Колесникова Елена
ЭнергоРынок
В декабре принято подводить итоги, оценивать результаты и делать выводы. Сейчас уже можно говорить, что за прошедший год реформа значительно продвинулась: фактически сформирована инфраструктура отрасли, начинают функционировать новые компании, совершенствуется нормативно-правовая база, развивается рынок. О том, как идут все эти процессы, какие решения приняты и сколько нерешенных проблем осталось, пойдет речь в настоящей статье.
|
Формирование нормативно-правовой базы
В 2005 г. был принят ряд важнейших решений:
1. Утверждена новая редакция Плана мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005-2006 гг., в которой уточнен перечень мероприятий, их сроки и список исполнителей (распоряжение Правительства РФ № 417-р от 15 апреля 2005 г.).
2. Внесены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии переходного периода, подразумевающие введение ценовой зоны оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода на территории Сибири (постановление Правительства РФ № 219 от 15 апреля 2005 г.), запущен конкурентный сектор отклонений - балансирующий рынок (постановление Правительства РФ № 620 от 17 октября 2005 г.).
3. Утверждено Положение о лицензировании деятельности по продаже электроэнергии гражданам (постановление Правительства РФ № 291 от 6 мая 2005 г.), определены источники возмещения расходов эксплуатирующей организации, работающей в сфере атомной энергетики (постановление Правительства РФ № 81 от 16 февраля 2005 г.).
4. Внесены изменения в п. 15 постановления Правительства РФ "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода". В новой редакции при неисполнении требования в течение двух лет с даты вступления в силу настоящих правил привести свои системы коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка обязательства участников ОРЭ определяются согласно договору. Ранее в подобном случае фактически потребленные покупателями объемы электрической энергии считались отклонениями и оплачивались в соответствии с разделом XI настоящих Правил, а заявки поставщиков на включение в плановое почасовое производство как в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений), так и в секторе свободной торговли удовлетворялись в последнюю очередь.
5. Утверждены правила финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности (постановление Правительства РФ № 738 от 7 декабря 2005 г.).
Однако до сих пор не принят ряд важных для отрасли нормативных актов, в частности проект федерального закона "О теплоснабжении", проекты постановлений Правительства РФ "О порядке формирования источника средств на услуги по формированию технологического резерва мощностей по производству электроэнергии и порядке и условиях финансирования объектов по производству электроэнергии (мощности) в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности", "Об утверждении правил заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках электроэнергии", "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период", "Об утверждении правил осуществления антимонопольного контроля на оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности)", а также ряд других нормативных актов, часть из которых в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Эти документы в числе прочего устанавливают:
- перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, их структуру и зоны ответственности;
- порядок получения организациями статуса субъекта оптового рынка электроэнергии (мощности), а также возможность принятия тарифных решений при выходе региональной генерирующей компании на ОРЭ;
- порядок передачи в уставные капиталы МРСК акций акционерных обществ энергетики и электрификации;
- изменение критериев отнесения линий электропередачи к объектам единой национальной электрической сети, в частности предусматривающее отнесение к ЕНЭС ряда линий напряжением 110 кВ.
Кроме того, в настоящее время разрабатываются критерии определения субъектов, имеющих право на совмещение видов деятельности в электроэнергетике, и готовятся проекты соответствующих правовых актов. Например, в федеральный закон № 36-ФЗ от 26 марта 2003 г. предполагается внести изменения, которые ограничат сферу применения запрета на совмещение видов деятельности, установленного ст. 6 данного закона.
Отрасль
На сегодняшний день процесс формирования технологической и коммерческой инфраструктуры отрасли фактически завершен: функционируют Администратор торговой системы, Федеральная сетевая компания, Системный оператор, создаются межрегиональные распределительные сетевые компании.
Определяется субъектный состав рынка электроэнергии. Все ОГК и 13 (из 14) ТГК прошли процедуру регистрации в качестве юридических лиц. Также зарегистрированы все станции, подлежащие включению в состав соответствующих ОГК, идет подготовка к заключительному этапу - переформированию ОГК и переводу их на единую акцию. Пять ТГК уже начали операционную деятельность, остальные приступят к ней в 2006 г. В 10 ТГК и всех тепловых ОГК осуществляются запланированные мероприятия по присоединению и переходу на единую акцию.
В I полугодии 2005 г. РАО "ЕЭС России" предложило новую схему реформирования сбытовых компаний, выделенных из АО-энерго, суть которой заключается в их интеграции с ТГК. Предполагается, что подобные изменения повысят финансово-экономическую надежность сбытовых компаний, а также создадут эффект синергии за счет консолидации двух видов деятельности. Пилотные проекты в этом направлении должны быть запущены в 2006 г. Можно констатировать, что структурные преобразования в Европейской части России и на Урале приближаются к завершению.
Однако показатели Дальнего Востока и изолированных энергосистем далеко не столь оптимистичны: здесь в ближайшие годы перспектива конкуренции невелика.
Рынок
Переходная модель рынка за более чем полтора года работы показала ряд положительных результатов: стабильно функционирует новая институциональная и технологическая инфраструктура, отлажена система почасового планирования генерации и потребления за сутки до реального времени, разработаны и внедрены технологии современных финансовых рынков. В 2005 г. осуществлен запуск конкурентного сектора ОРЭ в Сибири и балансирующего рынка. Однако пока действующая модель представляет собой лишь прообраз полноценного рынка и нуждается в масштабной доработке.
Ряд шагов в данном направлении предполагается сделать в 2006 г. В частности, появится система регулируемых договоров, заключаемых на один год. Таким образом, принципиальным отличием от ранее запланированной модели является тот факт, что 2006 г. станет подготовительным этапом, т. е. участники не получат возможности заключения долгосрочных контрактов, как это предполагалось год назад. РДД планируется запустить лишь в 2007 г., после чего объемы покупки (продажи) электрической энергии (мощности) здесь будут ежегодно уменьшаться, что должно способствовать расширению сферы действия конкурентных отношений на ОРЭ в переходный период и запуску полностью конкурентного оптового рынка, появление которого предусмотрено федеральным законом "Об электроэнергетике".
Качественные преобразования затронут и сектор свободной торговли. Вывод всей генерации на оптовый рынок с 1 января 2006 г. призван оптимизировать процесс планирования и управления режимами и повысить эффективность участия региональных станций в рынке (в результате передачи управления генерацией от энергосбытовых компаний - правопреемников АО-энерго - в ТГК/ОГК). Следующим этапом станет создание рынка "на сутки вперед", прообразом которого является балансирующий рынок. На сегодняшний день объем последнего невелик, для отработки новых технологий требуется время, поэтому говорить о конкретных сроках запуска полноценного конкурентного рынка пока рано.
Инвестиции
Цель привлечения масштабных инвестиций в энергетическую отрасль была определена еще в начале процесса реформирования. Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что степень износа основных фондов в отрасли является критической. По оценкам специалистов, для преодоления данной тенденции в ремонт и модернизацию оборудования необходимо вкладывать минимум 7-8 млрд долл. ежегодно. Однако в настоящее время объем капитальных инвестиций составляет максимум 3,5 млрд долл. в год, причем это в основном централизованные средства. Частные инвесторы покупают акции энергокомпаний, рассчитывая получить контроль над генерирующими мощностями, но пока не готовы вкладывать средства в реконструкцию и новое строительство: их пугают слишком высокие регуляторные риски и низкая доходность на капитал.
Проблема нехватки средств в отрасли стоит настолько остро, что промедление в принятии решений может повлечь за собой катастрофические последствия.
Одним из важных шагов в данном направлении стало принятие правительством решения о создании механизма гарантирования инвестиций в строительство новых генерирующих мощностей, т. е. компенсации инвестору разницы между рыночной ценой электроэнергии и ценой, которая требуется для окупаемости проекта. Средства на компенсацию разницы планируется заложить в тариф Системного оператора в виде дополнительной платы за мощность.
Предполагается, что данный механизм будет действовать в регионах, где возможно возникновение дефицита мощности. Инвестора планируется выбирать на тендере, проводимом Системным оператором с участием представителей местных властей.
Другой новацией должно стать размещение дополнительных эмиссий акций генерирующих компаний ОГК и ТГК. Целью таких IPO является не только рост капитализации компаний и увеличение в них доли частной собственности, но и осуществление инвестиционных проектов, связанных с введением новых мощностей.
Заключение
Прошедший год можно назвать годом колоссальной работы, хотя проблем осталось немало. Уже сейчас понятно, что 2006 г. ставит не менее масштабные задачи.
К сожалению, многие важные для отрасли решения откладываются, что замедляет темп преобразований. Однако нельзя забывать, что главное в реформе не скорость, а содержание. В нашей отрасли ошибки недопустимы.
|
|