Поиск
Журнал "Энергорынок" # 5 за 2004 год
Основные положения об энергосбытовых организациях в законах о реформировании российской электроэнергетики

Нестолий Вячеслав
Центр частного права электроэнергетики ООО

    Контуры будущего правового режима деятельности энергосбытовых организаций читатель может видеть в двух законодательных актах. Это федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 <эОб электроэнергетике>1, а также федеральный закон № 36-ФЗ от 26.03.2003 <эОб особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законода- тельных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике">2.
    Федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 содержит следующие положения об энергосбытовых организациях:

  • определяет энергосбытовую организацию как организацию, осуществляющую в качестве основного вида своей деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии (ст. 3);
  • относит к компетенции Правительства России (уполномоченного им федерального органа исполнительной власти) определение минимального размера собственного капитала энергосбытовых организаций (п. 2 ст. 21);
  • устанавливает, что энергосбытовая организация, получившая в установленном порядке статус субъекта оптового рынка электроэнергии, относится к категории покупателей электрической энергии наряду с гарантирующими поставщиками и крупными потребителями (ст. 31);
  • указывает, что право на статус субъекта оптового рынка электроэнергии имеет энергосбытовая организация, приобретающая электрическую энергию в целях последующей ее реализации на розничных рынках и количественные характеристики заявленного приобретения электрической энергии которой превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые основными положениями функционирования оптового рынка (ст. 32);
  • предписывает, что энергосбытовая организация вправе действовать от имени и в интересах потребителей при покупке электроэнергии на оптовом рынке, права и обязанности покупателей возникают при этом непосредственно у потребителей (ст. 32);
  • устанавливает, что энергосбытовая организация является субъектом розничных рынков электроэнергии наряду с потребителями, гарантирующими поставщиками, территориальными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электроэнергии, субъектами оперативно-диспетчерского управления, производителями электроэнергии, не являющимися субъектами оптового рынка (ст. 37);
  • определяет энергосбытовую организацию в качестве субъекта электроэнергетики, обеспечивающего поставки электрической энергии абонентам-потребителям наряду с гарантирующими поставщиками, территориальными сетевыми организациями (п. 1 ст. 38);
  • указывает, что энергосбытовая организация отвечает перед абонентами-потребителями за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями (п. 1 ст. 38);
  • определяет гарантирующего поставщика в качестве особой разновидности энергосбытовой организации, которому не могут быть предоставлены преимущества при осу- ществлении хозяйственной деятельности по отношению к иным энергосбытовым организациям, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 4 ст. 38);
  • декларирует, что тарифы на электрическую энергию, поставляемую абонентам-потребителям энергосбытовыми организациями, не обладающими статусом гарантирующих поставщиков, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию (п. 2 ст. 40).
        Абзац 1 ст. 7 федерального закона № 36-ФЗ от 26.03.2003 уведомляет, что с даты окончания переходного периода любые организации, осуществляющие деятельность в качестве энергосбытовых организаций, продают электрическую энергию потребителям по свободным ценам после получения лицензии на осуществление указанного вида деятельности в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке. В абзаце 2 той же статьи содержится интереснейшее указание: <эПогашение ранее образовавшейся задолженности за потребленную электрическую энергию осуществляется по соглашению сторон в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации>. Не менее интересны положения ст. 6 федерального закона № 36-ФЗ от 26.03.2003, где содержится запрет с 01.01.2005 юридическим лицам и предпринимателям-гражданам совмещать деятельность по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и продаже электроэнергии. Также ст. 6 федерального закона № 36-ФЗ от 26.03.2003 запрещает группам лиц и аффилированным лицам совмещать передачу электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление с производством и продажей электроэнергии в границах одной ценовой зоны оптового рынка. Этот запрет вступает в силу на следующий день после окончания переходного периода реформирования электроэнергетики. Цитируемая статья запрещает с 01.01.2005 одновременно обладать на каком-либо законном основании (титуле) имуществом, непосредственно предназначенным для транзита электроэнергии и оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и имуществом, предназначенным для производства и продажи электроэнергии.
        Предписания законодателя об энергосбытовых организациях, бесспорно, нуждаются в комментарии и научном анализе, особенно в ракурсе возможных последствий их будущего применения к регулируемым отношениям.
        Надо отметить, что правовое положение участников гражданского оборота определяется гражданским законодательством (ст. 2 Гражданского кодекса РФ). Обращение электроэнергии на оптовых и розничных рынках опосредуется сделками, составляющими гражданский оборот. Поэтому законы о реформировании электроэнергетики, регламентирующие особенности правового положения субъектов электроэнергетики, следует считать актами гражданского законодательства, устанавливающими специальные правила в отношении норм Гражданского кодекса. Отсюда следует, что положения специальных законов об электроэнергетике, противоречащие конкретным нормам ГК РФ, исключают действие последних. С другой стороны, нормы законов об электроэнергетике не могут противоречить Гражданскому кодексу РФ как единому целому, они должны соответствовать ГК РФ как своеобразной <ээкономической конституции>, фиксирующей основные принципы гражданско-правового регулирования общественных отношений. В свою очередь, принципы гражданского законодательства конкретизируют нормы Конституции РФ для применения в области экономических отношений.
        Логично, что ст. 2 федерального закона <эОб электроэнергетике> устанавливает: законодательство об электроэнергетике основывается на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса РФ, федерального закона <эОб электроэнергетике> и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
        Между тем в п. 2 ст. 3 ГК РФ содержится правило, согласно которому гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
        Нормы гражданского права, содержащиеся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, не являются нормами гражданского законодательства. В п. 5 ст. 3 Гражданского кодекса РФ зафиксирован важный ориентир, которым следует руководствоваться в работе над проектами правовых актов и в правоприменении: <эВ случае противоречия указа Президента Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон>. Аналогичное правило в федеральном законе <эОб электроэнергетике> отсутствует.
        Таким образом, по своей юридической силе, по своему статусу указы Президента РФ и постановления Правительства РФ об электроэнергетике являются актами законодательства об электроэнергетике, и, следовательно, положения указов и постановлений хотя и должны соответствовать законам, но не более, чем положения специальных актов гражданского законодательства соответствуют Гражданскому кодексу3. Другими словами, акты Президента РФ и Правительства РФ об электроэнергетике де-факто являются законами или, по крайней мере, приравниваются к ним. Фактически законодатель <эуступил>, делегировал Президенту РФ и Правительству РФ право изменять, дополнять и отменять правовые нормы об электроэнергетике, принятые Федеральным собранием. В странах развитой рыночной экономики, во Франции например, считается, что по своей юридической силе акты делегированного законодательства (ордонансы) равны законам4.
        Положения федеральных законов об электроэнергетике, в том числе и касающиеся статуса энергосбытовых компаний, являются так называемыми <эрамочными> нормами, правилами-<эскелетами>. Они не смогут работать, применяться вне развитой системы подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых Правительством РФ. Неслучайно правила параграфа 6 гл. 30 ГК РФ, регламентирующие отношения по энергоснабжению, были дополнены новеллой следующего содержания: <эК отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное> (п. 4 ст. 539 ГК РФ)5. Следовательно, в области регламентации обязательственных отношений по энергоснабжению Гражданский кодекс признает преимущество правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти перед общими нормами гражданского права.
        Но, как гласит ст. 2 федерального закона <эОб электроэнергетике>, предписания <эделегированного законодательства>, <эуказного права> в области электроэнергетики могут изменять содержание норм гражданского законодательства о собственности и правовом положении организаций - субъектов электроэнергетики. Ведь договор на снабжение электроэнергией и обязательства, из него вытекающие, есть оборотная сторона собственности на объекты энергетического хозяйства. Право собственности на объекты электроэнергетики нельзя представить вне обязательства по энергоснабжению, и наоборот, энергоснабжение немыслимо вне собственности на предприятия, обеспечивающие генерацию, транзит, распределение и потребление энергии. Правовые режимы исполнения обязательств по энергоснабжению и правовые режимы объектов электроэнергетики будут определять особенности статусов субъектов электроэнергетики, в том числе и энергосбытовых компаний. Поэтому нельзя рассматривать особенности статуса энергосбытовых компаний вне обязательств по купле-продаже электроэнергии и вещно-правовых режимов объектов энергетического хозяйства.
        По Гражданскому кодексу РФ обеспечение абонентов-потребителей электрической энергией осуществляется энергоснабжающими организациями. Согласно п. 1 ст. 539 ГК по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.04.1995 <эО государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации> дает следующую дефиницию: <эЭнергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии> (ст. 1)6. Таким образом, на первый взгляд определение энергосбытовой компании, содержащееся в ст. 3 федерального закона <эОб электроэнергетике>, незначительно отличается от дефиниции энергоснабжающей организации в федеральном законе № 41-ФЗ от 14.04.1995 (который, кстати, утрачивает силу после завершения переходного периода реформирования российской электроэнергетики), так как основным в определениях является указание на вид предпринимательской деятельности данных юридических лиц - продажу произведенной или купленной электрической энергии.
        С другой стороны, понятия <ээнергоснабжающая организация> и <ээнергосбытовая организация> не являются тождественными. Так, например, Правила оптового рынка переходного периода электрической энергии (мощности) 2003 г. наряду с термином <ээнергосбытовая организация> используют и термин <ээнергоснабжающая организация>, подразумевая, что речь идет об институтах, выполняющих различные функции7. Текстуальный анализ определений сравниваемых институтов показывает следующее:
  • законодатель признает, что энергоснабжающей организацией может быть только юридическое лицо, созданное в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законом для коммерческих организаций. Другими словами, в качестве энергоснабжающих организаций могут выступать только хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • в легальном определении энергосбытовой организации отсутствует указание на то, что в качестве таковой может выступать только <экоммерческая организация любой организационно-правовой формы>. Это обстоятельство позволяет предположить, что юридические лица, не являющиеся коммерческими организациями, вправе приобретать статус энергосбытовых компаний;
  • в дефиниции энергоснабжающей организации указывается, что она осуществляет продажу произведенной или купленной электроэнергии потребителям. Одновременно закон о государственном регулировании тарифов определяет потребителя как физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической (тепловой) энергией (мощностью). Энергосбытовая организация, согласно закону <эОб электроэнергетике>, продает произведенную или купленную электроэнергию иным лицам. При этом в качестве потребителей электроэнергии закон <эОб электроэнергетике> рассматривает лиц, приобретающих электрическую (тепловую) энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (ст. 3). Отсюда следует, что энергосбытовая организация вправе продавать электроэнергию не только потребителям, но и иным лицам, например другим энергосбытовым организациям;
  • законодатель исходит из того, что продажа купленной или произведенной электроэнергии является основным видом деятельности энергосбытовой организации. В определении энергоснабжающей организации указания на основной вид деятельности отсутствуют.
        Кроме того, институт энергоснабжающей организации - это инструмент традиционного механизма правового регулирования отношений, складывающихся при обеспечении потребителей электроэнергией. И если вспомнить, при плановой организации народного хозяйства в СССР де-юре или де-факто собственником всех предприятий на территории страны являлось советское государство, каждый хозяйствующий субъект одновременно рассматривался как орган управления народным хозяйством (хозорган). Поэтому всякая энергоснабжающая организация обладала не только гражданской правосубъектностью, т. е. способностью выступать в товарно-денежном обороте, но и определенной административной компетенцией, совокупностью односторонних властных полномочий, реализуемых по отношению к иным субъектам оборота, в первую очередь по отношению к потребителям электроэнергии. Термин <ээнергоснабжающая организация> встречается в нормативных правовых актах того времени8, но впервые легальное определение энергоснабжающей организации дано в Приказе Министерства электроэнергетики и электрификации СССР № 364 от 23.11.1989 <эО внесении дополнений и изменений к
        Правилам пользования электрической энергией>. Согласно приказу энергоснабжающая организация - предприятие (объединение), которое обеспечивает отпуск электрической энергии абоненту на основе хоздоговорных отношений, включающих оформленную актом границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ними. Следует обратить внимание на то, что указание на хоздоговорной характер отношений, складывающихся между энергоснабжающими организациями и абонентами при отпуске электрической энергии, дано в 1989 г., т. е. в период, предшествовавший экономической реформе, непосредственно перед изменением социально-экономического уклада в стране. Конечно же, и ранее за пользование электроэнергией взималась плата, энергоснабжение было возмездным, отпуск электроэнергии осуществлялся на основании договора.
        В учебной литературе договор энергоснабжения рассматривался как плановый, двусторонний, возмездный, хозяйственный9. Но договор энергоснабжения придавал административному отношению внешнюю гражданско-правовую обязательственную форму.

        (Продолжение следует...)


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: