Интервью с министром энергетики РФ Сергеем Шматко
|
ЭР: Сергей Иванович, 2008 год стал знаковым для энергетики страны. Как вы оцениваете результаты реформы?
С. Ш.: К моменту ликвидации РАО "ЕЭС России" была выполнена одна из важнейших задач реформы - в отрасль привлечены стратегические инвесторы. Почти все генерирующие компании, кроме ОАО "Энергоатом" и ОАО "ОГК-1" имеют теперь частных собственников. Это вывело энергетику на новый этап развития. Была пересмотрена вся система отраслевого регулирования.
Управление в настоящее время осуществляется с двух сторон. Во-первых, регулятором и координатором со стороны государства выступает Министерство энергетики (очевидно, что государство не имело права полностью устраниться от участия в управлении в этом сегменте, поскольку энергетика является социально значимой сферой экономики). Во-вторых, в отрасли действуют механизмы рыночного саморегулирования. Их координацию осуществляет НП "Совет рынка". И это очень важное достижение.
В результате реформы были запущены и, на мой взгляд, успешно функционируют рынки электроэнергии и мощности. Энергетика вступила на конкурентные рельсы. Теперь важно не допустить доминирующего положения кого-либо из участников.
ЭР: Каким образом поделили между собой функции Минэнерго и Совет рынка?
С. Ш.: Министерство энергетики формировалось как штаб отраслевого регулирования, обеспечивающий координацию деятельности всех хозяйствующих субъектов с целью надежной и бесперебойной работы ЕЭС. Ведомство получило все функции, связанные с управлением энергетикой. На Минэнерго возложено принятие принципиальных решений, касающихся ТЭК. Мне кажется, что в сегодняшних условиях государство должно формировать среду жизни, среду развития, при этом основная задача государства - обеспечивать условия для поддержания баланса интересов. Именно эти функции и выполняет Минэнерго.
НП "Совет рынка" является саморегулируемой организацией, в которой сосредоточены рычаги управления рынком электроэнергии. Важно, что здесь представлены и поставщики, и потребители, и инфраструктура. Наличие рыночной составляющей в системе управления отраслью служит неотъемлемым условием существования конкурентной среды.
На сегодня свои основные приоритеты Министерство энергетики реализует в трех направлениях. Во-первых, мы прикладываем максимум усилий к выстраиванию системы контроля бесперебойного энергоснабжения в осенне-зимний период. Во-вторых, осуществляем контроль над функционированием энергопредприятий и реализацией принятых инвестпрограмм, что особенно важно в условиях кризиса. В-третьих, внимательно следим за развитием ситуации вокруг разработки алгоритма оплаты уже поставленных электроэнергии и мощности. К решению этой проблемы привлекаем представителей энергокомпаний и инфраструктурных организаций.
Скажу прямо, всем субъектам отрасли необходимо привыкнуть к работе в новых условиях.
ЭР: Каких изменений в нор-ма-тив-но-правовых документах следует ожидать в наступающем 2009 году?
С. Ш.: Министерство энергетики совместно с НП "Совет рынка" ведет работу над совершенствованием нормативно-законодательной базы, регулирующей деятельность оптового и розничного рынков электроэнергии. Кроме того, в сотрудничестве с ФАС формируются механизмы антимонопольного регулирования отрасли. Вместе со специалистами Федеральной службы по тарифам создаются алгоритмы ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования, а также доведения тарифов до экономически обоснованного уровня.
Работаем мы и над улучшением документов, регулирующих проведение экспортно-импортных операций в сфере торговли электрической энергией.
Нам пришлось внести коррективы в нормативно-методическую базу, обеспечивающую успешное прохождение ОЗП. Новые правила устанавливают нормативы запасов топлива, способствуют усилению контроля над пополнением запасов. Отныне нормативы станут утверждаться на каждый месяц (ранее была одна контрольная дата в году). Прогнозный баланс топлива теперь формируется исходя из сценарных условий холодной зимы, при этом мы принимаем в расчет возможные ограничения в поставках газа до 40% и замещение его резервным топливом, что ранее не учитывалось.
Минэнерго предложило внести изменения, усиливающие административную ответственность должностных лиц за несоблюдение требований по запасам топлива и по срокам проведения ремонтной кампании. Мы ожидаем, что эти поправки будут приняты уже в 2008 году. Считаем, что нерадивые руководители должны быть дисквалифицированы в случае повторного нарушения установленных нормативов.
Среди наиболее важных предложений, которые мы готовим, следует назвать и законопроект о теплоснабжении.
ЭР: Всех волнует тема кризиса. Энергетическая отрасль ждет каких-то принципиальных решений от правительства: будут ли пересматриваться инвестпрограммы, Генеральная схема размещения объектов генерации, как кризис скажется на темпах либерализации рынка?
С. Ш.: Позиция правительства заключается в том, что принятая инвестиционная программа не должна кардинально меняться в связи с финансовым кризисом. Это обусловлено интересами обеспечения надежности энергосистемы в целом, а также созданием необходимого фундамента для роста энергопотребления в будущем (несмотря на некоторый его спад в настоящем).
Вместе с тем, принимая во внимание ухудшение международной экономической конъюнктуры, в правительстве считают возможной отсрочку ввода в эксплуатацию некоторых объектов генерации. Причем, отмечу, здесь важен ин-дивидуальный подход к каждому из объектов, основанный на детальном анализе с выездом в регионы и определением реальной приоритетности проекта. Данный подход будет применяться не по отношению к генераторам, а по отношению к объектам.
У Минэнерго есть поручение правительства совместно с региональными органами власти проработать механизм ответственности местных администраций за заявленную мощность. Это означает, что в регионах, просчитывая необходимость строительства нового объекта генерации, особенно с привлечением государственных средств, должны подтвердить наличие соответствующего спроса.
ЭР: Планирует ли государство оказывать помощь энергокомпаниям в ликвидации дефицита инвестиционных ресурсов, наступление которого прогнозируется в 2009 году?
С. Ш.: На мой взгляд, наиболее подходящий инструмент для решения данной проблемы - инфраструктурные облигации. Особенно это касается компаний с государственным участием, хотя мы не исключаем его применения и в отношении других субъектов отрасли. Кроме того, у нас есть возможность изыскивать ресурсы в рамках существующих федеральных целевых программ. В частности, таким способом мы предполагаем покрыть дефицит инвестиционной программы ОАО "РАОЭнергосистемы Востока".
ЭР: Как вы оцениваете работу энергокомпаний в условиях финансового кризиса?
С. Ш.: В числе мероприятий по преодолению кризиса мы проводим обязательный мониторинг функционирования энергокомпаний во всех регионах России. Несмотря на пессимистические ожидания, состояние данного сегмента рынка следует в целом оценить как неплохое. Стоит сказать, что по нашим прогнозам уровень неплатежей из-за кризисных явлений мог быть гораздо выше. Сегодня мы наблюдаем неплохую собираемость, но не спешим радоваться и внутренне готовимся к возможным проблемам.
Нельзя не отметить некоторую настороженность инвесторов в связи с негативными тенденциями в мировой экономике.
Нас также беспокоит ситуация вокруг энергосбытовых организаций. В ближайшее время мы планируем провести серьезный анализ их деятельности.
ЭР: Министерство энергетики РФ в 2008 году участвовало в переговорах по созданию общего электроэнергетического рынка государств СНГ. Какое продолжение эта тема может иметь в будущем?
С. Ш.: На мой взгляд, в части формирования единого электроэнергетического рынка СНГ мы уверенно продвигаемся вперед, хотя есть и некоторые трудности, связанные, например, с синхронизацией работы российской ЕЭС и энергосистем Армении и Туркменистана.
В разработке также находится интересный проект синхронизации с энергосистемой Ирана через Армению.
Движение в данном направлении будет продолжено в следующем году. Думаю, что уже в первом полугодии в рамках Электроэнергетического совета СНГ мы сумеем подготовить технико-экономическое обоснование.
Развивается проект синхронизации работы российской ЕЭС и энергетического рынка Евросоюза. Сейчас он в стадии технико-эконо-ми-ческого обоснования. Расчеты показали, что технически это вполне осуществимо. Для реализации подобного проекта пока больше экономических и политических препятствий, в том числе сегодняшняя экономическая конъюнктура в странах ЕС, способствующая сокращению энергопотребления.
Украина, как известно, отказалась импортировать российскую электроэнергию. В то же время в нормальном режиме продолжаются поставки в Финляндию, Белоруссию. Думаю, очень правильным будет в ближайший период договориться об оплате нашего экспорта в рублях.
ЭР: Как прошла подготовка к осенне--зимнему сезону 2008-2009 годов?
С. Ш.: Могу констатировать, что сегодня российский топливно-энер-гетический комплекс готов к прохождению ОЗП. Паспорта готовности получили 947 энергопредприятий.
Министерству энергетики пришлось внести некоторые коррективы, которых не было при РАО "ЕЭС России", например, я уже упоминал об изменениях в нормативно-методической базе, касающихся установленных нормативов по запасам топлива.
Хотелось бы отметить достаточно высокий уровень взаимодействия между нашим ведомством и метео-службами. Проведение предупредительных мероприятий в ряде случаев позволило в кратчайшие сроки ликвидировать последствия разгула стихии.
ЭР: Сергей Иванович, наш журнал выйдет накануне Дня энергетика и Нового года. Что бы вы пожелали своим коллегам?
С. Ш.: За последние два года в российской энергетике произошли колоссальные изменения. Всем субъектам отрасли нужно привыкать действовать в новой системе ценностей, научиться отвечать перед потребителем.
Работы предстоит очень много, и никакой финансовый кризис не должен и не может помешать реализовать наши планы. Будем вместе преодолевать возникающие трудности. Желаю всем успеха и взаимопонимания между коллегами и парт-нерами!