Поиск
Журнал "Энергорынок" # 12 за 2004 год
Год преобразований

Вахтеров Cергей
ЭнергоРынок

    Вот и закончился 2004 год. Это был тяжелый год поражений и побед, достижений и неудач, трудных преобразований? Однако сделано было многое: приняты решения о создании ТГК, единой гидрогенерирующей компании, <эраспаковано> первое АО-энерго. Конкурентный рынок отметил первую годовщину деятельности, доказав тем самым свое право на существование. О том, каким этот год стал для отрасли, и пойдет речь в статье.

    Что же сделано в истекшем году в рамках реформирования одной из наиважнейших отраслей страны? Чрезвычайно много. Реформа развернулась во всех направлениях. С уверенностью можно сказать, что подготовительный этап реструктуризации окончен, проведена примерно треть намеченных преобразований, в финале которых мы должны получить обновленную электроэнергетику страны с новой структурой, новыми субъектами, новыми качественными показателями работы.

    Нормативно-правовая база
    Прежде всего необходимо отметить, что прошедший год стал, пожалуй, первым годом активных реформ. Правительство РФ приняло ряд важнейших для отрасли в целом и для реформы в частности решений. Среди них особенно хотелось бы отметить:
    1. Постановления Правительства РФ:

  • постановление Правительства РФ № 24 от 21 января 2004 г., утвердившее стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии;
  • постановление Правительства РФ № 19 от 19 января 2004 г., утвердившее правила согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике;
  • постановление Правительства РФ № 109 от 26 февраля 2004 г., утвердившее основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ;
  • постановление Правительства РФ № 123 от 3 марта 2004 г., утвердившее правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию;
  • постановление Правительства № 136 от 4 марта 2004 г., утвердившее типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.     2. Распоряжения Правительст-ва РФ:
  • распоряжение Правительства РФ № 966 от 17 июля 2004 г. <эО плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2004-2005 гг.>;
  • распоряжение Правительства РФ № 1367-р от 25 октября 2004 г.     <эО формировании седьмой генерирующей компании оптового рынка электроэнергии>.
        3. Образованная в начале года Федеральная служба по тарифам также разработала и утвердила ряд не менее важных нормативных документов, которые помогли отрасли своевременно и бесперебойно осуществлять свою деятельность:
  • приказ ФСТ РФ № 43-э/2 от 24 августа 2004 г. <эОб утверждении методических указаний по расчету тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности)>;
  • приказ ФСТ РФ № 44-э/3 от 24 августа 2004 г. <эОб утверждении методики расчета стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления)>;
  • приказ ФСТ РФ № 20-э/2 от 6 августа 2004 г. <эОб утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке>.

        Инфраструктурные изменения Реформирование АО-энерго
        На сегодняшний день большинство существующих региональных систем находятся в состоянии <эраспаковки>, т. е. проводят структурные преобразования по разделению видов деятельности. Лидером в этом процессе можно назвать ОАО <эКалугаэнерго>. Ожидается, что к марту процесс <эраспаковки> завершат 38 АО-энерго.
        Создание ТГК и ОГК
        Несомненно, большим достижением стало одобрение советом директоров РАО <эЕЭС> факта создания территориальных генерирующих компаний. На сегодняшний день утверждены четыре проекта формирования ТГК по схеме аренды: ТГК-8, 9, 10 и 14. Создание ТГК по данной схеме было инициировано миноритарными акционерами РАО <эЕЭС> и АО-энерго. Главным преимуществом при этом является короткий срок формирования единой операционной компании. По варианту присоединения создание ТГК происходило бы не раньше, чем через 14 месяцев после регистрации последней РГК, входящей в данную ТГК. Таким образом, первые ТГК в виде операционных компаний могли бы появиться лишь в начале 2006 г. В случае использования схемы аренды операционные компании будут созданы на год раньше, чем при создании ТГК путем присоединения или учреждения холдинговой компании. На сегодняшний день зарегистрированы ТГК-9, ТГК-14 и ОГК-5.
        Нельзя не отметить и создание единой гидрогенерирующей компании, куда войдут гидроэлектростанции, которые согласно предыдущей схеме должны были войти в состав ОГК-7, 8, 9 и 10.

        Сетевое хозяйство
        Сейчас идет важнейший этап преобразований в электроэнергетике - реформирование АО-энерго. На этом этапе принадлежащие АО-энерго электросетевые объекты, относящиеся к ЕНЭС, должны быть переданы в уставные капиталы межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК). На базе сетей, не относящихся к ЕНЭС, создаются распределительные сетевые компании (РСК), которые затем предполагается объединить в холдинги - межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).
        В феврале 2004 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ были созданы семь ММСК (Центр, Северо-Запад, Волга, Юг, Урал, Сибирь и Восток) в форме открытых акционерных обществ; их учредителями стали Российский фонд федерального имущества (с долей 85%) и ФСК (15%).
        Еще одна важная задача ФСК, связанная с реформированием АО-энерго, - создание системы управления распределительным сетевым комплексом. Как известно, правление РАО <эЕЭС России> сочло целесообразным передать в доверительное управление ФСК акции создаваемых в настоящее время холдинговых компаний МРСК, объединяющих РСК, которые формируются на базе распределительных сетей АО-энерго. Сейчас совет директоров РАО <эЕЭС России> уже принял решение об их создании, определил конфигурацию и принципы управления МРСК. В настоящее время проводится комплекс корпоративных мероприятий, необходимых для учреждения МРСК.

        Диспетчеризация
        На сегодняшний день в рамках выстраивания вертикали управления 56 региональных диспетчерских управлений (РДУ), которые взаимодействуют с 62 энергосистемами, перешли в подчинение системному оператору. В частности, Северо-Кавказское РДУ управляет Ставропольэнерго, Ингушэнерго, Севкавказэнерго, Каббалкэнерго, Карчеркэнерго; Ростовское РДУ - Ростовэнерго и Калмэнерго; Ленинградское РДУ - Ленэнерго и Псковэнерго. В 2004 г. было создано Новгородское РДУ, а функции диспетчирования Псковэнерго были переданы в Ленинградское РДУ.
        Самыми же главными достижениями можно назвать построение системы работы и хорошее сопровождение рынка. В уходящем году были четко выстроены процессы планирования и управления режимами, что обеспечило надежное и бесперебойное функционирование отрасли в новых, конкурентных условиях.

        Рынок
        В течение всего периода функционирования сектор свободной торговли оптового рынка имел положительную динамику роста. В первый месяц торгов в НП <эАТС> было подано чуть более 900 заявок, а в последние месяцы количество ежемесяч-но принимаемых заявок превышало 6 тыс. Если в начале торгов доля покупки в свободном секторе составляла около 1% от всего потребления электроэнергии ценовой зоны Европейской части России и Урала, то в августе она достигла 8,9% и продолжает держаться на этом уровне.
        В торгах принимали участие субъекты рынка всех пяти объединенных энергосистем, входящих в зону действия Правил ОРЭ. В течение всего года наибольшая доля покупки электроэнергии в ССТ приходилась на участников, расположенных на территории объединенной энергосистемы Центра, а наименьшая - на покупателей Северного Кавказа.
        Пока российский рынок далек от совершенства. Опыт становления подобных рынков на Западе свидетельствует, что средний срок развития подобной структуры составляет порядка пяти-семи лет. Поэтому не стоит предъявлять завышенных требований к рынку, существующему всего год. Главное, что участники рынка постепенно начинают понимать, как в новых условиях происходит взаимодействие между субъектами.

        Заключение
        В небольшой статье трудно рассказать обо всех важных событиях, связанных с реформированием электроэнергетики. И хотя на огромное количество вопросов пока нет ответа, темп их решения впечатляет. За последний год в электроэнергетике было сделано то, на что в других отраслях потребовалась бы не одна пятилетка. Серьезная реструктуризация идет во всех секторах одной из самых важных отраслей страны, впереди принятие важнейших решений по дальнейшей интеграции компаний, созданных в результате реформирования. Реформа набирает обороты и становится необратимой!


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: