Поиск
Журнал "Энергорынок" # 11 за 2004 год
Залог конкурентоспособности на рынке строительства сетей

Тринц Александр
КЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг ЗАО

    Реформа электроэнергетики создает сегодня условия для формирования в стране полноценного рынка сетевого строительства. Административное распределение заказов по территориальному принципу постепенно уходит в прошлое. Ставшие независимыми тресты теперь самостоятельно конкурируют за строительные заказы, совершенствуют технологии и методы управления, предлагают заказчикам наиболее выгодные условия.

    Формирующийся рынок сетевого строительства - это классический <эрынок потребителя>, условия конкуренции на котором определяют несколько основных заказчиков. Каждый из них диктует свои технические условия и создает собственный сегмент рынка. Крупных заказчиков строительства или реконструкции сетей в нашей стране немного: Федеральная сетевая компания (ФСК), региональные энергосистемы (АО-энерго), промышленные заказчики (прежде всего ОАО <эРоссийские железные дороги> и металлургические предприятия), а также региональные власти и муниципалитеты.
    Структура и динамика российского рынка
    Крупнейшим заказчиком на отечественном рынке является ФСК, входящая в состав РАО <эЕЭС>. На ее долю сегодня приходится около 34% рынка строительства и реконструкции сетей. При этом заказы ФСК на реконструкцию сетей оцениваются в 70 млн долларов, а на новое строительство - от 175 до 240 млн долларов в год (здесь и далее даны оценки строительно-монтажных работ).
    Доля заказов от региональных АО-энерго составляет около 26% рынка строительства и реконструкции сетей. Суммарные заказы АО-энерго на реконструкцию и новое строительство можно оценить в 230-260 млн долларов ежегодно.
    В условиях роста экономики существенную долю рынка обеспечивают промышленные заказчики. По общим оценкам все промышленные заказчики (исключая ОАО <эРоссийские железные дороги>) занимают около 18% рынка строительства и реконструкции сетей. Сумма заказов на новое строительство сетей от промышленных предприятий составляет около 160 млн долларов ежегодно. Крупнейшим промышленным заказчиком является ОАО <эРоссийские железные дороги>, которое расходует на строительство сетей около 190 млн долларов (или почти 22% рынка).
    В целом рынок строительно-монтажных работ в сетевом строительстве можно оценить в 755-800 млн долларов. Такие вложения в реконструкцию и развитие электрических сетей обусловлены ростом российской экономики и техническим состоянием существующих сетей. В первую очередь именно необходимость ремонта или недостаточность имеющихся мощностей заставляет заказчиков инвестировать крупные средства в электросетевое хозяйство.
    Интересна ожидаемая динамика расходов на сетевое строительство со стороны перечисленных заказчиков. По нашим прогнозам (и согласно текущей программе), после 2006 г. можно ожидать снижения объема заказов со стороны ФСК. Если по базовому плану ФСК объемы нового строительства в 2005 г. составят 243 млн долларов, то в 2006 г. - уже 221 млн, а после 2007 г. - менее 99 млн ежегодно. По пессимистическому прогнозу ФСК динамика расходов на новое строительство поч-ти не изменится: объемы нового строительства сетей в 2005 г. составят 217 млн долларов, в 2006 г. - 219 млн, в 2007 г. - 143 млн, а после 2009 г. - менее 59 млн ежегодно.
    Территориально инвестиции распределяются так, что Сибирь остается единственным регионом, где объем заказов со стороны ФСК будет относительно стабильным до 2010 г. (30-40 млн долларов ежегодно).
    В то же время основная часть работ по реконструкции придется на Европейскую часть России. Поскольку процент износа существующих электросетей составляет от 40 до 60%, возрастет объем их реконструкции (в части строительно-монтажных работ в текущем году он оценивается в 70 млн долларов).
    Увеличения объема заказов после 2007 г. можно ожидать:

  • со стороны региональных АО-энерго - за счет выхода на требуемый объем реконструкции сетей, который в настоящее время не финансируется;
  • со стороны промышленных заказчиков - за счет продолжения экономического роста;
  • со стороны региональных властей и муниципалитетов - при условии выхода на требуемый объем реконструкции сетей, который сегодня также не финансируется.
        Отдельно нужно сказать об ОАО <эРоссийские железные дороги>. Эта компания имеет собственную энергетическую стратегию (Энергетическая стратегия железнодорожного транспорта на период до 2010 г. и на перспективу до 2020 г.) и проводит относительно независимую политику развития электросетевого хозяйства. Согласно указанной стратегии железнодорожники считают необходимым <эпринятие мер энергобезопасности перевозочной работы с позиции обеспечения непрерывности транспортного процесса>. В список мер повышения энергобезопасности, помимо традиционных (таких, как резервирование, дублирование), ОАО <эРЖД> включает расширение численности номенклатуры и передвижных источников временного энергообеспечения (тяговых подстанций, электростанций на дизельном или газовом топливе, источников теплообеспечения, локомотивов автономной тяги), а также развитие собственного сетевого хозяйства.
        В регионах с недостаточным или потенциально неустойчивым внешним энергоснабжением РЖД стремится к созданию собственной энергосистемы, обеспечивающей электроснабжение тяги и железнодорожных потребителей. Специалисты считают необходимым устранить зависимость электрифицированных линий железных дорог от многочисленных энергосетевых компаний (по пять-семь на одну дорогу). Таким образом, планы РЖД создают новый спрос на услуги независимых сетевых строительных компаний.

        Потенциал внешнего рынка
        Зарубежные заказы являются сегодня весьма перспективным рынком для независимых сетевых компаний. Во времена СССР наши специалисты строили линии электропередачи не только в Восточной Европе, но и в таких странах, как Сирия, Иран, Ирак, Египет, Турция, Куба, Монголия. Рынок сетевого строительства в европейских странах можно считать потерянным: его заняли немецкие и американские компании. Но в странах Азии (в том числе и в бывших советских республиках) российские сетевые компании вполне могут рассчитывать на крупные контракты.
        Подробности переговоров российских компаний с иностранными заказчиками комментировать сложно. Но, например, ЗАО <эКЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг> сейчас ведет переговоры с колумбийскими партнерами о проекте, сумма которого оценивается в 300 млн долларов. По этому проекту КЭС-ЭСИ берет на себя прокладку линий электропередачи и строительство подстанций на территории Колумбии. Планирует-ся также совместный проект с Казахстанской федеральной сетевой компанией (KEGO), ориентировочная стоимость которого составит 260 млн долларов. Здесь задачей российских исполнителей станет строительство электросети протяженностью 1100 км, а инвестором проекта выступит Европейский банк реконструкции и развития. Видимо, иностранных заказчиков привлекает прежде всего опыт работы отечественных строителей в самых сложных инженерных и в самых тяжелых климатических условиях.

        Конкурентные характеристики строительных компаний: общие тенденции в изменившихся условиях
        Многие руководители сегодня задаются вопросом, за счет каких факторов возможна конкуренция компаний на рынке сетевого строительства. Комплекс конкурентных характеристик участников рынка не является постоянной величиной, он изменяется вместе с общей рыночной ситуацией и ситуацией в отрасли.
        В начале преобразований при переходе к рыночным отношениям строительные тресты спешили воспользоваться своей самостоятельностью и уйти из-под ведомственного управления. В это время центробежные тенденции проявлялись во всех сферах жизни. Но после акционирования большинству сетевых строительных трестов пришлось пережить нелегкие времена. Недостаточное бюджетное финансирование строительства объектов инфраструктуры привело к тому, что многие предприятия с трудом выплачивали заработную плату сотрудникам и лишились квалифицированных специалистов. Каждый трест выживал самостоятельно. Наилучшими возможностями для этого обладали тресты, максимально использовавшие свой сохранившийся административный ресурс.
        Изменившаяся экономическая ситуация в сочетании с относительной стабилизацией рынка привели к смене характера требований к строительным организациям данного сегмента. Сегодня важнейшими факторами оценки конкурентоспособности организации в области строительства сетевых объектов можно считать качество и надежность строительства, качество выполнения контрактных обязательств, спектр предлагаемых услуг, активность и широкую географию присутствия предприятия. Кроме того, помимо владения технологией сооружения высоковольтных линий и наличия лицензий для строительства на территории Российской Федерации и/или за пределами СНГ, существенным становится обладание ноу-хау в области технологии сооружения и ремонта ВЛ в условиях различных климатов и рельефов.

        Тенденции
        В целом сегодня на рынке услуг по проектированию, строительству, модернизации и ремонту электрических сетей наблюдаются следующие тенденции:
        1) объединение строительных организаций в крупные холдинги;
        2) переориентация компаний с оказания ограниченного набора услуг на проектную систему с реализацией всего производственного цикла - от разработки проекта до ввода в эксплуатацию с последующим гарантийным обслуживанием.
        Таким образом, реальные перспективы развития есть у тех предприятий, которые предлагают конкурентоспособные услуги, новый уровень качества и управления, новые технологические решения.
        Возможности компании не должны ограничиваться единственной производственной площадкой и территориально изолированной технической базой. Нужны мобильность, гибкость в принятии решений, наличие единого центра финансовой ответственности. Такое построение бизнеса исключает распыление сил и средств и обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия.
        Важно также предоставить заказчику самый полный спектр ус-луг - от проведения независимой проектной оценки до сооружения объектов <эпод ключ> с их гарантийным и послегарантийным обслуживанием. Понятно, что заказчика привлекают компании, которые самостоятельно находят и подготавливают площадку для строительства, выполняют полное проектирование объекта, добиваются всех необходимых согласований, а также укомплектовывают объект оборудованием и материалами, не забывая о высоком качестве проектирования и строительства (на уровне мировых стандартов), а также конкурентоспособной стоимости работ.
        Указанные тенденции наглядно иллюстрирует появление на рынке компаний, которые внедряют самые эффективные производственные технологии и схемы менеджмента: управление строится по принципу инжиниринга, где одна из главных задач - оптимизация расходов и увеличение прибыли. При этом подрядчики стараются сделать все финансовые схемы прозрачными и понятными для заказчика. Проекты строительства или реконструкции выполняются <эпод ключ> с обязательной гарантией качества.
        Для контроля и управления каждым отдельным объектом строительства или ремонта передовые компании создают блок проектного управления. Руководители проектов - это высококвалифицированные специалисты, отвечающие за выполнение всех видов работ по проектам. Персональная ответственность и постоянный контроль со стороны руководителей проектов гарантирует соблюдение сроков, высокое качество и выполнение в рамках проектного бюджета.
        В отрасли появляются предприятия, которые обеспечивают мировой уровень качества, подтверждаемый сертификатами соответствия международным стандартам качества управления ISO 9001. Такой подход к организации производства позволяет выстраивать не только вертикали, но и горизонтали управления строительством (например, <эпроектировщик - инженер - строитель>). Комплексный подход к организации производства снижает стоимость строительства за счет уменьшения издержек на всех стадиях работы.
        Кроме того, снимаются барьеры на пути внедрения технологических новинок и прогрессивных технологий строительства, которые раньше вообще не использовались на территории России. Сейчас в отрасли наблюдается значительный потенциал для применения технологических ноу-хау. Еще недавно рабо-та предприятий была жестко регламентирована. Крупнейшие заводы десятилетиями выпускали одну и ту же стандартизованную продукцию и не имели стимулов к модернизации. Разделенная организационными барьерами система проектирования, стандартизации, производства и строительства, по существу, тормозила технологическое и экономическое развитие.
        Появление в сетевом хозяйстве новых современных предприятий позволило преодолеть прежние барьеры. Сегодня одна компания уже может взять на себя весь комплекс работ - от проектирования и испытаний до сертификации, монтажа и эксплуатации. Именно такие комплексные предприятия способны добиться максимального экономического эффекта.


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: