Опрос
-
ЭСК можно разделить на две категории: выделившиеся в процессе реорганизации АО-энерго и коммерческие (независимые) компании. Сегодня многие из тех, кто обладает ресурсами (финансовыми, административными), стремятся создать свою компанию, понимая, что вхождение в бизнес ранее закрытый теперь реально и может стать весьма доходным.
Однако путь к успеху всегда тернист, а светлое будущее подчас намного отдаленней, нежели казалось на первый взгляд.
Рассказать о том, что представляет собой бизнес энергосбытовых/энергоснабжающих компаний сегодня и каковы его перспективы, мы попросили представителей как первой, так и второй категории ЭСК.
1. Как вы оцениваете текущее положение ЭСК?
2. Что необходимо для развития бизнеса ЭСК?
3. С какими проблемами сегодня приходится сталкиваться ЭСК?
4. Насколько остро стоит проблема неплатежей?
5. Что нужно для того, чтобы добиться успеха на рынке?
6. Как вы оцениваете перспективность развития бизнеса ЭСК в России?
|
Анатолий Яшанин первый заместитель генерального директора ОАО <эКалужская сбытовая компания>
1. Финансово-экономическое положение энергосбытового подразделения ОАО <эКалугаэнерго>, на базе которого с 1 апреля 2004 г. начала функционировать самостоятельная компания ОАО <эКалужская сбытовая компания>, является стабильным на протяжении ряда лет. С одной стороны, менеджерами и сотрудниками компании накоплен большой опыт ведения энергосбытовой работы в современных экономических условиях, отлажены все бизнес-процессы. С другой стороны, большинство потребителей стали понимать, что электроэнергия - это товар, а не социальное благо и за этот товар необходимо рассчитываться своевременно и в полном объеме.
2. На сегодняшний день в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность предприятий электроэнергетики, имеются пробелы. И для развития бизнеса энергосбытовых компаний необходимо скорейшее принятие полного пакета законов, которые будут регулировать работу сбытов. Нужны нормативные акты, которые бы позволили стабилизировать отношения по схеме расчетов с оптовым и потребительским рынками, более эффективно сформировать инструментарий работы рынка <5-15%>. Также необходимо скорейшее решение вопроса перекрестного субсидирования - без этой меры невозможно создание условий для справедливой конкуренции между энергосбытовыми компаниями в отдельных регионах.
3. Хотелось бы выделить две основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются энергосбытовые компании.
Первая - низкое качество и несоответствующий технический уровень приборов учета, установленных в отечественной энергосистеме. Основной итог этих технических несовершенств - несоответствие показаний первичного и вторичного учета электроэнергии и как следствие дополнительные потери.
Вторая проблема - это убытки, связанные с хищением электроэнергии и цветных металлов с линий электропередач. Нередко целые населенные пункты остаются без электроэнергии потому, что энергооборудование основной и резервной линий разграблено. Предпринимаются меры, чтобы предотвратить хищения, но на фоне позиции правоохранительных органов и наших законодателей они не позволяют искоренить данную проблему.
Серьезную озабоченность вызывает практика вынесения судебных решений по делам о хищениях электроэнергии и цветных металлов с линий электропередач. Человек, вина которого доказана, а сумма ущерба составляет десятки или сотни тысяч рублей, получает приговор с отсрочкой его исполнения, и лишь ранее судимые отбывают наказание в исправительных заведениях.
Проблема хищений в большей степени затрагивает деятельность сетевой компании, но сказывается и на работе ЭСК, которая из-за недобора денежных средств и недоотпуска электроэнергии не имеет возможности в полной мере возмещать затраты сетевой компании по транспорту электроэнергии.
4. В данный момент можно констатировать полное взаимопонимание между ОАО <эКалужская сбытовая компания> и промышленными предприятиями: практически все они оплачивают 100% потребленной электроэнергии и в полном объеме в соответствии с условиями договоров осуществляют предоплату. До 2002-2003 гг. оставалась сложной ситуация с оплатой отпущенных энергоресурсов со стороны оптовых предприятий-перепродавцов электроэнергии. Но к прошлому году ОАО <эКалугаэнерго> приобрело в собственность имущество ОПП на территории всей Калужской области, за исключением нескольких населенных пунктов. Лишнее звено в хозяйственной цепочке было устранено: компания заключила с потребителями прямые (минуя перепродавцов) договора, и это положительно повлияло на своевременность и полноту расчетов за отпущенную электроэнергию.
5. Успех энергосбытовой компании на рынке будет зависеть от наличия в команде единомышленников-профессионалов. В Калужской сбытовой компании такая команда есть. Наши менеджеры научились эффективно реагировать на изменения рынка и тарифной политики. Также налажено взаимодействие с другими участниками процесса энергоснабжения - диспетчерской службой и сетевой компанией. Все это позволяет Калужской сбытовой компании быть уверенной в собственной стабильной работе и привлекательности для потребителей в условиях конкуренции.
6. Интерес к реформе электроэнергетики и к тем возможностям, которые она дает, есть и у потребителей электроэнергии, и у тех компаний, которые обеспечивают процесс энергоснабжения. Спрос на услуги ЭСК, организующих процесс купли-продажи электроэнергии оптимальным для потребителя способом, существует. И по мере либерализации электроэнергетики у сбытовых компаний появляется возможность удовлетворить его и предложить потребителям не одну стандартную услугу, а целое меню с ассортиментом услуг. И если реформирование отрасли будет идти в намеченном русле, то энергосбытовый бизнес будет развиваться.
Представитель ОАО <эОрловская сбытовая компания>
1. Энергосбытовые компании переживают сейчас смутные времена, когда они начинают жестко, используя все возможные ресурсы, отвоевывать свое место под солнцем.
В Орловской области действуют уже три ЭСК. Основной удельный вес занимает энергосбыт ОАО <эОрелэнерго>. Также существует энергосбытовая компания, поставляющая электроэнергию для нефтеперекачивающих предприятий нефтепровода <эДружба> - так называемый отраслевой, или корпоративный, энергосбыт. Этим же путем идут и другие вертикально интегрированные компании: <эМострансгаз>, <эРЖД>. Поэтому следует ожидать, что в ближайшие два-три года в регионе возникнут еще как минимум две <экорпоративные> энергосбытовые компании. Также есть на региональном рынке и чисто коммерческая сбытовая компания. И если создание корпоративных энергосбытов Орловская энергосистема остановить не может (вследствие чего для нее будет потеряна некоторая часть рынка), то конкурировать с коммерческими сбытовыми компаниями необходимо учиться.
2. Для развития бизнеса ЭСК нужны прозрачные правила игры как на оптовом, так и на розничном рынках. И если на первом поставщики, системный оператор и покупатели договариваются между собой, то на втором существуют серьезные препятствия для развития рыночных отношений, как то:
- присутствие в гражданском законодательстве требования к наличию у абонента сети, присоединенной к энергоснабжающей организации (но сети-то остались в сетевой компании);
- существующая система перекрестного субсидирования в системе отпускных тарифов для конечных потребителей;
- отсутствие Правил розничного рынка переходного периода и реальной возможности гибкого и своевременного маневрирования уровнями тарифов для конечных потребителей.
Кроме перечисленного выше компания должна стремиться к достижению элементарных рыночных целей, таких как увеличение доли рынка, снижение издержек, улучшение качества обслуживания клиентов и т. д.
3. В дополнение к уже сказанному можно отметить проблему отсутствия культуры потребления электроэнергии у абонентов, а иногда и просто культуры поведения у отдельных потребителей. За многие годы советской власти жители России привыкли к тому, что электроэнергия скорее благо, нежели товар, и если за нее не платить, то не последует никаких санкций. К сожалению, менталитет изменить за относительно короткий срок невозможно. Сменится не одно поколение, пока люди станут отождествлять электроэнергию с товаром, за который так же, как и за хлеб, необходимо платить, и как следствие начнут бережно и экономно к ней относиться.
4. Проблема неплатежей стоит по-прежнему остро, хотя за последние три года удалось сделать многое - изменить само отношение к энергетикам. Большинство потребителей теперь не видят в них врагов. При этом энергетика, как индикатор экономики (ситуация с платежами напрямую зависит от благополучия в отрасли), показывает, что сегодня заметна стабилизация в промышленности, транспорте и связи, которые в основном платят исправно, и наоборот, неважно обстоят дела в АПК, ЖКХ, строительстве, местных бюджетах, продолжающих копить долги.
5. Основным конкурентным преимуществом компании является способность учиться быстрее, чем конкуренты.
6. На рынке в Орловской области уже действуют три сбытовые компании. Не надо доказывать, что емкость регионального энергорынка велика, а высоких капиталовложений в этот бизнес не требуется. Кроме того, для России это новый конкурентный вид бизнеса, а все новое на рынке сверхвостребовано.
Владимир Петухов директор филиала <эЭнергосбыт> ОАО <эБрянскэнерго>
1. Энергосбытовые компании находятся сейчас в трудном положении, так как до сих пор отсутствуют Правила розничного рынка электрической энергии переходного периода и Правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках электрической энергии, которые определят работу ЭСК, их взаимоотношения с потребителями и т. д.
Перед энергосбытовой компанией стоит задача выработать необходимые регламенты, позволяющие в переходный период строить свои договорные отношения с контрагентами как на оптовом, так и на розничном рынках.
2. Для развития бизнеса энергосбытовых компаний необходимо следующее:
- законодательная база, четко регламентирующая отношения ЭСК как с конечными потребителями, так и с обществами, создаваемыми в ходе реформирования РАО <эЕЭС России> (АО-энерго);
- система тарифного регулирования, в основе которой - экономически обоснованные тарифы для всех групп потребителей;
- современное программное обеспечение.
Крайне значимо для ЭСК повышение квалификации персонала компании. Этого можно добиться путем обмена опытом, стажировки в успешных компаниях, профессиональной аттестации специалистов.
Реализация вышеперечисленных пунктов позволит ЭСК решить задачу создания максимально привлекательных условий поставки электроэнергии крупным промышленным потребителям, а через совершенствование процессов энергосбытовой деятельности приведет к развитию сбытового бизнеса, росту конкурентоспособности ЭСК и подъему бизнеса на качественно новый уровень, отвечающий требованиям рынка.
3. Одна из основных проблем - это отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей однозначно регламентировать отношения между энергосбытовой компанией, потребителями и другими субъектами розничного рынка.
Единственным правовым документом, который подробно регулировал отношения по электроснабжению потребителей, являлись Правила пользования электрической и тепловой энергией. С их отменой включение ряда условий в договор об электроснабжении стало возможным только по соглашению с потребителем, поскольку ГК РФ содержит лишь общие нормы по поставке электрической, тепловой энергии, газа, нефти, воды и пр.
Утвержденные в январе 2002 г. Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями не являются обязательными для исполнения, кроме того, как и ГК РФ, регламентируют отношения потребителей и энергоснабжающей организации, а не потребителей и энергосбытовой компании.
Остаются неурегулированными и отношения между обществами, образующимися в результате реорганизации АО-энерго. На сегодняшний день остается открытым вопрос об оплате энергосбытовой компанией оказываемых территориальной сетевой организацией (ТСО) услуг по ограничению, прекращению, возобновлению электроснабжения потребителей-неплательщиков. Какого-либо тарифа на данные услуги не установлено, а договорную цену, согласованную между ТСО и ЭСК, проблематично применить к потребителям.
Правительством также не утверждены правила и порядок деятельности гарантирующих поставщиков, следовательно, пока не существует основания для установления предусмотренной ФЗ <эОб электроэнергетике> сбытовой надбавки, отсутствует методика ее расчета, хотя, по существу, ЭСК будет выполнять функции гарантирующего поставщика.
4. По соотношению величины дебиторской задолженности и среднемесячного начисления положение Брянской сбытовой компании является удовлетворительным.
По состоянию на 01.04.2004 г. дебиторская задолженность потребителей электроэнергии составляет 247,1 млн руб. при среднемесячном плановом начислении в 2004 г. - 294,8 млн руб.
5. Для успешного функционирования Брянской сбытовой компании необходимо полноценное развитие деятельности в двух направлениях: на оптовом и розничном рынках электроэнергии. В частности, заключение прямых договоров с поставщиками электроэнергии на ОРЭ, четкое взаимодействие с потребителями розничного рынка, вплоть до заключения договоров поставки электроэнергии с потребителями других регионов и т. д.
6. Будущее ЭСК зависит от того, насколько эффективно они смогут изменить свою деятельность применительно к рыночным механизмам в части снижения издержек, расширения рынка сбыта, введения прогрессивных методов управления и оптимизации энергосбытовых процессов.
Сергей Кочуров директор по сбыту ОАО <эСеверная энергетическая управляющая компания> (г. Вологда)
1. По результатам первого квартала управляемые ОАО <эСЭУК> <эВологдаэнерго> и <эАрхэнерго> выполнили задания бизнес-плана по реализации энергии. В Костромаэнерго наблюдается отставание от задания бизнес-плана, но в этом направлении ведется работа. Повышение платежной дисциплины, выполнение соглашений между властями трех регионов и энергетиками о своевременной оплате энергии - задачи, над которыми сейчас активно работают специалисты управляющей компании, сбытовых подразделений АО-энерго.
2. Пакет законов по реформе энергетики принят. Теперь необходимо подготовить нормативную базу для дальнейших преобразований,
а именно:
- разработать положение о гарантирующем поставщике (ГП), в котором были бы подробно сформулированы принципы и методы его взаимодействия в период реформирования с потребителями, населением, бюджетными организациями;
- определить методику формирования тарифов на услуги ГП;
- сформировать четкую концепцию функционирования розничного рынка.
Также надо отметить, что пока нет опыта взаимодействия сбытовых, сетевых и генерирующих компаний как самостоятельных участников рынка и потребителей. Между тем риски ЭСК при самостоятельной работе резко повышаются. В связи с этим необходим механизм страхования рисков ЭСК как важнейшего звена между производителями энергии и ее потребителями.
3. Можно выделить две основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются ЭСК. Во-первых, это высокий уровень коммерческих потерь энергии. Для их минимизации требуется внедрение современных средств учета. Вологдаэнерго ежегодно тратит на установку АСКУЭ около 17 млн руб., в Костромаэнерго в 2003 г. установили 25 тыс. электронных счетчиков взамен устаревших индукционных. Но для работы на рынке нужны принципиально новые программные продукты, объединившие и систему дистанционного учета съема показаний потребления, и современные расчетные системы. Во-вторых, серьезной проблемой для АО-энерго является выход на ФОРЭМ крупных потребителей. В этом случае вся тяжесть перекрестного субсидирования ложится на оставшихся потребителей, энергосистемы несут убытки. Существует опасность, что ЭСК просто не смогут в полном объеме собирать плату, так как оставшиеся группы потребителей - ЖКХ, бюджеты, население - менее платежеспособны. Необходимо как можно скорей решать проблему перекрестки, разработать государственную систему возмещения населению льгот и субсидий от роста тарифов.
4. Дебиторская задолженность по Костромаэнерго составляет 831 млн руб., по Архэнерго - 1,8 млрд руб., по Вологдаэнерго - 429 млн руб.
Для энергосбытовых подразделений АО-энерго, равно как и для создаваемых в ходе реформы ЭСК, недополучение средств чревато серьезными последствиями. К примеру, для замены трансформатора на подстанции <эКострома-2> требуется 30 млн руб. Энергетики из-за неплатежей не могли изыскать необходимые средства несколько лет. Наступил так называемый предел износа, когда нужно было либо менять агрегат, либо оставлять костромичей без света. И таких примеров немало. При этом необходимо расплачиваться с поставщиками топлива, подрядчиками. Таким образом, проблема неплатежей крайне негативно сказывается на работе энергосбытовых подразделений и АО-энерго в целом.
5. В условиях конкуренции успех каждой конкретной ЭСК будет зависеть от того, насколько <эдешевого> производителя найдет компания, какой объем энергии сможет закупить по оптовой, а значит, более низкой цене. И, конечно, от того, сможет ли ЭСК противопоставить сбытовым организациям-однодневкам, заинтересованным
в сиюминутной выгоде, оптимальный по качеству и цене пакет услуг.
6. Нынешние энергосбытовые подразделения АО-энерго, которые будут преобразованы в ЭСК, обладают всеми условиями для работы на рынке - квалифицированный персонал, техническое оснащение, системы учета и контроля. Уже сейчас появляются организации, которые предлагают услуги по энергосбытовой деятельности. Но не всегда новые участники рынка имеют опыт и необходимые технические условия. ЭСК могут оказывать им услуги по установлению систем учета, технического аудита по эксплуатации оборудования и пр. Так что в перспективности развития бизнеса ЭСК в России сомневаться не приходится. Важно построить этот бизнес грамотно!
|
Василий Самусев генеральный директор ЗАО <эНижегородская электрическая компания> (ЗАО <эНЭК>)
1. В настоящий момент трудно оценить положение всех энергосбытовых компаний - у всех оно разное и постоянно меняется. Здесь, скорее, стоит говорить о перспективности бизнеса как такового. А то, что он перспективен, уже не вызывает сомнения. Даже учитывая, что норма доходности небольшая, при профессиональном подходе и значительных объемах поставки есть возможность достичь вполне достойных результатов.
2. Для развития бизнеса ЭСК необходимо решить несколько принципиальных вопросов:
- принятие постановления о правилах работы на розничных рынках;
- обеспечение недискриминационного доступа к региональным сетям, создание системы антимонопольного контроля на рынке электроэнергии;
- <эпритирка> энергоснабжающих организаций к требованиям НП <эАТС> (коммерческий учет, расчет отклонений, участие в торгах, двусторонние договора и пр.).
3. Главная проблема для ЭСК - это взаимоотношения с АО-энерго и регуляторами на местах.
Здесь два взаимосвязанных аспекта: нерешенность вопроса перекрестного субсидирования и собственно монопольное поведение АО-энерго. Хотелось бы усилить влияние комиссии по разрешению споров между энергоснабжающими организациями и АО-энерго при РАО <эЕЭС> и подобной комиссии при НП <эАТС>. Также есть необходимость в общедоступности материалов о деятельности этих комиссий (например, в размещении их на сайтах).
Что касается кадровых вопросов, то не секрет, что специалист, который работает в энергоснабжающей организации, <эи швец, и жнец, и на дуде игрец>, т. е. он должен быть технарем, юристом, экономистом и пр.
В существующих энергосбытах АО-энерго подобных универсальных специалистов встретишь редко. Поэтому энергоснабжающие организации в основном занимаются либо воспитанием, дообучением собственных кадров, либо перекупают специалистов друг у друга.
4. Платежеспособность потребителей электроэнергии удовлетворительная.
5. Можно выделить следующие составляющие успешной работы на рынке:
- желание работать;
- коллектив профессионалов;
- возможность и способность договориться с другими субъектами рынка (АО-энерго, РАО <эЕЭС>, регуляторами и т. д.).
6. В настоящее время бизнес активно расширяется и является перспективным. Однако конкуренция по мере развития этого рынка будет увеличиваться.
Соответственно наиболее успешными и жизнеспособными станут те организации, которые сумеют наработать достаточную клиентскую базу, приобрести за это время хорошую репутацию, наладить взаимодействие с контрагентами в рыночной инфраструктуре.
При этом увереннее чувствовать себя будут те из них, кто является частью и/или работает в интересах какого-либо промышленного холдинга, т. е. имеет гарантированного потребителя.
Таким образом, в структуре энергосбыта будут преобладать нынешние составные части АО-энерго, которые вживлены в уже существующий производственный бизнес и, скорее всего, получат статус гарантирующих поставщиков.
Фарид Аляутдинов ООО <эТорговый дом "Энергосервис">
1. Текущее положение энергоснабжающих компаний можно оценить как довольно шаткое. До сих пор четко не сформирована нормативно-правовая база, что часто приводит к различного рода коллизиям, в которых коммерческие ЭСК оказываются практически беззащитными. В результате из примерно 45 покупателей - участников свободного сектора рынка электрической энергии и мощности лишь около 10 энергоснабжающих компаний не являются дочерними или зависимыми предприятиями РАО <эЕЭС России>.
2. Для развития бизнеса ЭСК следует, во-первых, доработать нормативно-правовую базу реформирования и функционирования электроэнергетической отрасли; во-вторых, укрепить позиции НП <эАТС> в качестве единого арбитра объединенного рынка электроэнергии и мощности с закреплением за ним соответствующих полномочий. Также необходимо становление институтов НП <эАТС>, таких как Наблюдательный совет и Третейский суд, что способствовало бы более быстрому и комплексному разрешению возникающих у участников рынка проблем.
3. В настоящее время основной проблемой, с которой сталкиваются ЭСК, является нежелание АО-энерго способствовать выводу предприятий-потребителей на конкурентный рынок. Причинами такого положения, на наш взгляд, являются недостатки нормативно-правовой базы реформирования электроэнергетической отрасли и неопределенность в вопросе покрытия выпадающих доходов. Помимо этого, до сих пор не для всех регионов установлены тарифы на транспортировку электроэнергии, что затрудняет расчеты с региональными АО-энерго. Наконец, дисбаланс между тарифами на топливо и электроэнергию, а также неплатежи потребителей усугубляют неблагоприятное положение с качеством электроэнергии.
4. Проблема неплатежей в электроэнергетике, наверное, одна из самых старых. Она наиболее остро проявляется в зимнее время, когда из-за недостатка топлива население и предприятия могут остаться без света и тепла. С одной стороны, проблема неплатежей связана с уровнем цен на основные виды энергетического сырья - угля, мазута, газа. Особенно это заметно сейчас, когда цены на мазут поднялись в среднем на 40%. Если такая динамика не исчезнет, то к началу холодов генерирующим компаниям не хватит денег, чтобы сделать необходимые запасы горючего на зиму. Проблема усугубляется тем, что часть средств, вырученных за электроэнергию, оседает в карманах перепродавцов, которые не спешат оплачивать счета региональных АО-энерго. С другой стороны, АО-энерго постоянно изменяют тарифы на электроэнергию, что приводит к накапливанию за предприятиями-потребителями огромного долга, который тянется годами и образует замкнутый круг неплатежей. Эти проблемы сможет решить переход на 100%-ный конкурентный рынок.
5. Чтобы добиться успеха на рынке электрической энергии и мощности, энергоснабжающим компаниям необходимо минимизировать свои издержки. В свете этого первоочередной задачей для энергоснабжающей компании является разработка и внедрение новых технологий, призванных повысить эффективность участия в процессе торговли электрической энергией (мощностью). Одной из таких технологий является автоматизированная измерительная информационная система (АИИС). Необходима и постоянная модернизация автоматизированной системы коммерческого учета (АСКУЭ), что позволит избежать нежелательного попадания в сектор отклонений, к чему зачастую приводит неточность подсчета электроэнергии.
6. При условии формирования полноценной нормативно-правовой базы, правил рынка электроэнергии переходного периода и установления четкого взаимодействия между НП <эАТС>, СО-ЦДУ, ЗАО <эЦДР ФОРЭМ> и НКО, а также благодаря возможности покупать электроэнергию на конкурентном рынке по ценам ниже, чем в регулируемом секторе, бизнес энергоснабжающих организаций будет активно и успешно развиваться. Переход к рыночному ценообразованию позитивно отразится и на себестоимости продукции для конечных потребителей. Скорее всего, в первое время тарифы на электроэнергию возрастут, но к моменту планового перехода на 100%-ный конкурентный рынок стабилизируются. При полностью конкурентном рынке электрической энергии (мощности) на величину тарифов будет оказывать влияние целый спектр факторов, начиная от сетевых ограничений и заканчивая условиями доступа производителей на рынок. Тем не менее участие в конкурентном рынке более выгодно и для покупателей, и для генерирующих компаний, для которых возможность заключения двусторонних договоров обеспечит постоянный гарантированный сбыт производимой электроэнергии.
Василий Макеечев генеральный директор ООО <эТранснефтьсервис С>
1. Текущее положение ЭСК не определено нормативными документами. Федеральный закон <эОб электроэнергетике> (ФЗ № 35 от 26.03.2003) лишь декларирует основные положения о статусе ЭСК, но не содержит каких-либо механизмов для осуществления ими деятельности, не говоря о бизнесе. Обсуждаемые в последнее время проекты постановлений Правительства РФ (о Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и о Правилах заключения и исполнения публичных договоров) требуют серьезной доработки. С учетом того, что процесс принятия нормативных документов длителен, вряд ли в ближайшие месяцы положение ЭСК станет ясным.
2. Необходимая нормативная база - только одно из условий развития бизнеса ЭСК. Ключевым на сегодняшний день является создание и совершенствование методологической базы, обеспечивающей недискриминационное функционирование ЭСК. К существенным элементам этой базы прежде всего относятся:
- методика и порядок определения экономически обоснованного размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям региональных энергосистем (региональных сетевых организаций);
- методика и порядок определения экономически обоснованного размера сбытовой надбавки ЭСК;
- объем и порядок предоставления отчетных документов в органы государственного регулирования тарифов ЭСК (сбытовых надбавок).
Кроме этого необходимо обеспечить в регионах недискриминационные условия для компаний, независимых от АО-энерго, однозначно решив проблему перекрестного субсидирования потребителей либо определив законодательно сроки его ликвидации.
3. Проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются независимые ЭСК, можно разделить на две категории.
Во-первых, это нерешенные территориальные вопросы, суть которых заключается в появлении в регионе конкурента для действующего АО-энерго и нежелании последнего отдавать платежеспособного потребителя в условиях действующего перекрестного субсидирования.
Во-вторых, отсутствие технических регламентов создания АСКУЭ для ЭСК и потребителей.
4. Проблема неплатежей для независимых ЭСК прямо связана с текущей платежеспособностью потребителей электроэнергии и их предыдущими долгами.
5. Успех ЭСК на оптовом рынке зависит прежде всего от команды менеджеров, в состав которой должны входить в оптимальном сочетании энергетики, знающие технологию отрасли, включая диспетчерские проблемы; юристы, владеющие всеми вопросами законодательной базы и методологией государственного регулирования тарифов; экономисты, контролирующие расчеты на оптовом рынке электроэнергии, включая сектор свободной торговли; руководители региональных проектов, умеющие достигать компромиссов в работе с региональными органами и АО-энерго.
6. Перспективность бизнеса ЭСК в России прямо связана с созданием соответствующей законодательной и нормативной базы, а также обеспечением недискриминационных условий деятельности ЭСК в регионах и на оптовом рынке электроэнергии. Если оценивать эти перспективы с позиции сегодняшнего дня, то <эсветлое будущее> еще неблизко.
Владислав Сурменко, Тарас Ченчик ЗАО <эЧелябинское управление энерготрейдинга> (г. Челябинск)
Реальные проблемы и призрачные перспективы энергосбытовых компаний
На данный момент в торговых сессиях конкурентного сектора оптового рынка электроэнергии принимают участие 12 независимых покупателей. Не секрет, что клиентами этих первых ласточек либерализации в электроэнергетике стали крупные промышленные предприятия и наличие такой клиентской базы сулит немалую прибыль для коммерческих энергосбытовых компаний (ЭСК). Но так ли это?
Как правило, вышедшие в конкурентный сектор оптового рынка электроэнергии промышленные потребители продолжают на себе нести бремя перекрестного субсидирования, которое выражается либо в завышенных тарифах на передачу по сетям АО-энерго, либо в договоренностях между местными властями и конфликтующими сторонами о выплате АО-энерго компенсации выпадающих доходов. Организаторы рынка в лице РАО <эЕЭС России> и Правительства РФ обязуются до конца 2004 г. решить проблему неопределенности перекрестного субсидирования путем создания соответствующей законодательной базы. Но в любом случае ЭСК сталкиваются с жестким противодействием со стороны местных Единых тарифных органов (ЕТО) и АО-энерго. С одной стороны, чтобы исключить необоснованное противодействие выходу на оптовый рынок, созданы специальные комиссии досудебного урегулирования при НП <эАТС> и при РАО <эЕЭС России>, но, с другой стороны, еще не было ни одного прецедента результативной работы этих комиссий.
Дополнительным тормозящим фактором вывода на рынок клиентов-потребителей является отсутствие полной ясности по вопросам создания, сдачи в эксплуатацию и использования АСКУЭ для расчетов. Концепция присвоения коэффициента классности и соответственное распределение небаланса более конструктивна, чем предыдущие подходы к построению систем учета потребления энергии, но до сих пор остается достаточно большое количество скрытых рычагов, позволяющих АТС затягивать процесс подключения новых абонентов к рынку <5-15%> через неприемку АСКУЭ. Кроме того, надо иметь в виду желание клиента-потребителя окупить в разумные сроки достаточно крупные затраты на создание АСКУЭ, что должно обеспечиваться экономическим эффектом от деятельности ЭСК. А это сказывается на финансовом состоянии энергосбытовой компании в первоначальный период.
Есть еще несколько подводных камней, с которыми сталкивается практически каждая ЭСК. Один из них - это фактическая неспособность клиента-потребителя влиять на собственное почасовое потребление, следствием чего являются штрафные санкции за отклонения фактического графика потребления от планируемого.
Вышеперечисленного уже достаточно, чтобы оспорить существующее мнение о высокой доходности коммерческих проектов ЭСК, связанных с выводом клиентов-потребителей на оптовый рынок.
В данный момент большинством ЭСК решается задача перспективного характера - вывод на оптовый рынок максимально возможного количества потребителей с целью формирования клиентского портфеля, по возможности разнообразного как в отраслевом, так и в географическом плане.
Если оценить перспективу развития ЭСК в России, то можно предположить, что в ближайшее время существенных изменений не произойдет и вышеуказанные проблемы будут существовать еще год-два. В долгосрочном плане на рынок услуг энергосбытовых компаний может повлиять формирование Правительством РФ пакета нормативных актов, связанных с регулированием розничного рынка электроэнергии. Но какова будет концепция этих нормативов, на данный момент утверждать никто не решится, а значит, нет и четкого представления о перспективах.
Учитывая, что правила оптового рынка не предполагают возможности перепродажи электрической энергии, в настоящее время практически полностью отсутствует спекулятивный характер торговли. Если организаторам рынка удастся запустить рынок производных инструментов, то к рынку электроэнергии возрастет интерес со стороны спекулянтов и увеличится объем вращающихся на нем финансов. Как следствие, можно ожидать появления множества ЭСК-брокеров, которые в реальных поставках электроэнергии клиентам-потребителям участвовать не будут.
|
|
|