Поиск
Журнал "Энергорынок" # 3 за 2004 год
Особенности реорганизации акционерных обществ в процессе реформирования электроэнергетики

Баев Сергей
Линия права

    С самой ранней стадии подготовки реформ электроэнергетического комплекса основной и конечной их целью провозглашалась либерализация рынка электроэнергетики. Под либерализацией подразумевались комплексная реконструкция отрасли и выделение из предприятий электроэнергетики инфраструктурных подразделений, деятельность которых подлежит регулированию законодательством о естественных монополиях, а также генерирующих и распределительных активов, на базе которых возможно создание конкурентного рынка производства и реализации электрической и тепловой энергии.

    Из нескольких возможных методов достижения поставленной цели авторы реформ предпочли остановиться на реорганизации в форме разделения или выделения, посчитав данный вариант наиболее оптимальным как с правовой, так, вероятно, и с экономической точек зрения. Однако с учетом установленных российским законодательством достаточно жестких требований к порядку проведения реорганизации в законодательные акты о реформировании электроэнергетики были включены специальные положения, в определенной степени упрощающие данный порядок применительно к проводимым в рамках отрасли реорганизациям. На содержании указанных специальных положений и их сравнительно-правовом анализе хотелось бы подробно остановиться в настоящей статье.

    Общие условия реорганизации
    Прежде чем повести речь об особенностях проведения реорганизации в рамках реформирования электроэнергетики, хотелось бы вкратце рассмотреть общие требования, которые установлены универсальными нормами действующего законодательства в отношении процедуры реорганизации обществ. Поскольку все предприятия электроэнергетического комплекса, которым предстоит пройти реорганизацию, созданы в форме акционерных обществ, то имеет смысл остановиться только на положениях федерального закона <эОб акционерных обществах>, регулирующих данную сферу.
    Применительно к реорганизациям в форме разделения (выделения) законом <эОб акционерных обществах> установлены как общие требования, распространяющиеся на все без исключения формы реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование), так и особые, касающиеся исключительно разделения (выделения) акционерных обществ. К общим требованиям относятся принятие решения о реорганизации на общем собрании акционеров соответствующего общества не менее чем 75% голосов акционеров, а также обязательное уведомление кредиторов общества о принятом решении. Также к общим требованиям можно отнести закрепленное за советом директоров (наблюдательным советом) общества право инициировать начало процедуры реорганизации, вынеся на рассмотрение собрания акционеров проект соответствующего решения и подготовив необходимые для этого документы. Кроме того, с момента принятия собранием акционеров решения о реорганизации (вне зависимости от ее формы), у не поддержавших данное решение акционеров возникает право требовать от общества выкупа принадлежащих им акций по определенной советом директоров (наблюдательным советом) цене, которая не должна быть меньше рыночной стоимости этих акций.
    Что касается специальных требований к реорганизациям в форме разделения (выделения), они в обоих случаях почти идентичны и отличаются лишь незначительно, если не считать того факта, что при реорганизации в форме разделения реорганизуемое общество ликвидируется, а при реорганизации в форме выделения реорганизуемое общество продолжает действовать и по завершении процедуры реорганизации.
    Требования к рассматриваемым формам реорганизации частично схожи: как при разделении, так и при выделении общее собрание акционеров реорганизуемого общества обязано одновременно с принятием решения о реорганизации определить порядок и условия ее проведения, принять решение о создании новых обществ - правопреемников реорганизуемого общества и, наконец, утвердить разделительный баланс.
    И лишь когда речь заходит о порядке размещения акций обществ, создаваемых в результате реорганизации, появляются определенные расхождения между этими двумя формами. Так, при реорганизации в форме разделения акции реорганизуемого общества могут только конвертироваться в акции обществ, создаваемых в результате разделения. В противоположность этому при реорганизации в форме выделения акции реорганизуемого общества могут как конвертироваться в акции выделяемых обществ, так и не претерпевать никаких изменений; акции выделяемых обществ при этом подлежат распределению среди акционеров реорганизуемого общества или приобретаются им самим.

    Что касается специальных требований к реорганизациям в форме разделения (выделения), они в обоих случаях почти идентичны и отличаются лишь незначительно, если не считать того факта, что при реорганизации в форме разделения реорганизуемое общество ликвидируется, а при реорганизации в форме выделения реорганизуемое общество продолжает действовать и по завершении процедуры реорганизации

    В обоих рассматриваемых случаях акционеры, которые голосовали против решения о реорганизации (не принимали участия в голосовании), получают право воспользоваться по своему выбору одной из двух возможностей. Первая из них установлена общими требованиями закона <эОб акционерных обществах> и предоставляет этим акционерам право потребовать от реорганизуемого общества выкупа принадлежащих им акций по цене не ниже рыночной. Здесь необходимо отметить, что данное право акционеров может быть ограничено, поскольку в силу требований п. 5 ст. 76 федерального закона <эОб акционерных обществах> реорганизуемое общество не вправе направлять на выкуп акций средства, составляющие более 10% стоимости чистых активов общества по состоянию на дату принятия решения о реорганизации. В случае если общее количество акций, в отношении которых заявлено требование о выкупе, превысит количество акций, которые общество может выкупить с соблюдением указанного ограничения, акции должны выкупаться у акционеров пропорционально заявленным требованиям. Если акционеров это не устраивает, они вправе воспользоваться второй возможностью - получить акции всех создаваемых в результате реорганизации обществ в количестве, пропорциональном доле участия указанных акционеров в реорганизуемом обществе (право на получение акционерами реорганизуемого общества пропорционального количества акций обществ, создаваемых в ходе реорганизации, не предоставляется при приобретении реорганизуемым обществом 100% акций выделяемого общества (обществ)). Допускается и комбинация двух вариантов, когда не поддержавший решение о реорганизации акционер требует от реорганизуемого общества выкупить часть принадлежащих ему акций, а кроме того, получает пропорциональное количество акций всех обществ, создаваемых в результате реорганизации.
    По поводу получения пропорционального количества акций необходимо пояснить, что решение о реорганизации может предусматривать как пропорциональное распределение среди акционеров реорганизуемого общества акций обществ, создаваемых в результате реорганизации, так и размещение акций в ином порядке (при условии, что акции обществ, создаваемых в результате реорганизации, в соответствии с Указом Президента РФ № 1210 от 18 августа 1996 г. не могут размещаться третьим лицом). Основной недостаток этого <эиного порядка> состоит в том, что он не исключает вероятных злоупотреблений со стороны мажоритарных акционеров реорганизуемого общества, которые путем реорганизации могут провести выделение ликвидных и малоликвидных активов в разные общества (в первых из них мажоритарные акционеры максимально увеличивают свою долю участия, а в последних миноритарные акционеры приобретают контрольный или близкий к контрольному пакет акций, не представляющий, однако, особой ценности). В связи с федеральным законом <эОб акционерных обществах> и было предусмотрено право акционеров реорганизуемого общества, не поддержавших решение о реорганизации, получить во всех создаваемых в ходе реорганизации обществах пропорциональное количество размещаемых акций.

    Специфика электроэнергетики
    Со вступлением в силу пакета законодательных актов о реформировании электроэнергетики (прежде всего вступлением в силу с 29 марта 2003 г. федерального закона <эОб особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской федерации в связи с принятием Федерального закона ''Об электроэнергетике''> (далее - Переходный закон)) отдельные нормы федерального закона <эОб акционерных обществах>, регламентирующие вопросы реорганизации, подлежат применению только в части, не противоречащей указанным законодательным актам. Так, Переходный закон установил, что начиная с 1 января 2005 г. для принятия решения о реорганизации обществ электроэнергетики достаточно одобрения не квалифицированного, а простого большинства акционеров. Фактически речь идет о том, что для принятия решения о реорганизации региональных энергетических компаний достаточно одобрения РАО <эЕЭС России>, участие которого практически во всех этих компаниях превышает 50%. В отношении РАО <эЕЭС России> законодатели также предусмотрели снижение порога принятия решения о реорганизации до простого большинства голосов, с тем чтобы государство как основной акционер РАО <эЕЭС России> было в состоянии обеспечить принятие подобного решения и его исполнение.
    Снизив порог принятия решений о реорганизации до минимально допустимого, Переходный закон в интересах миноритарных акционеров лишил общие собрания акционеров реорганизуемых обществ возможности определять порядок размещения акций обществ, создаваемых в ходе реорганизации. Переходным законом было установлено требование обязательного размещения акций обществ, создаваемых в ходе реорганизации, в количестве, пропорциональном доле участия в уставном капитале акционеров реорганизуемого общества. То есть структура акционерного капитала создаваемых в ходе реорганизации обществ должна зеркально повторять аналогичную структуру реорганизуемого общества. В принципе утвержденная РАО <эЕЭС России> стратегия <5+5> также предусматривает пропорциональность распределения акций обществ, создаваемых в ходе реорганизации, даже если реорганизация будет осуществляться до 1 января 2005 г. Однако до этого времени акционеры обществ электроэнергетики вправе согласовать и иной порядок распределения акций.
    Таким образом, законодатели изъяли из компетенции собрания акционеров (применительно к рассматриваемой ситуации) право определять порядок размещения акций обществ, создаваемых в ходе реорганизации, сделав это самостоятельно.
    Кроме того, Переходный закон способен косвенно повлиять на процедуры реорганизации в силу установленного Переходным законом запрета на концентрацию в одном и том же обществе магистральных и локальных электросетей, а также на концентрации имущества, используемого для диспетчерского управления, и инфраструктуры для генерации и реализации электроэнергии. Внешне подобное косвенное влияние выражается в составлении и последующем утверждении разделительного баланса таким образом, чтобы в нем нашли свое отражение вышеуказанные запреты на концентрацию определенного имущества в одном и том же обществе.
    Наконец, определенное косвенное влияние на порядок проведения реорганизации предприятий энергетического комплекса может оказать установленное Переходным законом требование обеспечить долю участия государства в определенных обществах, создаваемых в ходе реорганизации. Данное требование распространяется только на те общества, которым будет переходить имущество, деятельность на базе которого относится к разряду монополистической (естественная монополия). Речь идет о создаваемой в рамках реформы организации по управлению Единой национальной электрической сетью и Системном операторе (организации по оперативному диспетчерскому управлению), где на момент окончания переходного периода не менее 52% акций должны находиться в федеральной собственности, а в последующий период доля участия РФ в указанных организациях должна быть увеличена как минимум до 75% + 1 акция. Естественно, указанное требование Переходного закона должно обязательно приниматься во внимание при определении того, какие активы передаются какому обществу, создаваемому в ходе реорганизации.

    Из нескольких возможных методов достижения поставленной цели авторы реформ предпочли остановиться на реорганизации в форме разделения или выделения, посчитав данный вариант наиболее оптимальным как с правовой, так, вероятно, и с экономической точек зрения

    В остальном в процедурном аспекте порядок реорганизации предприятий электроэнергетического комплекса ничем не отличается от порядка реорганизации остальных акционерных обществ. Кроме того, выпуск акций обществ, создаваемых в процессе реорганизации, будет абсолютно идентичен для всех акционерных обществ вне зависимости от отраслевой принадлежности и будет регулироваться во всех случаях нормами федерального закона <эО рынке ценных бумаг> и Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 03-30/пс от 18 июня 2003 г. <эО стандартах ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг>.
    Необходимо также отметить, что Переходный закон не только изменяет отдельные нормы процессуального характера, регулирующие порядок проведения реорганизации, но и в определенной степени дополняет материальную по своей природе норму об основаниях для проведения реорганизации. А именно Переходный закон установил еще одно основание - возможность проведения принудительной реорганизации в случае, если в законодательно установленные сроки общества электроэнергетического комплекса не будут реорганизованы в добровольном порядке. Иными словами, если по общему правилу реорганизация предполагает ее проведение только на основании волеизъявления акционеров, то со вступлением в силу Переходного закона волеизъявление акционеров ограничивается определенными сроками, по истечении которых отсутствие волеизъявления становится равносильным по своим правовым последствиям его наличию и позволяет приступить к проведению реорганизации.
    В принципе проведение принудительной реорганизации допускается ст. 57 Гражданского кодекса, но исключительно в установленных законом случаях. До вступления в силу Переходного закона принудительная реорганизация предусматривалась только одним законодательным актом - законом РСФСР № 948-1 от 22 марта 1991 г. <эО конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках> (далее - Монопольный закон) и только в отношении предприятий, занимающих монополистическое положение на рынке. Если Переходный закон требует проведения принудительной реорганизации в случае бездействия органов управления соответствующего общества, то Монопольный закон предполагает проведение принудительной реорганизации как санкцию за действия, направленные на ограничение конкуренции на определенном рынке.
    На практике вышеуказанная норма Монопольного закона фактически не применялась и поэтому была, по сути, <эспящей нормой>, использование которой в современных условиях казалось скорее гипотетически возможным, чем практически реализуемым. В то же время проведение предусмотренной Переходным законом принудительной реорганизации видится вполне реальным, даже несмотря на то, что законодательно не определено, будет ли реорганизация проводиться по решению уполномоченного органа (не установлено также, что это будет за орган) или на основании судебного решения.

    Заключение
    Таким образом, Переходный закон как один из основных источников правового регулирования процедуры реформирования электроэнергетического комплекса способен оказать существенное влияние на последующее развитие российского законодательства об акционерных обществах. И это несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, узкоотраслевую направленность Переходного закона. Вводимые Переходным законом изменения, основное назначение которых - достижение поставленной цели путем пересмотра в сторону смягчения (в особых случаях) императивных требований законодательства с одновременным предоставлением определенных гарантий лицам, чьи права могут быть нарушены в связи с этим пересмотром требований (баланс прав и обязанностей), могут получить свое последующее развитие как в иных узкоотраслевых законодательных актах, так и в универсальных источниках права, подобных федеральному закону <эОб акционерных обществах>. Тем более что аналоги подобным сбалансированным моделям имеются не только в российском, но и в зарубежном законодательстве.


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2004 ИД " РЦБ "
E-mail: