Поиск
Журнал "Энергорынок" # 5 за 2004 год
Рынок: выживать или побеждать? 29 советов директорам электростанций

Школьников Александр
-

    Работа на рынке - при свободных ценах, в условиях жесткой конкуренции и отсутствия РЭКа (ФЭКа), которые учтут при следующем регулировании <эвыпадающие доходы> и дадут в тарифе хоть минимальную, но рентабельность - требует от менеджмента электрических станций совершенно иных подходов, даже в какой-то степени пересмотра всей системы жизненных и профессиональных ценностей. На что в первую очередь обратить внимание? Надеюсь, мои краткие советы (основанные на личном опыте, наблюдениях и общении с коллегами) помогут вам в этом разобраться. Кроме директоров электрических станций они, думаю, будут полезны и главным инженерам, и заместителям директоров, и тем, кто готовится работать на этих должностях.

    1. Щедрый инвестор - такая же реальность, как и Дед Мороз?
    Не тешьте себя мечтами, будто инвестор, купивший вашу станцию (а также ОГК или ТГК), пришел <эвкладывать деньги> и будет сорить ими направо и налево. Он уже вло-жил деньги, купив станцию или па-кет ее акций. И теперь, скорее всего, захочет, чтобы денежки возвраща-лись с процентами. Заранее готовь-тесь к выплате дивидендов.
    2. ...но Деды Морозы иногда приходят!
    У кого-то из владельцев станции или акционеров свободные деньги периодически появляются, поэтому всегда держите про запас и наготове несколько инвестиционных проектов, которые реально окупятся.
    3. Разговаривайте с владельцами на языке денег?
    Не думайте, будто владельцам интересно слушать, что на подкачке необходимо заменить пятый насос и почему системный оператор подгружает конденсационный цикл на третьем турбоагрегате. Лучше в двух словах рассказать, в чем проблема, во сколько обойдется ее решение (какой убыток она наносит) и сколько нужно затратить, чтобы эти убытки свести к нулю.
    4. ...но не забудьте выучить этот язык!
    Владельцы станции или акционеры стали таковыми потому, что у них есть деньги на покупку станции или доли в ней. Эти люди прекрасно разбираются в том, как и куда вкладывать деньги, иначе денег у них не было бы. Разговаривая с владельцами на языке денег, бойтесь показаться дилетантом. Если вы не уверены, что сможете блистать как финансист, лучше оставайтесь в их глазах профессионалом в сфере технологии или управления.
    5. Не думайте, что без электроэнергии жить невозможно?
    Если вы думаете что-то вроде: <эНу куда эти потребители от меня денутся? Ведь без электричества они и шагу не сделают!> - вы глубоко заблуждаетесь! Без электричества потребителям действительно никуда, но они могут прекрасно обойтись без электроэнергии вашей станции. Конкуренты с удовольствием подхватят упущенную вами нагрузку и еще спасибо скажут! То же относится и к тепловой энергии: посмотрите на ажиотаж вокруг индивидуальных котельных, обогревателей, когенераторов и т. п.
    6. ...но, может быть, без вашей станции не обойтись!
    Допустим, ваша станция в состоянии оказывать системные услуги, держать резерв мощности (холодный или горячий), быстро подгружаться по внешней инициативе или просто ваша генерация крайне необходима в данном узле для поддержания параметров сети. Изучите все возможности, это поможет вам выдерживать конкуренцию и даже торговать по более высоким ценам, чем соседи.
    7. Учитесь жить в семье?
    Скорее всего, ваша станция будет одной из <эдочек> в <эсемье> - ОГК или ТГК. Старайтесь не быть нахлебником, проедающим чужие деньги, однако боритесь против тенденции сделать вас <эдойной коровой>!
    8. ...но не забывайте и о собственных интересах!
    Реально оценивайте свои возможности, сравнивайте эффективность выделения топлива, средств или инвестиций на вашу станцию и другие станции <эсемьи>. Если вы действительно сможете эффективнее освоить средства <эсемейного бюджета>, смело об этом заявляйте: это не только в ваших интересах, но и в интересах владельцев компании.
    9. Не давайте повода думать, будто ваши достижения может повторить любой?
    Если владельцы или топ-менеджмент ОГК (ТГК) будут думать, что поток прибыли от вашей станции - <эестественное> явление, что это <эзашито> в ее физических характеристиках, они придут к мысли, что любой сможет занять ваше место и демонстрировать те же результаты? Не упускайте случая ненавязчиво показать, что часть потока доходов вызвана тем, что именно вы в свое время смогли, пробили, доказали, верно оценили и т. д.
    10. ...но не забывайте о команде!
    Помните, что хороших управляющих, да и рядовых сотрудников, сейчас расхватывают, как горячие пирожки. Не успеете вы понять, что вся работа держится на Петрове, как его переманит какой-нибудь <эХолдингс-Лимитедс>?
    11. Забудьте о том, как считается тариф?
    Если вы до сих пор думаете, что цена электроэнергии вашей станции - это ее себестоимость плюс прибыль, вам пора менять свои представления о финансовой математике. Теперь нужно думать по-другому: не от издержек к цене, а наоборот. Есть цена и выручка, которую вы получите на рынке за свою энергию. Минус переменные затраты (в основном на топливо). Остается маржа, на которую придется жить (поэтому нужно максимизировать маржу, применяя стратегии игры на рынке и следя за своей топливной составляющей). Часть маржи вы потратите на постоянные расходы из себестоимости (зарплата, налоги, ремонты и т. п.). Остаток (если он будет) - средства на капиталовложения (амортизация) и прибыль. Чем меньше у вас постоянных расходов, меньше трат из амортизации, тем больше прибыль. Вот вам в двух словах вся лекция по рыночным финансам.
    12. ...но считайте цену ежечасно!
    Не забывайте и о прямом счете (от издержек к цене), но делайте это для каждого часа, для каждого режима работы своего оборудования. Знайте свою критическую цену, ниже которой продавать уже нельзя (топливная составляющая плюс минимальная прибыль на покрытие риска штрафов за отклонения). Знайте свою минимальную цену, по которой можно смело продавать (критическая цена + необходимые в ближайших периодах издержки: зарплата, налоги, проценты по кредитам, минимальные средства на ремонт и эксплуатационные материалы). Знайте текущую безубыточную цену, по которой в среднем можно продавать в течение короткого периода (минимальная цена + все прочие постоянные, кроме амортизации). Знайте цену, которая обеспечит безубыточность в течение длительного периода, например года (текущая безубыточная цена + амортизация). Знайте цену, которая дает минимально необходимую прибыль (безубыточная цена + обещанные социальные расходы из прибыли + налог на прибыль + обещанные дивиденды).
    13. Изучите средние показатели собственной станции?
    Держите под рукой листок с основными техническими и финансовыми показателями вашей станции: за прошлый год, ожидаемые (плановые) на текущий год, за истекший период (месяц, квартал, полугодие или 9 месяцев). Знание реальных показателей, а не тех сведений, которые вы вроде бы когда-то слышали от своих замов и начальников отделов, всегда помогает принимать решения или вести переговоры.
    14. ...но мыслите предельными величинами!
    Будьте осторожны, принимая решения на основе средних показателей: в средней зарплате смешаны ваша зарплата и зарплата уборщицы, в средней себестоимости - себестоимость на угле и газе в конденсационном и теплофикационном циклах, а в средней прибыли - ночные провалы и дневные успехи, штрафы за отклонения и компенсации за внешнюю инициативу. Учитесь мыслить так: каких дополнительных издержек потребует данный шаг и какой дополнительный доход он принесет? Если ожидаемый доход определенно выше ожидаемых издержек, делайте этот шаг.
    15. Забудьте о минимизации удельных расходов топлива?
    Иногда выгодно, чтобы станция работала и в конденсационном режиме (если цены достаточно высоки), и на половину мощности (если компенсации за внешнюю инициативу на снижение хватает, чтобы покрыть снижение прибыли). Возможно, в некоторых случаях выгоднее включить пиковый котел, а не запускать дополнительную турбину. Главное - максимизировать маржу (разницу между выручкой от продаж и расходами на топливо) при минимизации рисков отклонений.
    16. ...но не забывайте о снижении удельных расходов!
    И все же не забывайте о мероприятиях, позволяющих снизить расходы электрической и тепловой энергии на собственные нужды станции. Так вы добьетесь устойчивости к падениям цен, вам потребуется меньше оборотного капитала на покупку топлива для выработки нужного количества энергии. Однако иногда придется выбирать: или минимизация удельных расходов, или минимизация риска отклонений от диспетчерского графика?
    17. Определитесь: ремонтировать или инвестировать?..
    Ремонт - быстрый и сиюминутно дешевый способ заставить оборудование функционировать. Но ремонт просто <эконсервирует> текущий уровень, не позволяя развиваться. Постоянные ремонты - это постепенное сползание на свалку. Другой подход - не ремонтировать, а купить и установить новое оборудование или агрегат - затратный в текущем периоде, но, возможно, перспективный в будущем (если инвестиции окупятся). Ищите оптимальные решения.
    18. ...но не забывайте и о других вариантах!
    Кроме дилеммы <эремонтировать или инвестировать> рассматривайте и другие варианты: законсервировать, демонтировать, продать, сдать в аренду.
    19. Учитесь у других?
    Возможно, вы ночами не спите, пытаясь найти решение какой-то проблемы, а сосед знает и давно использует простой и эффективный способ справиться с ней. Наблюдайте, учитесь, поддерживайте дружеские связи с директорами станций (даже если формально вы конкурируете с ними).
    20. ...но не раскрывайте собственных секретов бесплатно!
    Если вы владеете каким-то эффективным способом решения проблемы, уже его применили и теперь желаете сообщить кому-то другому, раскрывайте этот секрет так, чтобы вам тоже достались регалии и поощрения. Ложная скромность тут ни к чему. Ведь вы не спорите с утверждением, что рынок тем и хорош, что материально поощряет наиболее эффективных, в то время как поощрение неэффективных только усиливает иждивенчество? То же и с моральным поощрением: его должны получить вы, придумавший и опробовавший, а не тот, кто удачно скопировал.
    21. Не жалейте средств на зарплату ключевым сотрудникам?
    Значительная часть вашего бюджета определяется мастерством трейдера. Качество работы и профессионализм некоторых сотрудников влияют на то, сколько станция заплатит за отклонения по собственной инициативе: миллион или 10 миллионов. От сотрудников, занимающихся закупками, зависит, составят некоторые статьи затрат 50 миллионов или все 70. Выделите критические должности, организуйте качественный подбор и обучение кандидатов и не жалейте денег на оплату их труда.
    22. ...но в обмен на деньги требуйте результатов!
    Вы платите высокие зарплаты за занимаемую должность или за достигнутые результаты?
    23. Не сокращайте издержки, а оптимизируйте их?
    Сокращать издержки - значит спрашивать себя: <эОбойдусь я без этого или нет?> Оптимизировать издержки - значит задать другой вопрос: <эКаков возможный эффект от этих затрат и каковы отрицательные последствия в случае отказа от них?>
    24. ...но оптимизируйте так, чтобы они в итоге сокращались!
    Если в долгосрочном периоде (год, два и более) издержки на единицу (на 1 кВт.ч или 1 Гкал) растут быстрее, чем уровень инфляции, чем цены на рынке или чем аналогичные издержки соседей, значит, вы что-то не так оптимизируете!
    25. Дружите с системным оператором?
    Наладьте контакты, чтобы вовремя иметь всю необходимую оперативную информацию. Помните, что системный оператор во многом руководствуется собственными представлениями о том, кого нагружать и разгружать в секторе отклонений и какие предварительные диспетчерские графики подавать. Сделайте так, чтобы его представления обо всем этом совпадали с вашими.
    26. ...но не стесняйтесь отстаивать свои интересы!
    Пишите письма с изложением своей позиции, требуйте разъяснений, ищите прецеденты в свою пользу. Как минимум вы добьетесь того, что в отношении вашей станции системный оператор будет принимать решения если не оптимально, то, по крайней мере, осторожно.
    27. Не верьте в сказки о <эмонопольном сговоре>?
    Люди часто заявляют о <эсговоре> тех или иных производителей. Не думайте, что все так просто: договорились, сократили объем производства и повысили цены. Если к вам обратятся с предложением сообща снизить объем производства или повысить цены в заявках, подумайте хорошенько, прежде чем соглашаться: вы-то будете честно подавать дорогие заявки (или заявки с небольшим объемом), продавать мало и недобирать прибыль. А кто в это время перетянет на себя весь остальной рынок?
    28. ...но следите за соотношением спроса и предложения!
    Если спрос растет быстрее, чем предложение, можно попробовать повысить цены в заявках и на переговорах по прямым договорам. То же относится и к периодам, когда предложение падает быстрее, чем спрос. Чтобы предусмотреть эти изменения, необходимо знать: прогноз температуры окружающего воздуха, уровня воды в водохранилищах ГЭС, вывода в ремонт и из ремонта крупных блоков и линий сети, прогноз по вводам оборудования в регионе и потреблению крупнейших потребителей. Помните: информация, которая раньше не всегда интересовала даже мелкого клерка в отделе, теперь приобрела важное значение для бизнеса.
    29. Критически относитесь к этим и другим советам
    Помните знаменитую фразу: <эЕсли ты такой умный, то почему не миллионер?> Советующих бесплатно (или за большие деньги) найдется много, но решения принимать вам, и вам же получать все выгоды и нести все издержки от этих решений.


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: