-
-
Главной практической целью реформы электроэнергетики является привлечение инвестиций в отрасль и налаживание стабильного и надежного энергообеспечения потребителей. При этом в условиях столь масштабных преобразований оперировать огромными объемами данных, эффективно управлять производственными процессами, ремонтно-техническим обслуживанием оборудования предприятия, осуществлять учет потребляемых и реализуемых энергоресурсов без компьютерной автоматизации энергетического хозяйства на сегодняшний день практически невозможно. Поэтому основным инструментом, обеспечивающим поддержание в рабочем состоянии многочисленного, разнородного и дорогостоящего оборудования, должны стать специализированные информационные системы.
О том, как развиваются подобные системы в России и за рубежом, о внедрении первых "пилотных" проектов в российских энергокомпаниях, а также о перспективах развития информационных технологий в электроэнергетике шла речь в рамках конференции "Информационные технологии в электроэнергетике".
|
Андрей Кошкин начальник отдела департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго РФ
Основными целями промышленно-энергетической политики, проводимой Министерством энергетики РФ, являются развитие конкурентоспособности энергетической отрасли, а также повышение темпов экономического роста. Обилие энергетических и сырьевых ресурсов станет главным преимуществом российской экономики и её локомотивом на ближайшие 20-30 лет.
Развитие научно-технического потенциала - одно из ключевых направлений промышленно-энергетической политики. Новые информационные технологии должны стать фактором, обеспечивающим подъем традиционно сырьевой экономики и качественное ее преобразование. Поэтому для достижения экономического роста и достойного участия в международном разделении труда необходимо привлечение всех возможных ресурсов и инструментов государственной политики.
В настоящее время финансовая политика государства направлена на создание "системы трех "И"": инвестиции, инновации, интеграция. Основой такой политики служат активные взаимоотношения государства и бизнеса, называемые государственно-частным партнёрством, которое должно стать механизмом согласования интересов для достижения приоритетных целей. Данный вопрос обсуждался на состоявшейся 17 апреля совместной коллегии Минпромэнерго и правления Российского союза промышленников и предпринимателей.
Вместе с тем эффективность экономического развития непосредственно зависит от функционирования самих предприятий. Сегодня ИТ-фактор для них должен стать ключевым ресурсом и инструментом, так как инновационные технологии востребованы как для промышленной автоматизации, так и для автоматизации бизнес-процессов. Роль министерства здесь состоит в ускорении естественных процессов преобразования путём разработки нормативно-правовой базы или стандартизации.
Немаловажным фактором является создание широкой информационной среды, позволяющей обеспечить эффективное взаимодействие всех субъектов промышленной политики и дающей игрокам рынка объективное представление о происходящих процессах.
Следует подчеркнуть также значение инновационного фактора в развитии промышленной и энергетической политики. Для достижения желаемой конкурентоспособности в масштабе национальной экономики в целом, а также в энергетическом секторе, в частности, необходимо повышение степени инновационности как самих товаров и услуг, так и производственных процессов. С этой целью министерство планирует организовать работу по формированию информационно-коммуникационной среды, способствующей более эффективному использованию существующего сегодня в нашей стране научно-технического задела, в первую очередь с использованием информационных технологий.
Сергей Дятлов директор по ИТ ОАО "ОГК-5"
В электроэнергетике сложившаяся ситуация на рынке IT характеризуется осознанием задач, становлением и бурным развитием информационных систем, обеспечивающих эффективное управление энергокомпанией, в первую очередь основными фондами предприятия:
- управление конкретной технологической единицей оборудования (например, энергоблоком);
- оперативное управление энергопредприятием (энергосистемой) с использованием систем технологического управления, связанного с автоматизированными информационно-измерительными системами коммерческого учета (АИИС КУЭ) и системами регистрации дефектов и заявок;
- управление финансово-хозяйственной деятельностью энергокомпании и ее стратегическим планированием путем внедрения корпоративной информационной системы, которая является классическим инструментом автоматизации бизнес-процессов.
Специфика внедрения корпоративной информационной системы на энергопредприятии заключается в привязке периода запуска законченного функционального блока к годовому циклу планирования. Однако далеко не каждая компания может направить необходимый объем средств при ограниченном интервале времени для решения комплекса задач по информатизации управления. В этой ситуации важным становится определение приоритетов в прохождении этапов автоматизации.
Наиболее напряженным моментом при составлении программы бюджета для любого энергопредприятия, в особенности генерирующей компании, является автоматизация планирования энергоремонтов. Решение данной задачи требует взвешенного подхода.
Результатом качественной автоматизации управления ремонтами становится прозрачность бизнес-процессов, в том числе раскрываемость сводов данных, легкий поиск и исправление возникающих ошибок; повышение качества планирования благодаря унификации процессов обработки и форм представления информации, использованию справочников и классификаторов. Внедрение на предприятии информационных технологий в области ремонтов также заметно изменяет скорость и точность планирования, повышая оперативность получения документов и сводов, копирования блоков данных по однотипным операциям из одной сметы в другую, расчета альтернативных вариантов плана, а также обеспечивает возможность многомерного анализа данных с целью оптимизации распределения затрат на ремонт оборудования.
Сергей Пикин начальник департамента информационной политики НП "АТС"
Информационные технологии являются инструментом работы компаний на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ) и средством повышения эффективности бизнеса.
Сегодняшний рынок состоит из регулируемого сектора, сектора свободной торговли (ССТ) и сектора отклонений. Достижение целевой модели предусматривает преобразование регулируемого сектора в систему регулируемых договоров, запуск рынков мощности, дополнительных системных услуг и производных контрактов. Правила участия энергокомпаний и ценообразование в различных сегментах рынка отличаются. Так, на формирование цены на электроэнергию на оптовом рынке влияют стратегии потребителей и продавцов, а также данные о погодных условиях и технологические параметры: сетевая топология, работа оборудования, графики потребления. Умение грамотно использовать эту информацию позволяет участникам рынка добиваться значительных экономических результатов. Однако в отличие от финансовых рынков, где технический анализ используется преимущественно для выбора правильного момента открытия/закрытия позиции ("входа" на рынок/"выхода" с рынка), в секторе свободной торговли ОРЭ технический анализ можно применять только для краткосрочного прогнозирования цен. Возможности технического анализа в ССТ ограничены низкой ликвидностью рынка и наличием значительного количества фундаментальных факторов, значительно влияющих на ценообразование. К числу таких факторов относятся: тариф на электроэнергию, установленный ФСТ, внутридневные, недельные, и сезонные колебания планового объема потребления электроэнергии, выход на рынок новых участников, "запирание" сечений, величина нагрузочных потерь, а также ремонты генераторов и электрических сетей.
Участник ОРЭ имеет возможность получать необходимые для работы достоверные и оперативные данные с помощью Web-сайта НП "АТС", при этом часть информации предоставляется по договору на возмездной основе:
- данные по заявкам участников рынка, ранжированным по объемам, без указания названий участников (кривые эластичности спроса и предложения);
- данные о структуре покупки и продажи электроэнергии по регионам и типам станций в сравнении с конкурирующим участником.
Для формирования прозрачных отношений на ОРЭ в целях повышения эффективности работы энергокомпаний требуется дальнейшее расширение информационного обеспечения рынка путем внесения изменений в постановление Правительства РФ о стандартах раскрытия информации субъектами ОРЭ в части информации о:
- ремонтах генерирующего оборудования;
- ремонтах сетевого хозяйства, включая плановые и фактические ремонты;
- ограничениях по основным контролируемым сечениям (до момента начала торгов);
- основных параметрах актуализированной расчетной модели, применяемой для рынка "на сутки вперед" и балансирующего рынка.
Необходимо также расширение перечня предоставляемой информации по результатам торгов до уровня узла и региона и создание системы прогнозирования цен на рынке исходя из различных технологических и экономических условий торговли. Все это позволит сделать оптовый рынок электроэнергии более прозрачным для его участников.
Василий Зубакин член правления ОАО "РАО "ЕЭС России""
Целью коммерческого учета на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ) является определение фактических почасовых данных о количестве поставляемой и потребляемой электроэнергии на основании результатов измерений, а также определение объема потерь в сетях Единой национальной энергетической сети (ЕНЭС), оплачиваемых ФСК. Кроме того, к дополнительным задачам, решаемым с помощью коммерческого учета, относятся: сведение баланса производства и потребления электроэнергии, снижение уровня потерь в сетях ЕНЭС, анализ и контроль выработки электроэнергии станциями, учет реактивной энергии и мощности.
При обеспечении коммерческого учета на ОРЭ вопросом первостепенной важности является разработка автоматизированных информационно-измерительных систем учета (АИИС), удовлетворяющих требованиям ОРЭ и охватывающих все точки поставки участников рынка. До момента завершения работ по внедрению данных систем необходимо обеспечить осуществление коммерческого учета, основанного на измерениях интервальными (с хранением почасовых данных) приборами, и передачу в АТС данных учета, применяемых в целях расчетов по обязательствам субъектов рынка.
Сегодня субъекты заключают соглашения об информационном обмене, устанавливающие перечень средств измерений, на основании которых формируются данные учета, а также порядок обмена данными и формирования актов учета. Ежемесячно (до седьмого числа каждого месяца, следующего за отчетным) субъекты формируют и согласовывают между собой акты учета и затем передают их в АТС. В случае если участник не представил согласованных актов в указанные сроки, АТС вправе использовать замещающую информацию (данные Системного оператора).
Существование ряда проблем, таких как финансовые (тарифные) и технологические ограничения, ограниченность производственных мощностей российских производителей, высокая стоимость импортного оборудования, сдерживают процесс создания АИИС КУЭ.
В настоящий момент наличие АИИС, удовлетворяющей требованиям ОРЭ, учитывается при определении доли, пропорционально которой происходит разнесение положительного стоимостного небаланса балансирующего рынка. Тем не менее, необходимо доработать существующий механизм стимулирования участников ОРЭ к использованию АИИС, в том числе путем изменения модели разнесения стоимостного небаланса балансирующего рынка. С точки зрения РАО "ЕЭС России" следует ужесточить применяемые методы стимулирования за счет ограничения списка покупателей, участвующих в распределении положительного небаланса, теми участниками, которые имеют АИИС. При этом ввести уменьшающий коэффициент при начислении доли причитающегося отрицательного небаланса для покупателей и поставщиков, имеющих АИИС, и увеличивающий коэффициент для тех, кто не имеет автоматизированных информационно-измерительных систем учета.
Алексей Славинский советник председателя правления НП "АТС"
На сегодняшний день коммерческие расчеты на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ) производятся на основе соглашений об информационном обмене, в соответствии с которыми все участники ОРЭ предоставляют согласованные с субъектами-смежниками акты оборота, включающие почасовые данные о фактическом производстве, потреблении и перетоках электрической энергии, агрегированные по сечениям оптового рынка. Контроль за достоверностью данных учета по актам оборота производится на основе измерений поставки/отпуска количества электрической энергии по точкам учета или группам точек поставки. Планируется ввести контроль за соглашениями информобмена через обязательное предоставление показаний средств измерений и алгоритмов расчета учетного показателя, что обеспечит постепенный переход от расчетов на основе актов оборота к использованию результатов измерений, обеспечиваемых АИИС. В связи с этим особую важность приобретает создание и актуализация модели измерений в соответствии с Порядком проведения проверок НП "АТС" функционирующих АИИС коммерческого учета субъектов ОРЭ. Работы, проводимые на АИИС (замена элементов ИИК, изменение схем подключения приборов учета, перекладка вторичных измерительных цепей, модернизация оборудования и программного обеспечения компонентов АИИС и т. п.) и влияющие на результаты измерения, режим сбора, обработки, хранения и передачи в НП "АТС" данных коммерческого учета, должны проводиться с уведомлением НП "АТС". Уведомление о проведении плановых работ на АИИС направляется субъектом ОРЭ в НП "АТС" не менее чем за 10 рабочих дней до даты проведения работ. Затем уведомление, подтвержденное электронной цифровой подписью (ЭЦП), передается по электронной почте. В нем указываются виды работ, порядок замещения информации, алгоритмы расчета учетных показателей (при необходимости), метрологические параметры вновь применяемого или замещаемого оборудования.
Основные проблемы эксплуатации АИИС КУ:
- отсутствие квалифицированного персонала приводит к передаче в НП "АТС" недостоверных результатов измерений;
- ошибки при синхронизации времени, переходе на зимнее/летнее время приводят к ухудшению точности выполнения измерений и не фиксируются;
- низкое качество монтажа приводит к отказам системы;
- недостаточная защита электрических цепей и средств измерений приводит к возможности несанкционированного вмешательства и предоставления недостоверных результатов измерений;
- неудовлетворительное ведение формуляра АИИС затрудняет проверку АИИС и ее актуализацию в ИАСУ КУ.
Решение данных проблем позволит упростить эксплуатацию систем АИИС КУЭ, что в свою очередь приведет к уменьшению затрат.
Сергей Бочков начальник отдела коммерческого учета ФГУП "Концерн "Росэнергоатом""
Концерн "Росэнергоатом" является крупнейшим в России производителем электроэнергии и с декабря 2003 г. участвует в торгах на конкурентном оптовом рынке. Необходимым условием работы на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ) является внедрение АИИС КУЭ - системы учета товарной продукции, реализуемой концерном. Зона контроля данной системы - выработка и сальдо-поставки в сеть РАО "ЕЭС России".
Создание концерном такой автоматизированной информационно-измерительной системы обусловлено в первую очередь достижением повышения точности, достоверности и полноты измерений, оперативности получения информации о параметрах генерируемой, отпускаемой и потребляемой станциями электроэнергии. Также важным назначением системы является обеспечение проведения финансовых расчетов концерна на ОРЭ и снижение трудоемкости и стоимости работ по сбору, передаче, обработке и документированию информации. При этом решаются такие технологические задачи, как замена морально устаревших и выработавших свой ресурс систем и приборов учета электроэнергии; мониторинг приборов учета электроэнергии с рабочих мест эксплуатационного и ремонтного персонала, а также оперативный контроль за выполнением диспетчерского графика нагрузок каждого блока электростанции.
Создаваемая концерном система начала функционировать с ноября 2005 г. в соответствии со сроком, предписанным постановлением Правительства Российской Федерации. В систему введены 303 контрольных показателя, по каждому их которых производится четыре измерения. Все данные по поставкам физических объемов на рынок, собранные системой учета, аккумулируются в центральном управлении коммерческого диспетчирования в привязке к получасовым периодам, а мониторинг информации по ГТП генерации осуществляется по данным трехминутных значений. Результат полугодовой опытной эксплуатации системы однозначно подтвердил экономическую целесообразность для субъекта рынка инвестиций в создание подобных систем.
Внедрение АИИС послужило средством к созданию инструмента, позволяющего повысить качество трейдерской деятельности компании. Сегодня группа трейдеров, которая непосредственно осуществляет торговые операции на рынке, имеет свою надстройку к информационной системе - ПАК (программно-аппаратный комплекс) АИС (сбыт), обеспечивающий получение трейдерами достоверной информации. Кроме того, создана платформа для поддержки работы компании в балансирующем сегменте рынка.
При реализации любого и тем более столь масштабного проекта возникает ряд сложностей. К существенным рискам можно отнести, во-первых, неопределенность в отношении фиксации ГТП у компаний-претендентов на получение статуса участника торговой системы, устанавливающих системы учета. Во-вторых - риск изменения требований к создаваемой системе учета. В условиях длительных сроков внедрения системы и становления рынка это особенно актуально. Кроме того, остро стоит вопрос об организации структуры корпоративных взаимоотношений внутри компании с целью обеспечения поддержки работоспособности системы. На сегодняшний день в концерне регламентами закреплена система таких взаимодействий и определены зоны ответственности структурных подразделений, остается отладить данные процессы.
Таким образом, подготовительные процессы для сдачи системы на соответствие требованиям ОРЭ находятся в завершающей стадии. Вывод системы в качестве полноценной АИИС ОРЭ планируется до конца лета 2006 г.
Виктор Чернецов начальник отдела департамента развития ИТС и СС ОАО "ФСК ЕЭС"
Вячеслав Здановский главный эксперт департамента развития ИТС и СС ОАО "ФСК ЕЭС"
В результате реформирования электроэнергетики и разделения энергетических компаний по видам деятельности на генерирующие, сетевые и сбытовые компании значительно изменился субъектный состав оптового рынка электроэнергии. Согласно Правилам оптового рынка участники ОРЭ должны привести системы учета электроэнергии в соответствие с требованиями оптового рынка в течение двух лет с даты вступления Правил ОРЭ (постановление Правительства РФ № 643 от 24 октября 2003 г.).
Перед ОАО "ФСК ЕЭС", как и перед другими участниками оптового рынка, стояла задача создания АИИС КУЭ, отвечающей современным требованиям к коммерческому учету электроэнергии (в соответствии с ПУЭ и типовой инструкцией по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении, а также Приложением 11.1 к Договору о присоединении к торговой системе ОРЭ "Автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электрической энергии (мощности) субъекта ОРЭ. Технические требования"). В качестве исходных нормативных документов для организации схемы коммерческого учета в ОАО "ФСК ЕЭС" на оптовом рынке электрической энергии и мощности использовались, кроме действующих Правил работы рынка, договоры (контракты) на поставку (покупку) электроэнергии и мощности с контрагентами компании. При этом целью являлось обеспечение учета количества переданной (полученной) электрической энергии и мощности по сетям ОАО "ФСК ЕЭС", а также определение потерь электроэнергии при ее передаче.
АИИС КУЭ ОАО "ФСК ЕЭС" по своей структуре является уникальной системой как по охвату территории (от Приморского края на Дальнем Востоке до Калининградской области на Западе) и расстояниями между подстанциями (сотни километров), так и по количеству энергообъектов и точек учета. Система учета электроэнергии каждого энергообъекта (подстанции 330-1150 кВ) ОАО "ФСК ЕЭС" представляет собой законченную систему, по своим параметрам соответствующую АИИС КУЭ отдельных субъектов оптового рынка. Фактически в рамках проекта АИИС КУЭ ОАО "ФСК ЕЭС" создавались 144 АИИС КУЭ энергообъектов.
Особенность сетей ФСК потребовала от руководства ОАО "ФСК ЕЭС" тщательной проработки схемы организации и управления проектом реализации системы, выбора генерального подрядчика и субподрядных организаций, способных качественно и своевременно выполнить весь комплекс работ по созданию АИИС КУЭ. При этом ОАО "ФСК ЕЭС" ставило перед исполнителями задачу выполнения этапов работ в соответствии с директивными указаниями ОАО РАО "ЕЭС России" (приказы № 521 и № 729).
В декабре 2004 г. в основном были закончены монтажные и пусконаладочные работы на подстанциях, созданы девять центров сбора (ИВК). Завершение такого комплекса работ оказалось бы невозможным без четко организованной и согласованной работы персонала ОАО "ФСК ЕЭС", как на местах, так и непосредственно в МЭС - филиалах ОАО "ФСК ЕЭС".
В 2005 г. начались работы по поверке измерительных трансформаторов, разработке методик выполнения измерений, проведению испытаний с целью утверждения типа средств измерений. Комплекс работ по созданию метрологического обеспечения, отвечающего требованиям закона "Об обеспечении единства измерений", не имеет аналогов по срокам выполнения и масштабности - потребовалось привлечение почти всех имеющихся в России метрологических ресурсов и тесного взаимодействия с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его структурами.
На 1.01.06 г. создание АИИС КУЭ ОАО "ФСК ЕЭС" было фактически завершено, в настоящий момент она является действующей автоматизированной информационно-измерительной системой, результаты измерений которой можно использовать для полноценного расчета учетных показателей при подсчете потерь по всем подстанциям ОАО "ФСК ЕЭС". Всего в АИИС КУЭ ОАО "ФСК ЕЭС" вошло 144 ПС 330-750 кВ. По каждой из данных электроподстанций с уровнями напряжений от 6-10 до 750 кВ проведен комплекс работ по их метрологическому обеспечению, разработаны МВИ, поверены ИИК, входящие в АИИС КУЭ всех ПС. По каждой ПС получен сертификат на АИИС КУЭ как единичный тип средства измерений. В настоящее время принимаются меры по выявлению и устранению возникающих в ходе работы с АИИС КУЭ замечаний. Осуществляется деятельность по совершенствованию автоматизированных отчетов о результатах измерений и доработке программного обеспечения, выполняющего централизованный сбор, обработку и передачу результатов измерений заинтересованным пользователям. В результате в перечень заинтересованных пользователей попали все филиалы Магистральных электрических сетей с соответствующими подчиненными предприятиями. Однако сказанное не означает, что все проблемы в части коммерческого учета решены. В настоящее время ведутся работы по расширению функциональных возможностей АИИС КУЭ с целью обеспечения пользователей результатами измерений для расчета потерь в ЕНЭС.
В условиях повышения стоимости на энергоносители снижение энергозатрат является важным фактором экономии и в конечном итоге снижает себестоимость продукции промышленных предприятий, повышает ее конкурентоспособность. Одним из основных видов энергоресурсов, без которого не может работать ни одно предприятие, является электроэнергия. Новые задачи формируют и новые требования к АИИС КУ, необходимость создания которых определена нормативными правовыми актами Российской Федерации и регламентами оптового рынка (утверждены семь регламентов ОРЭ, являющихся приложениями к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка).
В 2006 г. РАО "ЕЭС России" планирует переход к новой модели рынка электроэнергии, а многие будущие участники рынка только приступили к вводу или модернизации системы учета. Безусловно, проблема выхода на рынок является намного масштабнее, чем поиск способов создания АИИС КУ. Тем не менее, на сегодняшний день нельзя сказать, чтобы требования даже к системам учета были окончательно утверждены. В сложившейся ситуации точка зрения инфраструктурных организаций, а также опыт компаний, уже внедривших у себя АИИС КУ, крайне важны и интересны для тех, кто только планирует создать у себя на предприятии эффективную систему измерения и учета электроэнергии.
|
Григорий Поляк заведующий лабораторией ВНИИАС МПС России
При анализе материалов по разработке автоматизированной системы планирования покупки электроэнергии на рынках ФОРЭМ и НП "АТС" (АСУ ППЭ), разработанной институтом ВНИИАС для ОАО "РЖД" в 2004 г. был сделан ряд выводов.
Потребление электроэнергии в сетях РЖД и возможность его прогнозирования имеют свои особенности. Основным фактором влияния на потребление являются объемы перевозок и характеристики движения. Однако в процессе работы нам не удалось найти формализованной функциональной зависимости между потреблением, объемами перевозок и параметрами движения. Не удалось также создать или воспользоваться достаточно достоверными прогнозами объемов перевозок и движения. Поэтому за основу разработки прогнозирования потребления была принята методика построения прогноза с учетом лишь предшествующих данных по электропотреблению и температуре.
Исследование основано на существовании зависимости между прогнозируемым потреблением и потреблением в течение предшествующих отрезков времени, например периодические факторы с разными интервалами (ежедневное расписание или сезонные факторы) или потребление в течение последних нескольких суток. Существует несколько уровней управления, каждый из которых имеет несколько "стереотипов поведения", которые можно определить исходя из предшествующих данных. Стереотипы образуются на разных уровнях управления, накладываясь друг на друга.
В случае использования ранее принятой в АТС системы, полученные на основании данной методики прогнозы приводят к штрафам в пределах 1-3% от общей стоимости электроэнергии.
Полученный в процессе выполнения данной работы опыт показывает, что реально существующие в ОАО "РЖД" группы поставки имеют различный характер потребления, который определяется технологическими особенностями работы этих объектов, причём качество прогноза в первую очередь обусловлено характером поведения самого объекта применения прогноза, и только потом - качеством выбранной методики прогноза.
Система производит ежесуточный расчет прогноза потребления на сутки вперед по фиксированному алгоритму, который основан на использовании средних значений с характеристичным периодом (например, день недели или праздничный день) на архиве фактического потребления системы глубиной один месяц.
Однако следует отметить, что ответственным за качество прогнозирования является специалист, который на объекте осуществляет составление прогнозов, а наша задача состоит в создании инструмента для максимально полного и эффективного использования его знаний и лучшего понимания специфики объекта, на котором он работает.
С целью реализации этой идеи был создан "Ручной прогноз", или прогноз по настраиваемому алгоритму.
Алгоритм ручного прогнозного значения в часовой точке представляет собой совокупность указателей на характерные точки архива. Прогнозное значение вычисляется суммированием всех значений в данных точках с применением к каждому из них коэффициента участия.
Диспетчер на объекте прогнозирования может управлять формированием алгоритма, пользуясь предоставленным системой интерфейсом ручного прогнозирования. Интерфейс позволяет выбирать контрольные даты архива (например, те же или ближайшие дни недели), выбирать точность совпадения значений архива и контрольных дат, выбирать такое число точек для формирования значений, которое обеспечивает устранение случайных значений, с одной стороны, и учет всех характерных составляющих, - с другой.
Сформированный алгоритм прогнозирования предоставляется пользователю в виде таблицы выбранных точек. Эту таблицу можно корректировать, добавляя или удаляя точки, например, с небольшими коэффициентами, изменяя коэффициенты участия значений. Для учёта нехарактерных особенностей потребления за конкретный час (например, известное заранее прохождение тяжёлых составов или наличие "окон" в движении) в алгоритм можно включить корректирующее значение для нужного часа суток.
Если полученный на основе сформированного алгоритма прогноз оказывается неудовлетворительным, процесс коррекции алгоритма можно продолжить. Отслеживая влияние изменения тех или иных параметров алгоритма на результат прогнозирования на своем объекте, диспетчер может использовать их в своей работе и получать прогнозы высокой достоверности.
Как уже отмечалось, в процессе прогнозирования потребления архив фактического потребления объекта используется по глубине срока - один месяц. Однако увеличение глубины архива является важным условием улучшения качества прогноза, который необходим в условиях работы на рынке. Практика показывает, что прогнозные значения можно успешно корректировать на основе данных архивов энергопотребления данного объекта большой глубины. Если фактические значения электропотребления из архива представить в виде ряда нормальных распределений, характерных для данного объекта, то эти усредненные величины потребления можно рассматривать как статистически достоверные значения для коррекции прогнозных значений.
Количество методик прогнозирования, используемых в системе, можно наращивать произвольно. Коррекция с помощью распределений является универсальным инструментом и может применяться к любому прогнозу, независимо от того, какая методика использовалась для его получения.
Применяемые в системе технологии прогнозирования потребления на основании архива потребления не являются специфическими для железнодорожной отрасли и могут быть использованы с этой целью в других областях.
В настоящее время вышеописанная система внедряется на всех транспортных предприятиях РФ. На семи железных дорогах из 17 уже созданы и функционируют дорожные центры, которые занимаются вопросами энергопотребления. Персонал этих центров осваивает методики планирования и контроля электропотребления на своих объектах, что является актуальной задачей в условиях перехода к рынку электроэнергии. Кроме того, анализ данных по энергопотреблению объекта является важным источником информации для оценки эффективности работы предприятия и может или должен приводить к принятию менеджерами объекта решений об изменении технологии работы предприятия. До середины текущего года планируется завершить процесс создания дорожных центров на всех 17 железных дорогах РФ.
Справка
18-19 апреля 2006 г. в Москве прошел форум "Информационные технологии и измерение в электроэнергетике", в рамках которого состоялась конференция "Информационные технологии в электроэнергетике" и II ежегодная конференция "Внедрение и эксплуатация автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета (АИИС КУ): реальный опыт и новые требования".
Организаторами данного мероприятия стали журнал "ЭнергоРынок" при поддержке НП "АТС" и ОАО "ГВЦ Энергетики".
Участники форума обсудили новые задачи управления отраслью в период реформирования, роль информационных технологий в данном процессе, а также текущее положение дел в области внедрения систем АИИС КУЭ.
Спонсорами конференции выступили компания IBM, консалтинговая группа "Борлас", ОАО "Проминвестпроект", компания Ensys Technologies, ООО "Созвездие энергетических решений" при участии ЗАО НПП "ЭнергопромСервис" и компании "Крок".
|
|
|