Журнал ЭнергоРынок   Журнал ЭнергоРынок
об ид рцбо журналеподпискаконференциипокупкаархиврекламагостевая книгаконтакты
Поиск

Журнал "Энергорынок" # 6 за 2007 год

ВИЭ: новые возможности


-

-

    Шестого апреля текущего года состоялась конференция "Чистая энергия: настоящее и будущее. Перспективы развития возобновляемой энергетики в России". (См. "ЭнергоРынок" № 4 за 2007 г.).
    Обсудив поставленные для рассмотрения вопросы развития производства энергии на базе ВИЭ, участники конференции отметили следующее.
    Быстрые темпы роста промышленного производства наряду с развитием коммунально-бытового сектора в последние годы обусловили существенно более высокие приросты объемов электропотребления, чем это было предусмотрено в Энергетической стратегии России, утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1234-р от 28 августа 2003 г.
    В настоящее время дефицит электрической энергии становится ограничивающим фактором промышленного роста. В ближайшие 3-4 года ее недостаток возможен во всех регионах за исключением Дальнего Востока и Поволжья.
    В целях решения стоящих перед электроэнергетикой задач Правительство РФ разрабатывает Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. и уточненную редакцию Энергетической стратегии России на период до 2020 г. с перспективой до 2030 года. Однако подготовленный к настоящему моменту проект Генеральной схемы размещения генерирующих мощностей как и прежний вариант ориентирован в первую очередь на развитие тепловой (газовой и угольной) генерации. Доля ВИЭ в выработке электроэнергии, в соответствии с Генеральной схемой, не только не увеличивается, но и должна сократиться к 2020 г. до 20 % с нынешних 21 %. Из планируемых к внедрению 41 ГВт новых генерирующих мощностей вводы ГЭС и ГАЭС составят только 12 %, а малых ГЭС - 1,5 %. Вводы мощностей ветростанций, геотермальных и фотоэлектрических станций не предусматриваются вовсе.
    По результатам конференции участники выделили ряд проблемных областей в отрасли и отметили необходимость принятия определенных мер для стимулирования производства электроэнергии на базе ВИЭ:
    1. Для дальнейшего развития отрасли необходимо рассмотреть и принять проект Федерального закона "О поддержке использования возобновляемых источников энергии". Задача развития электроэнергетики на основе ВИЭ не решается без создания системы мер государственной поддержки отрасли. Исходя из особенностей российского электроэнергетического рынка и ограничений, накладываемых на субъекты отрасли ФЗ "Об электроэнергетике", в проект закона о поддержке ВИЭ был включен вариант поддержки генерации на базе ВИЭ путем специального сбора с участников рынка как источника выплат фиксированных надбавок к цене. Кроме этого предлагается включить в проект закона и другие меры поддержки.
    1.1. Установление долгосрочных национальных целей использования ВИЭ на 20 лет с делением по пятилеткам и по годам на первые 5 лет.
    1.2. Установление 15 % квоты на инвестиции в сферу ВИЭ в общей сумме бюджетных инвестиций государства на ТЭК.
    1.3. Подключение к сети малых установок ВИЭ (до 100 кВт), используемых для удовлетворения собственных нужд в энергии, на основе упрощенного порядка с компенсацией платы за электроэнергию за счет стоимости выданной в сеть энергии.
    1.4. Возложение на сетевые организации обязательств по покрытию расходов на реконструкцию сетевых объектов, если это требуется по условиям присоединения.
    1.5. Поддержка производства электрической энергии на комбинированной основе: возобновляемый и невозобновляемый источник энергии, пропорционально сравнительной теплотворной способности используемых видов топлива и его долей.
    1.6. Дополнительная поддержка производства электрической энергии на комбинированной основе в режиме ТЭЦ.
    1.7. Национальная система учета производства и потребления энергии ВИЭ на основе специальных ("зеленых") сертификатов, включающая создание специального выпускающего органа (ВО) на базе АТС, систему регистрации, аккредитации и аудита генераторов ВИЭ силами ВО, запуск рынка таких сертификатов.
    2. Предлагается комплекс мер по совершенствованию налогообложения генерации на основе ВИЭ, включая гидрогенерацию.
    2.1. Рекомендуется внести поправки в Налоговый кодекс РФ, позволяющие организациям увеличить размер амортизационной премии при постановке имущества на баланс.
    В настоящее время в составе текущих расходов учитываются 10 % стоимости капитальных вложений (дооборудование, техническое перевооружение, модернизация и т. д.).
    Предложение по данной проблеме заключается в увеличении данной нормы до 30 %, начиная с 1 января 2008 г., что позволит перенести на более ранний срок получение дополнительного инвестиционного ресурса в сумме 5 млрд руб. в год.
    2.2. Рекомендуется дополнить перечень не облагаемого налогом на имущество оборудования и основных фондов организаций, деятельностью которых является выработка электроэнергии с использованием ВИЭ.
    В настоящее время льгота на имущество распространяется только на оборудование, связанное с передачей электрической энергии.
    Предлагается распространить указанную льготу также на оборудование, участвующее в процессе производства электроэнергии и использующее возобновляемые источники энергии. Ожидаемый эффект - появление дополнительного инвестиционного ресурса у генерирующих компаний в размере 76 % от суммы налога на имущество.
    2.3. Предлагается внесение поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающей налоговый вычет из налогооблагаемой прибыли предприятий в объеме инвестиций и расходов на НИОКР, связанных с развитием генерации электроэнергии.
    В настоящее время из налогооблагаемой базы исключаются не более 1,5 % затрат, направленных на НИОКР. Их нормирование на НИОКР сдерживает инвестиции в развитие наукоемких технологий отечественной энергетики. Внесение поправки будет способствовать стимулированию инвестиций в инновационные технологические циклы, применяемые в электроэнергетике, обусловленному пробелом в разработке отечественных технологий в области производства на базе ВИЭ, что гарантирует развитие перспективных технологий применения ВИЭ.
    2.4. Было отмечено несоответствие Налогового кодекса РФ со стандартами РСБУ, требующее приведения в соответствие правил бухгалтерского и налогового учета.
    В настоящий момент увеличение амортизационных отчислений вследствие прироста стоимости основных фондов при их переоценке не приводит к уменьшению налогооблагаемой базы и не уменьшает налог на прибыль, но при этом рост стоимости основных фондов влечет за собой соответствующее увеличение налога на имущество.
    Предложение участников конференции направлено на приведение в соответствие налогового законодательства и бухгалтерского учета путем включения расходов в виде амортизационных отчислений в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в полном объеме с учетом результатов переоценки.
    Данная мера ориентирована на решение задач стимулирования собственников к своевременной замене основных фондов, а также к адекватным оценке капитализации компании и тарифообразованию.
    2.5. Предлагается отменить с 1 января 2008 г. плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, без забора воды, для целей гидрогенерации (водного налога).
    На текущий момент уплата водного налога рассчитывается исходя из произведенной электрической энергии и не увязывается с объемом воды, проходящей через гидроагрегаты ГЭС. Изъятия воды в этом технологическом процессе не происходит, а вода не подвергается вредным воздействиям. ГЭС в ходе производственного процесса фактически осуществляют государственные функ-ции по управлению водой как национальным достоянием, не получая за это возмещения расходов на управление водой, источником которых мог бы стать водный налог.
    Следует отметить, что сами ГЭС не принимают решения о режиме производства электроэнергии: оно принимается Системным оператором - СО-ЦДУ (в целях поддержания надежности ЕЭС), поэтому в отдельные периоды ГЭС заставляют отпускать энергию на ОРЭ без оплаты (по нулевым ценам). При этом ГЭС остаются плательщиками водного налога.
    2.6. Крайне важно обеспечить соблюдение норм законодательства по включению лизинговых платежей в расходы предприятий при расчете тарифов.
    При формировании тарифов энергокомпаний в структуру себестоимости нужно включить лизинговые платежи. В совместной работе с государственными регулирующими органами по установлению тарифов менеджмент энергокомпаний руководствуется концепцией включения в тариф экономически обоснованных расходов, таких как расходы на аренду имущества (по ГК РФ лизинг есть разновидность договора аренды), которые дефиницируется по ценам установленныенным на основании договоров. Лизинговые платежи по определению включают в себя амортизацию имущества, которая также признается расходом.
    Тем не менее встречаются случаи отказов тарифных регулирующих органов признать в составе расходов лизинговые платежи. Невключение лизинговых платежей в тарифы энергокомпаний может привести к невозможности исполнять компаниями обязательств по лизинговым контрактам и, соответственно, - к потере оборудования. Исключение лизингового финансирования из состава источников негативно скажется на реализации инвестиционных проектов в электроэнергетике.
    Участники конференции посчитали необходимым разработать дополнительные методические указания по включению лизинговых платежей в расходы энергокомпаний при расчете тарифа.
    3. Необходимым является принятие решений о порядке и инструментах участия Российской Федерации в финансировании крупных проектов гидроэнергетики, обладающих помимо энергетического целым набором косвенных макроэкономических эффектов.
    Реализация масштабных проектов требует значительных затрат, и их осуществление выходит за рамки потенциала энергетических компаний. Учитывая, что данные проекты направлены в первую очередь на обеспечение безопасности и надежности функционирования ЕЭС России и на реализацию государственных интересов, государство должно взять на себя расходы по их реализации в тех случаях, когда экономическая эффективность проектов не соответствует требованиям иных инвесторов.
    В частности, в государственном финансировании нуждаются объекты, включенные в инвестиционную программу ОАО "ГидроОГК" на 2006-2010 гг., например, обусловленные прогнозом развития Южной Якутии, а также поручением Президента РФ о развитии региона - Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, Эвенкийская ГЭС, строительство которой позволит обеспечить электроэнергией потребителей ЕЭС России, в соответствии с прогнозным уровнем электропотребления, в том числе покрытие прогнозного дефицита мощности в ОЭС Сибири, ОЭС Урала, а также ОЭС Центра. Финансирование Южно-Якутского ГЭК и Эвенкийской ГЭС в предусмотренных объемах позволит осуществить первые вводы объектов к 2015 г.
    4. Предлагается уточнение порядка финансирования из федерального бюджета РФ затрат на подготовку зон затопления для объектов гидрогенерации.
    В рамках технологического комплекса производства электрической энергии водохранилище - неотъемлемая часть гидроэлектростанции, необходимая для производства электрической энергии, и в то же время оно не может быть включено в единый имущественной комплекс ГЭС, являясь, в соответствии с Водным кодексом РФ, объектом федеральной собственности. Предлагается законодательно закрепить обязательство РФ по прямому финансированию из средств федерального бюджета подготовки лож-водохранилищ строящихся ГЭС.
    5. Рекомендуется внести изменения в нормативно-правовые акты, определяющие порядок представления и включения в государственную программу заимствований федерального бюджета на 2008 г. и последующие годы касательно предоставления государственных гарантий при реализации инвестиционных проектов по строительству гидрогенерирующих мощностей.
    В целях снижения рисков и повышения инвестиционной привлекательности гидрогенерирующих мощностей мера по предоставлению государственных гарантий по кредитам на финансирование соответствующих проектов должна иметь системный характер с ежегодным резервированием соответствующих средств в федеральном бюджете Российской Федерации. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в специальное законодательство, регламентирующее отрасль электроэнергетики (например в Федеральный закон "Об электроэнергетике"), либо включить в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" раздел, регламентирующий особенности предоставления гарантий при финансировании соответствующих инвестиционных проектов на конкурсной основе с соблюдением принципов гласности и прозрачности.
    Кроме того, возможно принятие отдельного ФЗ "О государственных гарантиях и иных формах государственной поддержки, осуществляемых при финансировании инвестиционных проектов по строительству и вводу в эксплуатацию объектов гидроэлектрогенерации и угольной электрогенерации". При этом необходимо увеличить объемы предоставляемых финансовых гарантий по сравнению с предусмотренными законодательством на данный момент уровнем до 70-80 % от общей стоимости инвестиционного проекта.
    6. Было решено определить порядок формирования и функционирования государственной системы прогнозирования спроса и предложения электрической энергии (мощности) на рынках электроэнергии (мощности) и прогнозирования дефицита генерирующей мощности в электроэнергетике Российской Федерации.
    Для определения целевой структуры генерирующих мощностей, инвестиции в которые целесообразно стимулировать, необходима регулярная разработка взаимосвязанного состава прогнозных документов на различные временные горизонты (прогноз развития электроэнергетики на 5, 10-15 и 15 лет). Необходимо ускорить принятие решений по формированию и функционированию системы государственного прогнозирования спроса и предложения на рынках электроэнергии (мощности) и прогнозированию дефицита мощностей. Данные меры позволят принимать на основе вышеуказанных прогнозов государственных решений о стимулировании инвестиций в развитие необходимых мощностей.
    7. Было отмечено большое значение отмены таможенных пошлин на импорт оборудования гидро- и ветроэлектростанций, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, для производства энергии на базе ВИЭ.
    Как показывают проведенные маркетинговые исследования, отечественная промышленность не способна обеспечить все потребности энергетики в основном технологическом оборудовании, что потребует его значительного экспорта.
    Удельная стоимость одного киловатта установленной мощности гидростанции почти в 2 раза, а ветроэлектростанции в 4 раза превышает стоимость одного киловатта для ТЭС, использующего в качестве топлива природный газ. Учитывая эту ситуацию, отмена таможенных пошлин на закупку оборудования для гидрогенерации приведет к повышению их инвестиционной привлекательности.
    В перспективе это позволит снизить тарифы на электроэнергию и сделать объекты ВИЭ-генерации более инвестиционно привлекательными по отношению к газовой генерации.
    8. На конференции была подчеркнута потребность во внесении изменений в действующее законодательство в части принятия решений по развитию сетевой инфраструктуры, предусматривающих в частности создание прозрачной процедуры присоединения к сетям, создание методики точного расчета стоимости проектов строительства сетевых объектов, установление критериев разделения обязательств по финансированию строительства сетевых объектов между сетевой организацией и инвестором, осуществляющим строительство генерирующего объекта.
    Подключение и присоединение потребителей и объектов генерации регламентируются несколькими документами, противоречащими друг другу и требующими проработки в части присоединения объектов генерации к электросетевому комплексу.
    Требуется приведение в соответствие всех нормативных документов, регламентирующих эту деятельность в целях создания благоприятных условий для привлечения инвесторов и гарантированного присоединения объектов генерации на основе ВИЭ к электросетевому комплексу.
    10. Участники считают целесообразной передачу полномочий по согласованию проектно-сметной документации, выдаче разрешений на строительство и регламентирование взаимосвязанных мероприятий и процедур одному государственному органу. Данная мера позволит реализовать принцип "одного окна", предусмотрев при этом сокращение перечня документов (лицензий, сертификатов, аккредитаций и т. п.) и сроков их рассмотрения, а также оптимизацию очередности их прохождения.
    В настоящее время длительность процедур, связанных с согласованием проектно-сметной документации и получением разрешений (эти сроки составляют от года и более), необходимых для осуществления строительства и ввода генерирующего объекта в эксплуатацию, значительно увеличивают стадию подготовки к строительству в инвестиционных проектах. Для сокращения сроков следует предусмотреть меры, позволяющие упростить и ускорить проведение данных мероприятий.
    Необходимо регламентировать все процедуры, связанные с получением разрешения на строительство и согласованием проектно-сметной документации, а также процедуры приемки и ввода в эксплуатацию гидроэлектростанций. В рамках их регламентации должны быть сокращены сроки рассмотрения соответствующих документов органом государственной власти. Одним из путей решения является передача полномочий по согласованию всей проектно-сметной документации по объектам строительства одному государственному органу. При этом передача полномочий по согласованию и выдаче разрешений на строительство должна быть осуществлена не только на федеральном, но и на региональном уровне.
    11. Требуется принятие ряда решений, способствующих развитию гидрогенерации в части включения ГЭС в баланс по гарантированной выработке 90 % обеспеченности, гарантии свободы планирования ГЭС собственной выработки в коридоре около 5 % в течение суток с возможностью подачи на этот объем ценовых заявок.
    Планирование выработки ГЭС по величине гарантированной выработки необходимо для корректного учета в балансе электроэнергии рисков водности. В настоящее время обязательства ГЭС по регулируемым договорам составляются от планового баланса, утвержденного ФСТ России. Несоответствие графиков РД и баланса ФСТ фактической выработке, в том числе в рамках часовых интервалов, привело к потере ОАО "ГидроОГК" за 4 месяца 2006 г. около 1 млрд руб. (на дозакупку электроэнергии на РСВ в рамках обеспечения обязательств по РД).
    В настоящее время в России ГЭС не сами управляют своей выработкой, а вынуждены следовать требованиям Системного оператора, что приводит к неэффективному использованию оборудования, водных ресурсов и образованию нулевых цен в ГТП ГЭС.
    Для снижения рисков водности и коррекции несоответствия графиков поставки по РД балансу ФСТ предлагается планировать ГЭС в балансе на объем гарантированной выработки, зафиксированной в правилах эксплуатации соответствующих водохранилищ ГЭС. В целях предотвращения формирования нулевых цен в ГТП ГЭС и холостых сбросов по требованию Системного оператора предоставить ГЭС возможность самостоятельного планирования выработки сверх минимально необходимой в коридоре 5-10 % в течение суток с возможностью подачи на этот объем ценовых заявок.

  • гарантировать оплату производимой мощности путем реализации следующих мер:
  • проведения долгосрочных аукционов в рынке мощности в течение 5-10 лет до начала поставки;
  • участия генераторов, работающих в базовом режиме с низким регулировочным диапазоном, в оплате услуг ГАЭС в рынке мощности;
  • возможности заключения контрактов в рынке мощности на использование мощности в определенные часы с установлением часов пользования и графика ее поставки.
        Помимо прочего, отмечена необходимость в осуществлении либерализации экспортно-импортных операций и в обеспечении свободного доступа поставщиков и покупателей к торговле электрической энергией с зарубежными странами (в том числе со странами СНГ), а также возможность регистрации при экспорте "зеленого" сертификата с 2008 г. Результатом либерализации экспортно-импортных операции должно стать создание общего рынка стран-участниц СНГ к 2011 г., а также общего рынка, объединяющего страны-участницы СНГ и Европейского союза, к 2015 г. Данные меры дадут возможность прямого выхода на рынки с более высоким уровнем цены на электроэнергию, чем в РФ (Китай, Казахстан, страны Скандинавии и т. д.), откроют путь к приграничной торговле электроэнергией, вырабатываемой ГЭС Северного Кавказа, Бурейской и Зейской ГЭС, а также перспективными ГЭС Дальнего Востока, позволят заключить экспортные договора на цикл окупаемости в отношении новых ГЭС (ПЭС).
        С целью контрактации выработки строящихся и перспективных ГЭС на долгосрочный период важно обеспечить возможность заключения свободных договоров в неценовых зонах на новую генерацию и потребление с 2007 г.
        Для выстраивания проектного финансирования перспективных генерирующих мощностей на базе ВИЭ большое значение имеет создание эффективных инструментов для хеджирования рисков изменчивости цен и невыполнения обязательств по договорам (объемы продажи/покупки) путем создания биржи свободных двухсторонних договоров, рынка производных финансовых инструментов, внедрения финансовых (фьючерсных) контрактов.
        Следует обеспечить полноправное участие ГЭС в рынке системных услуг, включая 100 %-ную оплату по вторичному регулированию частоты и перетоков мощности, регулированию реактивной мощности и предоставлению услуг резервов мощности и противоаварийной автоматики, что позволит устранить дискриминационное положение ГЭС на рынке системных услуг, а также гарантировать оплату услуг, предоставляемых на ОРЭ в полном объеме.
        Крайне важно определить минимальный уровень цены на рынке электроэнергии для ГЭС и ВИЭ на уровне предельных затрат наиболее эффективного теплового генератора в соответствующей ценовой зоне для ВИЭ и на уровне тарифа на электроэнергию для ГЭС с целью защиты от убытков, обусловленных формированием нулевых цен в рамках рынка электроэнергии.
        Рекомендуется установить регулируемые тарифы на электроэнергию для ГЭС на переходный период реформирования на уровне не ниже средневзвешенной цены РСВ за прошедший год с целью упрощения обеспечения финансирования инвестиционных проектов строительства ГЭС согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.
        14. Создание системы выпуска и обращения "зеленых" сертификатов возобновляемой энергии, подтверждающих объемы производства энергии на основе ВИЭ, необходимо для выстраивания гармоничной системы, обеспечивающей справедливое перераспределение средств для компенсации повышенных расходов генераторов ВИЭ. При этом сертификаты могут быть документами, служащими основанием для получения финансовой поддержки, либо, являясь предметом купли/продажи, служат источником выручки для генераторов возобновляемой энергии.
        Сертификаты возобновляемой энергии могут применяться для подтверждения выполнения своих экологических или социальных обязательств государством и отдельными компаниями. Необходимо законодательно закрепить обязанности покупать определенную долю электроэнергии, произведенную с использованием возобновляемых источников энергии, с надбавкой, индексируемой на инфляцию, - в первую очередь для государственных потребителей, а также для сетевых организаций в целях компенсации потерь. Цель - выработка 25 % электроэнергии на базе ВИЭ к 2020 г. Включение объектов ВИЭ в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики в РФ до 2020 г. позволит создать стимулы к расширению использования ВИЭ с целью выработки электроэнергии, обеспечение экологической безопасности, увеличение использования альтернативных источников энергии, привлечение иностранных инвесторов, заинтересованных в покупке "чистой" электроэнергии.
        13. Были также представлены предложения по стимулированию отрасли в услових новых рыночных условий.
        В рамках проведения реформы энергетики в РФ для устойчивого развития производства энергии на базе ВИЭ необходимо провести полную либерализацию оптового и розничного рынков электроэнергии в соответствии с утвержденными темпами (100 % либерализация к 2011 г.).
        Данная мера позволит:
  • заключать прямые договоры между малой генерацией на базе ВИЭ и потребителями;
  • продавать энергию потребителям на шинах ГЭС по ценам не ниже цен оптового рынка;
  • транслировать оптовые цены на розничный рынок.
        Запуск конкурентного рынка мощности ожидается в 2008 г. Для поддержания конкурентоспособности новых ГЭС и ГАЭС, срок строительства которых составляет от 5 до 10 лет, а также приливных электростанций (ПЭС) со сроком строительства до 15 лет необходимо гарантировать оплату производимой мощности путем реализации следующих мер:
  • проведения долгосрочных аукционов в рынке мощности в течение 5-10 лет до начала поставки;
  • участия генераторов, работающих в базовом режиме с низким регулировочным диапазоном, в оплате услуг ГАЭС в рынке мощности;
  • возможности заключения контрактов в рынке мощности на использование мощности в определенные часы с установлением часов пользования и графика ее поставки.
        Помимо прочего, отмечена необходимость в осуществлении либерализации экспортно-импортных операций и в обеспечении свободного доступа поставщиков и покупателей к торговле электрической энергией с зарубежными странами (в том числе со странами СНГ), а также возможность регистрации при экспорте "зеленого" сертификата с 2008 г. Результатом либерализации экспортно-импортных операции должно стать создание общего рынка стран-участниц СНГ к 2011 г., а также общего рынка, объединяющего страны-участницы СНГ и Европейского союза, к 2015 г. Данные меры дадут возможность прямого выхода на рынки с более высоким уровнем цены на электроэнергию, чем в РФ (Китай, Казахстан, страны Скандинавии и т. д.), откроют путь к приграничной торговле электроэнергией, вырабатываемой ГЭС Северного Кавказа, Бурейской и Зейской ГЭС, а также перспективными ГЭС Дальнего Востока, позволят заключить экспортные договора на цикл окупаемости в отношении новых ГЭС (ПЭС).
        С целью контрактации выработки строящихся и перспективных ГЭС на долгосрочный период важно обеспечить возможность заключения свободных договоров в неценовых зонах на новую генерацию и потребление с 2007 г.
        Для выстраивания проектного финансирования перспективных генерирующих мощностей на базе ВИЭ большое значение имеет создание эффективных инструментов для хеджирования рисков изменчивости цен и невыполнения обязательств по договорам (объемы продажи/покупки) путем создания биржи свободных двухсторонних договоров, рынка производных финансовых инструментов, внедрения финансовых (фьючерсных) контрактов.
        Следует обеспечить полноправное участие ГЭС в рынке системных услуг, включая 100 %-ную оплату по вторичному регулированию частоты и перетоков мощности, регулированию реактивной мощности и предоставлению услуг резервов мощности и противоаварийной автоматики, что позволит устранить дискриминационное положение ГЭС на рынке системных услуг, а также гарантировать оплату услуг, предоставляемых на ОРЭ в полном объеме.
        Крайне важно определить минимальный уровень цены на рынке электроэнергии для ГЭС и ВИЭ на уровне предельных затрат наиболее эффективного теплового генератора в соответствующей ценовой зоне для ВИЭ и на уровне тарифа на электроэнергию для ГЭС с целью защиты от убытков, обусловленных формированием нулевых цен в рамках рынка электроэнергии.
        Рекомендуется установить регулируемые тарифы на электроэнергию для ГЭС на переходный период реформирования на уровне не ниже средневзвешенной цены РСВ за прошедший год с целью упрощения обеспечения финансирования инвестиционных проектов строительства ГЭС согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.
        14. Создание системы выпуска и обращения "зеленых" сертификатов возобновляемой энергии, подтверждающих объемы производства энергии на основе ВИЭ, необходимо для выстраивания гармоничной системы, обеспечивающей справедливое перераспределение средств для компенсации повышенных расходов генераторов ВИЭ. При этом сертификаты могут быть документами, служащими основанием для получения финансовой поддержки, либо, являясь предметом купли/продажи, служат источником выручки для генераторов возобновляемой энергии.
        Сертификаты возобновляемой энергии могут применяться для подтверждения выполнения своих экологических или социальных обязательств государством и отдельными компаниями. Необходимо законодательно закрепить обязанности покупать определенную долю электроэнергии, произведенную с использованием возобновляемых источников энергии, с надбавкой, индексируемой на инфляцию, - в первую очередь для государственных потребителей, а также для сетевых организаций в целях компенсации потерь. Цель - выработка 25 % электроэнергии на базе ВИЭ к 2020 г. Включение объектов ВИЭ в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики в РФ до 2020 г. позволит создать стимулы к расширению использования ВИЭ с целью выработки электроэнергии, обеспечение экологической безопасности, увеличение использования альтернативных источников энергии, привлечение иностранных инвесторов, заинтересованных в покупке "чистой" электроэнергии.


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / конференции / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2006 ИД " РЦ?"
E-mail: