Непонятные правила игры Проблема "информационного вакуума" вредит западному инвестору
Интервью с Дэвидом Херном, управляющим директором Halcyon Advisors
|
ЭР: Дэвид, как Вы оцениваете инвестиционный климат в электроэнергетике сегодня?
Д. Х.: Инвесторы, как российские, так и иностранные, убеждены в том, что в руках собственника активы будут более эффективными и прибыльными, чем в руках государства. Сейчас становится понятно, что в электроэнергетике России произойдет разгосударствление, поэтому все большее число инвесторов начинают интересоваться процессом реструктуризации.
Однако, как свидетельствует мировая практика, настоящие инвестиции стремятся туда, где создан благоприятный инвестиционный климат. Правила игры в России пока не соответствуют представлениям западных предпринимателей. В энергетике сохраняется значительная доля неопределенности.
Что касается самих инвесторов, то их необходимо разделять на стратегических и портфельных.
Стратегическим инвесторам нужно время, их проекты капиталоемки, долговременны и нуждаются в детальной проработке. Кроме того, для них необходимы стабильные условия: ни один инвестор не придет в отрасль с серьезными деньгами, когда принципиальные решения то откладывают, то переносят, то дополняют, то поправляют.
Так что между позитивными переменами в экономике и прихо-
дом стратегических инвесторов необходим определенный временной лаг.
ЭР: Чем объясняется низкая активность портфельных инвесторов?
Д. Х.: Портфельных инвесторов настораживает неопределенность в энергетическом секторе. По оценкам западных компаний риск инвестиций в российскую энергетику слишком велик, поскольку на рынке отсутствует достаточная информация о ходе преобразований. На самом деле ситуация в электроэнергетике намного прозрачнее и стабильнее, нежели кажется на первый взгляд. Но так как СМИ обращают внимание лишь на отдельные знаковые события, а реформаторы со своей стороны недостаточно освещают процесс реформирования, рынок не видит реальной картины всех происходящих в отрасли изменений. В этой ситуации российские инвесторы, лучше информированные о происходящем в стране, чувствуют себя более комфортно, а иностранные - как стратегические, так и портфельные - занимают выжидательную позицию. Последние хотят быть уверены в том, что взятый курс преобразований окончателен и реформы будут проведены в установленные сроки и в утвержденном порядке.
ЭР: Как Вы оцениваете возможность привлечения иностранных портфельных инвесторов в создаваемые в ходе реформирования холдинга РАО предприятия? Насколько это реально с учетом ухода с российского фондового рынка иностранцев в связи с рядом происходящих событий, наиболее ярким из которых является ситуация с ЮКОСом?
Д. Х.: Иностранные инвесторы уже давно проявляют интерес к России, поскольку понимают, что многие активы тут существенно недооценены. Если рассматривать конкретные секторы, то вырисовывается следующая картина: ценные бумаги нефтяных и металлургических компаний в настоящее время считаются достаточно дорогими и имеют ограниченный потенциал роста. То же самое можно сказать и о компаниях, представляющих рынок мобильной связи. Уже несколько лет не наблюдается тенденции роста <этелекоммуникационных> бумаг. Поэтому инвестирование в электроэнергетику является наиболее перспективным вариантом.
Что касается повального бегства инвесторов из энергетики, то не стоит преувеличивать. Возможно, в апреле, когда началось падение российского фондового рынка, мелкие портфельные инвесторы предпочли уйти с рынка, продав свои пакеты акций. Но назвать это общей тенденцией нельзя. Напротив, многие инвесторы накануне принятия ключевых решений по ОГК активно заявляли о себе.
Отмечу, что создание ОГК-5 и ОГК-3 является одним из важнейших событий в секторе. На сегодняшний день избраны совет директоров и генеральный директор компании. Комитет по стратегии и реформированию одобрил также кандидатуры независимых членов в совет директоров ОГК-5 и представил их правлению РАО <эЕЭС>. От того, насколько грамотно руководство построит свою политику по отношению к миноритарным акционерам, будет зависеть привлекательность данных компаний в глазах инвесторов.
Александр Якубов компания <эЦентрИнвест Секьюритис>
Что скрывать, идея создания агентства по страхованию инвестиций воспринимается большинством миноритариев в штыки, ведь она, по сути, предполагает, что акционеры действующих станций будут оплачивать строительство новых мощностей из собственного кармана. Однако проблема износа генерации становится все острее, и при отсутствии инвестиций через 5-7 лет резерв мощностей может существенно снизиться, что приведет к дополнительному росту тарифов. Энергетика - стратегическая отрасль, и цель государства как регулятора - свести к минимуму волатильность цен на электроэнергию. Боюсь, что страхования инвестиций в том или ином виде нам не избежать, а, как мне кажется, придумать механизм, не ущемляющий права миноритариев, непросто. Скажу больше (даже рискуя навлечь на себя гнев коллег): мне кажется вполне разумным завершение строительства Богучанской ГЭС на средства от продажи одной из ОГК (деньги вполне сопоставимые - около 1 млрд долларов). Единственное, что меня извиняет в глазах инвестиционного сообщества, - возможное отклонение идеи аукционов ОГК главой правительства.
Другими факторами искажения оптовых цен на электроэнергию, помимо страхования инвестиций, являются предполагаемое введение сбора для промышленных предприятий в рамках ликвидации перекрестного субсидирования (около 10 коп./кВт.ч) и упомянутый в законе механизм уменьшения волатильности цен для населения, по которому генераторы в течение трех лет после либерализации рынка поставляют гарантирующим поставщикам 20-25% произведенной электроэнергии по заниженному тарифу. Видимо, в РАО считают, что две последние меры не противоречат друг другу. Однако интересно, учтен ли хоть один из этих факторов в разрабатываемой РАО системе прогнозирования цен и объемов на рынке электроэнергии, на основе которой будет проводиться оценка реформируемых компаний?
|
ЭР: Какие из создаваемых в процессе реформирования компаний представляют наибольший интерес для инвесторов и почему?
Д. Х.: На сегодняшний день западных инвесторов привлекают активы генерирующих компаний, дающие наибольшую рентабельность. Однако со временем эта тенденция будет меняться. Уже сейчас распределительные сетевые компании входят в поле зрения инвесторов, а магистральные сети - нет. В первую очередь это обусловлено тем, что данные активы в ходе реформирования перейдут под управление ФСК и будут контролироваться государством.
В данный момент сложилась крайне неопределенная ситуация вокруг сбытового бизнеса, что не позволяет делать определенные выводы. Думаю, что в ближайшие пол- года она должна проясниться.
ЭР: Какие инструменты (акции, облигации, программы депозитарных расписок) наиболее интересны?
Д. Х.: Сегодня рынок ценных бумаг электроэнергетических компаний находится на этапе становления, и предпочтение отдается акциям. Данный вид ценных бумаг имеет наибольший потенциал роста. В будущем, когда энергорынок достигнет определенного уровня развития, станут пользоваться спросом и другие инструменты, в том числе облигации и векселя.
ЭР: Как Вы относитесь к идее создания агентства по гарантированию инвестиций? Каковы, по Вашему мнению, достоинства и недостатки данного подхода?
Д. Х.: У такого механизма есть серьезный недостаток: за один и тот же продукт (электроэнергию) разные производители будут получать разные цены. Подобные схемы наносят безусловный вред: появятся инвесторы, которые займут более привилегированное положение по сравнению с владельцами действующих мощностей. В такой ситуации возникают весьма странные стимулы: строить новые мощности и не достраивать старые, хотя достраивание последних обошлось бы гораздо дешевле. В конечном итоге это может привести к сильному и необоснованному удорожанию электроэнергии.
Справка
Дэвид Херн является основателем и управляющим директором компании Halcyon Advisors.
В период с июня 2001 г. по июнь 2003 г. входил в совет директоров РАО <эЕЭС России>. С 2001 г. возглавляет Комитет по стратегии и реформированию при совете директоров РАО <эЕЭС России>.
Основные этапы профессиональной карьеры связаны с работой в России: в период с 1994 г. по 2003 г. Д. Херн работал в компаниях The Boston Consulting Group, Credit Suisse First Boston, Pharos Advisors, Brunswick Capital Management.
|
ЭР: Существует ли иное решение проблемы?
Д. Х.: Возможно создание механизма, подразумевающего взимание определенной платы за мощность с каждой генерирующей единицы, что позволило бы обеспечить необходимый стратегический резерв. Оплата должна происходить по определенным правилам, установленным государством. Полученные средства могут собирать либо системный оператор, либо АТС.