Интервью с председателем Правления НП "АТС" Дмитрием Пономаревым
|
ЭР: Дмитрий Валерьевич, НОРЭМ исполнился год. Какие существенные изменения произошли за прошедшее время? Как Вы считаете, удачной ли оказалась выбранная модель?
Д. П.: Первого сентября 2006 г. после почти трехлетнего подготовительного периода мы запустили новую модель рынка (НОРЭМ). На сегодняшний день результат ее внедрения очевиден: уже год отрасль, в целом - страна, живет в условиях более "прозрачного" и адекватного ценообразования.
Период работы ОРЭМ на основе новой модели показал полное соответствие рыночного подхода ценообразования реальным процессам, происходящим в электроэнергетике, - факторам сезонности, гидрологической обстановке, ремонтным компаниям, изменениям цен на топливо и др. Именно с учетом этих изменений участники рынка выстраивают торговую стратегию своей деятельности. Таким образом, свободный российский рынок электроэнергии стал больше походить на аналогичные рынки других стран.
В моем представлении рынок состоялся. Увеличивается количество участников и групп точек поставки (ГТП: по сравнению с ситуацией на 1 сентября 2006 г. число последних возросло с 1 200 до 1 400). Темпы роста отмечаются и в показателях годового оборота: по итогам года он составил порядка 600-650 млрд руб. При этом новая модель предполагает развитие инфраструктуры рынка и правил работы на нем.
Следует отметить, что запуск ОРЭМ дал возможность начать процесс последовательной либерализации оптового рынка электроэнергии: с 1 января - 5 %, с 1 июля -10 %. Предполагается, что полностью рынок будет либерализован к 2011 г.
ЭР: Это окончательная модель или будут какие-то изменения?
Д. П.: Модель работает всего лишь год, и мы анализируем, как работает система и насколько она адекватна. В процессе ее развития становится очевидно, какие коррективы следует вносить в правила работы рынка, особенно с учетом запуска рынков мощности, финансовых производных и т. д. На настоящий момент модель, состоящая из секторов рынка "на сутки вперед", балансирующего рынка и свободных договоров, кажется исчерпывающей.
ЭР: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы ввода новых рынков, в частности - рынка мощности?
Д. П.: Рынок мощности должен быть запущен до конца этого года. Мощность уже сегодня продается в рамках регулируемых договоров по тарифам, однако появление отдельного рынка возможно только после принятия соответствующего постановления правительства. В рамках нового рынка аукционы по продаже мощности будут проводиться как непосредственно на период 2008 г., так и долгосрочные - до 2012 г. В результате таких аукционов с учетом тарифно-балансовых решений ФСТ России определятся объемы и цены. Оплату мощности планируется производить и централизованно, и по свободным договорам, заключенным напрямую между участниками.
Запускается очень важный и большой рынок, ведь сегодня до 70 % выручки генераторов - это плата за мощность.
Новый рынок позволит адекватно оценить стоимость мощности на определенной территории и даст существенный ценовой сигнал инвесторам и потребителям, который выявит зоны дефицита и будет стимулировать развитие в них генерирующих мощностей и сетевых объектов. Торговля на рынке мощности является обязательной для всех участников - продавцов действующего рынка, добровольной - для компаний, которые планируют строительство генерирующих мощностей.
ЭР: Как Вы оцениваете динамику колебания цен на рынке? Почему в августе произошел такой скачок?
Мы ведем постоянный мониторинг цен на рынке, делая это, как минимум, по двум причинам. Во-первых, рынок хоть и состоялся, но он еще молод, поэтому мы каждый раз соотносим расчеты с той философией, на которой базируется модель, и каждый раз анализируем, насколько адекватны правила. Во-вторых, мы внимательно следим за действиями участников.
Рассматривая ситуацию августа месяца, связанную с ростом цен, мы обнаружили, что модель работает корректно, и манипулирования ценами не было.
Цена, которая сформировалась на рынке, является следствием целого ряда объективных причин, среди которых: аномально жаркая погода, снижение выработки ГЭС, проведение плановой ремонтной компании, в рамках которой оборудование ГРЭС и АЭС было выведено в ремонт и, как следствие, увеличение объема выработки тепловыми станциями (более дорогими). Кроме того, цены на сверхлимитный газ, начиная с июля, практически были повышены на 60 %. Как известно, цена на электроэнергию связана с ценой на газ. Я считаю, что августовская ситуация вполне объяснима и никак не связана с увеличением доли либерализации рынка.
ЭР: Есть ли данные по средневзвешенной цене за год?
Д. П.: На рынке действует так называемое "узловое ценообразование": цена определяется для каждого участника рынка в отдельности. Все цены по субъектам Федерации или зонам являются усредненными и, скорее, аналитическими показателями. Так, если взять среднюю цену на рынке "на сутки вперед" в европейской части, то она будет выше среднего тарифа ФСТ. Например, в первой ценовой зоне, которая охватывает европейскую часть России и Урал, в период с 1 сентября 2006 г. по 31 августа текущего г. она была на уровне 511,4 руб./МВт.ч при среднем тарифе периода 2006-2007 гг., составившем 333,66 руб./МВт.ч. В Сибири картина сложилась противоположная: средневзвешенная годовая цена во второй ценовой зоне - 179,5 руб./МВт.ч (тариф - 245,3 руб./МВт.ч). Причина кроется в том, что в европейской части нашей страны гораздо больше тепловых станций, стоимость электроэнергии которых на порядок выше, а в Сибири дешевое электричество производится ГЭС. Цены же на свободном рынке сильно колеблются в зависимости от разницы рабочий это день или выходной, пиковые часы нагрузок или нет, день или ночь, важнейшими факторами при этом являются выбор состава работающего оборудования и ремонты.
ЭР: По Вашему прогнозу, будет ли расти цена с дальнейшим ростом либерализации?
Д. П.: Цена зависит от множества факторов: от развития промышленности, стоимости топлива, выбора оборудования, уровня водности, ремонтов, а также и от стратегии каждого участника. И увеличение доли либерализации - это самый последний фактор. НП "АТС" официально не занимается прогнозированием, поэтому мои оценки носят субъективный характер. Думаю, что с учетом роста потребления и дефицита мощности в отдельных регионах цена может увеличиться в разы.
ЭР: Как развивается такой элемент рынка как "свободные договоры"?
Д. П.: Количество свободных договоров в течение периода 1 сентября 2006 г.- 1 сентября 2007 г. в европейской части России выросло с 15 до 188, в Сибири - с 30 до 55. Очевидно, что данный инструмент рынка действует. По свободным договорам работали в общей сложности 83 участника рынка. На сегодняшний день такие договоры чаще всего заключаются между участниками на недельный срок, однако совсем недавно был заключен первый долгосрочный договор на полтора года.
НП "АТС" владеет информацией, касающейся объемов электроэнергии, но не цен в свободных договорах. И регламенты специально составлены таким образом.
На западных рынках свободные договоры являются основным инструментом, которым пользуются и продавцы и покупатели. Только 5-6 % от общего объема электроэнергии продаются по свободным ценам. По моему убеждению, чем выше процент либерализации, тем большее количество свободных договоров будет на рынке. В сущности, это возможность хеджировать свои риски.
ЭР: В связи с приходом на рынок новых собственников не считаете ли Вы, что в некоторых регионах может сложиться ситуация, в рамках которой исчезнет конкуренция и появится возможность манипуляции ценами?
Д. П.: Процесс приобретения новыми собственниками энергоактивов пока не завершен, но мы внимательно следим за объединением Газпрома и СУЭК, за консолидацией теплогенерирующих активов КЭС. Не буду скрывать, что определенные риски существуют, поэтому НП "АТС" готовит свой аналитический отчет по возможному развитию событий на рынке и о влиянии этого на рост цен.
Нельзя безапелляционно говорить, что скупка трех или пяти ТГК может привести к монополии в каких-то регионах. Всякий раз следует рассматривать каждую конкретную ситуацию: место расположения объекта генерации, тип генерирующих мощностей, системные условия. Разрешение на покупку активов выдает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая запрашивает наше мнение. Для этого мы готовим возможные сценарии для каждого региона и по каждому участнику.
ЭР: Какие рычаги НП "АТС" может применить в борьбе с манипуляциями ценами в рамках рынка?
Д. П.: Хочу отметить, что системной проблемы манипулирования на рынке не существует. Имеют место технологические предпосылки и некоторое несовершенство регламентов, что позволяет участникам совершать действия, которые в иных условиях были бы невозможны или запрещены. С этой точки зрения ситуация с ценовыми заявками выглядит лучше, чем с коммерческим учетом.
В НП "АТС" создан департамент мониторинга и контроля, отслеживающий в ежедневном режиме и согласно определенным параметрам действия участников. Полученные результаты обрабатываются, и если, анализируя, мы приходим к выводу, что в работе участников присутствуют манипуляции, то материалы исследований передаются в дисциплинарную комиссию, которая выносит решение о применении санкций. В определенных случаях мы направляем материалы в наблюдательный совет НП "АТС", или в ФАС. Антимонопольную службу мы обязаны информировать о любых подобных ситуациях.
Относительно непосредственно санкций регламентами предусмотрены следующие меры: временный запрет на заключение свободных договоров на покупку электроэнергии и на подачу ценовых заявок; применение стимулирующих, или наоборот, штрафных коэффициентов при расчете финансовых обязательств. В большинстве случаев последние весьма чувствительны для нарушителей, и мы продолжаем расширять список оснований, по которым могут быть применены санкции и, собственно, видов наказаний.
ЭР: В первом чтении был принят новый закон об электроэнергетике, где место НП "АТС" занимает Совет рынка. Какие же преобразования может претерпеть НП "АТС"?
Д. П.: Действительно, на базе НП "АТС" создается такая структура как Совет рынка, приоритетными задачами которого будут являться: разработка нормативной базы рынка, контроль над его коммерческой и технологической инфраструктурами (АТС, СО и ФСК) и другими вопросами, имеющими системный характер для рынка. Мы собираемся выделить из НП "АТС" деятельность по организации торговли в отдельное юридическое лицо. Таким образом, эта организация останется просто торговой площадкой. При этом в новом законе мы названы "коммерческим оператором" без указания формы собственности. Следующий год для НП "АТС" будет одним из важнейших: для нас закончится один этап и начнется совершенно новый.