-
-
Роль риск-менеджмента в процессе функционирования энергетических компаний в условиях либерализации отрасли становится все более актуальной. Перед вновь создаваемыми в процессе реформы компаниями стоят задачи управления рядом рисков, как существовавших ранее и обусловленных особенностями отрасли, так и появляющихся только сегодня в связи с работой на ОРЭ.
Площадкой для обсуждения различных проблем управления рисками в период реформирования отрасли и функционирования постреформенной электроэнергетики и явилась данная конференция.
|
Василий Зубакин
член правления РАО "ЕЭС России"
Из всех выступавших на конференции наиболее глубоко тему рисков в энергетике затронул В. Милов, который доказал, что регуляторные риски сегодня являются главным фактором, тормозящим деятельность российских энергокомпаний в период реформирования отрасли. Эту точку зрения поддержал специалист мирового класса, "крестный отец" норвежского рынка электроэнергии Р. Оттосен, консультировавший в последнее время российские компании. К сожалению, представители регулирующих органов в дискуссию не вступили, и данная тема ждет своего развития на следующей конференции.
Ряд докладов на пленарном заседании и в тематической секции были посвящены рыночным рискам при торговле электроэнергией. М. Вилкс посвятил свое выступление месту рыночных рисков среди прочих в деятельности энергокомпаний, а Д. Пономарев предложил обсудить ситуацию на российском энергорынке, уделив основное внимание рискам инфраструктуры, в частности риску платежной системы. Дело в том, что в процессе реструктуризации РАО "ЕЭС России" исчезает тот административный ресурс, на котором в значительной степени держалась платежная дисциплина в отрасли. Заместить административные механизмы иными, например финансовыми гарантиями или эффективными санкциями, - задача ближайшего времени.
Несмотря на то что конференция проходила в дни активного обсуждения в электроэнергетическом сообществе "уроков московского блэкаута", тема технических и технологических рисков была поднята только в докладе Е. Беллендира. На следующей конференции данные виды рисков следует рассмотреть более детально: с точки зрения реализации закона о техническом регулировании электроэнергетики, а также с точки зрения оптимизации ремонтных программ по критерию соотношения технических рисков и затрат на их снижение.
Тема инвестиционных рисков обсуждалась в выступлениях Э. Курбанова (риски проектного финансирования) и В. Орлова (риски сквозного процесса "строительство - эксплуатация энергообъектов"). По мере перехода от финансирования строек за счет целевых инвестиционных средств, включаемых в тариф, к проектному финансированию будет трансформироваться и проблема инвестиционных рисков, поэтому обсуждение следует продолжить позднее - с учетом будущих изменений в регуляторной среде, например после принятия правительством решения о механизме гарантирования инвестиций в электроэнергетику.
Нефинансовым рискам были посвящены вступительное слово Л. Драчевского и доклад М. Либоракиной. При этом основное внимание уделялось рискам, связанным с процессами реформирования отрасли. На следующей конференции будет интересно обсудить первый опыт реализации проекта социальной отчетности, который появится в ближайшее время в РАО "ЕЭС России".
Л. Драчевский поставил в своем выступлении также вопрос о необходимости комплексного подхода к разнородным рискам в деятельности энергокомпаний, а М. Херрманн назвал конкретные сроки внедрения системы комплексного управления рисками - два года. При этом за пределами обсуждения остались методологические вопросы: различие в способах расчета и описания разнородных рисков, проблемы межпрофессиональной коммуникации менеджеров по управлению разными рисками, корпоративное устройство системы управления рисками энергокомпании. Учитывая то, что в ближайшие полгода будет идти интенсивный процесс формирования бизнес-процессов и менеджерских команд новых субъектов рынка, а также инфраструктуры последнего (оптовые и территориальные генерирующие компании, региональные и межрегиональные распределительные компании, сбытовые компании), перечисленные вопросы наверняка станут предметом обсуждения на следующей конференции. В этом свете выступления Г. Бандурина и П. Сороколетова с анализом существующих информационных инструментов по управлению рисками оказались преждевременными (было заметно, что представители гидроэнергетики опередили в своем понимании проблемы управления рисками энергетическое сообщество). Данная тема ждет детального изучения.
В секции "Регулируемый и конкурентный секторы ОРЭ; новые аспекты управления рыночными рисками" (руководитель - О. Баркин) наиболее интересными были выступления И. Левингтон, А. Серова, А. Тукенова, О. Меликяна, которые, опираясь на опыт становления российского и зарубежных энергорынков, продолжили дискуссии, ведущиеся на страницах журнала "ЭнергоРынок". Д. Пономарев и А. Серов заявили, что АТС сформировал команду специалистов и всерьез настроен запустить к моменту проведения следующей конференции рынок фьючерсов на электроэнергию и разработать для участников рынка иные инструменты управления рисками.
Итак, первый шаг сделан. Начнем подготовку следующей конференции!
Валентин Межевич
заместитель председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям
Электроэнергетика всегда была отраслью с высокой степенью технологических рисков, обусловленных спецификой производства и передачи продукции потребителю. Несмотря на лучшие в мире показатели устойчивой работы ЕЭС России и значительный опыт в области управления технологическими рисками, исключить возможность отказов оборудования невозможно. События мая 2005 г. показали, что задача надежного и бесперебойного обеспечения платежеспособного спроса и работа по уменьшению рисков, связанных с производственной деятельностью, должны стать приоритетными в деятельности энергокомпаний.
Происходящие в российской энергетике масштабные изменения обусловили появление новых групп рисков, без учета которых невозможна эффективная деятельность электроэнергетических компаний. Остановимся на некоторых из них.
Первая группа - финансовые риски, связанные с недостаточным опытом работы участников конкурентного рынка электроэнергии. Сделки должны быть сбалансированы в реальном времени, ведь электроэнергия, в отличие от других энергоносителей, не может храниться на складе. Влияние на формирование спроса (цены) местных, сезонных, гидрологических условий, суточных графиков потребления порождает высокую степень неопределенности для участников конкурентного рынка и финансовые риски.
Специфичные для энергетики топливные риски (цена топлива и возможность его покупки в необходимых количествах в нужное время) также имеют существенное значение. В связи с этим дополнительным риском для электроэнергетических компаний является неопределенность с созданием рынка газа и необходимого резерва генерирующих мощностей для полноценного рынка электроэнергии.
Кроме того, реформирование ЖКХ и ОАО "РЖД" - крупнейших потребителей электро- и теплоэнергии - может осложниться (по крайней мере, в переходный период), поскольку энергетикам потребуется заново построить системы договорных отношений, финансовых расчетов и т. п. Увеличение в результате реформирования числа потребителей приведет к росту рисков неплатежеспособности контрагентов. Это также необходимо учитывать при построении системы управления рисками.
Еще одна группа рисков связана с незавершенностью и нестабильностью нормативно-правовой базы, регулирующей реформирование и функционирование электроэнергетики. Компании должны опираться в своей деятельности на устоявшиеся четкие правила и положения, что является важным условием формирования доверия к рыночным структурам и уверенности среди участников рынка.
Учитывая, что электроэнергетика является жизнеобеспечивающей сферой экономики, продукция которой удовлетворяет важнейшие потребности населения, при проведении реформы необходимо принятие комплекса государственных мер, направленных на снижение и компенсацию социальных рисков. Способы компенсации и сглаживания негативных социальных последствий реформ не должны искажать рыночных сигналов, соответственно задача государства - посредством своевременного введения программы социальной поддержки минимизировать эту группу рисков.
Наличие противоречий между интересами региональных элит и отраслевых реформаторов существенно увеличивает для электроэнергетики политические риски, и без того исторически высокие в России.
Так как обеспечение стратегической устойчивости электроснабжения - основа государственной энергетической политики, управление рисками в электроэнергетике должно стать задачей государственной важности.
Леонид Драчевский заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России"
Риск-менеджмент как инструмент управления привлекает все большее внимание специалистов, поскольку скорость и масштаб распространения рисков неуклонно увеличиваются. В данной ситуации задача построения эффективной системы управления рисками становится актуальной и для российских энергокомпаний. Однако в сфере риск-менеджмента еще не сложилась единая терминология, не проработаны отдельные процедуры. Каждая компания пытается создать свой подход, руководствуясь корпоративными ценностями и базовыми принципами построения системы риск-менеджмента. В последнем случае работа с рисками проводится, исходя из более общей задачи управления - например, в контексте инвестиционных проектов или реструктуризации, - также поддерживается постоянный диалог с заинтересованными сторонами, включая обмен мнениями о существующих или только зарождающихся рисках, отслеживается корпоративная реакция на изменения, обсуждаются возможные угрозы и пр.
Особое внимание следует обратить на блок системы, отвечающий за управление нефинансовыми рисками и поддерживающий как стратегию развития бизнеса, так и реализацию социальной миссии энергетики, т. е. надежного и беспере- бойного энергоснабжения потребителя. Основной тип нефинансовых рисков для энергетики сегодня носит "предпринимательский" характер: компании, проводящие активную политику реформирования, рискуют тем, что запланированные события могут не состояться. Поэтому управление нефинансовыми рисками - это в первую очередь предупреждение конфликтов, внедрение в практику принятия решений процедур по оптимизации рисков. Сегодня баланс интересов в ходе реформирования обеспечивается путем взаимодействия с органами государственной власти, а также с потребителями и инвесторами.
С февраля 2005 г. в РАО "ЕЭС России" начата работа по формированию системы управления нефинансовыми рисками, приоритеты которой связаны с созданием нового управленческого контура, формированием новых представлений и навыков менеджмента, философии и культуры ведения бизнеса.
Дмитрий Пономарев
председатель правления НП "АТС"
Управление рисками инфраструктурных организаций как неотъемлемая часть процесса либерализации рынка электроэнергии
По международному стандарту качества ISO 9000-2000 риск - вероятность возникновения неблагоприятного события и его последствий. Российская электроэнергетика относится к отраслям, в которых риск не всегда заранее поддается точной количественной оценке, а методы определения его степени еще не отработаны. Это осложняет проведение политики по минимизации рисков и оценку затрат на управление ими.
НП "АТС" в процессе своей деятельности привносит в рыночные отношения определенные риски, которые связаны:
с процессом планирования (по результатам торгов НП "АТС" формирует диспетчерский график, который используется системным оператором, поэтому ошибка в расчетах может отразиться на функционировании всех участников рынка электроэнергии);
- с финансовыми расчетами, осуществляемыми при подготовке плановых финансовых заданий и присоединении участников (АТС формирует финансовые задания на основе прогнозного баланса электроэнергии (мощности), утверждаемого ФСТ России. Но показатели планового баланса, устанавливаемые на год вперед, отличаются от реальных показателей производства и потребления. В настоящее время АТС перешло на "скользящий" метод формирования финансовых заданий, учитывающий мониторинг реальных показателей баланса участников ОРЭ);
- с расчетом обязательств и требований (изменения методик в договоре о присоединении приводят к ошибкам в расчетах и соответственно к потере времени и упущенным возможностям субъектов рынка).
Кроме того, риски несет и НП "АТС":
- риск, связанный с ответственностью за качество и своевременность расчетов (несвоевременное предоставление участниками рынка необходимых финансовых документов имеет для Администратора торгов негативные последствия);
- риск, обусловленный несовершенством регулирования в условиях реформирования (прежде всего это касается регулирования тарифов на мощность и электроэнергию, а также нерешенной проблемы перекрестного субсидирования регионов, особенно актуальной в связи с появлением ценовых и неценовых зон);
- риск неплатежеспособности участников рынка.
Последний вид рисков особенно актуален, поскольку может привести к банкротству унифицированной стороны по сделкам. В связи с наличием данного риска НП "АТС" предлагает ввести систему финансовых гарантий, в качестве которых может использоваться взнос, уплачиваемый субъектом при допуске на рынок.
Управление рисками - это возможность предотвратить причины их возникновения, а также смягчить негативные последствия при наступлении такой ситуции. К мерам, применяемым НП "АТС" для снижения рисков, можно отнести:
- тщательный отбор персонала (кадровая политика НП "АТС" нацелена на максимальное развитие профессиональных и управленческих компетенций каждого из сотрудников и формирование кадрового резерва партнерства);
- распределение рисков между инфраструктурными организациями (именно с этой целью с 1 января 2005 г. услуги по проведению финансовых расчетов между участниками оптового рынка электрической энергии оказывает ЗАО "ЦФР", несущее риски, которые связаны с неплатежами участников оптового рынка);
- внутренний контроль за ходом и исполнением бизнес-процессов (в НП "АТС" существует департамент контроля, который следит за соблюдением законодательства и выполнением установленных требований как самого Администратора торговой системы, так и компаний-участников рынка электроэнергии);
- страхование ответственности (как любая инфраструктурная организация, НП "АТС" прежде всего должно быть застраховано от ошибок и технологических сбоев, поэтому весь технологический процесс торгов ведется с двукратным резервированием);
- совершенствование нормативно-правового регулирования (НП "АТС" принимает активное участие в разработке и экспертной оценке нормативных документов ФСТ и правительства в области ценообразования, налогообложения, страхования в электроэнергетике и на ОРЭ).
Управление рисками - актуальная задача как для НП "АТС", так и для всех субъектов рынка. Мы стремимся эффективно управлять рисками, обеспечивая тем самым стабильность рыночных отношений.
Владимир Милов президент Института энергетической политики
Регуляторные риски в российской электроэнергетике
Вопрос снижения регуляторных рисков очень сложен и требует значительного внимания. Регуляторные риски возникают благодаря вмешательству ограничительного характера в деятельность субъектов предпринимательства со стороны государственных органов. Для электроэнергетики характерны следующие специфические регуляторные риски:
- риски тарифного регулирования;
- риски регулирования в области безопасности (стандарты, технические регламенты, регулирование безопасности гидротехнических сооружений);
- риски экологического регулирования (плата за выбросы вредных веществ в атмосферу, ограничения выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях);
- специфические налоговые риски (водный налог для ГЭС);
- риски антимонопольного регулирования;
- иные (в том числе неопределенность специального законодательства).
Риски тарифного регулирования являются наиболее серьезными и трудноуправляемыми. Тарифное регулирование полностью определяет доходную базу бизнеса, так как доля экспорта электроэнергии невелика и внутренний тариф непосредственно влияет на доходы энергокомпаний. Для решения данного вопроса и была задумана реформа, предполагающая либерализацию цен в электроэнергетике. Однако в среднесрочной перспективе тарифное регулирование будет по-прежнему оказывать определяющее влияние на экономику компаний сектора. Минимизация регуляторных рисков не может быть осуществлена силами отдельной компании, поэтому в мировой практике принято повышать предсказуемость тарифного регулирования для снижения регуляторных рисков. Кроме того, определены стандартные свойства системы обеспечения предсказуемости тарифного регулирования, к которым относятся:
- институциональная независимость регулирующих органов;
- глубокая методологическая регламентация расчета тарифов в правовом поле;
- глубокая процедурная регламентация порядка рассмотрения и утверждения тарифов в правовом поле;
- гласность и коллегиальность процедуры рассмотрения и утверждения тарифов (снижает коррупционные риски);
- адекватная система профессионального разрешения споров (желательно досудебная, так как экономические детали регулирования, как правило, сложны для понимания судов);
- независимость судебной системы (для обеспечения юридических гарантий защиты прав субъектов регулирования).
К сожалению, отечественная система регулирования не отвечает данным требованиям, и ее главная проблема состоит в том, что в России сложилась уникальная ситуация, когда установленная законом методология определения тарифов (по методу "затраты плюс") имеет ограниченное применение, а на деле используется метод ограничения тарифов сверху, исходя из их воздействия на инфляцию. Разрыв между двумя методами компенсируется регуляторами с помощью крайне размытого правового и методологического поля регулирования (чтобы разрешенные к включению в тарифы статьи расходов можно было "подогнать" под заранее заданные пределы повышения цен). Таким образом, регулирование по методу "затраты плюс" в действительности давно не функционирует. Компании не могут защитить себя от неправильных действий регулятора в суде, так как правовая и методологическая база регулирования слаба, а регулирование и судебная система четко подвержены политическому влиянию. Низкое качество регулирования привело к тому, что в 2003-2004 гг. реальный доход компаний составил порядка 1%, что свидетельствует о серьезных проблемах с формированием их доходной базы.
Неэффективность системы регулирования в России - результат сочетания чрезмерной централизации управления, с одной стороны, и слабости исполнительной власти, связанной множеством конфликтов интересов, с другой. При формировании тарифов необходимо учитывать интересы энергокомпаний, промышленности, а также социально уязвимых слоев населения.
Для снижения рисков тарифного регулирования следует отказаться от регулирования по методу "инфляция минус" и стремиться к более адекватной и детальной правовой и методологической базе регулирования. В противном случае регуляторные риски останутся запредельно высокими, что скажется на кредитных рейтингах энергокомпаний.
Риски регулирования в области безопасности не проработаны должным образом. Пока легитимные стандарты публичных требований к безопасности в правовом поле отсутствуют, оценить, во что обходится соблюдение установленных требований безопасности, сложно.
Нормы федерального закона "Об охране окружающей среды" настолько размыты, что не позволяют оценить стоимость экологического регулирования. Для снижения рисков экологического регулирования необходимо добиваться повышения прозрачности законодательных требований.
Говоря о рисках антимонопольного регулирования, стоит заметить, что ход обсуждения новой редакции закона "О конкуренции?" показывает намерение ФАС по-прежнему руководствоваться субъективными критериями при одобрении сделок / принятии решений по итогам антимонопольных расследований.
Среди специфических налоговых рисков стоит выделить водный налог, который является островком административного произвола в налоговой системе. Конкретные ставки водного налога для ГЭС устанавливаются правительством, при этом критерии обоснованности и предсказуемая система установления этих ставок отсутствуют, а новые гражданско-правовые платежи по договорам водопользования (по проекту Водного кодекса) еще более запутывают ситуацию. Поэтому, как и в других сферах, наилучший способ минимизации регуляторных рисков - максимальная (желательно законодательная) регламентация и ставок, и порядка их применения.
Рагнар Оттосен
главный советник министерства энергетики Норвегии
Справка
24 июня 2005 г. в Москве состоялась конференция "Риск-менеджмент в электроэнергетике: новые возможности развития". Обсудить вопросы управления рисками, присущими отрасли, собрались представители инфраструктурных организаций, энергетических, финансовых и консалтинговых компаний, а также федеральных и муниципальных органов власти. Организаторами данного мероприятия стали журнал "ЭнергоРынок" и НП "Центр инфраструктурных исследований".
В рамках конференции обсуждались роль и значение риск-менеджмента в функционировании компаний на энергетических рынках, западный опыт управления рисками при работе на конкурентном рынке, риски регулирования, торговые риски спотового и балансирующего рынков, инфраструктурные риски участников ОРЭ, проблемы прогнозирования потребления и планирования режимов, операционные риски энергокомпаний, финансовые аспекты риск-менеджмента и др.
Спонсорами мероприятия выступили ООО "Русэнергосбыт", Вэб-инвестбанк, Ингосстрах и ЗАО "Марш - страховые брокеры".
|
Практика управления рисками гидроэнергетических компаний Скандинавии
Деятельность энергетических компаний сопровождается разного рода рисками. К примеру, каждая компания планирует, какой объем электроэнергии необходимо произвести. Однако при неверных расчетах она не сможет удовлетворить спрос и недополучит прибыль. Возможна и обратная ситуация: потребителем электроэнергии является крупное предприятие, которое, обанкротившись, прекращает свою деятельность, в результате чего генерирующая компания имеет лишние объемы электроэнергии. Эти риски являются самыми существенными при работе на рынке.
Кроме того, существует ряд финансовых рисков. Невозможно исключить вероятность того, что контрагент не заплатит по своим обязательствам. Причем это касается не только физических лиц, но и крупных компаний. Подобные случаи встречались в мировой практике (например, крупнейшая нефтегазовая компания "Энрон"). Выходом из данной ситуации может стать работа с клиринговыми компаниями.
При работе на рынке энергокомпаниям, заключающим долгосрочные контракты, необходимо учитывать, что цена, оговоренная в контракте, будет менее выгодной, чем спотовая.
Для России характерны риски, связанные с несовершенством нормативно-правовой базы. Контракт на покупку/продажу электроэнергии крупному потребителю может содержать до 150 страниц, регламентирующих данную процедуру, в то время как на скандинавском рынке он состоит всего из двух страниц.
Кроме того, в России велики регуляторные риски. Опыт Скандинавских стран показывает, что их наличие негативно отражается на деятельности энергокомпаний.
В заключение следует отметить, что многие из перечисленных рисков довольно сложно прогнозировать и контролировать, поэтому перед субъектами формируемого рынка электроэнергетики России стоит задача научиться эффективно работать с ними.
Михаэль Херрманн эксперт компании Accenture в области управления рисками в крупных энергетических компаниях
Системные риски, связанные с рассогласованием реформ в сфере ЕМ
Различные субъекты рассматривают риск с разных позиций. Например, для предприятия риск - это угроза, которую следует страховать, для страховой компании - неотъемлемая составляющая ее деятельности, без которой невозможно получение прибыли. Следовательно, риск можно охарактеризовать как возможность отклонения фактического значения показателя в конце периода от значения данного показателя, запланированного/ожидаемого в начале периода.
По своей природе риски условно делятся на две категории: системные и несистемные. Первые рассматриваются как часть общего риска, возникающего в связи со специфической деятельностью конкретного субъекта, присущи рынку и самой отрасли в целом и включают, в свою очередь, риски, связанные с колебанием цен и валютных курсов, изменением погодных условий, регулированием в отрасли, а также страновые риски. Основные причины их возникновения - отсутствие или неточность моделей, прогнозов нагрузки, неправильное составление, управление и оценка контрактов и т. д.
Создание конкурентного оптового рынка в России неизбежно приведет к возникновению новых или увеличению существующих рисков для участников рынка. Чтобы избежать сбоев, необходимо эффективное управление, особенно в переходный период.
Основной целью риск-менеджмента является сведение к минимуму несистемных и управление системными рисками.
Существует также градация рисков по типам: рыночные (ценовые, валютные, объемные, риски изменения процентных ставок), кредитные, операционные, регуляторные и стратегические.
Для эффективного управления рисками компании требуется их структурирование, основными элементами которого являются:
- политика по управлению рисками - описание роли и степени ответственности всех сотрудников компании, установка лимитов, оценка рисков и управление ими; инструменты управления ключевыми видами рисков и основные принципы системы отчетности;
- методология - определение и описание методик измерения, качественной/количественной оценки и управления основными видами рисков: рыночными, кредитными, операционными, стратегическими и др.;
- процессы - проектирование и уточнение наиболее важных с точки зрения управления рисками процессов;
- организационная структура - дизайн новой организационной структуры (основные требования и ключевые компоненты): необходимые условия для проведения организационных изменений, роли, компетенции и ответственности персонала;
- IT-поддержка - разработка требований к IT-системе, необходимой для обеспечения эффективного сбора информации по позициям и контрактам, контроллинга и генерирования отчетности как по компании в целом, так и по отдельным бизнес-подразделениям.
Для внедрения данной системы потребуется порядка двух лет. Кроме того, определяющим является уровень развития компании. При этом необходимо четко понимать и представлять приоритеты, издержки и потенциальную выгоду, которую принесет система риск-менеджмента.
Майкл Вилкс
KEMA Consulting
Управление рисками в энергетике: процессы и технологии
Управление рисками складывается из четырех основных составляющих:
- выявление;
- оценка;
- контроль;
- управление.
При этом все риски можно разделить на две группы:
- деловые - обычно находятся вне контроля компании, непредсказуемы и могут быть катастрофическими. К ним относятся риски, связанные с конкретным событием (физические), политические (регуляторные), экономические, социальные, технологические, риски, связанные с условиями окружающей среды, и т. д.;
- неделовые - финансовые, включая рыночные, производственные и кредитные риски.
Регуляторные риски связаны с действиями органов регулирования и касаются потенциальных изменений деятельности, вызванных политическими/регуляторными решениями. Для управления ими привлекают специалистов, занимающихся регуляторной деятельностью, функция которых заключается в консультировании и представлении интересов бизнеса.
Физические риски тесно связаны с производственными и касаются физических событий, которые могут повлиять на деятельность компании. Контроль со стороны компании за ними невозможен или ограничен (например, погодные условия). Сюда же относятся риски возможного ущерба по вине третьих сторон. Во многих случаях единственным доступным механизмом управления физическими рисками является страхование и оговорки в пунктах контракта, связанных с гарантиями.
Производственные риски - риски потерь вследствие существования неадекватных систем и процедур управления, человеческого фактора или ошибок менеджмента.
Для управления производственными рисками используются операционные правила, процедуры и разрешения, утвержденные в виде документа и доведенные руководством до исполнения персоналом и/или внутренним (а в некоторых случаях внешним) аудиторским органом. Часто практикуются формальное взаимодействие по дисциплинарным вопросам и встречи между сторонами для обеспечения более полного контроля и управления операционными рисками в связи с существованием более широких (например, рыночных) рисков, и наоборот. Выбор инструментов для управления производственными рисками в большинстве своем зависит от понимания собственной производственной деятельности, спецификаций производителя и любого предыдущего технического анализа и/или соответствующего опыта.
Кредитные риски - риски неплатежей по ссуде. Для их минимизации проводятся оценка кредитоспособности с привлечением внешних агентств, собственное финансовое моделирование сторон и т. д.
Рыночные риски подразделяются на следующие виды:
- ценовой - риск движения цен при спотовой цене;
- базовый - риск движения разницы цен на связанные товары в зависимости от их происхождения и качества;
- связанный с процентной ставкой - риск изменения стоимости капитала;
- временный - риск опережающего разрыва цен при срочных контрактах как функция спроса и предложения на краткосрочную перспективу и более серьезных факторах - на долгосрочную перспективу;
- транзакционный - риск влияния крупных транзакций на параметры рынка (например, цену).
При разработке стратегий управления рыночными рисками рекомендуется руководствоваться пятью основными положениями:
- эффективное установление, количественное определение и распределение риска капитала;
- установление цены на сделки в отношении стоимости и рисков;
- обстоятельная стратегия, включая реальное положение на рынке;
- соответствующая инфраструктура торговли;
- эффективное измерение и управление производственным, кредитным и рыночным рисками.
Для эффективного управления необходимо в первую очередь определить степень рыночного риска Greeks, складывающегося из четырех пунктов:
- бета ставки или цены - степень, в которой эта ставка или цена следует изменениям на всем рынке. Если бета больше единицы, она более непостоянна, чем рынок; если меньше единицы - менее непостоянна;
- дельта измеряет чувствительность компании к изменениям рыночных цен;
- гамма измеряет чувствительность дельта к изменениям рыночных цен;
- вега измеряет чувствительность компании к изменениям колебаний рыночных цен. На сегодняшний день отработаны организационные процессы и ряд контрактных и торговых инструментов для эффективного управления рыночными рисками. Их реализация должна стать первостепенной задачей для энергетических компаний.
Алексей Серов
главный эксперт департамента правил и развития рынков НП "АТС"
Основная идея клиринга заключается в отказе от немедленного исполнения обязательств по сделке, накопление этих обязательств до клиринговой сессии, их взаимозачет и исполнение сальдо-обязательств. Основными функциями клиринга на рынке деривативов являются:
- определение параметров, влияющих на расчеты (котировальные и текущие цены, лимиты и пр.);
- сверка сделок;
- хранение информации о входящих остатках требований и обязательств (позиций), средствах;
- взаимозачет требований и обязательств как контрактных, так и финансовых;
- получение и хранение информации по исходящим позициям, средствам;
- выдача поручений на списание/зачисление средств. Работа клиринговой организации на рынке финансовых контрактов на электроэнергию может сопровождаться следующими видами рисков:
- рыночный риск;
- кредитный риск;
- риск ликвидности;
- операционный риск;
- риск события / бизнес-риск.
Рыночный риск для срочной биржи и ее клиринговой палаты заключается в возникновении непокрытых обязательств участников биржевой торговли производными финансовыми инструментами в случае изменения ценовых параметров производных финансовых инструментов, а также изменения стоимости средств гарантийного обеспечения по отношению к цене производных финансовых инструментов, в том числе при изменении ценовых параметров финансовых инструментов, принимаемых в качестве гарантийного обеспечения.
Риск ликвидности подразделяется на две категории:
- риск рыночной ликвидности - отсутствие ликвидного рынка одного или нескольких инструментов, кроме снижения доходной базы биржевых институтов, подразумевающее потери срочной биржи и клиринговой палаты, во-первых, из-за невозможности своевременного принудительного закрытия позиций по производным финансовым инструментам несостоятельных участников рыночными методами при отсутствии реальных сделок, а во-вторых, из-за трудностей в определении базы и методики определения адекватных расчетных цен производных финансовых инструментов для ежедневного приведения позиций к рынку;
- риск балансовой ликвидности при отсутствии собственных активных операций срочной биржи и клиринговой палаты возникает только в случае несостоятельности одного или нескольких участников торгов. Таким образом, реализация риска ликвидности приводит не к прямым финансовым потерям, а к увеличению кредитного риска со стороны участников торгов. При осуществлении клиринговой палатой активных операций по инвестированию средств гарантийного фонда в рыночные активы возникает риск ликвидности, как балансовой, так и рыночной.
Кредитный риск - риск потерь срочной биржи и ее клиринговой палаты в результате несостоятельности (дефолта) одного или нескольких участников торгов либо иных лиц - имеет следующие источники:
- дефолт участника торгов вследствие его неудовлетворительного финансового состояния, в том числе по причинам, не связанным с деятельностью на биржевом рынке ПФИ;
- возникновение непокрытых обязательств участников торгов в результате реализации рыночного риска в отношении их открытых позиций по производным финансовым инструментам, а также в отношении финансовых активов, внесенных в качестве гарантийного обеспечения;
- возникновение непокрытых обязательств участников торгов вследствие реализации риска рыночной ликвидности;
- концентрация рисков в отношении финансовых инструментов, вносимых участниками торгов в качестве гарантийного обеспечения или используемых клиринговой палатой в целях инвестирования средств гарантийного фонда;
- кредитный риск, связанный с осуществлением клиринговой палатой собственных активных операций по инвестированию средств гарантийного фонда.
Операционный риск и риск события не являются специфическими для биржевых институтов рынка производных финансовых инструментов, но имеют существенное значение для работы срочной биржи. Данные виды риска наиболее трудно поддаются формализации и количественной оценке и обусловлены прежде всего человеческим фактором. Для их нивелирования клиринговая организация использует систему управления рисками, обеспечивающую целостность и устойчивость рынка в случае возникновения сложных и кризисных ситуаций при минимальных затратах со стороны участников. К основным механизмам данной системы относятся риск-менеджмент и финансовый контроль, цели которых:
- предотвращение накопления потерь;
- обеспечение достаточных и доступных ресурсов для покрытия возможных будущих обязательств;
- раннее распознавание финансовых и операционных проблем;
- обеспечение быстрых и адекватных действий по преодолению финансовых проблем и защите клиринговой системы.
В условиях, когда многочисленные мировые рынки конкурируют друг с другом, пытаясь привлечь капитал, своевременные, точные, эффективные и безопасные системы расчетов по сделкам с производными инструментами дают значительное преимущество в привлечении капитала, поскольку системы управления рисками сводят к минимуму элемент неизвестности, сокращают риск и укрепляют уверенность инвесторов в сохранности средств и возможности получения дохода.
Галина Ефремова
старший менеджер отдела бизнес-консультирования KPMG
Риск-менеджемент в электроэнергетике
Риск-менеджмент является центральной частью стратегического управления компании и в качестве единой системы управления рисками должен включать программу контроля за выполнением поставленных задач, оценку эффективности проводимых мероприятий, а также систему поощрения на всех уровнях компании.
В международной практике наиболее оптимальной в области построения внутреннего контроля на предприятии является модель COSO (управление рисками на предприятии). Согласно данной модели руководство компании должно идентифицировать потенциальные события, которые могут воздействовать на способность объекта достигать поставленных целей. События с потенциально отрицательным воздействием представляют собой риски, требующие оценки и управления.
Модель COSO включает следующие элементы внутреннего контроля:
- среда внутреннего контроля - повышение осведомленности сотрудников об управлении рисками и системе контроля. Система внутреннего контроля должна быть частью корпоративной культуры;
- выявление рисков и целей контроля - своевременное выявление рисков, распределение полномочий по управлению ими и установление четких целей контроля;
- информация и информирование - получение своевременной, достоверной и адекватной информации по рискам. Контрольная информация должна передаваться заранее определенным получателям из числа руководства;
- процедуры внутреннего контроля - процедуры, обеспечивающие полный и точный учет операций, соблюдение требований законодательных и нормативных актов, надежность обработки данных и целостность информации;
- мониторинг и корректировка - выявление изменений внешних и внутренних условий деятельности, требующих соответствующих модификаций процедур внутреннего контроля, выявления недостатков и осуществления корректировок.
При определении эффективности системы внутреннего контроля должны учитываться не его конкретные методы и технологии, количество проведенных проверок или выявленных ошибок, а действия (или бездействие) менеджмента и владельцев предприятия, направленные на внедрение внутреннего контроля во все бизнес-процессы, своевременную оценку рисков и эффективности мер контроля, применяемых для смягчения их воздействия. Выявление подобных недостатков или нарушений может сигнализировать о проблеме, связанной с отсутствием или неправильной работой контроля, что потребует глубокого анализа и оценки.
Гарольд Бандурин
заместитель генерального директора по информационным технологиям УК "ВоГЭК"
Риски, связанные с использованием информационных систем в электроэнергетике
Информационные технологии сейчас активно используются в электроэнергетике. В связи с этим особое внимание следует обратить на управление рисками, связанными с использованием информационных систем.
Как правило, при использовании IT возникают следующие проблемы:
- финансовое мошенничество;
- промышленный шпионаж;
- техногенные катастрофы;
- разглашение конфиденциальной информации;
- ошибки в программном обеспечении;
- ошибки персонала;
- вирусы;
- действия злоумышленников;
- неправомерное использование информационных систем;
- физическая безопасность, надежность охранных систем;
- массовые почтовые рассылки (спам).
Риски использования IT в энергетической отрасли можно разделить на две группы: влекущие за собой нарушение непрерывности производства, а также финансовые и имиджевые потери компании. Риски первой группы выражаются:
- остановкой промышленных бизнес-процессов;
- выводом из строя основного и вспомогательного оборудования;
- потерями потребителей (прямыми и косвенными), второй группы:
- остановкой бизнес-процессов;
- разглашением конфиденциальных данных;
- финансовым мошенничеством;
- неправомерным использованием информационной системы;
- ошибками персонала.
После реорганизации РАО "ЕЭС России" существующая IT-система не может существовать в прежнем виде. Разделение АО-энерго по видам бизнеса и дальнейшее укрупнение операционных компаний приводит к необходимости объединять элементы различных и территориально разбросанных информационных систем в единое целое. Следовательно, необходимо создать новую систему, при этом сложность заключается в масштабах преобразований и нехватке кадров.
Информационная система энергетической компании может быть декомпозирована на пять элементов, из которых конечная защита и автоматы, оперативное управление производственно-технологическим оборудованием и управление производством связаны с технологическим процессом. Верхние уровни (управление бизнесом), являются блоками общего управления. На сегодняшний день не существует нормативных документов, регламентирующих работу уровней IT-системы (за исключением первого), а также требований к уровню безопасности.
Современные системы характеризуются надежностью и качеством, но именно они пострадают в первую очередь в случае необходимости экономии средств при тарифном регулировании. Поэтому сегодня для снижения рисков, связанных с использованием информационных систем, нужно внедрение отраслевых стандартов и создание единой концепции IT-безопасности.
Эльнур Курбанов
директор по корпоративным финансам, Вэб-инвестбанк
Риски проектного финансирования в электроэнергетике и методы их хеджирования
Проектное финансирование является одним из основных инструментов финансирования строительства новых масштабных объектов в электроэнергетике в развитых странах. В случае генерирующих объектов основным обеспечением платежных обязательств являются денежные доходы компаний (доходы от продажи электроэнергии, фиксируемые долгосрочными контрактами на ее поставку).
Схема проектного финансирования включает в себя большое количество участников: кредиторы; поставщики сырья и оборудования; инвесторы; компании - организаторы проекта; потребители продукции; а также подрядчики, страховщики, финансовые, юридические и технические консультанты.
Основными целями проектного финансирования являются:
- увеличение масштаба финансирования (мобилизация средств в объемах, недоступных при простом кредитовании);
- предоставление лицам, неспособным принять риски всего проекта, возможность участвовать в нем (распределение рисков по большому числу участников);
- выделение групп рисков (разделение рисков для более эффективного управления ими);
- уменьшение общего риска для участников проекта (построение проекта на основе договоренностей между участниками и широкое применение инструментов хеджирования).
Работа по управлению рисками проектного финансирования включает в себя три стадии:
- идентификацию и анализ работы по созданию ТЭО;
- распределение рисков между участниками проекта (коммерческие риски обычно контролируются частным сектором, политические - государством и т. д.);
- текущее управление.
Работа с кредиторами сводится к следующему правилу: чем серьезнее риски, тем больше потребность в информации, касающейся проекта. В случае проектного финансирования информационный поток состоит из отчетных обязательств и контроля денежных потоков должника.
В зависимости от стадии реализации проекта можно выделить следующие типы рисков:
- риски стадии дизайна и конструкции;
- риски стадии операционной деятельности;
- риски, присущие обеим стадиям.
Основным риском стадии дизайна и конструкции является риск завершения проекта, когда объект может быть не достроен либо достроен, но с гораздо более высокими затратами, чем планировалось. Минимизировать риск допустимо посредством получения спонсорских гарантий об оплате всех долгов и ущерба в случае незавершения строительства, обеспечения финансовой заинтересованности спонсоров, развития проекта по твердым ценам и жесткому расписанию, опроса независимых экспертов о дизайне и конструкции объекта на разных этапах строительства.
К рискам стадии операционной деятельности можно отнести ресурсный риск (риск отсутствия адекватных ресурсов для обеспечения рентабельности проекта, например малые запасы нефти, боксита, угля, недостаточная популярность железнодорожного маршрута), который нивелируется с помощью предварительных отчетов экспертов, подписания долгосрочных договоров, гарантий минимального использования ресурсов, применения системы, подразумевающей оплату клиентом аванса до поставки товара. Также к данной стадии относятся операционные риски (риски ресурсов и опыта оператора, неэффективности операций, дефицита рабочей силы), снижаемые посредством тщательного подбора оператора, чье вознаграждение зависит от успеха проекта. Риск рынка (риск отсутствия спроса на продукт проекта по цене, которая сделает возможной оплату долга) минимизируется через форвардные контракты на продукцию.
Ряд рисков присущ обеим стадиям. Так, риск спонсоров (риск изменения кредитоспособности спонсоров и их возможности выполнять текущие задачи проекта) разрешается анализом кадровой, финансовой и технической политики и проверкой репутации спонсоров. Технический риск (риск технических затруднений в процессе конструкции и обнаружения дефектов в момент операционной деятельности) минимизируется путем выбора консервативных и протестированных технологий, получения экспертного мнения и обязательств спонсоров регулярно осуществлять капитальные вложения. Политический риск (риск географической нестабильности и государственного неподчинения обязательствам) нивелируется с помощью соглашения о государственном невме- шательстве, юридических консультаций о соблюдении законов в странах операционной деятельности, политического страхования, использования финансирования международных банков, кредитных агентств, банков развития, проведения денежных потоков через безопасные страны. Риск форс-мажора снижается посредством исследования возможности возникновения подобных ситуаций, страхования.
Проектное финансирование позволяет мобилизовать значительные средства для реализации отдельных проектов, однако требует серьезной работы по выявлению и минимизации рисков. Каждый проект характеризуется своим набором рисков, причем универсальных правил их минимизации не существует. Финансирование проектов - это креативный процесс: здесь требуется не столько знание схем, сколько умение определять риски и знание инструментов, применяемых для их уменьшения. На различных этапах развития проекта уровни и виды рисков постоянно меняются, что требует проведения непрерывного риск-мене-неджмента.
Владимир Орлов департамент предприятий топливно-энергетического комплекса ЗАО "Марш - страховые брокеры"
Страхование операционных и финансовых рисков как элемент риск-менеджмента в электроэнергетике
Актуальность вопроса страхования рисков обусловлена возможностью повышения инвестиционной привлекательности предприятий российской электроэнергетики с помощью снижения рисков путем их передачи на страховые рынки. Правильно организованное управление рисками обеспечивает прибыльность работы предприятия и способствует привлечению потенциальных инвесторов. Кроме того, управление рисками в электроэнергетике на этапе реформирования необходимо, так как в существующих условиях государство уменьшает степень своего участия в компенсации рисков, а новые генерирующие компании, действующие на рынке, подвержены воздействию большего числа рисков, чем в условиях отсутствия конкуренции.
Риск - это возможность события, действия или отсутствия действия неблагоприятно сказываться на способности организации эффективно реализовать свои бизнес-задачи и стратегические планы. К основным рискам относятся:
- стратегические (макроэкономические, политические);
- финансовые (кредитные, колебания рынков, процентные ставки);
- операционные (технологические, профессиональная ответственность, ошибки);
- опасности (природные риски, судебные иски).
Осуществляя риск-менеджмент, в первую очередь необходимо выявить все существующие риски, провести их оценку и построить карту рисков для нанесения на нее линии толерантности. В результате управления все риски должны оказаться ниже этой линии. Способов минимизации рисков несколько, но наиболее популярны сегодня в России продажа непрофильных активов и передача их на страховые рынки.
В качестве примера рассмотрим риски, связанные с проектным строительством и модернизацией ЭС: риск непогашения кредитов, валютный, политический, операционный и другие риски. Происшествие в период строительства станции, влекущее превышение бюджета и задержку реализации проекта, приводит к смещению графика погашения кредита. Как результат - отсутствие у энергокомпании необходимых средств на его обслуживание. Если же проект застрахован, данный риск не отпугивает инвесторов, так как страховая компания выплатит основную сумму кредита. Такая же ситуация возможна и в случае, если доходность после реализации проекта не выходит на планируемый уровень, что также приводит к смещению сроков погашения кредита. Для реализации программы страхования приобретается страховое покрытие.
При передаче рисков на страховой рынок единая комплексная программа страхования проекта на стадии строительства может содержать ряд элементов:
- строительно-монтажный полис "Все риски";
- задержка в начале эксплуатации / потеря прибыли из-за происшествий во время строительства (расходы по обслуживанию кредита также возмещаются);
- перевозка грузов на строительную площадку;
- задержка в начале эксплуатации / потеря прибыли из-за происшествий во время перевозки;
- причинение вреда имеющемуся имуществу;
- ответственность перед третьими лицами;
- ответственность работодателя.
На стадии эксплуатации:
- страхование имущества и рисков поломок машин и оборудования от всех рисков;
- потеря прибыли при перерыве в производстве (расходы по обслуживанию кредита также возмещаются);
- ответственность перед третьими лицами;
- ответственность за загрязнение;
- ответственность работодателя.
Наиболее эффективным видом страхования проекта является "бесшовное" покрытие, осуществляемое на стадии строительства и эксплуатации по единому договору страхования. Тем самым исключаются "пробелы" в страховом покрытии на этапе перехода имущества из стадии строительства в стадию эксплуатации.
Таким образом, преимущества управления рисками проекта заключаются в следующем:
- создание дополнительных возможностей для поиска инвесторов;
- меньшие затраты на получение кредита;
- повышение гарантий (возможно, до уровня "ААА") по возврату основного капитала и процентов;
- повышение кредитного рейтинга;
- уменьшение требований по резервированию финансовых средств;
- меньшие затраты на проект в целом.
В связи с рядом требований со стороны кредиторов во всем мире принято риски, связанные со строительством и модернизацией энергообъектов, передавать на страховой рынок. Возможно, в будущем такая практика будет применена и в России.
Евгений Беллендир
исполнительный директор ОАО <эВНИИГ им. Б. Е. Веденеева>, канд. техн. наук
Технические и технологические риски на примере напорных гидротехнических сооружений (ГТС)
По данным международной комиссии по большим плотинам ICOLD, в мире функционирует около 45 тыс. плотин высотой более 15 м (большие) и порядка 150 тыс. - высотой менее 15 м, в то время как в России и на территории бывших республик СССР в настоящее время эксплуатируется около 2 тыс. больших плотин. Ежегодно происходят аварии, неполадки, отклонения от нормального режима эксплуатации на 4-5% гидротехнических сооружений в различных странах. Около 70-75% этих инцидентов связаны с грунтовыми плотинами (дамбами) и их основаниями, в том числе 50% непосредственно на плотинах и 20-25% - на грунтовых элементах плотин других типов и их основаниях. Наиболее серьезные аварии (с гибелью людей, значительным экономическим и экологическим ущербом) произошли в Индии (плотина Machhu), США (Buffalo Creak, Canyon Lake & Teton Dams), Испании (плотина Tous), что подтверждает необходимость управления технологическими рисками.
Риск - это мера опасности, характеризующая возможность возникновения нежелательного события и тяжесть последствий для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей среды. Анализ риска призван ответить на вопросы <эчто (плохого) может произойти, как часто это может случаться и какими последствиями это грозит?> и производится в следующем порядке:
- организация и планирование работ;
- идентификация опасностей;
- оценка риска;
- разработка рекомендаций по уменьшению риска.
Меры управления риском аварий ГТС делятся на активные (уменьшение частоты аварий ГТС) и пассивные (уменьшение последствий аварий ГТС). Активные меры включают в себя организационные и технические мероприятия, а пассивные - еще и социально-психологические. К организационным мерам относятся повышение квалификации персонала, усиление надзора за безопасностью ГТС, разработка планов ликвидации аварийных ситуаций, повышение готовности к локализации и ликвидации последствий аварий, создание резервов сил и средств для локализации аварийных процессов. Технические меры подразумевают оснащение ГТС контрольно-измерительной аппаратурой, мониторинг безопасности ГТС, ремонтно-восстановительные работы, модернизацию и реконструкцию сооружений, возведение защитных дамб и иных сооружений для локализации зоны аварийного поражения. К социально-психологическим мерам относятся информирование общественности и населения об уровне безопасности ГТС, возможных на них авариях и угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, подготовка персонала и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
В настоящее время повышается аварийность и тяжесть последствий аварий ГТС и, следовательно, увеличивается необходимость анализа риска аварий и определения первоочередных эффективных мер по их предотвращению. Понимая это, ОАО <эВНИИГ им. Б. Е. Веденеева> выпустило Методические указания по проведению анализа риска аварий гидротехнических сооружений, практическое значение которого состоит в возможности давать обоснованные количественные оценки риска аварий ГТС, в том числе в условиях недостатка информации о сооружениях. Данные методические указания широко применяются специалистами ОАО <эВНИИГ им. Б. Е. Веденеева> и других организаций.
Марина Либоракина директор программы по социальной отчетности и управлению нефинансовыми рисками, РАО <эЕЭС России>
Управление нефинансовыми рисками
Концепция управления нефинансовыми рисками основана на том, что трудовые отношения, отношения с регулирующими органами, потребителями, местными властями и сообществами и другие аспекты <эсоциального измерения> энергетики являются не бременем, не вынужденной платой за социальную стабильность, а новым центром создания стоимости электроэнергети- ческой компании.
Управление нефинансовыми рисками позволяет поддерживать стратегию развития основного бизнеса и реализацию социальной миссии энергетики: надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и долгосрочной перспективе на основе баланса интересов различных заинтересованных сторон (стейкхолдеров).
Подобный <эстейкхолдерский> подход является инновацией в риск-менеджменте. Нефинансовый риск рассматривается в нем как мера ущерба или выгоды, которые возникают у компании в результате взаимодействия с различными заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Оптимизация нефинансовых рисков - это их своеобразное перераспределение среди социального окружения компании, основанное на постоянном взаимодействии со стейкхолдерами, отслеживании их ожиданий, анализе их интересов, предупреждении конфликтов, поиске взаимовыгодных решений.
РАО <эЕЭС России>, осуществляя деятельность по управлению нефинансовыми рисками, активно работает со стейкхолдерами: проводит встречи, организует семинары-совещания по анализу рисков и формированию систем управления нефинансовыми рисками с участием представителей ДЗО, встречи с ассоциацией работодателей и профсоюзами, с муниципальными ассоциациями, обществами защиты прав потребителей, экологами, поддерживает постоянные контакты с крупными потребителями электроэнергии.
Наши приоритеты управления нефинансовыми рисками определяются целями корпоративного развития. В среднесрочной перспективе (2006-2008 гг.) это прежде всего:
- ориентация на потребителя, включая вопросы регулирования отношений, связанных с надежностью и доступностью электро- и теплоэнергии;
- ориентация на инвесторов, преодоление угроз достижению целей реформы электроэнергетики;
- сохранение единства отрасли, предполагающее прозрачность и эффективность взаимодействия электроэнергетических компаний.
Возможность возникновения нефинансовых рисков особенно высока в следующих сферах:
- регулирование электроэнергетики как базовой инфраструктуры, включая вопросы тарифной политики и влияния реформы на низкодоходные группы населения; надежность энергообеспечения социально значимых объектов;
- корпоративное управление и корпоративная репутация как нефинансовые факторы обеспечения инвестиционной привлекательности; влияние на социально-экономическое положение городов и регионов, обусловленное масштабной корпоративной реорганизацией;
- социально-трудовая сфера (влияние на сотрудников компании и членов их семей);
- технологическая модернизация;
- экология.
В каждой из этих сфер определены риски первоочередной значимости на среднесрочную перспективу. Безусловно, особое внимание уделяется эффективности и надежности электроэнергетики (хотя говорить об абсолютной надежности в рыночных условиях невозможно). Большая группа рисков связана с социально-политическими аспектами тарифного регулирования, в том числе с поиском эффективных мер социальной защиты малообеспеченных семей в ходе ликвидации перекрестного субсидирования.
Нужно признать, что сегодня основной эффект от применения дешевой энергии лежит вне сферы электроэнергетики, именно он определяет прибыльность многих компаний, работающих на внешний и внутренний рынок, возможность существования крупного нерыночного сегмента услуг в ЖКХ. Но низкий уровень энергоэффективности не соответствует экономическим интересам развития страны, требованиям глобальной конкурентоспособности. Более того, он противоречит социальным интересам. По данным Центра энергоэффективности, сэкономив на коммунальных платежах с помощью мер по энергосбережению, внедрения новых ресурсосберегающих технологий, можно увеличить заработную плату на 5000 руб. в месяц для 1,3 млн работников бюджетной сферы.
Говоря о социально-трудовой сфере, стоит отметить, что сегодня рост тарифов на электроэнергию удерживается ниже инфляции. В то же время по действующему Отраслевому тарифному соглашению не только минимальная месячная тарифная ставка, но и в целом расчетные расходы (средства) на оплату труда должны ежеквартально увеличиваться, исходя из роста индекса потребительских цен. Получается, что в рамках существующей тарифной политики одна из составляющих себестоимости растет более высокими темпами, чем цена товара.
Риски в сфере корпоративного управления и корпоративной репутации могут существенно возрасти в случае конфликтов между новыми субъектами отрасли. Поэтому необходимо развивать систему досудебного решения споров. Экологические риски станут особенно актуальны при продаже электроэнергии на европейский рынок.
Система управления нефинансовыми рисками должна определяться стратегическими целями компании и включать три основных блока: сценарный анализ (диалоги со стейкхолдерами, исследования, выявление, диагностику и мониторинг рисков), принятие решений, управление проектами по оптимизации рисков.
Меры по оптимизации нефинансовых рисков РАО <эЕЭС России> разделяет на:
1. Специальные проекты:
- финансирование социальных и благотворительных проектов как <эответ> на риски (содействие энерго- и ресурсосбережению и др.);
- коммуникации (взаимодействие с Минздравом России по вопросам обеспечения надежности энергоснабжения ЛПУ, с потребителями и др.);
- сценарный анализ (влияние реструктуризации на налогооблагаемую базу в регионах и муниципальных образованиях, энергопотребление в группах с различными уровнями дохода как основа для принятия решений в ходе ликвидации перекрестного субсидирования и др.).
2. Социальную и экологическую отчетность:
а) социальный отчет холдинга РАО <эЕЭС России> за 2004-2005 гг., цели которого:
- продемонстрировать уровень социальной ответственности компании в ходе реформирования электроэнергетики. Показать, каким образом компания обеспечивает баланс между интересами акционеров, государства и других заинтересованных сторон;
- показать связи между экономическими, экологическими и социальными аспектами энергетического бизнеса. Привлечь внимание к социальной значимости электроэнергетики;
- продемонстрировать, как компания управляет нефинансовыми рисками, показав не только достижения, но и планы по решению проблем, выявленных в ходе взаимодействия со стейкхолдерами;
б) отчеты энергетических компаний.
Перечисленные меры призваны оптимизировать существующие нефинансовые риски.
Безусловно, общий подход к управлению рисками в энергетической компании должен быть комплексным. Крайне неэффективно противопоставлять одни виды рисков другим, финансовые - политическим, технологические - рыночным. Однако создание интегрированной системы управления рисками (ИСУР), объединяющей различные подходы и учитывающей взаимосвязи между рисками различных категорий, - процесс длительный. Формируя систему управления нефинансовыми рисками, мы создаем задел на будущее. Основанная на осмыслении международного опыта и инициативах различных структурных подразделений РАО <эЕЭС России>, она сможет стать органичной частью будущей ИСУР в компаниях целевой структуры.
Павел Сороколетов
советник председателя правления ОАО <эГидро-ОГК>
Информационные аспекты управления рисками
С точки зрения кибернетики управление рисками представляет собой разновидность так называемого цикла перцептивно-регуляторной деятельности: рецепция (мониторинг изменений внешней среды) - перцепция (классификация изменений и распознавание ситуаций) - регуляция (управляющее воздействие) - целенаправленная реакция системы. Таким образом, управление рисками - это совокупность информационных процессов в гомеостатической системе. Информационная платформа - фундамент любой системы управления рисками в высокотехнологичной отрасли, в частности в электроэнергетике. Для правильного выбора информационной платформы управления рисками в энергетике необходимо сформулировать набор содержательных, структурных и коммерческих требований к ней.
Содержательные требования к информационной платформе управления рисками можно подразделить на три группы:
1. Комплексность - покрытие всех видов значимых рисков:
- технических (выбор оборудования, парковый ресурс, ошибки персонала и др.);
- финансовых (рыночные, управление капиталом);
- социально-политических (законодательство, конкурентная среда);
- природных (гидрологические, погодные).
2. Развитый базовый функционал:
- поддержка основных матмоделей и методик в соответствии с GARP (теория игр, математическая статистика и пр.);
- идентификация рисков;
- оценка рисков (взаимодополняющие меры риска VaR, SEC, SPAN, когерентные меры);
- разработка политик и мероприятий по управлению рисками;
- мониторинг рисков и контроль мероприятий.
3. Соответствие современным принципам IT:
- соответствие новым стандартам IEEE 16085 и ISO/IEC 16085;
- интеграционные возможности и открытость интерфейса;
- мультиплатформенность (основные ОС, СУБД);
- поддержка производителем при сохранении разумной стоимости владения продуктом.
Структурные требования содержат перечень компонентов платформы:
1) Базовый интеграционный слой - средства интеграции на уровне бизнес-процессов (BPI Suite) либо информационных потоков (IFI) и средства поддержки совместного использования унаследованными корпоративными информационными системами (ИС):
- управление ресурсами и активами (ERP, EAM);
- финансовый и налоговый учет (если модуль не входит в ERP);
- контроль натуральных показателей сбыта продукции (АСКУЭ/АИИС).
Средства информационного мониторинга и реализации математических моделей и методов классификации и оценки рисков:
- ранжирование по рисковой стоимости;
- backtesting;
- стресс-тестирование,
- количественная оценка (VaR, Shortfall, Sec и др.);
- реализация оптимальной модели рисков;
- агрегация информационных потоков.
Собственно средства поддержки принятия решений по управлению рисками:
- визуальный интерфейс топ-менеджера (по принципу single view);
- ситуационное моделирование и реализация процедур риск-менеджмента (уклонение, лимитирование, диссипация, компенсация);
- карта рисков.
Формулирование коммерческих требований предполагает понимание структуры рынка информационных платформ для управления рисками в энергетике. Коммерческие продукты представлены следующими видами:
1. По типам источников (первичных разработчиков) предлагаемого информационно-программного продукта:
- финансовые и консалтинговые фирмы;
- специализированные IT-компании;
- энергетические компании, первоначально разработавшие продукт для собственных нужд;
- универсальные IT-компании, признанные разработчики программного обеспечения.
2. По классам предлагаемых платформ управления рисками:
- специализированные системы, ориентированные на конкретную группу рисков (финансовые, погодные, энергетические ресурсы и т. п.);
- системы, реализующие конкретную методологию и математический аппарат;
- универсальные системы - <эоболочки> комплексного управления рисками;
- комплексные системы конкретного назначения.
Проведенный экспресс-анализ архитектуры, достоинств и недостатков предлагаемых готовых платформ для управления рисками позволяет выделить несколько продуктов, которые могли бы служить основой для выбора платформы.
Например, система EGAR на базе известной банковской платформы FOCUS предпочтительна в качестве средства управление финансовыми рисками в силу того, что ориентирована на создание единой системы управления финансовыми рисками, источником которых является рынок; органично совмещает методики контроля лимитов, управление сделками, модели теоретического ценообразования, фондирование и управление платежами; имеет развитую поддержку процесса принятия решений и учитывает российскую специфику (постоянно отслеживает изменения в нормативно- правовом поле, накоплен положительный опыт использования крупными финансовыми структурами (Сбербанк РФ, Альфа-банк). Вместе с тем в этой системе отсутствует единая модель представления всех видов взаимосвязанных рисков, охвачена только сфера финансовых рисков, слабо представлены инструменты для количественных оценок и корреляции рисков в соответствии с рекомендациями GARP, в механизме стресс-тестирования не реализован backtesting для проверки адекватности полученных мер риска.
Другой известный продукт - KWI kW3000Є, - названный лучшим продуктом 2004 г. по рейтингу журнала EnergyRisk, обладая такими позитивными особенностями, как открытый стандарт, мультиплатформенность, качество IT-решений в целом, web-компоненты, не лишен слабостей в сфере математического аппарата (stress testing, backtesting).
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. В отношении предлагаемых рынком информационно-программных платформ для управления рисками:
- нет функционально универсальных продуктов;
- нет абсолютно готовых продуктов, удовлетворяющих принципам комплексного управления рисками (для ситуации в энергетике);
- нет абсолютно интегрируемых продуктов.
2. Рекомендуемые действия:
- выбрать достаточно гибкий продукт, расширять его возможности и производить настройку силами собственных IT-служб при поддержке производителя (например, KW3000);
- выбрать наиболее мощную инструментальную оболочку и наполнять ее конкретным функционалом (например, пакеты от SAS, IBM);
- интегрировать различные подсистемы анализа и управления частными группами рисков (рынок электроэнергии + активы + природная среда + технологические), надстроив их системой поддержки принятия решений (карта рисков + сценарии+ + политики + контроль).
|
|