэтому вполне логично, что они могут быть хоть частично компенсированы. Но пока реальность такова, что с 2005 г. жителей области ждет повышение энерготарифов как минимум на 10%. Региональная энергетическая комиссия уже начала работу по формированию тарифов на следующий год, которые будут действовать в течение 3 лет. Примечательно, что с 2005 г. государство намерено прибегнуть к подобным мерам по отношению ко всем плотинам, работающим в стране.
|
В Казахстане строится вторая ЛЭП
Единственная пока ЛЭП с севера на юг мощностью 500 кВ идет из Экибастуза через Нуру, Агадырь, Алма-Ату в столицу Киргизии Бишкек; далее опять в Казахстан - Джамбул и Чимкент - и заканчивается на территории Узбекистана, на Ташкентской ГРЭС. Поскольку действующая ЛЭП имеет недостаточные пропускные способности, новая линия электропередач мощностью тоже 500 кВ и длиной 1163 км позволит обеспечить южные регионы Казахстана электроэнергией из северных областей, где на лицо ее избыток. Как отметил президент казахстанской компании по управлению электрическими сетями KEGOC Канат Бозумбаев, это будет <эмост> для перетока электричества в Россию, которая заинтересована в освоении обладающей дешевыми ресурсами гидроэнергетики Таджикистана и Киргизии. Первая из трех фаз проекта <эСевер-Юг> предполагает строительство новой подстанции рядом с городом Шу в Джамбульской области, расширение подстанции Южно-Казахстанской ГРЭС (ЮКГРЭС) в районе Балхаша, а также строительство линии электропередачи протяженностью более 150 км. Оставшиеся две фазы предполагают возведение отрезков ЛЭП по маршрутам Экибастуз - Агадырь и Агадырь - ЮКГРЭС. Для финансирования постройки второй высоковольтной линии, связывающей север и юг страны, планируется привлечение инвестиций из разных источников. Предполагается участие в кредите двух-трех крупных банков. Финансирование первой фазы постройки составило порядка 90 млн долл. На первую фазу постройки ЛЭП Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) при участии коммерческих банков планирует организовать для KEGOC синдицированный кредит на сумму 60 млн долл.
|
|