Поиск
Журнал "Энергорынок" # 6 за 2004 год
Не хочу и не пущу? История о том, как ОАО <эМотордеталь> пробивается на оптовый рынок электроэнергии

Слезкин Николай
Мотордеталь Костромской завод ОАО

    Интервью с заместителем технического директора по энергетике ОАО <эКостромской завод "Мотордеталь"> Николаем Слезкиным

    ЭР: Николай Васильевич, как Вы в целом охарактеризуете сложившуюся ситуацию с выходом крупных потребителей на ФОРЭМ и ССТ ОРЭ?

    Н. С.: Для оценки ситуации в целом я не располагаю достаточным объемом информации. Судить приходится по опыту нашего предприятия и некоторым известным мне примерам. Однако даже в таком случае можно выявить типичные отношения энергоснабжающих организаций РАО <эЕЭС России> с их абонентами-потребителями.

    ЭР: Чем обусловлен выход ОАО <эМотордеталь> на ФОРЭМ и ССТ ОРЭ?

    Н. С.: Решение о необходимости выхода ОАО <эМотордеталь> на оптовый рынок электроэнергии было принято после того, как вопреки Постановлению РФ № 226 от 02.04.2002 <эО ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии> и соответствующим методическим указаниям, вопреки письменным указаниям ФЭК России, а также мнению РЭК и администрации Костромской области ОАО <эКостромаэнерго> в 2003 г. уклонилось от перехода на расчеты за потребляемую заводом электроэнергию по тарифам высокого напряжения, соответствующим схеме электроснабжения предприятия. Когда энергосистемой взимается плата за эксплуатацию сетей 10 кВ, ни единого метра которых для электроснабжения завода не используется, отношения нельзя назвать партнерскими. В условиях 2003 г. разница между тарифами на электроэнергию ОАО <эКостромаэнерго> по высокому и среднему напряжению составляла 30%.
    Дополнительным фактором является предстоящая передача подстанции 220/110/10 кВ <эМотордеталь> в Федеральную сетевую компанию. В результате завод окажется присоединенным непосредственно к Единой национальной (общероссийской) электрической сети и, естественно, должен иметь статус субъекта оптового рынка электроэнергии.

    ЭР: Каково было мнение администрации Костромской области по вопросу выхода предприятия на оптовый рынок? С какими проблемами Мотордеталь столкнулась по пути на оптовый рынок?

    Н. С.: Администрация Костромской области, способствуя расширению производства пользующейся спросом продукции, поддержала намерение предприятия. В соответствии с утвержденным Порядком вывода на ФОРЭМ энергоемких организаций-потребителей после согласования с РЭК Костромской области постановлением ФЭК России № 34-э/15 от 30.04.2003 ОАО <эМотордеталь> с 1 мая 2003 г. было включено в Перечень коммерческих организаций - субъектов оптового рынка электроэнергии как крупный потребитель.
    В мае 2003 г. с соответствующими службами и техническими руководителями ОАО <эКостромаэнерго> были согласованы условия создания АСКУЭ с размещением приборов учета на точках поставки электроэнергии, совпадающих с границей балансовой принадлежности электрических сетей (кабельные наконечники в ячейках КРУ-10 кВ подстанции 220/110/10 кВ <эМотордеталь>). От ЗАО <эЦДР ФОРЭМ> мы получили соответствующие технические условия создания АСКУЭ. ООО <эНПФ "Прософт-Е"> (г. Екатеринбург) приняло участие в предпроектном обследовании завода и питающей подстанции, в разработке технического задания и рабочего проекта; в результате была создана и с 15 августа 2003 г. сдана в опытную эксплуатацию АСКУЭ ФОРЭМ ОАО <эМотордеталь>. Для ревизии измерительных комплексов и метрологической аттестации АСКУЭ был подготовлен договор с Сергиев-Посадским ЦСМ.
    21 июня 2003 г. ОАО <эКостромаэнерго> приняло для оформления наш проект договора на оказание услуг по передаче электроэнергии и мощности с ФОРЭМ. В течение июля-августа 2003 г. службы ОАО <эКостромаэнерго> нехотя, медленно, но вели работу по согласованию положений договора. Федеральным законом <эОб электроэнергетике> указанный договор определяется как публичный, т. е. обязательный к оформлению АО-энерго.
    В июне 2003 г. ОАО <эМотордеталь> в установленном порядке представило в необходимые инстанции согласованные ОАО <эКостромаэнерго> и РЭК Костромской области заявки о включении в Плановый баланс производства и поставок электроэнергии и мощности в рамках ЕЭС России на октябрь-декабрь 2003 г. и на 2004 г. 8 сентября 2003 г. после обсуждения у заместителя губернатора Костромской области в целях сокращения выпадающих доходов ОАО <эКостромаэнерго> было подписано соглашение о начале работы ОАО <эМотордеталь> на оптовом рынке электроэнергии с 1 декабря 2003 г. в пределах 50% энергопотребления, а с 1 января 2004 г. - в полном объеме, что позднее было учтено в плановом балансе.

    ОАО <эКостромской завод "Мотордеталь"> (сокращенно - ОАО <эМотордеталь>) является крупнейшим в СНГ специализированным поставщиком деталей цилиндро-поршневой группы для двигателей внутреннего сгорания. В Костромской области это самое крупное промышленное предприятие, обеспечивающее существенные отчисления в бюджеты города и области. Поскольку в производстве широко используется электротехнологическое оборудование, доля энергозатрат в себестоимости заводской продукции составляет около 20%. Электроснабжение ОАО <эМотордеталь> при заявленной собственной мощности 20-25 МВт с годовым потреблением электроэнергии 160-180 млн кВт.ч осуществляется с шин 10 кВ подстанции 220/110/10 кВ <эМотордеталь>, принадлежащей ОАО <эКостромаэнерго>.

    Однако 9 сентября 2003 г., очевидно после доклада ОАО <эКостромаэнерго> о подписанных накануне документах, от Северной энергетической управляющей компании (ОАО <эСЭУК>, г. Вологда), в состав которой входит ОАО <эКостромаэнерго>, последовало устное, но жесткое указание: <"Мотордеталь" на ФОРЭМ не выпускать!> В результате ОАО <эКостромаэнерго> отказалось согласовывать проектную документацию по АСКУЭ, требуя выноса приборов учета электроэнергии с изначально согласованных точек, расположенных в сечении поставки в соответствии с Положением об организации коммерческого учета электроэнергии и мощности на оптовом рынке. Были заблокированы работы по метрологической аттестации АСКУЭ, приостановлено оформление договора на оказание услуг по передаче электроэнергии.

    ЭР: Какие шаги вы предприняли, чтобы исправить ситуацию?

    Н. С.: Наши обращения в РАО <эЕЭС России>, ЗАО <эЦДР ФОРЭМ>, Костромское антимонопольное управление с просьбой обратить внимание на нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях и правил оптового рынка электроэнергии оказались безрезультатными.
    25 ноября 2003 г. указанные выше обстоятельства рассматривались на рабочем совещании у заместителя председателя ФЭК России Ю. Е. Яковлева. Было принято решение учесть заявку ОАО <эМотордеталь> в плановом балансе производства и поставок электроэнергии в рамках ЕЭС России на I квартал 2004 г. РАО <эЕЭС России> и ЗАО <эЦДР ФОРЭМ> было поручено принять необходимые меры по урегулированию отношений ОАО <эКостромаэнерго> и субъекта ФОРЭМ ОАО <эМотордеталь>.
    Однако 3 декабря 2003 г. по распоряжению заместителя технического директора ОАО <эСЭУК> по ОАО <эКостромаэнерго> О. Г. Семиглазова без какого-либо предупреждения отключением токовых цепей были выведены из работы счетчики электроэнергии АСКУЭ ОАО <эМотордеталь>. Таким образом, была нарушена не только АСКУЭ ФОРЭМ, находящаяся в опытной эксплуатации, но и система коммерческого учета потребляемой заводом электроэнергии, и информационно-измерительная система, с 1988 г. обеспечивающая контроль и регулирование мощности, потребляемой подразделениями завода и предприятием в целом.
    При этом с декабря 2003 г. по март 2004 г. неоднократно производились попытки выставления к оплате счетов за якобы потребленную электроэнергию, на 900-1200 тыс. кВт.ч превышающих плановые расчетные показатели (до отключения приборов небаланс в учете энергопотребления завода не превышал +40-50 тыс. кВт.ч).
    11 мая 2004 г. в апелляционной инстанции Арбитражного суда Костромской области после рассмотрения поданного в декабре 2003 г. искового заявления ОАО <эМотордеталь> о принуждении ОАО <эКостромаэнерго> к заключению договора об оказании услуг по передаче электроэнергии с оптового рынка было принято решение, требующее заключения договора в срок до 17 мая 2004 г. Однако ОАО <эКостромаэнерго>, проигнорировав решение арбитражного суда, в субботу 15 мая демонтировало приборы учета электроэнергии АСКУЭ ОАО <эМотордеталь>.
    2 июня 2004 г. состоялось заседание комиссии при Наблюдательном совете НП <эАТС>, посвященное рассмотрению взаимоотношений ОАО <эКостромаэнерго> и ОАО <эМотордеталь> как субъекта ОРЭ. Действия ОАО <эКостромаэнерго> признаны препятствующими доступу на оптовый рынок электроэнергии, о чем решено уведомить председателя правления РАО <эЕЭС России>. АО-энерго предложено в двухнедельный срок до очередного заседания комиссии определить меры по устранению допущенных нарушений.

    ЭР: Смогли ли вы найти механизм, позволяющий обойти многочисленные барьеры на пути к энергорынку?

    Н. С.: К сожалению, до настоящего времени барьеры, чинимые ОАО <эКостромаэнерго> под управлением Северной энергетической управляющей компании, преодолеть не удается. В феврале 2004 г., после рассмотрения по поручению Правительства РФ взаимоотношений ОАО <эМотордеталь> и ОАО <эКостромаэнерго>, ФЭК России признала действия АО-энерго противоречащими действующему законодательству и указала на необходимость пресечения их в административном порядке со стороны РАО <эЕЭС России> и администрации области, а также в судебном порядке. Однако правовое поле России позволяет ОАО <эКостромаэнерго> в течение года уклоняться от заключения публичного договора на оказание услуг по передаче электроэнергии по региональным сетям. Предстоит кассационная инстанция арбитражного суда, рассмотрение дела в комиссии при Наблюдательном совете НП <эАТС>, а также в комиссии РАО <эЕЭС России>. Руководство Северной энергетической управляющей компании дважды без каких-либо доказательств отклонило просьбы губернатора Костромской области не препятствовать началу деятельности ОАО <эМотордеталь> на ОРЭ. Очевидно, для большой энергетики экономика региона и тем более отдельно взятого промышленного потребителя не интересна.

    ЭР: Как обстоят дела в Костромской области с проблемой перекрестного субсидирования? Может ли она быть основной причиной того, что ОАО <эМотордеталь> не выпустили на ФОРЭМ?

    Н. С.: Потребление электроэнергии по Костромской области на 20-25% бытовое. Доходы населения невысоки, средняя зарплата составляет около 4700 руб. Тарифы на электроэнергию на 2004 г. при экономически обоснованном уровне 133 коп./кВт.ч для городского населения утверждены в размере 107 коп./кВт.ч, для сельского - 75 коп./кВт.ч. Необходимость перекрестного субсидирования при этом определена АО-энерго и РЭК в объеме более 250 млн руб. После экспертизы, проведенной аудиторско-консалтинговой группой <эЭКФИ> (г. Москва), ФЭК России постановлением № 29-э/5 от 29.04.2004 утвердила предельные уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Костромской области: по сетям 110-220 кВ - 103,8 и 327,33 руб./МВт.ч, по сетям 6-10 кВ - 390,98 и 614,50 руб./МВт.ч. РЭК Костромской области утвердила тарифы на услуги по передаче электроэнергии на предельном уровне, т. е. с перекрестным субсидированием в размере 223,52 руб./МВт.ч (215% расчетной стоимости услуг по передаче электроэнергии по сетям 110-220 кВ). Очевидно, что экономическая эффективность выхода предприятия на ОРЭ в данных условиях оценивается как ничтожно малая величина. В расчете на разрешение вопросов перекрестного субсидирования в дальнейшем и в целях достижения поставленной цели - выхода на оптовый рынок электроэнергии - наше предприятие не отвергает перекрестное субсидирование, если оно осуществляется в разумных пределах.
    Следует отметить, что тарифы на электроэнергию ОАО <эКостромаэнерго> на 2004 г. утверждены РЭК при условии работы ОАО <эМотордеталь> на оптовом рынке электроэнергии с 1 января 2004 г. Следовательно, начало работы ОАО <эМотордеталь> на оптовом рынке электроэнергии не повлечет выпадающих доходов ОАО <эКостромаэнерго>. Удерживая ОАО <эМотордеталь> на региональном рынке в текущем году, ОАО <эКостромаэнерго> под руководством ОАО <эСЭУК> обеспечивает себе дополнительную внеплановую прибыль. Это очевидное с любой точки зрения жульничество.
    Таким образом, проблемы перекрестного субсидирования не являются основанием для противодействия началу работы завода как на ФОРЭМ, так и в секторе свободной торговли ОРЭ.

    ЭР: Что сегодня помогает и что мешает становлению рынка?

    Н. С.: От лица промышленных энергетиков могу сказать, что потребителей электроэнергии вдохновляет на участие в ОРЭ монополизм и злоупотребление доминирующим положением со стороны АО-энерго, определяющие ущербную для промышленных потребителей тарифную политику в регионах. Отмечу, что приказ РАО <эЕЭС России> № 370 от 21.07.2003 <эОб утверждении Методических рекомендаций по формированию программы ликвидации перекрестного субсидирования> ОАО <эКостромаэнерго> проигнорировало. В результате вместо рекомендуемого конструктивного сотрудничества по вопросам экономического взаимодействия наше предприятие подтолкнули на оптовый рынок, осложняя решение вопросов перекрестного субсидирования в регионе.
    Мешает участию в оптовом рынке электроэнергии тот же монополизм и безнаказанное злоупотребление доминирующим положением АО-энерго. Приказ по РАО <эЕЭС России> № 521 от 07.10.2003 <эОб обеспечении сбора данных коммерческого учета? в рамках подготовки к запуску конкурентного сектора ОРЭ> ОАО <эКостромаэнерго> также проигнорировало. В соответствии с приказом оформление Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки, а также Соглашения об информационном обмене, порядке расчета и согласовании почасовых значений сальдоперетоков по точкам поставки поручено АО-энерго. Однако ОАО <эКостромаэнерго> оставляет предложения завода без какого-либо ответа с декабря 2003 г.
    В приложении к указанному приказу отмечается, что <эна сетевых элементах могут находиться несколько измерительных приборов, установленных? в распределительном устройстве одного субъекта>. Однако ОАО <эКостромаэнерго> настаивает на выносе приборов учета АСКУЭ ОАО <эМотордеталь> с сечения поставки с принадлежащей ему подстанции, причем в качестве основания выдвигается единственный принцип, сформулированный заместителем генерального директора ОАО <эСЭУК> по управлению ОАО <эКостромаэнерго> И. В. Солониковым: <эне хочу и не пущу>. Ситуация абсурдная. Ни в одном магазине не убирают весы с прилавка, предлагая покупателю взвесить товар дома?
    Мешает излишняя, как мне кажется, свобода основополагающих документов в области создания АСКУЭ или АИИС (автоматизированных информационно-измерительных систем). К договору о присоединении к торговой системе ОРЭ утверждено семь (!) приложений, содержащих требования к АИИС. Но при этом место расположения приборов коммерческого учета не регламентируется (таков ответ НП <эАТС>). Как же тогда понимать п. 2.1 Технических требований переходного периода к системам коммерческого учета электроэнергии субъекта ОРЭ, где сказано следующее: <эПри создании АСКУЭ субъекта ОРЭ необходимо устанавливать измерительные комплексы средств коммерческого учета на точках учета, включенных в сечение поставки с ОРЭ>? Данное условие ранее присутствовало в Положении об организации коммерческого учета электроэнергии и мощности на оптовом рынке: <эАСКУЭ субъектов рынка должны создаваться таким образом, чтобы сечение поставки и сечение учета для них совпадали>. Пункт 2.7 приложения № 11.1 к договору о присоединении к торговой системе ОРЭ также гласит: <эПри создании АИИС необходимо устанавливать измерительные комплексы средств коммерческого учета на точках поставки>.
    В результате с сентября 2003 г. ОАО <эКостромаэнерго> препятствует вводу в промышленную (постоянную) эксплуатацию АСКУЭ ФОРЭМ ОАО <эМотордеталь>, требуя выноса приборов коммерческого учета с сечения поставки. ЗАО <эВологодский подшипниковый завод>, являющийся субъектом ФОРЭМ с 1 августа 2002 г., насколько мне известно, по настоянию ОАО <эВологдаэнерго>, наоборот, занимается переносом существующей системы учета на сечение поставки. В итоге указанные субъекты ОРЭ не могут начать работу ни на ФОРЭМ, ни в секторе <5-15%>, который предлагает в своих программных выступлениях председатель правления РАО <эЕЭС России> А. Б. Чубайс.
    По всей видимости, придется повторно обратить внимание В. Б. Христенко, ныне министра промышленности и энергетики, на организацию доступа на оптовый рынок электроэнергии, а также на необходимость исполнения антимонопольного законодательства.

    Комментарий специалиста

    Сергей Кочуров
    директор по сбыту ОАО <эСеверная энергетическая управляющая компания> (г. Вологда)


    К сожалению, представитель ОАО <эМотордеталь> искажает факты. Это предприятие подключено к п/с <эМотордеталь>, которая принадлежит ОАО <эКостромаэнерго>, на стороне 10 кВ. При утверждении РЭК тарифов на 2003 г. завод был учтен как потребитель на среднем напряжении. А на высокое напряжение он был переведен в 2004 г., и ему предъявлялись расчеты исходя из соответствующих тарифов.
    По нашему мнению, п. 50 Методики расчета тарифов недостаточно четко определяет принцип отнесения потребителей к различным тарифным группам по уровню напряжения. Но в данном случае ОАО <эКостромаэнерго> только выполняло решение РЭК.
    Представитель Мотордетали утверждает, что предприятие включено в плановый баланс производства и поставок электроэнергии на I квартал 2004 г., умалчивая, однако, что для предприятия установлен нулевой объем. Нас обвиняют в том, что ОАО <эСеверная энергетическая управляющая компания> без предупреждения отключило счетчики АСКУЭ Мотордетали. Но опять же не уточняют, что согласия на установку потребительского учета на подстанции, принадлежащей Костромаэнерго, никто не давал. Тем более что у потребителя имеется возможность организовать учет на своих установках. Это требование действующих правил.
    ОАО <эМотордеталь> ставит нам в вину и намеренное затягивание оформления документов, необходимых для выхода на оптовый рынок. Однако при этом предприятие до сих пор не представило никаких подтверждающих документов о создании и вводе в промышленную эксплуатацию АСКУЭ. Наши требования базируются на Положении об организации коммерческого учета энергии и мощности на ОРЭ: на одну зону поставки должны быть организованы две зоны учета по обе стороны от зоны поставки (одна - на электроустановках энергоснабжающей организации, вторая - у потребителя).
    Энергетиков часто обвиняют в том, что они действуют в ущерб развитию региона.
    На самом деле мы напрямую заинтересованы в развитии промышленности, так как это ведет к увеличению объемов производства и передачи энергии. Характерный факт: до принятия тарифов на 2004 г. Мотордеталью было подписано соглашение об участии в перекрестном субсидировании, однако сразу после их утверждения предприятие отказалось от выполнения своих обязательств. И кто же действует в интересах региона? На кого ляжет перекрестка? Нам нужна ясность в вопросе: как будут возмещаться выпадающие доходы АО-энерго и что станет с социально-экономической обстановкой в регионе после выхода потребителей на ОРЭ.
    Никаких незаконных действий, препятствующих выходу Мотордетали на ФОРЭМ, ОАО <эКостромаэнерго> не предпринимает. Единственное наше требование - организовать учет на своих электроустановках в соответствии с действующими правилами. Мы работаем на территории трех областей (Архангельской, Вологодской и Костромской) и ни с одним потребителем у нас таких трений не возникало. Вся проблема в том, что Мотордеталь хочет сэкономить: вместо установки систем учета на нескольких своих подстанциях поставить одну, причем на нашей подстанции и с использованием нашего оборудования.


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2004 ИД " РЦБ "
E-mail: