Журнал ЭнергоРынок   Журнал ЭнергоРынок
об ид рцбо журналеподпискаконференциипокупкаархиврекламагостевая книгаконтакты
Поиск

Журнал "Энергорынок" # 14 за 2007 год

Принципы построения биллинговых систем для почасового расчета потребителей мощности энергопринимающего оборудования свыше 750 кВА


Букин Алексей

RussianEnergy OOO ИТ

    Обязанность осуществления почасового расчета потребителей мощности энергопринимающего оборудования свыше 750 кВА регламентирована Постановлением Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 г. "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики". Однако приведение в жизнь данного требования представляет собой весьма сложный процесс, предполагающий разработку новой биллинговой системы, которая разделит клиентскую базу сбытовой компании на потребителей мощности ниже и выше 750 кВА, а также полностью реализует специфику почасовых расчетов.
    "В отношении энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых превышает 750 кВА, в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) должно предусматриваться планирование почасового объема потребления электрической энергии в сроки, достаточные для учета этого объема в плановом почасовом объеме потребления электрической энергии, приобретаемом на оптовом рынке обслуживающей владельца таких устройств организацией. В этом случае предельные уровни нерегулируемых цен определяются для каждого часа суток в соответствующем расчетном периоде. При этом к запланированному почасовому объему потребления электрической энергии покупателя по нерегулируемым ценам применяются цены, определяемые по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, с учетом стоимости планового потребления мощности, а к отклонениям объема фактического почасового потребления электрической энергии от планового почасового потребления электрической энергии - цены, определяемые по результатам конкурентного отбора для балансирования системы, с учетом стоимости отклонений фактического потребления мощности от планового. Договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенные с иными потребителями и содержащие условие о планировании почасового объема потребления электрической энергии, заключаются с учетом указанных требований" (п. 110 ПП № 530)
    Для успешной реализации проекта необходимо пять составляющих:
    - данные приборов учета по фактическому потреблению потребителей мощности свыше 750 кВА;
    - наличие заявок на плановое почасовое потребление;
    - понимание методики формирования финансовых обязательств потребителя по часам;
    - построение новой биллинговой системы и ее синхронизация со старой;
    - внесение изменений в договоры энергоснабжения, предусматривающих регламент информационного взаимодействия между потребителем и энергосбытовой компанией.
    Сбор фактических показаний с приборов учета
    Организация автоматизированного опроса счетчиков потребителей с использованием стандартных протоколов запроса для разных систем - первый шаг на пути формирования начальной базы данных. Наличие систем коммерческого учета существенно облегчают сбор фактических данных, однако, к сожалению, потребителей, использующих системы коммерческого учета, немного. Более того, правилами розничного рынка энергии не регламентированы обязательства потребителей устанавливать систему АСКУЭ при переходе на почасовой расчет.
    "Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, владеющими на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенная мощность которых превышает 750 кВА, используются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 1,0 и выше, а в случае их отсутствия - приборы учета класса точности не ниже 2,0 при условии определения почасовых объемов потребления электрической энергии расчетным путем. При замене выбывших из эксплуатации приборов учета, а также при присоединении к электрической сети новых энергопринимающих устройств, мощность которых превышает 750 кВА, устанавливаются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, в том числе включенные в состав автоматизированной измерительной системы коммерческого учета" (п. 141 ПП № 530).
    Любой потребитель мощности энергопринимающего оборудования свыше 750 кВА, имеющий прибор учета классом точности 0,5S, может заявить о своем желании рассчитываться по часам, и энергосбытовая компания при этом не имеет права отказать ему, так как обязательство энергосбытовой компании удовлетворять данное требование потребителя закреплено в ПП № 530. Поэтому необходимо уделять большое внимание разработке типового решения, позволяющего своевременно снимать почасовые показания с приборов учета или разбивать интегральные величины потребления электроэнергии. Формирование стандартизированного подхода к определению почасовых величин потребления энергии вызовет необходимость внесения изменений в существующие договорные конструкции.

    Сбор заявок на плановое почасовое потребление
    В соответствии с ПП № 530 потребители обязаны подавать заявки на плановое почасовое потребление, ограничиваясь подачей интегральных плановых величин за два месяца до начала года и корректирующей заявки за десять дней до начала текущего месяца. Правила розничного рынка энергии не предполагают возможность подачи корректирующей заявки потребителем за n дней до начала месяца, что внушает потребителю определенные опасения, поскольку плановые величины могут в значительной мере отличаться от фактических, что повлечет за собой штрафные санкции. Однако Правила розничного рынка, которые являются единственным документом, регламентирующим взаимоотношения между ГП и потребителем, не предусматривают никаких штрафных санкций в связи с тем, что в цену, рассчитываемую НП "АТС", уже включена стандартная величина отклонений. Дополнительные штрафные санкции предполагаются лишь в случае подачи потребителем заявок на плановое почасовое потребление (так называемая стоимость отклонений от договорного объема). Сама идея оплаты потребителем штрафных санкций нецелесообразна, так как договорные величины, подаваемые потребителями, ни коим образом не влияют на заявки на плановое почасовое потребление, подаваемые сотрудниками блока по работе на ОРЭ. При этом складывающиеся отклонения определяют объем покупки (продажи) на балансирующем рынке, стандартизированная величина которого уже включена в цену НП "АТС", рассчитываемую для трансляции цен ОРЭ на потребителей РРЭ. Прием заявок через Интернет путем создания "личного кабинета" потребителя является одним из самых простых и малозатратных базисов нового биллингового комплекса. Принцип "личного кабинета" состоит в следующем: потребитель проходит авторизацию на сайте и в своем персональном разделе получает возможность подачи и корректировки заявок на плановое почасовое потребление. Первичный обмен финансовыми документами также осуществляется через "личный кабинет" потребителя.

    Методика формирования финансовых обязательств потребителя по часам
    Методика расчета финансовых обязательств потребителя, производящего оплату по часам, вполне прозрачна. Коэффициент b применяется к факту потребления каждого часа, что позволяет разделить величину полезного отпуска электроэнергии на две составляющих: поставка по регулируемой и нерегулируемой ценам. Заявка на плановое почасовое потребление определяет объем планового рынка (РСВ), характеризуемый разницей заявки на плановое почасовое потребление и объема поставки по регулируемой цене. Остальная часть объема в пределах нерегулируемой цены является объемом внепланового рынка (БР). В случае если заявка на плановое почасовое потребление оказалась ниже объема поставки по регулируемой цене или выше факта потребления, на потребителя накладываются дополнительные штрафные санкции. Таким образом, сформировав на первом этапе базу фактического и планового потребления, определив по результатам месяца коэффициент b, произведя программные расчеты с использованием грамотно разработанной математической модели, можно своевременно выставить счета потребителям.

    Построение новой биллинговой системы и ее синхронизация со старой
    Биллинговые системы всех сбытовых компаний вполне приспособлены к расчету потребителей мощности энергопринимающего оборудования как ниже, так и свыше 750 кВА, однако до сих пор потребители не производят оплату по часам, как того требует Постановление Правительства РФ № 530. Построение новой биллинговой системы предусматривает разработку клиент-серверного приложения, осуществляющего расчет обязательств в почасовом режиме; синхронизацию со старой базой данных, тарифным справочником, базой данных договорных величин, базой данных планового и фактического почасового потребления; разработку "личного кабинета" потребителя; импорт данных из систем автоматизированного учета (при наличии АСКУЭ), либо разработку модуля АСУ и блока, реализующего математическую модель расчетов. Успешная реализация всех составляющих продукта позволит полностью автоматизировать протекающие бизнес-процессы с учетом специфики почасовых расчетов.
    Внесение изменений в договоры энергоснабжения, предусматривающих регламент информационного взаимодействия между потребителем и энергосбытовой компанией
    Обязательство закончить договорную кампанию до конца 2006 г. не позволило большинству энергосбытовых компаний в полной мере отразить порядок информационного взаимодействия потребителя и гарантирующего поставщика, особенно в части почасовых расчетов. Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость применения комплексного подхода к реализации программного продукта, включающего разработку типового договора энергоснабжения для потребителя мощности свыше 750 кВА.
    Общая конструкция программного продукта для выставления счетов потребителям мощности энергопринимающего оборудования свыше 750 кВА состоит из трех блоков (рисунок):
    - сбор величин планового почасового потребления и заявок на плановое почасовое потребление;
    - формирование накопительной базы данных, анализ и сопоставление данных, полученных через "личный кабинет" клиента, а также от службы линейных контролеров гарантирующего поставщика;
    - первичный расчет, и выставление счетов и определение величины корректировки платежа следующего периода.
    Первичный расчет связан с расчетом коэффициента b. В случае если в формуле расчета фигурируют нагрузочные потери или другой параметр, известный гарантирующему поставщику после 17-го числа месяца, следующего за расчетным, возникнет необходимость определять первичную величину обязательств абонента, а после получения фактических данных включать также величину корректировки в платеж следующего месяца. Существенной проблемой может стать необходимость перевыставления счетов-фактур прошлых периодов в результате корректировки коэффициента b прошлого периода. При отсутствии корректирующегося параметра, необходимого для расчета коэффициента b, в случае если гарантирующий поставщик желает начать выставлять счета первого числа месяца, следующего за расчетным, он будет вынужден определить плановую величину b и плановые цены трансляции. В этом случае проблема перевыставления счетов-фактур останется нерешенной. Однако существует возможность избежать возникновения данной проблемы путем грамотного составления договора в части расчетов за потребленную электроэнергию.



Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 1 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / конференции / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2006 ИД " РЦ?"
E-mail: