Поиск
Журнал "Энергорынок" # 7 за 2004 год
Воронежские энергетики на оптовом рынке электроэнергии

Несветайлов Василий
Воронежэнерго ОАО

    ОАО <эВоронежэнерго> в числе первых энергосистем России с декабря прошлого года начало работать в секторе свободной торговли оптового рынка электроэнергии (ССТ ОРЭ). Анализ работы Воронежэнерго в первом квартале нынешнего года показал, что энергокомпанией было принято стратегически правильное решение активно участвовать в покупке электроэнергии в конкурентном секторе рынка. В настоящее время объем покупки составил почти 30% (239765,9 тыс. кВт.ч в осенне-зимний период и 146176 тыс. кВт.ч в летний период) от полного планового объема потребления Воронежской области.

    Сэкономленные в результате работы на ОРЭ средства ОАО <эВоронежэнерго> направляет на подготовку к осенне-зимнему сезону, закупку топлива, обновление основных фондов, средств учета энергии, т. е. на обеспечение надежности энергоснабжения потребителей.
    Однако непонимание первыми руководителями дефицитных энергокомпаний принципов, по которым происходят изменения цены на конкурентном оптовом рынке электроэнергии, приводит к росту цен и недополучению компаниями запланированной прибыли.

    Проблемы и риски
    Участие ОАО <эВоронежэнерго> в торгах ССТ ОРЭ проходит в непростых условиях. В регионе действуют тарифы, которые не покрывают издержки энергокомпании. Хроническая недоплата местных потребителей за энергоресурсы также приводит к дефициту денежных средств. В этой связи для выполнения основного условия участия в торгах - ежесуточного финансового обеспечения покупки электроэнергии - ОАО <эВоронежэнерго> привлекает кредиты. Результат работы на ОРЭ компенсирует расходы по банковскому проценту.
    Беря перед потребителями обязательства по закупке электроэнергии на ОРЭ, энергосбытовые компании (а в их числе и ОАО <эВоронежэнерго>) автоматически несут ответственность за точность прогнозирования потребления. Если возникнут отклонения фактических значений потребления электроэнергии от прогнозных, прибыль, полученная субъектами от выхода на ОРЭ, окажется недостаточной для покрытия убытков от неточного прогнозирования электропотребления. Многие из промышленных предприятий непредсказуемы в часовом разрезе планирования и не подчиняются сезонному изменению объемов производства, что приводит к отклонениям, превышающим 10%-ный рубеж.
    ОАО <эВоронежэнерго> прогнозирует свое потребление с помощью программного комплекса <эЭнергостат>, созданного сотрудниками АО ВНИИЭ. Комплекс позволяет облегчить расчеты и снизить риски неточного прогнозирования электропотребления в допустимом диапазоне сектора отклонений.
    Однако прогнозирование электропотребления сильно зависит и от метеоусловий. Колебания погоды отражаются на уровне потребления бытовых абонентов энергокомпании. С окончанием отопительного сезона особенно сложно точно спрогнозировать потребление из-за резких перепадов температуры и освещенности. Если в январе-марте точность прогнозирования отклонений электропотребления не превышала нормативных 5%, то ближе к лету она снизилась. Пока стоимость оплаты отклонений не превышает экономию денежных средств от снижения стоимости покупки электроэнергии.
    В целом возникшие проблемы с прогнозированием почасового диспетчерского графика электропотребления не привели к значительным штрафным санкциям. Накопленный опыт выявил необходимость более качественного почасового планирования потребления, управления режимами потребления электроэнергии на розничном рынке, построения новых отношений с потребителями в части прогнозирования их электропотребления.

    Стратегия и тактика
    За прошедшие с начала года пять месяцев в конкурентном секторе ОРЭ ОАО <эВоронежэнерго> куплено 999860 тыс. кВт.ч электроэнергии, что составляет 29,47% собственного полного планового потребления энергосистемы.
    Бизнес-процесс подачи заявок на покупку электроэнергии в секторе свободной торговли предполагает принятие решений о цене заявки в условиях постоянного колебания равновесной цены рынка. Преимуществом конкурентного рынка является возможность свободного выбора цены, по которой участникам выгодно покупать электроэнергию.
    Формирование стратегии подачи ценовых заявок стало первоочередной задачей для ОАО <эВоронежэнерго>. Руководством компании была принята консервативная стратегия, направленная на получение прибыли от участия в ССТ ОРЭ за счет покупки максимальных объемов электроэнергии. Хеджирование ценовых рисков с возможностью покупки электроэнергии на более выгодных условиях, чем в регулируемом секторе, позволило ОАО <эВоронежэнерго> снизить с начала года стоимость электроэнергии при ее покупке в ССТ на 65,7 млн руб. (12,3%).
    Согласно принятой стратегии региональная энергокомпания разработала тактику подачи ценовых заявок. На основании отчетов НП <эАТС> проводился поузловой анализ цен по группе точек поставки потребления электроэнергии. Выделялись и анализировались узлы с максимальной, минимальной и средней ценой. Определенные по итогам предыдущей торговой сессии минимальное, оптимальное и максимальное значения цены покупки являлись <эценовыми сигналами> для формирования трехступенчатых заявок на участие в торгах.
    Построение первой ступени - страховочного интервала - основывалось на цене регулируемого сектора за вычетом процента возврата кредита, взятого под финансовое обеспечение участия в торгах. Вторая ступень формировалась на основе максимальной в данный час цены по узлам расчетной модели. Третья являлась максимально предпочтительной по цене и участвовала в торгах.
    Формирование цены третьей ступени в заявке проводилось в такой последовательности. Определялась средняя цена по узлам, а к ней прибавлялась величина <эценового зазора> от равновесной цены до цены, подаваемой в заявке. Определение оптимального <эценового зазора> играет важную роль при формировании цены в заявке. Малый <эценовой зазор> (т. е. приближение к средневзвешенной цене в данный час суток) приводил к уменьшению часового объема покупки, а его увеличение - к росту финансового обеспечения торгов. Заявленные на торги объемы электроэнергии по ступеням определялись требованием равномерного возрастания. Таким образом, объем третьей ступени в заявке равнялся 30% СППО, а объемы второй и первой ступеней увеличивались на 1 и 2 МВт соответственно, что было вызвано желанием иметь гарантию на покупку максимального объема энергии по цене, приближенной к предельной. Данная тактика позволила покупать в ССТ практически весь объем электроэнергии, разрешенный правилами рынка.
    В ходе торгов компания несколько раз предприняла попытки использовать агрессивную стратегию трейдинговых технологий работы. Суть ее заключалась в том, чтобы играть на понижение цены в отдельные часы торговых суток. Данная стратегия не всегда имела успех. Кроме того, персонал компании в силу объективных и субъективных причин пришел к выводу о необязательности подачи трехступенчатых заявок. Это решение было вызвано отсутствием у сотрудников и руководителей ОАО <эВоронежэнерго> необходимого опыта работы на рынке. Данное обстоятельство, а также отсутствие внимания к сектору свободной торговли со стороны многих дефицитных энергосистем и промышленных предприятий привели к росту цены в данном сегменте рынка.
    Практика показывает, что получение прибыли возможно только при четко разработанной системе подачи трехступенчатых заявок. Реальное становление рыночных отношений в энергетике возможно только при условии осознания руководством энергодефицитных компаний и промышленных предприятий принципов и механизмов работы в ССТ ОРЭ.

    Дмитрий Вологжанин
    начальник топливно-энергетического управления Конаковской ГРЭС


    Обвинение производителей электроэнергии в сговоре является нелогичным и некорректным. Судите сами: сегодня более 55% электроэнергии, продаваемой в КС ОРЭ, приходится на АЭС и ГЭС, т. е. на самую дешевую генерацию. За возможность выработать оставшиеся 45% идет жесткая конкурентная борьба среди ГРЭС и ТЭЦ.
    Целью генератора при этом является максимизация не цены, а выручки от продаваемой электроэнергии. Генератор должен продать максимальный объем электроэнергии, что позволит ему обеспечить большой денежный поток (Cash Flow) и добиться возмещения некомпенсируемых 15% платы за мощность.
    Таким образом, компании-генераторы стремятся получить приоритет при проведении процедуры конкурентного отбора. Здесь простая зависимость: чем ниже цена, тем выше приоритет, а следовательно, и вероятность реализации наибольшего объема электроэнергии. Именно в этом проявляется конкуренция.
    В свою очередь покупатели посредством заявок фактически формируют цену на рынке, а потом пытаются обвинить производителей во взвинчивании цен, нерыночном поведении и т. д. Хочется посоветовать партнерам по ОРЭ вместо неуместных деклараций заняться отработкой своих ценовых стратегий.

    Региональный рынок
    Региональный рынок электроэнергии Воронежской области характеризуется повышенной активностью, связанной с выходом на ОРЭ непосредственно потребителей ОАО <эВоронежэнерго> и энергосбытовых компаний, заключивших договоры энергоснабжения с рядом предприятий-потребителей ОАО <эВоронежэнерго>.
    До настоящего момента ни один из потребителей ОАО <эВоронежэнерго> не обращался с инициативой о выходе 30% собственного потребления в сектор свободной торговли оптового рынка электроэнергии, оставаясь на 70% на розничном рынке и приобретая эту долю электроэнергии у ОАО <эВоронежэнерго>.
    В целях сохранения клиентской базы региональная энергокомпания, как и большинство энергосистем, проводит обширную профилактическую работу, предъявляя жесткие требования по неукоснительному выполнению всех процедур, необходимых при выходе потребителя на ОРЭ или в сектор свободной торговли, изложенных в постановлениях ФЭК и Регламентах НП <эАТС>, а также проводить разъяснительную работу с РЭК и местными органами власти о финансовых последствиях выхода потребителей на ОРЭ. Подобная ситуация сохранится, пока не будет решена проблема перекрестного субсидирования.
    На сегодня субъектами ОРЭ, включенными ФЭК в баланс на 2004 г. по Воронежской области (кроме ОАО <эВоронежэнерго>, доля которого на рынке составляет 93,8%), являются:

  • ОАО <эВоронежсинтезкаучук> (среднемесячный объем потребления - 472,8 млн кВт.ч, или 2,3% от общего потребления);
  • ОАО <эНижноватомэнергосбыт>, которое осуществляет электроснабжение ОАО <эСемилукский завод огнеупорных конструкций>, ОАО <эВоронежшина> и ОАО <эФинист-парфюмер> (среднемесячный объем потребления - 419,7 млн кВт.ч, или 2,0% от общего потребления);
  • ОАО <эВоронежатомэнергосбыт>, снабжающее электроэнергией ОАО <эРудгормаш> (среднемесячный объем потребления - 94,7 млн кВт.ч, или 0,4% от общего потребления);
  • ЗАО <эНОРЭМ>, осуществляющее электроснабжение ОАО <эВАСО> (среднемесячный объем потребления - 156,9 млн кВт.ч, или 0,7% от общего потребления);
  • ОАО <эЭнергоавиакосмос>, осуществляющее электроснабжение ФГУП <эКБХА> (среднемесячный объем потребления - 173,5 млн кВт.ч, или 0,8% от общего потребления).

        Оптимизация издержек
        Сдерживание роста тарифов происходит в первую очередь за счет снижения собственных издержек энергетических компаний. Созданный сектор свободных торгов дает энергетическим компаниям возможность получать доход, за счет которого покрываются затраты и как следствие снижаются издержки. Постановлением Правительства РФ № 109 от 26 февраля 2004 г. <эО ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации> закреплено, что при установлении тарифов в необходимую валовую выручку розничного рынка не включаются финансовые результаты деятельности (прибыль или убытки), полученные в секторе свободной торговли оптового рынка. Таким образом, при регулировании тарифов на следующий календарный год никто не отберет у энергокомпаний заработанные на конкурентном рынке средства.
        Покупка энергии на ССТ ОРЭ выгодна в первую очередь дефицитным энергетическим компаниям и промышленным потребителям. Для генерирующих компаний продажа выработанной энергии в секторе свободной торговли является стимулом для снижения издержек. В настоящее время убытки от продажи энергии по ценам ниже себестоимости возмещаются при установлении тарифов в следующем периоде регулирования только для концерна <эРосэнергоатом>. Другие генерирующие компании (федеральные станции - ДЗО РАО <эЕЭС России>) не имеют подобного механизма для снижения убытков и вынуждены сокращать издержки.

        Итоги и предложения
        Оптовый рынок - привлекательное направление для ОАО <эВоронежэнерго>, позволяющее покупать более дешевую электроэнергию. Работа на нем открывает перспективы для достижения положительных финансово-экономических результатов.
        Становление рынка было охарактеризовано тем, что поставщики были вынуждены продавать до 15% общего объема производства электроэнергии по свободным рыночным ценам. Это заставило их самостоятельно определять экономическую стратегию предприятия и таким образом управлять эффективностью собственного производства. У покупателей появилась реальная возможность приобретать 30% электроэнергии в конкурентном секторе по тарифам, более низким, чем в регулируемом секторе оптового рынка.
        Подводя итоги работы ОАО <эВоронежэнерго> в ССТ ОРЭ, можно сказать, что темпы развития рыночных отношений между поставщиками и покупателями энергии на рынке к маю этого года значительно снизились. Начиная с февраля 2004 г. отмечалась тенденция к постоянному росту цен в ССТ ОРЭ. Единичные попытки ОАО <эВоронежэнерго> снизить цены не смогли повлиять на эту ситуацию. Не только воронежцы, но и другие дефицитные АО-энерго приняли консервативную стратегию на покупку максимальных объемов электроэнергии по любой средневзвешенной цене, сложившейся на торгах. Такая тактика покупателей привела к росту месячных средневзвешенных цен с 397,79 руб./тыс. кВт.ч в январе до 478,82 руб./тыс. кВт.ч в мае по расчетным узлам ОАО <эВоронежэнерго>. Тенденция к росту цен заставила участников свободного сектора рынка отказаться от подачи трехступенчатых заявок на торги (в январе-феврале) и перейти к двухступенчатым (в марте-апреле). В мае пассивная позиция покупателей привела к подаче заявок с одной ступенью, близкой к ценоприниманию, и не могла не подстегнуть дальнейший рост цен на рынке.
        Участники сектора свободной торговли ОРЭ - генерирующие субъекты - воспользовались ситуацией и смогли подтянуть цены сектора свободной торговли к тарифам регулируемого сектора, в результате чего эффективность рынка оказалась крайне низкой. Так, итоги торгов первых 10 дней мая равны результату торгов одного дня января (см. график).
        Опыт показал, что цены ССТ быстро растут и медленно падают. При некоторой инерционности рынка эффект от воздействия на цены наступит не сразу. Покупателям необходимо сменить стратегию и более агрессивно вести себя на рынке, как с июня это уже сделало ОАО <эВоронежэнерго>. Для начала можно играть на понижение цены только в ночные часы, когда конкуренция между генерацией высока и у покупателя больше шансов повлиять на цену, а далее сдвигаться к часам максимума потребления. Конечно, это может привести к увеличению стоимости собственной покупки в отдельные часы и дни, но в то же время остановит напор <эгенераторов> и вызовет снижение равновесной цены.
        Руководителям энергосистем необходимо изучить порядок проведения торгов на основе трехступенчатых заявок и в ближайшее время использовать данную тактику для снижения цены, в том числе и для потребителей (например, в ночное время, в выходные и праздничные дни). От тактики работы на ССТ ОРЭ будет зависеть дальнейшая динамика цен на энергию. Без осознания необходимости активного и грамотного участия в торгах увеличение цены неизбежно. Самое неприятное, что она может превысить цену регулируемого сектора.


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: