Поиск
Журнал "Энергорынок" # 7 за 2004 год
Нельзя останавливаться на половине пути

Чикунов Александр
-

    Интервью с членом правления РАО <эЕЭС России>, руководителем Центра по реализации проектов реформирования АО-энерго Александром Чикуновым

    ЭР: Александр Васильевич, как Вы оцениваете общий ход реформирования АО-энерго?

    А. Ч.: Суть проводимой реформы региональных энергосистем (АО-энерго) заключается в ликвидации вертикальной интеграции и разделении энергосистем на монопольные и конкурентные виды деятельности. К монопольным относятся диспетчирование и деятельность по передаче электроэнергии по сетям, а к конкурентным - генерация, сбыт, ремонтные и сервисные услуги.
    Реформирование согласно федеральным законам об электроэнергетике должно пройти в 72 АО-энерго, входящих в РАО <эЕЭС России>, и в четырех независимых от холдинга.
    Процесс реформирования региональных энергокомпаний имеет два этапа: разделение и межрегиональная интеграция. На первом этапе вертикально интегрированные компании подлежат разделению по видам деятельности (генерация, сбыт, передача электроэнергии, ремонтные и сервисные услуги. - Прим. ред.). Кроме того, из АО-энерго выделяются и передаются в ОАО <эСО-ЦДУ ЕЭС> функции оперативно-диспетчерского управления с целью создания единой диспетчерской вертикали, которая позволит повысить системную надежность отрасли в рамках происходящих преобразований. На данный момент в управление системному оператору переданы РДУ 62 энергосистем.
    Далее разделенные энергокомпании должны пройти второй этап структурных преобразований, который заключается в проведении межрегиональной интеграции компаний по видам деятельности (2005 г.). На базе региональных генерирующих компаний будут созданы территориальные генерирующие компании (ТГК), а на базе региональных распределительных сетевых компаний - холдинги (межрегиональные распределительные сетевые компании - МРСК). Часть генерирующих компаний, выделенных из АО-энерго, войдут в состав оптовых генерирующих компаний (ОГК). Конфигурация ТГК и МРСК уже утверждена советом директоров РАО <эЕЭС России>. Планируется создание 14 ТГК и 4 МРСК.
    Также в этом году мы ведем масштабную работу по формированию единой национальной электрической сети (ЕНЭС) под управлением ФСК.
    Организационная схема формирования ЕНЭС выглядит следующим образом: два года назад РАО <эЕЭС России> передало в ОАО <эФСК ЕЭС> часть принадлежащих ему магистральных сетей. Остальную часть магистральных сетей, которые находятся на балансе региональных АО-энерго, в соответствии с принятым в конце 2003 г. постановлени-ем Правительства РФ о формировании семи межрегиональных магистральных сетевых компаний, а также согласно постановлению Правительства РФ № 881 от 21.12.2001 предполагается обособить от АО-энерго в 2004 г.
    Соответственно все АО-энерго должны до конца этого года провести инвентаризацию и оценку электрических сетей и внести в уставный капитал семи ММСК свои магистральные сетевые активы. После этого сетевые активы будут переданы в пользование Федеральной сетевой компании в соответствии с законом <эОб электроэнергетике>. Таким образом, возникнет единый контур управления ЕНЭС.

    ЭР: Реформирование <эпилотных> АО-энерго практически осуществлено. Какие итоги уже можно подвести?

    А. Ч.: Реформирование АО-энерго на практике началось в прошлом году. В апреле 2003 г. были выбраны четыре <эпилотные> энергокомпании, на которых сейчас отрабатывается модель выделения компаний по видам деятельности - это Калугаэнерго, Брянскэнерго, Орелэнерго и Тулэнерго. На тот момент уже было решено, что подавляющее большинство АО-энерго будут реформироваться по одной схеме - путем реорганизации энергосистемы в форме выделения с сохранением структуры акционерного капитала во вновь образуемых (выделяемых) компаниях, и нужно было отработать эту схему, чтобы в дальнейшем использовать ее при реформировании остальных энергокомпаний.
    Интересная ситуация сложилась вокруг Тулэнерго. Эта компания была одним из лидеров реформирования. Однако в августе 2003 г. в связи с расхождением во взглядах на реформирование Тулэнерго с другим ее акционером - промышленной группой <эМДМ> - реформирование было приостановлено почти на год и возобновлено лишь в апреле текущего года.
    Практика показала, что процесс реорганизации занимает порядка 12 месяцев, т. е. проходит год с начального этапа и до момента, когда выделившиеся компании будут зарегистрированы как самостоятельные юридические лица и хозяйствующие субъекты. В апреле текущего года была разделена первая энергокомпания - Калугаэнерго. В остальных АО-энерго реорганизация пока не завершена. Эта задержка связана с начавшимся административным реформированием правительственных органов, в связи с чем не были подготовлены необходимые регламенты, в том числе не приняты тарифно-балансовые решения, не подготовлены методические и прочие документы, которые позволили бы, как планировалось, 1 апреля завершить реорганизацию всех трех <эпилотных> энергосистем.

    ЭР: Удалось ли разработать некую универсальную схему реформирования АО-энерго?

    А. Ч.: Общая логика исполнения ретакова: если решение было принято и в процесс его исполнения вовлекается большое количество людей, то не следует метаться и пытаться его постоянно пересматривать. Это может привести к удручающим последствиям.
    Базовый вариант реорганизации АО-энерго проявил себя как рабочий инструмент, который будет применен в большинстве энергокомпаний. На примере <эпилотных> проектов завершается отработка технологии реорганизации.

    ЭР: С какими проблемами сопряжен процесс реорганизации?

    А. Ч.: Еще раз отмечу, что основной проблемой в вопросе разделения энергосистем стали тарифно-балансовые решения. С апреля мы находимся в стадии разработки и согласования с Федеральной службой по тарифам необходимых документов, которые бы позволили устанавливать тарифы и присваивать статус субъектов оптового рынка компаниям, выделяющимся из АО-энерго, как форма создания новых компаний, до его фактического разделения и появления новых юридических лиц. Такая ситуация связана с тем, что правовое поле, в котором проводится реорганизация в РФ, практически отсутствует. Все административные документы, действующие сейчас, написаны для юридических лиц, которые сначала создаются, а потом уже получают лицензии, тарифы и т. д.
    Поэтому нам приходится прилагать огромные усилия для того, чтобы инициировать рассмотрение и внесение поправок в большое количество правовых актов, не изменив которые очень трудно проводить реорганизацию энергосистем.
    Как я уже говорил, на сегодняшний день можно констатировать только один успешный опыт, а именно разделение Калугаэнерго. Думаю, что к августу будет завершена реорганизация еще пяти энергокомпаний. И в соответствии с принятым графиком реформирования энергосистем России до конца года должны быть разделены по видам деятельности около 30 АО-энерго.
    Одной из основных проблем, встающих при реформировании компаний, является перекрестное субсидирование, заложенное в тарифах АО-энерго.
    Эту проблему невозможно решить в одночасье, требуется несколько лет. Но дело в том, что разделение АО-энерго идет уже сейчас, и мы не можем ждать. Понимая, что существуют риски выпадающих доходов при обособлении магистральных сетей, мы предполагаем применить схему, в соответствии с которой магистральные сети после внесения в ММСК будут передаваться в пользование не ФСК, а АО-энерго или же РСК, в случае если АО-энерго будет уже разделено.
    Еще одной важной задачей при реформировании АО-энерго является вывод генерации, находящейся сейчас внутри АО-энерго, на оптовый рынок и включение ее в баланс ОРЭ. Это нужно сделать для того, чтобы генерирующие компании, которые будут создаваться с 1 января 2005 г., стали субъектами оптового рынка, получили соответствующие тарифы на продажу и начали конкурировать с остальными участниками рынка электроэнергии, что позволило бы им получить опыт работы на рынке и лучше подготовиться к тому моменту, когда ры-нок будет полностью либерализован.

    ЭР: Как выстраиваются отношения с миноритарными акционерами при реформировании энергосистем?

    А. Ч.: На протяжении 2002-2003 гг. отношения с миноритарными акционерами были довольно неоднозначными. Это было вызвано тем, что они не видели четкого плана реформы, четких сроков ее проведения и т. д. После того как все основные моменты были обсуждены, приняты и изложены в Стратегии реформирования РАО <эЕЭС России> (концепция <5+5>), миноритарные акционеры сняли большинство вопросов к нам. Несмотря на это, в 2003 г. еще были редкие попытки блокировать процесс реформирования АО-энерго, добиться отличных от типовых условий реформирования и т. д. Это был достаточно трудный период со множеством переговоров, споров. Но осенью прошлого года основная фаза споров о тактике и технике реформы завершилась.
    Моя позиция в этом отношении следующая: качество должно всегда быть выше сроков. Однако нельзя бесконечно улучшать систему. Этим мы только навредим отрасли. Есть утвержденный советом директоров РАО <эЕЭС России> базовый вариант реформирования электроэнергетики, от него и надо отталкиваться при выделении компаний по видам деятельности из АО-энерго. Естественно, что появляющиеся в процессе реорганизации вопросы мы будем решать в рабочем порядке с учетом мнения миноритарных акционеров. Однако ни в коем случае нельзя останавливать реформу и садиться придумывать новую базовую модель. Очень часто в реформировании важны не только концепция и схема, но и план, показывающий, как и что будет сделано от начала процесса до его целевого состояния.
    К 1 июля акционеры уже 30 энергокомпаний подавляющим большинством (более 75%, а зачастую более 90%) проголосовали за реорганизацию. Решения приняты в основном при прямом голосовании <эза> миноритарных акционеров, владеющих блокирующими или близкими к блокирующим пакетами акций! Это говорит о том, что в целом они поддерживают принятую стратегию и тактику реформирования.

    ЭР: Что еще необходимо сделать для полного реформирования запланированных АО-энерго?

    А. Ч.: Даже после разделения ОАО <эКалугаэнерго> часть системных вопросов полностью не была решена - например, проблема получения лицензий созданными компаниями в результате реорганизации АО-энерго. В идеале хочется получить решение правительства о том, что существующие в АО-энерго лицензии будут действительны в течение определенного периода времени для выделившихся в процессе реорганизации компаний. Сейчас ситуация парадоксальная: до появления юридического лица подобные компании не могут получить лицензию, а после разделения, начиная с первого дня, обязаны функционировать в непрерывном производственно-технологическом цикле.
    Второй системной проблемой являются потенциальные налоговые платежи. В соответствии с действующими нормами налогового кодекса, не учитывающего процесс реорганизации, они трактуются налоговыми инспекциями как платежи, которые АО-энерго в связи с реорганизацией должно осуществлять. Таким образом, получается, что АО-энерго обязано платить налог на прибыль (при передаче имущества в образуемое общество), в ряде ситуаций платить НДС, а юридические и физические лица должны платить налоги на акции создаваемых компаний как на вновь полученное имущество и т. д.
    В связи с этим мы в течение уже года занимаемся, с одной стороны, созданием судебно-прецедентной практики, которая бы позволила трактовать ситуацию реорганизации в нашу пользу и в пользу энергокомпаний, а с другой стороны, мы понимаем, что необходимо вносить изменения в Налоговый кодекс.
    Мы рассчитываем заполнить все пробелы до конца текущего года. Это позволило бы вывести проводимые реорганизации АО-энерго из нечетко прописанного правового поля в нормальный режим, когда станет понятно, что реорганизация не повлекла за собой никаких дополнительных нагрузок ни для самого АО-энерго, ни для его акционеров.
    Как я уже говорил, пока не удалось сформировать четкий последовательный регламент получения созданными в процессе реорганизации АО-энерго тарифно-балансовых решений. При этом, что очень важно, удалось согласовать с ФСТ новую процедуру, в соответствии с которой тарифно-балансовые решения для создаваемых юридических лиц будут приниматься до их фактического возникновения с отлагательным условием о том, что вступать в силу эти решения будут с момента государственной регистрации компании. Это маленькая, но очень значимая победа. Однако, что касается методических подходов к формированию тарифов вновь создаваемых компаний, пока остается много проблем, в том числе связанных и с наличием перекрестного субсидирования. Успеть решить все эти проблемы мы должны до конца текущего года.


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / конференции / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: