Интервью с директором по работе с энергетическим сектором компании КРОК Александром Ефремовым
|
ЭР: Александр Михайлович, каковы сейчас основные направления автоматизации энергетических предприятий?
А. Е.: Фундаментом для автоматизации энергетических компаний всегда выступает ИТ-инфраструктура - комплекс инженерных и программных систем. Она включает в себя мультисервисные сети, системы видеоконференцсвязи, центры обработки данных (ЦОД) и т. д.
Сегодня энергетическая отрасль нуждается в системах, способных управлять производственными процессами в режиме реального времени и при этом интегрированных с бизнес-приложениями - системами планирования и поддержки принятия решений. Разнофункциональный состав информационных систем - это специфика ИТ-решений для энергетики: требуется интегрировать большое количество ИТ-решений и, как следствие, необходимы такие платформенные продукты, которые стали бы связующими звеньями на всех уровнях автоматизации.
К основным направлениям автоматизации компаний энергетической отрасли можно отнести внедрение АИИС КУЭ, систем телемеханики и связи, коммерческой диспетчеризации, АСУТП, систем оптимизации загрузки энергоблоков как часть MES-систем для повышения эффективности работы электростанций и т. д. Например, такие важнейшие задачи, как планирование выработки электроэнергии и потребления топлива, требуют наличия АСТУ, способной одновременно оперировать данными технологических систем и бизнес-приложений. Для моделирования процессов в целях оптимизации и мониторинга в АСТУ должен присутствовать развитый аналитический функционал.
ЭР: Какие задачи призвана решать ИТ-инфраструктура предприятий энергетической отрасли?
А. Е.: Главное, что требуется сегодня от ИТ-инфраструктуры энергетических предприятий, - это повышение эффективности работы и снижение эксплутационных издержек. В рамках реформирования энергетические компании консолидируются в принципиально новые структуры, что выдвигает и новые требования к уровням интеграции и взаимодействия их в рамках более крупных структур (ОГК, ТГК и др.). Сегодня каждый субъект отрасли отвечает сам за себя и поэтому старается максимально оптимизировать свою работу.
Сейчас практически на всех предприятиях электроэнергетики внедрена АИИС КУЭ. Соответствующие проекты наша компания реализовала в Среднеуральской и Рефтинской ГРЭС ОГК-5. Для этих предприятий мы также проектировали и внедряли некоторые элементы ИТ-инфраструктуры: систему передачи информации и локальную вычислительную сеть. Для крупных субъектов рынка, таких как ОГК, в настоящее время актуальны системы коммерческой диспетчеризации, которые позволяют эффективно управлять выработкой и продажей электроэнергии.
После реорганизации отрасли компаниям требуются решения, которые интегрируют территориально распределенные системы в единое информационное пространство зачастую на базе единой платформы. В первую очередь под этим подразумевается решение задач по построению мультисервисных сетей передачи данных в рамках всей структуры компании. Кроме того, предъявляются требования к созданию и соблюдению политик информационной безопасности предприятий, систем мониторинга работоспособности ИТ-инфраструктуры, систем коллективной работы в территориально-распределенной структуре (в частности, систем документооборота с возможностью контроля исполнительской дисциплины). Система организации совместной работы и обмена мгновенными сообщениями на базе LCS (Live Communication Server) 2003 внедрена например в ОАО "ГидроОГК". Для этого предприятия компания КРОК также проектировала ИТ-инфраструктуру и внедряла систему терминального доступа. Примером комплексного создания ИТ-инфраструктуры может служить проект в ФСК МЭС Урала, где нашей компанией были спроектированы структурированные кабельные системы, локальные вычислительные сети, программная инфраструктура предприятия (сетевые службы, системы мониторинга, файловые службы, службы резервного копирования и восстановления данных и др.).
ЭР: Какие требования по надежности и отказоустойчивости предъявляются к компонентам ИТ-инфраструктуры энергокомпаний?
А. Е.: Предприятия энергетической отрасли относятся к разряду критически важных объектов: многие из них располагаются рядом с крупными заводами и являются их "питающим элементом". Выход энергокомпании из строя грозит заводу огромными финансовыми потерями. Функционирование всех современных систем технологического управления в значительной степени зависит от работы ИТ-инфраструктуры, что предъявляет чрезвычайно высокие требования по отказоустойчивости, надежности и резервированию данных предприятий энергетики. В первую очередь это относится к системам АСУТП, каналам передачи данных, системам хранения информации, сетевым службам и информационной безопасности.
"Сердцем" ИТ-инфраструктуры предприятий являются ЦОД. Вся информация, получаемая со вспомогательных приложений, а также показания приборов учета в АИИС КУЭ хранятся в ЦОД.
Для обеспечения надежности ЦОД можно использовать системы с внутренней избыточностью, прозрачной для прикладных систем. В системах хранения данных они применяются давно, а вот серверы с аппаратным резервированием так и не получили широкого распространения. Например, было бы оправданным применение серверов Stratus и HP Integrity NonStop, а также гарантированных систем электропитания.
Кроме этого можно защитить ЦОД физически, особенно если он находится в здании предприятия, с помощью комнаты Lampertz. Данное решение гарантирует сохранность и работоспособность ЦОД при любых физических воздействиях. Помещение состоит из сложного комплекса инженерных систем, необходимых для обеспечения бесперебойной работы вычислительного оборудования, и систем хранения данных.
Интегрированные системы мониторинга и управления ИТ-ресурсами, такие как HP OpenView, IBM Tivoli/Micromuse, также позволяют увеличить надежность и эффективность центра обработки данных. Необходима полная интеграция всех систем ЦОД - от кондиционеров до серверов, от сервисов ОС до прикладных систем.
Для того чтобы ЦОД и энергосистема в целом работали без сбоев, необходимо поддерживать жизненный цикл центра.
ЦОД - это живой организм, который эволюционирует в процессе эксплуатации: одни системы внедряются, другие модернизируются. Если центр функционирует бесконтрольно, то теряется возможность управлять им, и он превращается в нагромождение систем. В итоге такая ситуация может привести к дисбалансу в ИТ-инфраструктуре и спровоцировать сбой во всей энергосистеме. Чтобы этого не произошло, необходимо документировать и формализовать все процедуры внесения изменений.