Журнал ЭнергоРынок   Журнал ЭнергоРынок
об ид рцбо журналеподпискаконференциипокупкаархиврекламагостевая книгаконтакты
Поиск

Журнал "Энергорынок" # 14 за 2007 год

Перспективы ИТ в российской энергетике


Демин Владимир

Жигалин Александр

VERIT CONSULTING

    Байка
    Общаясь с представителями ИТ-служб холдинга РАО ЕЭС и его ДЗО я много раз слышал историю о том, что Анатолий Борисович Чубайс использует в своей работе огромное количество различных технических средств: ноутбуки, коммуникаторы, смартфоны и др. А для поддержания их в рабочем состоянии специально создан отдел специалистов, которые осуществляют обслуживание этой техники и отслеживают всю поступающую информацию.
    Не знаю, насколько это достоверно, но хорошо знакомые мне топ-менеджеры энергокомпаний действительно в своей работе полнообъемно используют современные ИТ-средства и средства коммуникации. Причем с течением времени технологии становятся все более утонченными и сложными, и порой уже невозможно представить, каким образом предприятие работало раньше - в пору "бумажных и телефонных" технологий.
    Принимая во внимание "традиционно" сложившийся стиль деятельности российских предприятий прошлых лет, где любые инновации непременно должны были получать одобрение со стороны "верхушки" корпоративной иерархии, можно уверенно говорить, что сегодня российская энергетика находится на пороге концептуальных преобразований - масштабного внедрения ИТ и перехода на автоматизированные средства управления предприятиями.

Стратегические задачи отрасли в разрезе ИТ

    Реформа
    Основные цели и задачи реформирования отрасли электроэнергетики для перехода к рыночной структуре работы давно и хорошо известны. Однако мало кто задумывался о том, как разделение АО-энерго по видам бизнеса сказалось на информационных потоках ранее единой компании.
    Во-первых, произошло разделение единой ИТ-инфраструктуры на несколько систем в рамках отдельных предприятий. При этом создание эффективно работающей ИТ-инфраструктуры в рамках отдельных предприятий стало их, что называется, собственной головной болью.
    Во-вторых, возник вопрос интеграции всей информации вдоль цепочки от генерации до сбыта. Например, если раньше отдел сбыта получал информацию об объеме потребления отдельным абонентом автоматически, то сегодня она является собственностью сетевой компании, но тем не менее такая информация крайне необходима энергосбыту для нормальной работы с потребителями. И таких примеров масса.
    В результате перед предприятиями отрасли встала стратегическая задача обеспечения целостности информационного потока, сопровождающего производственно-сбытовой процесс, который выражается в реализации следующих задач:
    1. Обеспечение целостного информационного сопровождения - от счетчика до кассы:
    - целостность и унифицированность основных данных (потребители, топология сети);
    - отсутствие искажения данных в процессе передачи от одного участника рынка другому;
    - максимальная простота и скорость работы с наиболее часто используемой информацией (отличается в зависимости от участника рынка).
    2. Предоставление доступа ко всей необходимой информации участникам рынка:
    - отсутствие "белых пятен" в информационном сопровождении процесса;
    - исключение необходимости проведения оценочных расчетов.
    3. Обеспечение прозрачности и достоверности информации:
    - возможность анализа первичных данных, составивших основу полученной информации;
    - возможность проведения перекрестной проверки, выявляющей корректность предоставленных данных.
    4. Недопущение дискриминации отдельных участников рынка:
    - каждый участник рынка должен иметь равнозначный доступ к одному и тому же набору данных;
    - ни один участник рынка не может иметь контроля над информацией, которая не принадлежит ему.

    Либерализация рынка
    Переход от продаж электроэнергии на регулируемом рынке к продажам на либерализованном оптовом рынке и по долгосрочным контрактам нельзя полностью реализовать без специализированного программного обеспечения, разработанных процедур и профессиональных навыков сотрудников по работе с рынком. А ведь именно решение данной задачи открывает возможность дальнейшей перспективы - повышения маржинальной прибыльности энергокомпаний - и поэтому является стратегическим. Это и организация учета отпуска энергии различным типам потребителей по различным видам договоров, это и информационный обмен с диспетчером, это и использование ИТ-инструментов для повышения эффективности процессов предприятия и снижения издержек за счет качественного учета и планирования.

    Новые игроки рынка
    Наряду с появлением рыночных механизмов работы в отрасли появились и новые игроки: крупные российские и западные инвесторы, заинтересованные в энергоактивах по разным причинам. Например, для производителей алюминия, или нефтяников, это представляется как обеспечение энергетической безопасности своего бизнеса, а для западных энергохолдингов - возможность входа на новые рынки, расширение своего присутствия в регионе.
    В любом случае инвесторы требуют от энергокомпаний открытости информации, совершенных бизнес-процессов, соответствующих западным стандартам работы, возможности интегрироваться в существующий бизнес компании (для западных энергохолдингов), либо составить достойную конкуренцию западным игрокам рынка.
    Кроме того, данные факторы порождают необходимость использования современных информационных технологий в управлении компанией.
    Создание ОГК и ТГК также повлекло за собой появление серьезного спроса на информационные технологии. Предоставление сегодня менеджменту объединенной компании своевременной информации, необходимой для оперативного и стратегического управления, взятую из десятков разрозненных крупных и мелких ИТ-систем, доставшихся компаниям в наследство при объединении генерирующих единиц, разбросанных по всей территории России, является огромным шагом в развитии и становлении энергокомпании в целом. В настоящее время, когда бизнес-процессы объединенных компаний только формируются, назрел момент унификации информационных систем, используемых для управления бизнесом с последующим фиксированием их посредством ИТ-систем.

    Новые кадры в отрасли
    Реформа и приход команды молодых менеджеров в управление РАО ЕЭС привело к повсеместному обновлению, омоложению кадрового состава менеджмента энергокомпаний.
    Вместе с этим уходит время бумажных отчетов и пояснительных записок, новое поколение менеджеров привыкло работать с компьютерами, коммуникаторами, сложными аналитическими инструментами. Соответственно повышаются и требования к информационному обеспечению бизнеса.

    Тактические задачи отрасли в разрезе ИТ
    Обеспечение непрерывности технологического процесса
    В настоящий момент на предприятиях отрасли работает большое количество "системообразующих" ИТ-систем, таких как системы коммерческого учета электроэнергии, тепла, системы АСУТП для управления режимами работы турбин, системы для управления нагрузкой в сети, системы телеметрии, системы удаленного съема данных с приборов учета и т. д. Какие-то из них были внедрены давно и требуют обновления, другие в производстве относительно недавно, либо на стадии ввода.
    Тем не менее, стоит отметить, что в этих процессах сегодня отсутствует интеграционная составляющая. Каждая из систем работает в своем собственном ключе, не взаимодействуя с соседями, если это происходит, то в единичных случаях, а написанные межсистемные интерфейсы требуют как специальной разработки, так и квалифицированных специалистов, поддерживающих их в рабочем состоянии.
    При этом данные из многих систем являются первичными для многих смежных бизнес-функций. Например, данные систем коммерческого учета служат основой для биллинговых систем.
    На основании этого можно сделать вывод, что создание единой информационной системы, охватывающей технологические и бизнес-задачи, крайне необходимо в условиях текущего рынка.

    Повышение эффективности управления
    В силу того, что возможность отгрузки электроэнергии конечным потребителям ограничена диспетчерским заданием и довольно жестко регулируется, приоритетной задачей генерирующих компаний становится снижение собственных издержек и повышение эффективности управления.
    Главными составляющими издержек компании являются:
    1. Стоимость топлива - на эту составляющую издержек использование ИТ-технологий может повлиять очень незначительно.
    2. Эффективность проведения ремонтной компании - в данной области ИТ-технологии способны значительно повысить эффективность работы компании и привести к существенному снижению издержек.
    3. Управление дебиторской задолженностью - в данной области современные ИТ-системы готовы оказать существенную помощь в работе компании: расчет потребления, применение различных тарифов, льгот и субсидий к разным группам потребителей, выставление счетов и контроль задолженности из ежедневного "подвига" превращаются в автоматизированную процедуру со своими регламентами, правилами и измеримыми результатами. Также ИТ-системы способны оказать содействие в подготовке детальной информации по неплательщику с дальнейшим урегулированием вопроса задолженности в судебном порядке.
    4. Затраты на персонал - в этой области современные ИТ-решения также могут помочь снизить издержки компании.
    Для решения этих и многих других задач служат современные ERP-решения (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсами предприятия) различных крупных разработчиков, например таких, как SAP, ORACLE, Microsoft и т. д.
    На первый взгляд внедрение современной ERP-системы в энергокомпании может показаться не столь значимым, будто бы ничего нового она не дает: финансовый учет договоров, отгрузок и поставок отражается в бухгалтерской системе 1С; для управления ремонтами оборудования используются MS Project или более сильные решения; базу данных запчастей и другой номенклатуры можно получить от производителей оборудования в виде специальных электронных справочников; а в Excel сопоставить отгрузку энергии с платежами и задолженностями потребителей и более-менее эффективно управлять этим. Есть Excel - формы РАО ЕЭС для планирования бюджетов, есть отчетные формы ФСТ для защиты тарифа на год, есть показатели эффективности, заложенные в бизнес-плане, расчет которых можно также проводить в Excel. Фактически есть все.
    Сила ERP-решения в том, что оно позволяет объединить разрозненную информацию в единое поле. При этом руководитель получает возможность оперировать не только финансовыми показателями (деньги полученные, акты выставленные, затраты один раз в месяц подсчитанные), но и натуральными показателями (выработано MBт, отгружено по долгосрочным договорам, отгружено по рыночным ценам, отгружено по фиксированным тарифам и т. д.), не обращаясь к другим системам или Excel.
    Помимо этого ERP позволяет планировать деятельность компании и моделировать ситуацию:
    - если мы будет ремонтировать блок не один месяц, а 26 дней? Насколько увеличится наша выработка? Какую в перспективе прибыль мы сможем получить?
    - если мы сейчас не отремонтируем данное оборудование и, что называется, сэкономим деньги, в какую цену (затраты на ремонт, упущенная выгода, рост себестоимости и т. д.) нам станет такая экономия в случае аварийного выхода оборудования из строя?
    Эффективное управление себестоимостью, кредиторской и дебиторской задолженностями - это тоже одно из преимуществ единой ERP-системы.
    А уж подготовка планов и отчетов для РАО и ФСТ при использовании ERP-системы и вовсе становится простой и удобной. Ведь сотрудники энергокомпании имеют полную и достоверную информацию о затратах компании, о себестоимости 1 MBт выработанной энергии, о фактической стоимости ремонта оборудования. При этом каждая цифра плана или отчета обоснована и подкреплена первичной информацией в системе. Аналогичная информация есть и для сетевых и для сбытовых компаний.

    ИТ в энергетике
    Ситуация в мире

    В настоящий момент большинство крупных мировых энергокомпаний используют ERP-решения от двух основных поставщиков решений: SAP (продукты mySAP Business Suite и mySAP ERP) и ORACLE (продукт ORACLE e-Business Suite и специализированное решение для бюджетирования ORACLE Financial Analyzer).
    Основываясь на том, что в мире уже более 850 генерирующих, сетевых и сбытовых компаний, работающих на системе SAP, можно сделать вывод: позиции решений SAP достаточно сильны. Крупнейшие энергетические компании и холдинги - E.ON Energie AG, Public Service Electric & Gas (US), EnBW (Energie Baden-Worttemberg AG), Centrica (UK), EDF (France), ENEL и другие являются клиентами SAP.
    Что касается компании ORACLE, к ее клиентам относятся: Guohoa Electric Power Corporation, Norsk Hydro ASA, Nuon, Romande Energie, Yunnan Dachaoshan Hydropower, Hydro Ottawa Limited и ряд других.
    В российской энергетике сложился, в основном, двухполярный ИТ-мир, и вряд ли это положение кардинально изменится в ближайшее время. Скорее всего, мы станем свидетелями точечных (хотя иногда и значительных) успехов обеих компаний, происходящих в состоянии паритета, что в конечном итоге служит залогом благосостояния отрасли.

    Перспективы ИТ в энергетике
    Все вышеизложенное уже наверняка дало читателю понимание того, насколько масштабные и важные задачи стоят перед ИТ в отрасли, часть из которых уже реализуется. Однако темпы внедрения их далеки от совершенных. Ведь благоприятный момент, сложившийся в результате реформы, когда сама жизнь предоставила все условия для построения целостной операционной модели, формирования современных регламентов управления с применением к этому правильных ИТ-инструментов, не может ждать и длиться вечность.
    Казалось бы, столь масштабные проекты требуют привлечения как можно большего количества ресурсов внешнего консалтинга, изучения и применения передового международного опыта. Максимальное число консалтинговых компаний отечественных и иностранных должны участвовать в процессе повышения уровня надежности создаваемых решений, да и просто для получения наиболее интересной цены. По крайней мере, именно так происходило и происходит в других отраслях, значительно меньших по многим параметрам нежели энергетика.
    Сегодня же мы наблюдаем совсем иную картину. При всей сложности и масштабности задач в отрасли установлен эффективный face control на право работы с энергетическими компаниями. Причем прошли этот контроль всего несколько компаний, которые по своей сути не в состоянии полноценно работать в столь масштабной по объему отрасли. В это же время ряд крупных и опытных консалтинговых компаний в срочном порядке создали практики и департаменты по работе с энергетикой, привлекли высокооплачиваемых специалистов. Эти компании в полной мере готовы предложить экспертизу, сервис и достойного качества продукты для энергетиков.
    Высокий уровень лоббизма, весьма характерный в целом и для государственных органов и для компаний, пока сохраняется и в элекроэнергетической области даже в условиях появления новых рыночных собственников. Поэтому перспектива развития отрасли находится в руках самой отрасли. Вариантов снятия внутренних ограничений существует множество, причем к любому из них ИТ-отрасль готова уже давно.


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / конференции / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2006 ИД " РЦ?"
E-mail: