Поиск
Журнал "Энергорынок" # 7 за 2004 год
Реформирование электроэнергетики Казахстана

Шульга Ингард
ЕЭС России РАО

    После обретения независимости Казахстан взял курс на интеграцию в мировую экономику. Одним из условий успеха этой политики стала реформа электроэнергетики, которая началась здесь раньше, чем в некоторых развитых странах. В результате по темпам и глубине преобразований в данной отрасли Казахстан опередил остальные постсоциалистические государства.

    Начало реформ
    После распада СССР экономика Казахстана продолжала базироваться на развитии энергоемких производств, хотя их доля несколько снизилась. Между тем энергообеспечение национального хозяйства столкнулось с рядом новых проблем.
    Государственная монополия, которая сохранялась в электроэнергетике, в новых экономических условиях не обеспечивала эффективность отрасли: финансирование со стороны государства сокращалось, цены на электроэнергию росли, а инвестиций все больше не хватало.
    В результате замедлилось обновление основных производственных фондов, их износ увеличивался и к середине 1990-х гг. (к моменту начала реформ) достиг 50%.
    Для модернизации электроэнергетики были необходимы частные капиталовложения. Однако независимые инвесторы не были заинтересованы в сотрудничестве с неподконтрольной им инертной государственной монополией, неэффективно расходующей ресурсы.
    И в середине 1990-х гг. Казахстан приступил к радикальным реформам в электроэнергетике.

    Изменение структуры отрасли
    В первой половине 1990-х гг. электроэнергетика Казахстана представляла собой единую государственную вертикально интегрированную монополию. Такая структура отрасли принципиально не менялась до 1996 г., несмотря на ряд перемен организационного характера и приватизацию отдельных активов. В то время вся электроэнергетика фактически и юридически считалась естественной монополией государства.
    Радикальная реформа структуры и отношений собственности в отрасли началась в 1996 г. с принятием Программы приватизации и реструктуризации в электроэнергетике, утвержденной постановлением правительства № 663 от 30 мая 1996 г.
    Основные направления реформы, намеченные в Программе, сводились к:

  • выделению конкурентной сферы в электроэнергетике и приватизации отнесенных к ней предприятий;
  • установлению различных подходов к регулированию естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности;
  • созданию конкурентного рынка электроэнергии.
        Таким образом, было признано, что электроэнергетика не относится всецело к сфере естественных монополий.
        В ходе дальнейшей реформы государство разделило естественно-монопольные и конкурентные сферы. Подход к их регулированию типичен для электроэнергетики многих стран: государство, стремясь обеспечить равный доступ к услугам и инфраструктуре естественных монополий, не допускает конкуренцию в этой сфере. В конкурентном же секторе отрасли государство, напротив, ограничивает директивное вмешательство, стимулируя конкуренцию.
        Итогом мер, предусмотренных Программой и рядом последующих официальных документов, и приватизации в электроэнергетике, осуществленной к началу 1998 г., стала современная структура отрасли.
        Современное законодательство Казахстана относит к сферам деятельности естественных монополий:
  • оперативно-диспетчерское управление единой энергетической системой Казахстана, которое осуществляет системный оператор (ЦДУ ЕЭС Казахстана), включенный в состав OAO KEGOC (Kazakhstan Electricity Grid Operating Company создано в 1996 г.);
  • транспортировку электроэнергии, включая передачу по магистральным сетям, которые вместе с подстанциями и прочей инфраструктурой контролируются также OAO KEGOC, и распределение электроэнергии по низковольтным сетям (110 кВ и ниже), переданное под контроль распределительных электросетевых компаний (далее РЭК). Последние аффилированы со структурами, занятыми также другими видами деятельности (генерацией и сбытом электроэнергии на розничном рынке и ее покупкой на оптовом).
        Кроме того, государство сохраняет монопольный контроль над рядом сфер отрасли, формально не отнесенных законодательством к сферам деятельности естественных монополий. Ему принадлежит оператор рынка электроэнергии - ЗАО <эКОРЭМ>. Крупнейшие гидроэлектростанции оставлены в государственной собственности и выполняют функцию регулирования нагрузки национальной энергосистемы (речь идет о крупных ГЭС, чья суммарная мощность составляет десятую часть совокупной установленной мощности электростанций страны).
        К конкурентным видам деятельности в Казахстане относятся:
  • производство (генерация) электроэнергии;
  • сбыт электроэнергии, главным образом на оптовом рынке.
        Что касается розничного сбыта, то действующее законодательство Казахстана не относит его к естественно-монопольным видам деятельности. Однако отпускные тарифы на электроэнергию для розничных потребителей подлежат государственному регулированию в соответствии с законом <эОб электроэнергетике>. Причина в том, что многие розничные рынки электроэнергии до настоящего времени монополизированы вертикально интегрированными компаниями и РЭКами.
        Таким образом, если передача и диспетчеризация электроэнергии в Казахстане сосредоточены в руках государства и отделены от конкурентных сфер деятельности, то естественно-монопольная функция распределения электроэнергии находится под смешанным контролем (государства, частных и муниципальных структур) и нередко совмещается с потенциально конкурентными сбытом и производством электроэнергии. Разделение этих функций - задача дальнейшей реструктуризации отрасли.

        Формирование конкурентного рынка
        До реструктуризации отрасли снабжение электроэнергией полностью регулировалось государством. Первые признаки либерализации рынка появились в 1996 г., когда поставщикам и потребителям электроэнергии было разрешено заключать двусторонние прямые договоры на поставку электроэнергии. Однако полноценной инфраструктуры торговли в то время еще не было.
        Конкурентный оптовый рынок двусторонних срочных контрактов и рынок резервов электрической мощности начал формироваться в 1997-1999 гг. Позже появился биржевой сегмент рынка. Его нормативная база была создана одновременно с Концепцией совершенствования оптового рынка электрической энергии и мощности (принятой в апреле 2000 г.) и Правилами организации и функционирования оптового рынка электрической мощности и энергии (утвержденными в январе 2001 г.), а первые спот-торги <эна день вперед> стартовали в феврале 2002 г.
        Современный рынок электроэнергии Казахстана в соответствии с законом <эОб электроэнергетике> подразделяется на оптовый и розничный.
        Принципы свободной торговли электроэнергией действуют в основном на оптовом уровне. Покупатели электроэнергии, допущенные на оптовый рынок, могут свободно выбирать поставщика и заключать с ним контракты, минуя посредников. При этом оптовые цены на электроэнергию в соответствии с законодательством не подлежат государственному регулированию. Тарифы же на передачу электроэнергии и диспетчеризацию устанавливает государство.
        На начало 2004 г. на открытый оптовый рынок приходилось около 40% общего объема торговли электроэнергией, что приближается к аналогичным показателям некоторых развитых стран, где осуществляется либерализация электроэнергетики. Столь весомая доля конкурентного рынка обеспечивается самым низким среди республик бывшего СССР и стран Восточной Европы порогом допуска поставщиков и квалифицированных потребителей электроэнергии на конкурентный рынок - менее 5 МВт в сутки.
        До настоящего времени подавляющая часть оборота оптового рынка приходится на децентрализованную торговлю, которая осуществляется в рамках двусторонних срочных контрактов, заключаемых напрямую потребителями и поставщиками электроэнергии. Удельный вес биржевого сегмента рынка незначителен (доли процента от общего оборота).
        Концепцией дальнейшего развития рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан, принятой постановлением правительства № 190 от 18 февраля 2004 г., предусматривается усложнение структуры оптового рынка. Его перспективная структура включает:

  • рынок децентрализованной торговли электроэнергией (двусторонние срочные контракты);
  • рынок централизованной торговли (биржевой сегмент);
  • балансирующий рынок в режиме реального времени;
  • рынок системных и вспомогательных услуг.
        В отличие от двусторонних долгосрочных контрактов, на централизованных торгах происходит торговля на многосторонней основе. Участие в централизованных торгах в Казахстане носит добровольный характер (принцип остаточного пула). К началу 2004 г. централизованная торговля фактически была представлена только спот-рынком <эна день вперед>, однако Концепцией развития рыночных отношений предусмотрено развитие централизованной торговли на средне- (неделя, месяц) и долгосрочной (квартал, год) основе, а также операций, предполагающих поставку электроэнергии в течение операционных суток (внутридневной рынок).

        С 2000 г. действует единый тариф на передачу электроэнергии на расстояния свыше 600 км. Это позволило расширить выбор на оптовом рынке, сделав экономически оправданными поставки электроэнергии между производителями и потребителями, разделенными большими расстояниями.

        Оператором централизованного сегмента рынка выступает КОРЭМ.
        Рынок балансирования, оператором которого назначен KEGOC, предусматривает торговлю в режиме реального времени и предназначен для максимально оперативного покрытия дисбалансов между фактическими и договорными величинами производства и потребления электроэнергии, включенными в почасовой диспетчерский график. В частности, в этом сегменте рынка будет происходить оперативная реализация мощности, не востребованной на спот-рынке.
        Хотя правовая база торговли наличной электроэнергией сформирована, электроэнергетика Казахстана пока технически не вполне готова к широкомасштабной торговле в режиме, приближенном к реальному времени, поскольку это требует модернизации инфраструктуры как отрасли, так и самого рынка: необходима более совершенная система управления и контроля над энергосистемой, включая современные телекоммуникационные системы, контрольное и регулирующее оборудование.
        Развитие биржевого рынка также требует внедрения современных информационных технологий, которые облегчат обмен информацией и оперативное реагирование участников рынка на обстановку, ускорят транзакции и позволят расширить круг участников многосторонних торгов за счет введения дистанционной торговли через Интернет.
        Государство взяло на себя часть этой задачи: подконтрольный ему сектор отрасли под гарантии госбюджета переоборудуется в рамках программы <эМодернизация национальной электрической сети>, непосредственно осуществляемой компанией KEGOC. Однако развитие торговли наличной энергией и биржевого рынка потребует также модернизации инфраструктуры, находящейся в ведении множества негосударственных структур. Так что на этом уровне обновление инфраструктуры проходит менее слаженно.
        Иная ситуация сложилась на розничных рынках электроэнергии, где конкуренция до сих пор практически отсутствует. Государственное регулирование этих рынков не всегда является препятствием для злоупотреблений локальных монополий: известны прецеденты взвинчивания ими цен, ограничения доступа к сетям местных производителей и потребителей, препятствования вводу конкурирующих мощностей в регионах и т. п. Несмотря на сдерживание государством розничных тарифов, электроэнергия на розничных рынках стоит (с учетом транспортных расходов) примерно вдвое дороже, чем на оптовом рынке. Подобная ситуация вызвала необходимость реформирования розничного рынка и дальнейшей реструктуризации отрасли.

        Результаты и перспективы реформы
        Реформирование электроэнергетики Казахстана дало ряд положительных результатов:

  • цены на электроэнергию для конечных потребителей снизились по сравнению с дореформенным периодом и стабилизировались на более низком уровне, несмотря на девальвацию национальной валюты в 1999 г. и последовавший рост стоимости топлива и железнодорожных перевозок. На возникшем в результате реформы оптовом рынке электроэнергии установились более низкие цены, чем в большинстве стран СНГ и Европы: 0,8-0,9 цента США за 1 кВт.ч;
  • несмотря на некоторый рост с конца 1990-х гг. потребления электроэнергии, дефицит энергобаланса страны практически ликвидирован, что отвечает стратегической цели развития отрасли, сформулированной в Программе развития электроэнергетики Республики Казахстан до 2030 г.;
  • повысилась надежность энергоснабжения: стабилизировалась частота тока, создан и развивается рынок резервов электрической мощности;
  • существенно возросла платежная дисциплина, сократилась во много раз доля неденежных форм расчетов в отрасли (не более 5-10% в 2003 г. против 80% в 1997 г.);
  • активизировался приток инвестиций в электроэнергетику.
        В то же время многие проблемы остаются нерешенными:
  • не остановлено увеличение износа основных фондов, а значит, учитывая растущее потребление электроэнергии и повышение нагрузок на оборудование, возрастают риски сбоев в работе энергосистем;
  • инфраструктура отрасли технически отстала от современных требований (40-50% оборудования старше 20 лет), что сдерживает развитие биржевой торговли и торговли в режиме реального времени. Неразвитость этих сегментов рынка, способных наиболее оперативно реагировать на конъюнктуру, мешает дальнейшей оптимизации работы энергосистемы;
  • рынку электроэнергии не хватает действенных механизмов компенсации коммерческих и технических рисков (страхование, хеджирование, правовые ограничения);
  • на большинстве розничных рынков сохраняется монополизм;
  • уровень развития электроэнергетики и показатели энергообеспечения существенно различаются по территории страны: цены на электроэнергию на местных рынках разнятся более чем в два раза, в некоторых энергодефицитных районах потребители лишены технической возможности выбирать поставщиков электроэнергии.
        Основные направления дальнейших преобразований в отрасли обусловлены необходимостью решения перечисленных проблем, а также приоритетами государственной политики в сфере электроэнергетики:
  • завершение разделения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в энергетике;
  • дальнейшее расширение конкурентного рынка электроэнергии за счет развития биржевого сегмента оптового рынка и либерализации розничного;
  • модернизация технической инфраструктуры рынка.
        Значительную часть этих преобразований намечено осуществить в 2004-2005 гг.
        В текущем году началась реструктуризация РЭКов и вертикально интегрированных компаний с выделением естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в отдельные предприятия и последующей приватизацией государственных активов либо передачей части их в муниципальную собственность (прежде всего это касается теплогенерирующих мощностей).
        Основная задача реформы розничного рынка - его демонополизация, которая приведет к появлению конкуренции в электроэнергетике на региональном уровне.
        Вместо РЭКов и других вертикально интегрированных структур, монополизировавших куплю-продажу и транспортировку электроэнергии в своих зонах обслуживания, на местных рынках появятся конкурирующие между собой поставщики.

    Показатель Характеристика
    Разделение видов деятельности Законодательное ограничение на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности.
    Фактически существует совмещение видов деятельности в вертикально интегрированных компаниях
    Сферы присутствия частного капитала Генерация, распределение, сбыт
    Контроль над передачей электроэнергии Полностью государственный
    Контроль над генерацией Свыше 80% активов контролируется частными структурами
    Контроль инфраструктуры распределения электроэнергии Смешанный, с преобладанием частного и муниципального
    Контроль активов сбытовых организаций Смешанный, с преобладанием частного
    Тенденция изменения структуры контроля Дальнейшее увеличение доли частного контроля в основном за счет сфер распределения и сбыта

    Год Документы Факты
    1994 Постановление Правительства № 482 от 5.05.1994 "О либерализации цен на энергоресурсы и регулировании тарифов на отдельные виды услуг" Трансформируется процесс ценообразования.
    Приватизируются специализированные предприятия и электростанции
    1995 Указ Президента № 2724 от 23.12.1995 "Об электроэнергетике", имевший силу закона Определены принципы государственного регулирования отрасли, поставлена задача формирования конкуренции в электроэнергетике.
    Сокращается перекрестное субсидирование
    1996 "Программа приватизации и реструктуризации в электроэнергетике", утвержденная постановлением Правительства № 663от 30.05.1996 Определены подходы к реструктуризации и приватизации в электроэнергетике. Создана новая структура отрасли, включающая конкурентный сектор.
    Образована сетевая монополия KEGOC.
    Энергоснабжающим организациям и потребителям разрешено заключать двусторонние прямые договоры
    1997-98 "Программа дальнейшего развития рынка электроэнергии на 1997-2000 гг.", утвержденная постановлением Правительства № 1193 от 31.07.1997.
    Закон № 272-I от 9.07.1998 "О естественных монополиях"
    Определены сферы деятельности и правила регулирования естественных монополий
    Поставлена задача создания конкурентного рынка электроэнергии, состоящего из двух уровней: оптового и розничного.
    В основном завершена приватизация генерирующих мощностей.
    1999 Закон № 438-I от 16.07.1999 "Об электроэнергетике".
    "Программа развития электроэнергетики до 2030 г.", утвержденная постановлением Правительства № 384 от 9.04.1999
    Законодательно закреплены новые экономические отношения в отрасли.
    Создается открытый конкурентный рынок электроэнергии.
    2000 "Концепция совершенствования оптового рынка электрической энергии и мощности", утвержденная постановлением Правительства № 606 от 20.04.2000.
    "Правила пользования электрической энергией", утвержденные постановлением Правительства № 1822 от 7.12.2000
    Началось создание рынка наличной электроэнергии (спот-рынка) и рынка балансирующей мощности.
    Начинает функционировать рыночный оператор "КЭРЭМ".
    Определены обязанности и взаимоотношения участников рынка.
    Синхронизирована работа ЕЭС Казахстана с энергосистемами России и Центральной Азии
    2001 "Правила организации и функционирования оптового рынка электрической мощности и энергии", утвержденные приказом Министерства энергетики № 8 от 12.01.2001.
    "Правила проведения централизованных торгов электрической энергией на балансирующем оптовом рынке электрической мощности и энергии "на день вперёд"", утвержденные приказом Министерства энергетики № 240 от 8.10. 2001.
    "Электросетевые правила", утвержденные приказом Министерства энергетики № 314 от 24.12.2001
    Приняты правила функционирования оптового рынка,
    регламентированы функции рыночного и технического операторов, обязанности участников
    2002 Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам естественных монополий" № 364-II от 26.12.2002 Совершенствуется регулирование естественных монополий.
    На оптовом рынке формируется сегмент централизованных торгов
    2004 "Концепция дальнейшего развития рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан", принятая постановлением Правительства № 190 от 18.02.2004 Происходит развитие биржевого рынка электроэнергии, реструктуризация вертикально интегрированных энергокомпаний, формирование конкурентной среды на розничном рынке электроэнергии.
    Предполагается снижение порога допуска на оптовый рынок, начало функционирования новой инфраструктуры оптового рынка (в частности, АСКУЭ)
    2005-2006 Планируется внести поправки в законы "Об электроэнергетике", "О государственных закупках", "О естественных монополиях", "О лицензировании" Планируется существенное расширение оптового и розничного рынков;
    создание биржи ТЭК;
    участие в межгосударственном рынке (СНГ) электрической энергии и услуг;
    завершение синхронизации ЕЭС Казахстана с энергосистемами СНГ и стран Балтии

        Цены на электроэнергию на розничном рынке подвергнутся поэтапной либерализации. При этом вводится институт так называемых гарантирующих поставщиков (схожий по ряду черт с предусмотренным законодательством в России), что обеспечит защиту прав потребителей в период либерализации розничного рынка.
        Розничным потребителям будет предоставлено право выбора поставщика, включая новые возможности выхода на оптовый рынок электроэнергии. Планируется введение механизма допуска на конкурентные розничные рынки, аналогичного действующему на оптовом уровне, с установлением порога допуска, при преодолении которого потребители смогут свободно выбирать поставщиков и заключать с ними контракты по рыночной цене. Для преодоления порога мелкие потребители смогут объединяться в пулы, что позволит им получить доступ не только на розничный, но и на оптовый рынок.
        Круг участников конкурентного рынка будет расширяться также за счет снижения до конца 2005 г. порога допуска на оптовый рынок до 1 МВт в сутки.
        Перечисленные меры приведут к расширению круга участников конкурентного рынка не только за счет потребителей, но также и за счет поставщиков электроэнергии. Во-первых, на розничном рынке в качестве покупателей будут выступать не только потребители и их пулы, но также сбытовые организации, выделенные из состава РЭКов, и трейдеры. Во-вторых, создание конкурентной среды на розничных рынках и снижение порога допуска на оптовый рынок откроют новые возможности для реализации энергии небольшими генерирующими компаниями.
        В данный момент проводится модернизация технической инфраструктуры рынка, целью которой является:

  • перевод системы учета с аналоговых на электронные, цифровые технологии;
  • объединение средств учета с современными средствами обработки и передачи информации;
  • интеграция систем измерения электроэнергии с другими комплексными системами, обслуживающими отрасль, прежде всего с АСКУЭ и новой электронной Торговой системой оптового рынка, позволяющей осуществлять дистанционную торговлю электроэнергией.
        Ход модернизации существенно различается по уровням инфраструктуры.
        На уровне магистральной сети предусмотрено и осуществляется (в рамках упомянутого Проекта модернизации национальной сети) полное обновление к 2005 г. систем учета электроэнергии, что даст возможность системному оператору уже в 2005 г. осуществлять удаленный централизованный контроль в режиме реального времени 90% подстанций национальной сети, включая контроль параметров расхода электроэнергии и мощности.
        На уровне распределительных сетей подобная модернизация проходит менее согласованно. Это связано в первую очередь с различиями в контроле над инфраструктурой и источниками финансирования. Проект модернизации национальной сети, находящейся в полной собственности государства, финансируется примерно на 70% из средств международных финансовых организаций (Всемирного банка и ЕБРР) под гарантии республиканского бюджета. Модернизация же систем учета распределительных сетей осуществляется преимущественно из средств региональных электроэнергетических компаний и населения. Тем не менее до внедрения АСКУЭ национального уровня (предположительно в конце текущего года) планируется установка оптовыми потребителями и региональными энергоснабжающими организациями микропроцессорных счетчиков с долговременной памятью и цифровыми выходами, которые позволят учитывать почасовые объемы электроэнергии, проходящие через оптовый рынок, и организация АСКУЭ локального уровня. При этом участники рынка должны выполнить требования унификации АСКУЭ локального уровня с АСКУЭ системного оператора и систем передачи информации от локальных АСКУЭ системному оператору. В дальнейшем планируется создать автоматизированную систему обмена данными между локальными АСКУЭ участников рынка и АСКУЭ системного оператора в соответствии со стандартами, установленными государством.
        Таким образом, в ближайшем будущем сформируется техническая основа для расширения и диверсификации структуры рынка.
        Другими мерами, имеющими прямое отношение к реформе электроэнергетики, станут:
  • внесение поправок в законодательные и нормативные акты (в частности, в законы <эОб электроэнергетике>, <эО государственных закупках>, <эО естественных монополиях>, <эО лицензировании>);
  • дальнейшая синхронизация работы ЕЭС Казахстана с энергосистемами Евразии, что позволит расширить международную торговлю электроэнергией (с конца 1990-х гг. энергосистема Казахстана была синхронизирована с ЕЭС среднеазиатских республик и России; до 2006 г. планируется синхронизировать работу казахстанской энергосистемы с TESIS, а до 2010 г. - с энергосистемами других стран Азии);
  • создание современной системы снижения рисков на рынке электроэнергии - механизмов страхования коммерческих рисков участников спот-рынка, рынка финансовых инструментов для хеджирования долгосрочных контрактов;
  • создание энергетической биржи, включающей торговлю всеми видами энергоресурсов.
        В результате осуществления перечисленных мер в ближайшие годы конкурентный сектор станет преобладающим в электроэнергетике Казахстана: уже к 2006 г. в торговле на конкурентном рынке будут участвовать порядка 70% потребителей электроэнергии.


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / конференции / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: