Черный Михаил
АТС НП
Дерегулирование рынков электроэнергии все быстрее происходит во многих странах: процесс уже завершен в Скандинавии и Великобритании, еще идет в США и большинстве стран континентальной Западной Европы, за исключением Франции. Германия и Нидерланды дерегулированы частично, за ними следует Испания. Италия уже установила торговлю электроэнергией в конкурентной среде. Все эти страны образуют быстро растущий мультимиллиардный спотовый рынок. Аналогичные рост и развитие наблюдаются и на финансовых рынках, где обращается множество деривативных финансовых инструментов, связанных с электроэнергией, таких как форварды и фьючерсы, свопы на фьючерсные контракты, экзотические опционы и др.
|
В конкурентной среде некоторые генерирующие компании реализуют произведенную электроэнергию на потенциально волатильных спотовых рынках, однако, если спотовая цена будет недостаточно высокой для покрытия издержек генерации, они окажутся в зоне риска. Потребители же столкнутся с большей сезонной, дневной и часовой ценовой волатильностью. Для коммерческих предприятий эта ценовая неопределенность может значительно осложнить прогнозирование перспектив их финансового положения на длительный период. Наконец, электричество реализуется обычно оптовым и розничным потребителям по фиксированным ценам. В этом случае продавцы, покупающие на спотовом рынке, подвергают себя значительному риску в случае, когда спотовая рыночная цена значительно превышает цены, зафиксированные в контрактах.
Фьючерсы и другие производные финансовые инструменты (деривативы), связанные с электроэнергией, помогают генерирующим компаниям и потребителям управлять ценовыми рисками или хеджировать их на конкурентном рынке электроэнергетики. Фьючерсные контракты представляют собой юридически обязательные для исполнения контракты на будущую поставку товара. В большинстве случаев физической поставки по ним не происходит, и фьючерс закрывается накануне или в день поставки.
Общие характеристики рынка электроэнергии
Рынку электроэнергии присущи некоторые уникальные характеристики. В частности, к ним относятся невозможность хранения электроэнергии и соответственно отсутствие запасов, а также необходимость новых подходов к изучению электроэнергетического рынка как с экономической, так и с финансовой точки зрения.
Рынки четко делятся по географическому принципу: существуют регионы, между которыми передача электричества физически невозможна или не имеет экономического смысла. Это объясняет, почему фьючерсные контракты создаются только для определенных регионов: например, в США после введения в 1996 г. контрактов COB (California Oregon Border) и PV (Palo Verde, Аризона) компания NYMEX начала торговлю контрактами Cinergy (Средне-Западный регион США) и Entergy (регион Луизианы). Также недавно появился контракт PJM (действующий на пересечении штатов Пенсильвания, Нью-Джерси и Мэриленд). Такое региональное деление контрактов похоже на ситуацию с деривативами на форс-мажорные страховые случаи, которые используются в девяти регионах США. Эти региональные деривативные контракты чужды финансовым рынкам, где, например, опцион на акцию IBM имеет идентичные характеристики как в Нью-Йорке, так и в Токио.
Ценовая волатильность
Цены на электричество имеют некоторые отличительные характеристики, уникальные по сравнению с финансовыми активами, такими как акции и облигации, а также отличные от товаров, в частности нефти и газа. Тем не менее хорошим индикатором потенциальной ценовой волатильности на рынке электроэнергии служит рынок природного газа.
Отрасль, связанная с добычей и переработкой природного газа, как и электроэнергетика, до недавнего времени подвергалась регулированию во многих странах, включая США. После дерегулирования цена природного газа значительно снизилась, но стала более волатильной. Волатильность цены на природный газ в большой степени зависит от чувствительности к сезонному спросу. Спрос на электроэнергию также определяется сезонными изменениями, и, следовательно, ее цена может быть неустойчивой, как показано на рис. 1.
С ростом конкуренции на рынке электроэнергии колебания издержек и спроса станут все сильнее влиять на цену. Такое положение будет способствовать как повышению эффективности генерирующих компаний, так и удовлетворению запросов потребителей, которые приобретут доступ к более дешевой <энепиковой> энергии, а также будут получать более точные ценовые сигналы в дорогостоящие <эпиковые> периоды.
Ценовые колебания возникают, когда компании пытаются повысить свою доходность. Для конкурентной среды прибыль максимизируется путем установления цены, равной маржинальной стоимости, а для признанных лидеров отрасли - превышением данной стоимости. В любом случае ценовая волатильность является результатом изменений маржинальной стоимости.
Риски, связанные с ценовой волатильностью
На конкурентном рынке электроэнергии ежедневные колебания цены отчетливо показывают ее неустойчивость. Потребители постоянно сталкиваются с ситуацией, когда в течение нескольких часов цена может повыситься или понизить- ся более чем на 100%. Эти колебания, однако, не представляют серьезной угрозы, поскольку потребитель легко может определить дневную средневзвешенную цену и поскольку сумма, которая затрачивается на покупку электричества в течение одного дня, относительно мала. Деривативы на электроэнергию в основном не выполняют функцию хеджирования рисков, связанных с ценовыми колебаниями в течение дня.
Ценовая неустойчивость сама по себе не является серьезной угрозой, но когда волатильная цена покупки сочетается с фиксированной ценой продажи, в финансовой деятельности компании могут возникнуть значительные риски.
Допустим, компания покупает электричество у генерирующих компаний на спотовом рынке и продает его посредством фиксированных ценовых контрактов. Если, например, спотовая цена значительно повышается благодаря наличию определенных факторов, компания может потерять значительную часть доходов или даже оказаться на грани банкротства. Этот риск является неприемлемым, и компания будет заинтересована в его хеджировании.
Распределительные компании на конкурентном рынке электроэнергии также способны оказаться в похожей ситуации, если они покупают электричество на спотовом рынке, а отпускные цены для конечных потребителей жестко регулируются государством и распределительная компания не в состоянии их изменить.
Развитие биржевой торговли финансовыми контрактами на примере Nord Pool
Большое количество бирж открылось в последние годы в странах Европы - в Нидерландах, Германии, Австрии и Великобритании.
Но наибольшая активность заметна в скандинавском регионе, зависящем от возобновляемых источников энергии, в основном гидро- и ветроэнергии.
На сегодняшний день Nord Pool - это наиболее ликвидный рынок электрических деривативов в Европе, в который входят 340 участников из 12 стран (однако большинство потребителей - 90% - из четырех скандинавских стран). В 2002 г. общий оборот биржи составил 460 млрд евро - на 11% больше, чем в предыдущем году. Около 30% потребляемой электроэнергии в скандинавском регионе торгуется в той или иной форме на Elspot, спотовой части рынка Nord Pool.
Одним из преимуществ Nord Pool является широкий выбор высокотехнологичных финансовых продуктов, в том числе продажа деривативов на более длительные сроки, чем на любой другой европейской бирже. Контракты с датой исполнения до 12 месяцев - обычно фьючерсы с датой поставки на определенную неделю или месяц либо форварды с датой поставки на определенный сезон - представляют собой основные инструменты, прямо торгуемые на бирже.
Остальная часть Nord Pool занята рынком двусторонних договоров, когда контракты подписываются на период от нескольких дней до нескольких лет. Строго говоря, эти договоры являются форвардными контрактами, где биржа играет роль клиринговой системы. Если двусторонний договор регистрируется для клиринга, Nord Pool выступает в качестве партнера как покупателя, так и продавца, гарантируя осуществление расчетов по сделке. Использование клиринговой системы биржи для двусторонних <эвнебиржевых> контрактов позволяет получить следующие преимущества:
- участники рынка имеют в лице Nord Pool единственного контрагента по сделке;
- Nord Pool производит взаимозачеты по открытым позициям участников для подсчета вариационной маржи, что существенно снижает общий размер страхового депозита;
- Nord Pool принимает на себя риски участвующих в сделке сторон. Первоначально предполагалось использовать двусторонние договоры только в переходный период, а затем главенствующее место должен был занять спотовый рынок. Однако на практике все оказалось сложнее: комбинации договоренностей и возможность заключения двусторонних долгосрочных соглашений в ситуации, когда рынок далек от совершенной конкуренции, позволили участникам получать хорошие результаты и быть конкурентоспособными. Потребовалось совсем немного времени для того, чтобы найти концептуальные и практические недостатки в работе биржи с целью обоснования преимуществ непрозрачных двусторонних контрактов, заключаемых между генерирующими компаниями и их клиентами.
Важно отметить, что в Скандинавии, Калифорнии и Австралии с начала реструктуризации особое внимание уделялось усилению конкуренции и, как результат, росту ценовых рисков и для производителей, и для потребителей. Интерес проявлялся и к внедрению деривативов, которые были столь успешными на многих товарных и финансовых рынках. Существовало предположение, что их использование не только позволит эффективно хеджировать ценовые риски, но и сделает рынок прозрачным до такой степени, при которой на основе открытых спотовых и фьючерсных цен можно будет предвидеть ожидания и настроения профессиональных участников рынка.
К сожалению, традиционные электрические фьючерсы и опционы не всегда функционируют в предполагаемом виде. Связано это прежде всего с огромной ценовой волатильностью биржевых деривативов, которая часто означает чрезмерный базисный риск для фьючерсов, а также исключительную дороговизну опционных премий. Все это привело к появлению внебиржевых свопов, или контрактов на разницу (CfD).
Недостаток ликвидности обычно называют основным фактором, ограничивающим рост биржевых деривативных рынков. Nord Pool выделяется на этом фоне, так как Скандинавия является энергетически интенсивной, и со временем все страны балтийского региона будут вовлечены в работу данной структуры.
Наиболее ликвидны годовые и сезонные форварды, регулярно торгуются также месячные и недельные. Сделки по дневным контрактам практически отсутствуют. С 2006 г. вместо сезонных контрактов будут квартальные, а котировки переведут в евро для унификации с европейским рынком (немецкой биржей EEX). Годовой форвард на 2006 г. уже сейчас котируется в евро.
Все контракты являются расчетными. Фьючерсные и форвардные контракты в качестве базисной цены имеют среднесуточные почасовые цены, которые формируются на рынке <эна день вперед> без учета системных ограничений (<эсистемные цены>). Контракты на разницу заключаются на разность между системной и фактической ценами в определенной зоне. По способу расчетов они относятся к разряду форвардных.
В числе отличительных черт срочных контрактов на электроэнергию можно назвать длительность периода поставки (от дня до года) и связанное с ним каскадирование. Под каскадированием понимается превращение одного годового форварда в три сезонных, когда до начала периода поставки остается 2-3 дня. Если у участника торгов было, например, 100 открытых позиций по годовому форварду, эти позиции автоматически ликвидируются, а вместо них появляется 100 открытых позиций по каждому из трех сезонных контрактов этого года.
Сезонные форварды, в свою очередь, разбиваются на месячные. Если месячная позиция не закрывается участником досрочно, а доводится до реализации, то исполнение форварда состоит в ежедневном расчете разности форвардной и средней системной цены за день, умноженной на объем позиции. Эта сумма выплачивается или получается участником в зависимости от направления позиции (длинная, короткая).
Фьючерсный контракт является стандартным биржевым инструментом, именно он принят и на других биржах, например NYMEX, EEX. Благодаря системе ежедневных расчетов по вариационной марже он удобен для спекулянтов - в частности, в случае открытия и закрытия позиции разность цен сразу оказывается на счету участника рынка. Однако на Nord Pool в качестве месячных, сезонных, годовых контрактов приняты форварды. Форвардный контракт не предполагает никаких расчетов до начала наступления периода поставки. Однако он учитывается в составе портфеля всех позиций по срочным инструментам при вычислении необходимого гарантийного обеспечения.
В случае недостаточности обеспечения участник торгов получает требование внести дополнительные средства в клиринговый центр (margin call). По сравнению с фьючерсом форвардный контракт предполагает более редкие переводы средств в клиринговый центр / из клирингового центра, и именно поэтому на Nord Pool он выступает в качестве основной формы срочного контракта. Недостатком форварда является получение результата открытия-закрытия позиции не сразу, а только в процессе исполнения контракта.
Торгуются также опционные контракты на два ближайших сезонных и два ближайших годовых форварда. Опционы европейские, последний день торговли - третья пятница месяца, предшествующего периоду поставки по базисному форварду.
Рис. 2 дает представление о соотношении объемов между спотовым рынком, рынком биржевых контрактов и контрактов, заключаемых напрямую вне торговой системы и регистрируемых на Nord Pool для обеспечения гарантий исполнения со стороны клирингового центра (Nord Pool Clearing, подразделение Nord Pool). Как правило, эти контракты заключаются на тех же стандартных условиях, что и биржевые, и около 90% из них регистрируется в клиринговом центре Nord Pool. Спот-рынок составляет около 30-35% всего физического потребления, остальные 65-70% проходят по двусторонним договорам. Даже с учетом этого срочный рынок (биржевой + клиринговый) приблизительно в 30 раз превышает физический рынок.
Учитывая мировой опыт в области дерегулирования энергетических рынков и широкое распространение производных финансовых инструментов, со временем можно ожидать повторения данной тенденции в российских условиях. Рынок производных финансовых инструментов естественным образом следует за физическим рынком электроэнергии, значительно оживляет его работу и в конечном итоге на порядки превышает его объем. Участники рынка получают возможность эффективно управлять собственными рисками, определять тенденции изменения цен, а следовательно, выполнять значительно более точные финансовые прогнозы в долгосрочной перспективе. Присутствие же спекулянтов на рынке позволяет частично перераспределять риски из энергетической отрасли в финансовый сектор.
|
|