Поиск
Журнал "Энергорынок" # 4 за 2004 год
Спот-сделки: не все так просто, как кажется!

Пикин Сергей
АТС НП

    Практика показывает, что первый вопрос начинающего трейдера (конечно, после вопроса <эЧто такое рынок?>) обычно звучит так: <эКак правильно подавать заявки?> Без преувеличения можно сказать, что даже сейчас, по прошествии 5 месяцев работы сектора свободной торговли, этот вопрос не перестает будоражить умы многих участников торгов.

    По большому счету причин здесь 2. Во-первых, каждый трейдер обязан досконально знать механизм и последствия подачи ценовых заявок, а также ограничения, накладываемые на заявки определенного типа для различных участников торгов. Даже если трейдер подает заявки только на покупку, ему необходимо знать, как подают заявки контрагенты, поскольку это напрямую влияет на тактику составления документа. Все это не так-то просто понять сразу. Во-вторых, помимо знаний о заявках <эна сутки вперед> - спот-заявках, требуется умение анализировать результаты торгов, чтобы корректировать тактику подачи заявок. Только такая увязка знаний о спот-заявках и навыков анализа результатов позволяет добиться максимального эффекта на рынке.
    В настоящее время конкурентный рынок электроэнергии представлен через 2 основных инструмента торговли:

  • участие в торговле <эна сутки вперед> (спот-торговля) через подачу ценовых заявок покупателями и поставщиками электрической энергии;
  • заключение двусторонних договоров между покупателями и поставщиками.
        Подавая заявки на следующие сутки, участник торгов может более точно планировать свое потребление и производство электроэнергии, так как в момент подачи заявки он обладает достоверной информацией, например, о запасах топлива, параметрах работающего оборудования, погодных условиях и ситуации на рынке. Отсюда возникает важное ограничение, которое накладывается на этапе подачи ценовых заявок: участник продает или покупает на рынке только то количество электроэнергии, которое способен реально произвести или потребить. Такая тесная увязка процессов функционирования энергосистемы и торговой площадки гарантирует реальное исполнение результатов торгов.

        Подавая заявки на следующие сутки, участник торгов может более точно планировать свое потребление и производство электроэнергии, так как в момент подачи заявки он обладает достоверной информацией, например, о запасах топлива, параметрах работающего оборудования, погодных условиях и ситуации на рынке. Отсюда возникает важное ограничение, которое накладывается на этапе подачи ценовых заявок: участник продает или покупает на рынке только то количество электроэнергии, которое способен реально произвести или потребить.

        Заявка подается на сутки, за которые участник планирует потребить/произвести определенный объем электроэнергии. Каждая такая заявка содержит 24 подзаявки, где указываются ценовые предпочтения участника. Заявка покупателя электроэнергии означает его готовность приобрести и оплатить объем электроэнергии, названный в заявке, по цене, не выше указанной. Заявка поставщика означает его готовность произвести названное в заявке количество электроэнергии по цене не ниже указанной там. Таким образом, мы получаем кривую спроса и предложения. Задача ценового аукциона в процессе проведения торгов состоит в нахождении равновесного значения цены и объема, удовлетворяющего технологическим параметрам энергосистемы.

        Два типа заявок
        Следует различать заявку на покупку электроэнергии и заявку на продажу.
        Заявка на покупку может быть подана участником в сектор свободной торговли на объем до 30% полного собственного планового почасового потребления. Необходимо отметить, что каждая заявка обязательно проходит проверку на предельный объем свободного сектора. Заявленный суточный объем покупки всегда должен подкрепляться необходимым объемом финансового обеспечения, т. е. объемом денежных средств, находящимся на торговом счете участника. В случае, если финансового обеспечения недостаточно, заявка покупателя будет отклонена.
        Существуют естественные экономические ограничения для ценовой стратегии участника-покупателя. Это обусловлено тем фактом, что вне зависимости от результатов участия в секторе свободной торговли потребителю гарантируется необходимый объем электроэнергии: он может потребить тот объем, который не удалось купить в секторе свободной торговли, в регулируемом секторе по соответствующим тарифам. В итоге максимальная цена, по которой выгодно покупать электроэнергию в секторе свободной торговли, - это индивидуальный тариф потребителя в регулируемом секторе. Сразу оговоримся: помимо цены рынка необходимо рассчитывать стоимость денежных средств, которые расходуются на покупку каждый день, так как в регулируемом секторе график платежей совершенно иной и отвлечение денежных средств из оборота приведет к фактическому удорожанию электроэнергии. Однако сказанное не означает, что если сейчас нет денег на покупку электроэнергии в свободном секторе, то покупать не следует. В этом случае решается, что выгоднее: взять кредит и купить электроэнергию дешевле тарифа, заплатив проценты по кредиту, или не покупать ничего и потреблять все по тарифу в регулируемом секторе.
        Часто задают и другой вопрос: <эСколько ступенек лучше всего делать в заявке?> Чтобы ответить, придется разобраться в том, почему покупатель выбрал многоступенчатую заявку, ведь в большинстве случаев удобнее одноступенчатая. В частности, покупатель может попытаться таким образом максимально приблизиться к итоговой цене - это называется стратегией <эскальпирования>. Цель данной стратегии - указать в заявке такую цену, которая в итоге стала бы равновесной <эзамыкающей> ценой. Однако эта стратегия таит в себе серьезную опасность: участник может не купить весь необходимый ему объем электроэнергии из-за недостаточного числа предложений электронергии по равновесной <эзамыкающей> цене.
        В отличие от заявки на покупку заявка на продажу подается на полный объем выработки. Иными словами, заявка на продажу, подаваемая администратору торговой системы, состоит из 2 частей: регулируемой и конкурентной. Регулируемая часть заявки определяется как 85% от предварительного диспетчерского графика нагрузки (ПДГ), заданного системным оператором. Именно на этот объем участник-поставщик в регулируемом секторе гарантированно будет загружен, и именно за него он получит тариф в регулируемом секторе в полном объеме (включая стоимость условно-постоянных затрат - тариф на мощность). Выше данного объема загрузка не гарантируется. Поэтому конкурентная часть заявки начинается от 85% ПДГ и не превышает 15% от установленной мощности генерирующего оборудования участника. При проведении торгов поставщик не может быть разгружен ниже своей минимальной рабочей мощности или загружен выше максимальной.

        Заявка на покупку может быть подана участником в сектор свободной торговли на объем до 30% полного собственного планового почасового потребления. Необходимо отметить, что каждая заявка обязательно проходит проверку на предельный объем свободного сектора. Заявленный суточный объем покупки всегда должен подкрепляться необходимым объемом финансового обеспечения, т. е. объемом денежных средств, находящимся на торговом счете участника. В случае, если финансового обеспечения недостаточно, заявка покупателя будет отклонена.

        Определение цены
        Существенным вопросом при подаче ценовой заявки на продажу является вопрос установления цены. Во-первых, необходимо учесть структуру и стоимость топлива при той или иной выработке генератора. Во-вторых, следует рассчитать себестоимость каждого дополнительно выработанного мегаватта с учетом того, что в регулируемом секторе компенсируется только 85% платы за мощность. И наконец, возникает вопрос конкурентной борьбы между поставщиками за возможность продать свою электроэнергию.
        Первый вопрос решается через отражение в каждой из ступеней конкурентной части заявки стоимости того вида топлива, который использует поставщик. Например, сначала идет ступень с объемом выработки на лимитном газе с соответствующей стоимостью, затем ступень с ее объемом на сверхлимитном газе с большей ценой и, наконец, на последней ступени можно отразить выработку на мазуте как более дорогом виде топлива. Однако, если поставщик применяет только лимитный газ, он может ограничиться 2 ступенями с указанием на 2-й ступени заведомо высокой нерыночной цены для того, чтобы он не был загружен выше того графика, на который у него есть лимитный газ. Такая стратегия позволяет с помощью подачи заявки в свободном секторе регулировать торговый график в целом по станции, даже если поставщик ничего не продает на рынке.
        Во втором случае решается, что выгоднее: получить в свободном секторе хоть часть <эвыпавшего> объема 15%-ной платы за мощность (хоть 1-2%!) или, не получив ничего, быть загруженным в регулируемом секторе по тарифу на электроэнергию без какой-либо компенсации условно-постоянных затрат. Выбор очевиден.
        Третий вопрос более сложен и напрямую связан с умением анализировать не только свои результаты, но и общедоступную информацию о торгах, размещаемую на сайте НП <эАТС> (www.np-ats.ru). Наиболее острой проблема становится в часы/сутки минимальной нагрузки энергосистемы, когда потребление снижается и предложение становится избыточным, - в это время поставщики начинают конкурировать между собой особенно жестко. В такой ситуации полезной оказывается ценопринимающая заявка на продажу, которая позволяет реализовать необходимый объем электроэнергии с большей вероятностью, чем простая ценовая заявка даже с очень низкой ценой. Однако и здесь есть определенный риск: соглашаясь на любую установленную покупателями цену, поставщик в результате может получить очень низкую величину, которая окажется меньше стоимости топлива, необходимого для выработки соответствующего объема электроэнергии.

        Существенным вопросом при подаче ценовой заявки на продажу является вопрос установления цены. Во-первых, необходимо учесть структуру и стоимость топлива при той или иной выработке генератора. Во-вторых, следует рассчитать себестоимость каждого дополнительно выработанного мегаватта с учетом того, что в регулируемом секторе компенсируется только 85% платы за мощность. И наконец, возникает вопрос конкурентной борьбы между поставщиками за возможность продать свою электроэнергию.

        Ответив на 3 названных вопроса, поставщик получает тактически правильно составленную заявку. Следующим этапом должны стать анализ конкурентной среды, в которой действует участник, и выработка умения быстро реагировать на ее изменения. Этой теме будет посвящена следующая статья.

        (Продолжение следует.)


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: