Энергосистема УрФО
Уральский федеральный округ (УрФО) в настоящее время позиционируется как регион с наиболее устойчивой и динамично развивающейся экономикой в России. На его территории находятся свердловская, тюменская, челябинская и курганская энергетические системы. ОЭС Урала входит в состав Единой энергетической системы России, она расположена в центре страны, на стыке ОЭС Сибири, Центра, Средней Волги, Казахстана и включает в себя энергетические системы республик Башкортостан и Удмуртии, а также Кировской, Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей. ОЭС Урала представляет собой сложную многокольцевую сеть 500 кВ. Электроэнергетический комплекс расположен на территории площадью почти 2,4 млн км2, на которой проживает более 35 млн человек. Входящие в состав ОЭС энергосистемы объединяют более 106 тыс. км линий электропередачи напряжением 500-110 кВ, составляющих 1/4 суммарной протяженности ВЛ ЕЭС России.
Оперативное управление электроэнергетическим комплексом ОЭС Урала осуществляется Объединенным диспетчерским управлением (ОДУ) Урала совместно с региональными диспетчерскими управлениями ОЭС Урала. Техническое обслуживание и развитие электросетевого комплекса обеспечивает ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала и Волги". Генерация в регионе представлена первой, второй, четвертой и пятой оптовыми генерирующими компаниями (ОГК), а также девятой и десятой территориальными генерирующими компаниями (ТГК).
На сегодняшний день ОЭС Урала является сбалансированной энергосистемой. По состоянию на 1 января 2006 г. ее установленная мощность равна 42, 331 тыс. МВт, что составляет порядка 20% от установленной мощности ЕЭС России.
Текущее положение дел
За последние 25 лет потребление электроэнергии во всем мире значительно возросло (до 60 %). То же происходит и в России. Особенно резкий скачок наблюдался в зимние месяцы 2005-2006 гг., когда уровень потребления приблизился к показателю 1991 г. - 153 млн кВт. В последние годы на территории Уральского федерального округа отмечается тенденция к росту промышленного производства и как следствие - электропотребления. В 2005 г. объем электропотребления вырос по сравнению с 1999 г. на 19%, в то же время электростанции ОЭС Урала увеличили выработку по сравнению с тем же годом на 17% - до 220,8 млрд кВт.ч. Пик нагрузки электростанций Уральского округа пришелся на январь 2006 г. и составил 22,718 тыс. МВт, что превысило максимум января 1991 г. на 360 МВт. При этом наибольший прирост энергопотребления в этот период отмечался в тюменской энергосистеме, где превышение советского максимума энергопотребления в период морозов составило 15, 2% и достигло 10,068 тыс. МВт. Более высокий прирост потребления (24%) был зафиксирован только в московской энергосистеме. Сохранение подобной ситуации может привести к появлению дефицита мощностей на Урале и превращению ОЭС в энергодефицитную систему уже к 2007 г. Как заметил в своем выступлении Борис Вайнзихер, если в прошлом году в России было всего шесть энергосистем, в которых был превышен уровень энергопотребления девяностых годов, то в настоящее время их насчитывается уже 14 - это такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург и Тюмень. Энергосистема работает устойчиво только в случае безупречного обеспечения оборудованием и нормальной работы всех ее сетей, особенно магистральных линий электропередачи. Тюменскому региону удалось избежать отключений, однако непродолжительные аварийные события все-же имели место.
Направления развития
В силу сложившейся ситуации основными направлениями деятельности по поддержанию сбалансированности энергетики УрФО являются введение новых мощностей, проведение реконструкции оборудования, а также сетевое строительство в проблемных энергоузлах УрФО. В части развития генерации на территории Уральского федерального округа в период до 2010 г. планируется ввести 3,6 тыс. МВт новых мощностей. Это строительство двух энергоблоков мощностью 800 МВт на Нижневартовской ГРЭС и Сургутской ГРЭС-2, четырёх энергоблоков общей мощностью 600 МВт на электростанции в районе ПС-500 кВ "Тарко-Сале", двух энергоблоков по 100 МВт на Уренгойской ГРЭС. Стоит отметить, что строительство третьего энергоблока Нижневартовской ГРЭС мощностью 800 МВт и ввод в эксплуатацию двух энергоблоков мощностью 100 МВт каждый на Уренгойской ГРЭС позволят ликвидировать дефицит мощностей в Тюменской энергосистеме более чем на 40%.
Вице-президент ТНК-ВР по энергетике П. В. Струнилин в своем выступлении на конференции подтвердил заинтересованность в инвестировании проекта строительства третьего энергоблока Нижневартовской ГРЭС.
В свою очередь генеральный директор первой оптовой генерирующей компании оптового рынка электроэнергии Владимир Хлебников отметил важность этих событий:
"Строительство третьего энергоблока Нижневартовской ГРЭС оценивается в 600 млн долл. США, - заявил он. - До конца текущего года мы планируем завершить разработку схемы финансирования данного проекта".
В рамках мероприятий по развитию объектов Единой национальной электрической сети в тюменской энергосистеме запланировано увеличение автотрансформаторной мощности путем перевода подстанции (ПС) "Кирилловская" с 220 на 550 кВ, строительство новых ПС-500 кВ "Кирпичниково", ПС-500 кВ "Холмогорская" с включением воздушной линии (ВЛ) 500 кВ Холмогорская-Муравленковская-Тарко-Сале, сооружение заходов ВЛ 500 кВ Луговая-Ильково, увеличение трансформаторной мощности ПС 500 кВ "Пыть-Ях" и сооружение ВЛ 500 кВ Сургутская ГРЭС-2-Магистральная. В Серово-Богословском энергорайоне свердловской энергосистемы намечено строительство новой ВЛ напряжением 500 кВ Северная-БАЗ, связывающей Серово-Богословский и Березниковско-Соликамский энергоузлы (пермская энергосистема), увеличение автотрансформаторной мощности 500/220 кВ на ПС "БАЗ". ОАО "ФСК ЕЭС" планирует осуществить строительство ВЛ 500 кВ Северная-БАЗ в 2007-2009 гг.
Обеспечение надежности электроснабжения в Восточном и Первоуральском энергорайонах свердловской энергосистемы будет реализовано путем усиления сети 220 кВ и увеличения автотрансформаторной мощности 500/220 кВ (сооружение ПС 500 кВ "Емелино"). ОАО "ФСК ЕЭС" планирует начать строительство ПС 500 кВ "Емелино" с заходами ВЛ 500 кВ Боткинская ГЭС-Южная в 2007 г.
Инвестиции
Уральский федеральный округ в целом традиционно имеет положительный энергобаланс. Однако в связи с ростом энергопотребления во всех регионах округа в самое ближайшее время ситуация может измениться. Покрыть извне возникший уже сейчас дефицит энергии не представляется возможным, так как электросетевой комплекс УрФО проектировался на выдачу мощности. Для экономического роста на Урале существует риск значительных ограничений.
90-е годы характеризовались инвестиционным затишьем. Практически не осуществлялось перспективное развитие, новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня технического состояния сетей, роста числа сетевых объектов, отработавших нормативные сроки эксплуатации (процесс морального и физического износа сетей).
Сдерживаемый рост тарифа на передачу электроэнергии, устанавливаемый региональными органами тарифного регулирования, покрывает в основном затраты на ремонт и частичное восстановление сетей. Уже сейчас в крупных городах спрос на мощность превышает возможности сетевых компаний на 20% и более. Дальнейшее отставание развития и соответственно уровня технического состояния распределительных электрических сетей недопустимы, так как это создает угрозу энергобезопасности округа. При сохранении имеющихся тенденций вероятность возникновения крупной аварии, подобной московской в мае 2005 г., будет постоянно возрастать. Темпы развития производства находятся в прямой зависимости от темпов увеличения энергопотребления - существует реальная опасность потери инвестиционной привлекательности округа. Кроме того, перебои в электроснабжении потребителей вызывают социальную напряженность. Для перелома существующих тенденций необходимо развивать опережающими темпами новое строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Как отметил в своем выступлении технический директор МРСК Урала и Волги Сергей Пахомов, причинами износа распределительных электрических сетей ОАО "МРСК Урала и Волги" являются тарифные ограничения, а также отсутствие государственной программы поддержки развития. Ограничения по инвестиционной составляющей в тарифе привело к тому, что РСК вынуждены финансировать новое строительство за счет амортизации. Потребность в инвестиционных ресурсах с целью усиления существующих и строительства новых объектов распределительного электросетевого комплекса УрФО оценивается на уровне 60 млрд руб., в том числе для восстановления сети, замены изношенного и экономически неэффективного оборудования, повышения надежности и качества электроэнергии - 11,5 млрд руб. По прогнозным оценкам в период с 2006 по 2015 г. за счет тарифа (собственного источника РСК) можно инвестировать в новое строительство порядка 20 млрд руб., что составляет всего около 41,2% от требуемого объема. Таким образом, появляется необходимость в более полном использовании существующего источника (тарифа) и срочном поиске новых источников инвестирования.
Следует отметить, что новый источник развития законодательно определен в составе платы за технологическое присоединение (ТП). Механизм привлечения дополнительных инвестиций отражен в федеральном законе № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. "Об электроэнергетике"; приказе ФСТ № 22-э/5 от 15.02.2005 г. "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям"; федеральным законе № 199-ФЗ от 31.12.2005 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Основным принципом технологического присоединения является то, что заявитель участвует в обеспечении возможности своего технологического присоединения в виде платы за технологическое присоединение пропорционально заявленному объему присоединяемой мощности. Преимущество данного механизма привлечения инвестиций состоит в том, что он прост, понятен и не требует существенных затрат времени для заявителя. Кроме того, стоит отметить, что тариф на ТП социально справедлив - по нему платят только те заявители, которые осуществляют присоединение впервые или подали заявку на увеличение потребляемой мощности вследствие развития. Вносимая каждым новым потребителем плата за технологическое присоединение к электрической сети должна служить основным источником средств для развития этой сети. Плата за ТП - это не разновидность неналогового сбора, а рассчитываемая по утверждённой ФСТ России методике экономически обоснованная плата владельцу сети за услугу по предоставлению технической возможности присоединения новой потребительской мощности.
Однако, по словам Сергей Пахомова, запуск этого очень эффективного, перспективного и социально справедливого механизма инвестирования в сети сегодня тормозится, главным образом, из-за организационно-методических проблем системы тарифного регулирования. В нормативно-правовых актах неоднозначно трактуется понятие о включении инвестиционной составляющей в плату за ТП, фактически решение данного вопроса предоставлено на усмотрение региональных органов тарифного регулирования. В свою очередь представители региональных органов тарифного регулирования на территории УрФО не обнаруживают связи между включением инвестиционной составляющей в плату за ТП и темпами роста экономики УрФО. Как известно, успешная реализация стратегического для России проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" предусматривает масштабную разведку и добычу твердых полезных ископаемых (уголь, железные, марганцевые и хромовые руды, фосфориты и т. д.) в северных районах. Для того чтобы обеспечить эффективное освоение месторождений, в регионе необходимо создать мощную транспортную и энергетическую инфраструктуру. Выполнение этого проекта напрямую зависит в том числе и от опережающих темпов развития энергетики УрФО.
Справка
4 апреля 2006 г. в Тюмени прошла уральская конференция "Энергетика и промышленность в Уральском федеральном округе: сотрудничество и развитие", в рамках которой обсуждались вопросы развития округа представителями инфраструктурных компаний электроэнергетической отрасли, промышленных потребителей электроэнергии, компаний-производителей энергетического оборудования, а также представителями страховых, финансовых и консалтинговых организаций.
Организаторы конференции: журнал "ЭнергоРынок" и РАО "ЕЭС России".
В рамках проведенного мероприятия поднимались вопросы развития экономики УрФО путем обеспечения развития электроэнергетики региона, привлечения инвестиций как в ЕЭС России, так и в ОЭС Урала, а также вопросы текущего состояния электроэнергетического комплекса ОЭС Урала и перспективы развития.
Проведенная конференция предоставила возможность ее участникам прийти к пониманию того, как правильно выстраивать взаимодействие между энергетиками, властью и потребителями в Уральском федеральном округе.
Спонсорами мероприятия выступили ОАО "ОГК-4" и ЗАО НПП "ЭнергопромСервис".
|