Покатаева Елена
-
Процесс реформирования электроэнергетики, сопровождающийся постоянным изменением правил игры на создающемся рыночном "поле", затрагивает всех участников цепочки "генерация - передача - сбыт электроэнергии". Для энергосбытовых организаций риски работы в таких условиях дополняются специфическими проблемами, связанными с необходимостью взаимодействия с потребителями, причем заложить риски неполучения денег в срок в стоимость услуг невозможно, поскольку тарифы регулируются государством. Кроме того, не решен вопрос перекрестного субсидирования, когда высокие тарифы для промышленности компенсируют низкие тарифы для бытовых потребителей.
На нынешнем этапе реформирования отрасли организация эффективного обслуживания потребителей - физических лиц представляет собой масштабную и сложную задачу, с одной стороны, имеющую огромную социальную важность, а с другой - позволяющую значительно повысить доходы от продаж электроэнергии. Для решения этой задачи целесообразно использовать современные информационно-коммуникационные технологии, которые дают возможность:
- создать информационную систему поддержки деятельности предприятия, способную адаптироваться к изменяющейся структуре рынка, в частности к увеличению числа независимых поставщиков электроэнергии и росту конкуренции между ними;
- обеспечить оперативный обмен данными между территориально-распределенными объектами, например между пунктами приема платежей и организациями системы энергосбыта, между сбытовыми и сетевыми компаниями и другими участниками рынка;
- снизить издержки за счет уменьшения доли рутинных и вспомогательных работ, а также за счет оперативного доступа к нужной информации.
Для того чтобы информационная система предприятия была эффективной, она должна охватывать ключевые участки рабочих процессов и допускать подсоединение к ней других подсистем в соответствии со стратегией преобразования компании в современное информатизированное предприятие.
Два кита энергосбытовой деятельности
Главными участками работы энергосбытовых предприятий являются те, на которых происходит взаимодействие с потребителями в процессе расчетов: учет отпущенной электроэнергии и сбор платежей. Для большинства энергосбытов сегодня характерны следующие особенности функционирования ключевых участков:
1. Частичная автоматизация на уровне отдельных подразделений. Обычно такие подсистемы или системы, установленные в разных филиалах, используют собственные структуры баз данных и не совместимы между собой, единая база данных потребителей отсутствует.
2. Большой объем бумажных документов, обрабатываемых вручную. Сложность создания единой отчетности провоцирует возникновение ошибок.
3. Отсутствие единых методик расчетов платежей и технологий работы с абонентами. Например, в московском регионе в ходе реформы отрасли энергосбытовые организации предоставили абонентам две равноправные возможности: традиционное самообслуживание в форме оплаты счета по показаниям бытового счетчика и оплата счетов-извещений, где указана конкретная сумма.
4. Сложность расчетов сумм платежей в связи с наличием множества льгот и субсидий.
5. Неэффективная система передачи данных о произведенных платежах в энергосбытовую компанию, что, помимо прочего, значительно затрудняет прогнозирование объемов приобретения электроэнергии.
6. Соединение филиалов с помощью каналов связи, которые могут иметь разное качество, или отсутствие соединения.
В качестве примера успешного опыта использования информационных технологий (ИТ) для улучшения работы энергосбытовой организации можно привести проект информатизации системы энергосбыта АО "Мосэнерго", выполненный в 2002-2004 гг. В этом проекте исполнителям пришлось решать все проблемы перечисленных выше типов:
- необходимость обеспечить два режима обслуживания абонентов: оплата извещений и самообслуживание;
- большое количество отделений и участков: на сегодняшний день в систему включена 21 точка в Москве и 57 точек в Московской области, причем не все отделения и участки соединены каналами связи;
- огромная база бытовых потребителей электроэнергии: 3,5 млн в Москве и около 1 млн в области (около 10% населения страны);
- наличие в части отделений и участков энергосбыта АО "Мосэнерго" автономных программных продуктов, не совместимых с центральной базой. Часть участков, особенно в области, обрабатывала данные вручную;
- отсутствие единого стандарта обслуживания всех отделений и участков Мосэнерго;
- большое количество организаций, имеющих право принимать платежи у населения, и длительные сроки передачи данных об осуществленных платежах в центральный офис энергосбыта Мосэнерго. В силу разных причин срок перехода Москвы и области на новую форму работы с абонентами был очень жестким - полгода. За это время требовалось внедрить новую программную систему, которая обеспечила бы автоматизацию и оптимизацию технологических процессов энергосбыта Мосэнерго, а также оперативный обмен полной и достоверной информацией между подразделениями, что позволит наладить согласованное взаимодействие всех уровней управления энергосбытовой деятельностью в общей структуре управления энергосистемой. Таким образом, управляемость компании повышается, что на этапе реформирования отрасли и становления рынка крайне важно.
ИТ и эффективная структура сбыта
Главной идеей проекта внедрения АСУ ЭД "Интегратор" стала унификация и консолидация всех сведений об абонентах и их платежах в центральной базе данных. Вся нормативно-справочная информация, необходимая для расчетов платежей: единые справочники и классификаторы, адресные данные, тарифы и их история, типы и параметры измерительных приборов и комплексов, служебные словари и т. д. - также подверглась стандартизации. Программной платформой для реализации унифицированной базы данных (БД) стала мощная современная СУБД Oracle.
Принцип унификации базы данных предполагает не только использование единой структуры БД на всех объектах, но и бесперебойную передачу информации между участниками процесса, включая проверку входящих сведений на наличие ошибок и соответствие стандарту, а также обеспечение аутентичности и безопасности передаваемой информации. Кроме того, информационная система гарантирует идентичность информации о платежах и начислениях, предоставляемой по одному и тому же абоненту в различных отделениях энергосбыта.
Архивы входящей и исходящей информации, отчеты также хранятся и обрабатываются в унифицированной форме. Технологические процессы работы с данными выполняются единообразно на основе методик и регламентов, утвержденных руководством компании. Унификация рабочих процессов, наряду со стандартизацией данных, обеспечивает надежность информационной системы энергосбыта, а при необходимости дает возможность оперативно и согласованно реорганизовать бизнес-процессы во всех отделениях и участках.
В рамках единой стандартизованной программной системы установка и модернизация ПО на рабочих местах осуществляется автоматически, без прерывания операционной деятельности.
На участках и в отделениях энергосбыта Мосэнерго на территории Москвы и области установлено около 75 серверов и оборудовано 900 рабочих мест. С целью повышения надежности хранения данных об абонентах резервное копирование информации осуществляется как на центральном, так и на локальных серверах.
С помощью специального программного средства - репликатора - синхронизация баз данных, хранящихся в разных местах Москвы, производится практически в онлайновом режиме - в пределах 20-30 с. Архитектура и характеристики программы обеспечивают такую же синхронизацию и на уровне областных участков при условии прокладки недостающих каналов связи требуемой пропускной способности.
Сама информационная система ведет непрерывный мониторинг процессов синхронизации в реальном времени и занимается разрешением конфликтов доступа к данным. Развитая система синхронизации позволяет выбрать наиболее подходящий режим работы участков: централизованный или децентрализованный.
Для того чтобы полностью охватить оба ключевых участка энергосбыта, в информационной системе реализовано два контура управления:
- внутренний, предназначенный для повышения прозрачности процессов передачи данных и улучшения управляемости технологических процессов энергосбыта;
- внешний, расширяющий сервисные возможности предприятий энергосбыта по обслуживанию абонентов.
Информационная система энергосбыта охватывает контур учета платежей и контур выставления счетов. Так, стандартизованный подход к способам передачи данных в рамках всей системы энергосбыта предполагает единый механизм подключения к ней новых независимых участников сбора платежей: электронных платежных систем, торговых сетей, салонов сотовой связи и т. п. При этом внутренние механизмы разграничения доступа к информации гарантируют защиту данных, связанных с каждой компанией-партнером.
Новый уровень обслуживания абонентов
Архитектура и возможности базовой программной платформы информационной системы энергосбыта Мосэнерго открывают перед ее владельцем широкие возможности по обслуживанию абонентов.
Менеджеру по работе с клиентами доступна вся информация об абоненте: реквизиты лицевого счета, история платежей, выставленных счетов, наличие предупреждений и т. д. Таким образом, система в любой момент может предоставить сведения о текущей задолженности абонента независимо от того, в какой точке Москвы или области он обслуживается. Следующий этап развития сервиса для абонентов - работа через единый контактный центр, куда стекаются все запросы: в форме телефонного звонка, факса, сообщения SMS, электронного письма или запроса с Web-сервера.
Вариантов ввода платежей в систему предусмотрено несколько: ввод вручную или с помощью сканера штрих-кодов, импорт из файлов данных, онлайн-доступ из внешних платежных систем. При этом загрузка контрольных показаний по абонентам происходит из различных систем АСКУЭ.
Реализован и специальный комплекс мер для работы с должниками: формирование аналитических и статистических отчетов по неплательщикам, обзвон абонентов в автоматическом режиме, печать текстов предупреждений - вплоть до подготовки комплекта документов для суда.
Новый уровень поддержки бизнес-процессов энергосбытового предприятия
Система, внедренная в энергосбыте Мосэнерго, имеет модульную структуру, что обеспечивает гибкую функциональность и способность адаптироваться к текущим рабочим процессам предприятия. Таким образом, данную систему можно рассматривать как базовую модель типового энергосбытового предприятия, которая легко масштабируется как по размаху деятельности - от крупной организации (энергосбыт АО "Мосэнерго") до средней или небольшой, так и по задействованной функциональности. В зависимости от масштаба и сложности проекта вместо СУБД Oracle может использоваться, например, условно бесплатный сервер баз данных Firebird, предъявляющий минимальные требования к технике (см. таблицу).
Таблица. Возможные конфигурации системы управления энергосбытом |
Конфигурация
|
Масштаб предприятия
|
СУБД
|
Архитектура
|
Рекомендуемое аппаратно-
программное обеспечение |
сервер
|
клиентское
место |
Lite |
Малые ЭСК. Сбытовые
подразделения ГК |
Firebird 1.0 (Interbase)
|
Централизованное
(односерверное) решение,
с авторизацией
и аутентификацией
Распределенное решение
с авторизацией
и аутентификацией. |
|
|
Standard |
Малые и средние ЭСК и
сбытовые подразделения ГК,
имеющие распределенную
структуру (участки и филиалы) |
Firebird 1.0 (Interbase)
|
Репликация данных между
подразделениями
организации Распределенное
решение с авторизацией
и аутентификацией. |
Pentium III
1000/512Mb/
40Gb
Windows
2000, 2003 |
Pentium III
1000/256Mb/
40Gb
Windows 2000,
XP |
Enterprise |
Средние и крупные ЭСК и
подразделения ГСК, имеющие
развитую филиальную
структуру |
Firebird 1.0 (Interbase)/Oracle 9.2.0.1
|
Возможность создавать
распределенные бюджетные
решения на различных
платформах, в том числе
и смешанные (IB/Oracle)
Возможности
автоматического апгрейда ПО
на рабочих местах |
|
|
Описанная информационная система позволяет энергосбытовой компании реализовать ключевые специфические функции и является, по сути, базовой платформой, легко интегрируемой с другими программными продуктами, например ERP-системой или различными АСКУЭ.
Таким образом, современные информационные системы способны помочь энергосбытовым предприятиям успешно работать в условиях реформирования отрасли, предоставляя разнообразные услуги рядовым потребителям, эффективно взаимодействуя с партнерами и создавая в итоге гибкую адаптивную управляемую компанию нового типа.
|
|