Журнал "ЭнергоРынок" # 1 за 2004 год
Издательский Дом "РЦБ"
http://e-m.ru

Реформа - вперед!

Вахтеров Сергей
ЭР

    Год 2003-й - год принятия важнейших решений и начала масштабных преобразований

    В этом году реформирование стало сквозной темой деятельности абсолютно всех подразделений РАО <эЕЭС России> и его дочерних обществ. Реформа - от принятия важнейших программных документов (федеральных законов и стратегии <5+5>) до начала масштабных преобразований - стала приоритетным направлением работы энергопредприятий холдинга. Сегодня ни одна отрасль экономики не находится в столь глубинном процессе реформирования. При этом каждый энергетик страны понимает, что не имеет права на ошибку, - реформа должна пройти при свете и тепле, электроэнергетика должна стать еще более эффективной и инвестиционно привлекательной.

    Kак отметил в своем выступлении на конференции <эРАО ''ЕЭС России'' - открытая компания> член Правления РАО <эЕЭС России> Леонид Гозман, процесс реформирования сравним с капитальным ремонтом двигателя летящего авиалайнера. Самолет находится в воздухе, экипаж работает, и ни один пассажир не должен чувствовать себя дискомфортно, зная, что в это время происходит ремонт. На такое сравнение наводит сам факт надежной и бесперебойной работы большой энергетики, взвешенность решений и планомерность преобразований.
    Что же было сделано в истекшем году в рамках реформирования крупнейшего энергохолдинга страны? Чрезвычайно много. Мысленно перечисляя сделанное, фактически невозможно определить самое главное. Реформа, совершив прорыв, развернулась во всех направлениях. С уверенностью можно сказать, что подготовительный этап реформирования окончен. Впереди - длинная цепь преобразований, а в финале - обновленная электроэнергетика страны с новой структурой, с новыми субъектами, с новыми качественными показателями работы.
    Важнейшим событием 2003 г. стало принятие и вступление в силу федеральных законов, регулирующих реформирование российской энергетики.
    12 марта 2003 г. Совет Федерации РФ вслед за Государственной думой одобрил пять правительственных законов по реформированию электроэнергетики, выразив таким образом свою принципиальную поддержку реформе отрасли. 26 марта 2003 г. Президент РФ В. В. Путин подписал пять законов, заложив тем самым законодательную основу реформирования электроэнергетики.
    В пакет принятых нормативных актов вошли федеральные законы <эОб электроэнергетике> и <эОб особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период>, поправки во вторую часть Гражданского кодекса РФ, поправки в федеральные законы <эОб энергосбережении> и <эО естественных монополиях>. В этих законах впервые в системном виде сформулированы принципы регулирования базовых вопросов экономической и технологической деятельности в электроэнергетике, оговорена этапность предстоящих реформ, а также механизмы их реализации.
    Для практического осуществления преобразований в отрасли Правительство РФ должно разработать и утвердить 49 подзаконных актов (постановлений и распоряжений). Сроки их утверждения и круг участников-разработчиков определены Планом мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2003-2005 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ № 865-р от 27 июня 2003 г.). В значительной части готовящихся документов РАО <эЕЭС России> наряду с министерствами и ведомствами является ответственным соисполнителем. Правительство запланировало до конца года разработать и утвердить более 35 нормативных актов, однако уже сейчас становится очевидным, что большая часть постановлений и распоряжений будет принята в 2004 г.
    С момента принятия пакета законов по электроэнергетике реформирование отрасли стало абсолютным императивом для РАО <эЕЭС России>.
    Вступление в силу законов по электроэнергетике позволило завершить разработку Концепции стратегии РАО <эЕЭС России> на 2003-2008 гг. 29 мая 2003 г. доработанная концепция стратегии была единогласно принята советом директоров РАО <эЕЭС России>.
    Концепция представляет собой предложения РАО <эЕЭС России> о последовательности, механизмах и сроках реализации реформы РАО <эЕЭС России> с учетом требований законодательства и интересов акционеров, высказанных в процессе разработки и рассмотрения проекта концепции стратегии. Основными целями реформирования электроэнергетической отрасли, согласно данной концепции, являются повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для привлечения частных инвестиций.
    Концепция стратегии предполагает, что на процесс реформирования компаний РАО <эЕЭС России> потребуется около 3 лет, и к 2006 г. из РАО <эЕЭС России> будут выделены все основные субъекты отрасли. После этого потребуется еще порядка двух лет на их окончательное формирование и завершение корпоративных процедур. В результате (ориентировочно через 5 лет - к 2008 г.) будет сформирована итоговая целевая структура отрасли.
    Предполагается, что к 2008 г. основные процессы реструктуризации электроэнергетики будут завершены, а оптовый и розничный рынки электроэнергии - полностью либерализованы. К этому времени должны закончиться основные преобразования, к которым РАО <эЕЭС России> намерено приступить в 2006 г. (выделение компаний из РАО <эЕЭС России>), включая обеспечение прямого участия акционеров РАО <эЕЭС России> в выделенных компаниях. К 2008 г. должна быть обеспечена независимость большинства генерирующих компаний друг от друга путем снижения доли государственного владения.
    В итоге реструктуризации РАО <эЕЭС России> и других предприятий отрасли должны сложиться следующие субъекты и структура собственности:
    1. Инфраструктурные организации:

  • Организация по управлению Единой национальной электрической сетью (ОАО <эФСК ЕЭС>);
  • Системный оператор (ОАО <эСО-ЦДУ ЕЭС>);
  • Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).
        2. Генерирующие компании:
  • Оптовые генерирующие компании (ОГК), созданные на базе РАО <эЕЭС России>;
  • Территориальные генерирующие компании (ТГК), созданные на базе компаний РАО <эЕЭС России>;
  • независимые генерирующие компании.
        3. Сбытовые компании:
  • холдинг Гарантирующих поставщиков, изолированных АО-энерго;
  • конкурентные сбытовые компании.
        4. Ремонтные компании.

        Научно-проектный комплекс
        После принятия законов по электроэнергетике и концепции стратегии РАО <эЕЭС России> <5+5> компания начала реализацию корпоративных процедур по реформированию.
        1 сентября 2003 г. в развитие законов правительством было принято распоряжение № 1254-р о формировании генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии. В результате правительство <эпоименно> определило состав всех 10 ОГК: 6 - на базе тепловых электростанций и 4 - гидро-ОГК. ОГК будут сформированы из федеральных электростанций (АО-станции) и станций, которые в настоящее время находятся в составе региональных АО-энерго. Поэтому для полного формирования ОГК необходимо будет провести реорганизацию АО-энерго в части разделения компаний по видам деятельности.
        В этом году началось массовое реформирование региональных энергосистем. Весной стартовали <эпилотные> проекты в четырех регионах - Калуге, Брянске, Орле и Туле. В 3 энергокомпаниях уже проведены собрания акционеров, где принято решение о разделении компании по видам деятельности. В Тулаэнерго возникли проблемы, связанные с решением судьбы Новомосковской ГРЭС, которая имеет монопотребителя. Ее реформирование приостановлено, и Тулаэнерго теперь условно называется пилотным проектом. Вместе с тем совет директоров уже рассмотрел и одобрил 38 проектов реформирования АО-энерго, и рассмотрение проектов продолжается. Правление РАО <эЕЭС России> по состоянию на 10 декабря одобрило 54 проекта, а рабочая группа при Комиссии правительства по реформированию электроэнергетики согласовала 52 проекта реформирования АО-энерго. Корпоративные процедуры по реформированию региональных энергокомпаний начаты в 32 АО-энерго; почти во всех из них весной 2004 г. пройдут собрания акционеров, в повестку которых будет включен вопрос о реорганизации обществ. А в <эпилотных> энергосистемах в апреле уже будут зарегистрированы вновь созданные энергокомпании. В исполнительном аппарате РАО <эЕЭС России> для продвижения и координации сложнейших процессов реформирования дочерних энергосистем создан Центр реализации проектов реформирования под руководством Александра Чикунова. В каждом АО-энерго назначен ответственный за весь ход реструктуризации проектный менеджер.

        С уверенностью можно сказать, что подготовительный этап реформирования окончен. Впереди - длинная цепь преобразований, а в финале - обновленная электроэнергетика страны с новой структурой, с новыми субъектами, с новыми качественными показателями работы.
        Важнейшим событием 2003 г. стало принятие и вступление в силу федеральных законов, регулирующих реформирование российской энергетики.

        Важно отметить, что реформирование АО-энерго фактически началось с передачи ими функций диспетчерского управления в филиалы ОАО <эСистемный оператор ЦДУ ЕЭС>. Укрепление диспетчерской вертикали стало особенно актуально после серии серьезных аварий в энергосистемах стран Европы и Северной Америки. По состоянию на начало декабря 58 АО-энерго передали функции оперативно-диспетчерского управления в филиалы Системного оператора.
        Продолжилась работа по реформированию магистрального сетевого комплекса АО-энерго. Уже принято решение о создании 49 филиалов на базе имущественных комплексов магистральных сетей, относящихся к ЕНЭС. Всего планируется создать 53 филиала АО-энерго. При этом 54 АО-энерго согласовали с ФСК перечни объектов, отнесенных к ЕНЭС. Однако передача имущества в Межрегиональные магистральные сетевые компании не началась по причине того, что они еще не созданы.
        Опережающими темпами (в сравнении с реструктуризацией АО-энерго по видам деятельности) идет реформирование ремонтного и других сервисных бизнесов энергокомпаний. Энергокомпании РАО <эЕЭС России> учреждают 100%-ные дочерние сервисные (ремонтные) компании, куда переводят соответствующие активы и персонал. Главная задача реформы ремонтного бизнеса - развитие конкуренции между однопрофильными сервисными компаниями и, как следствие, повышение качества их услуг. Для энергокомпаний, выделивших из своего состава ремонтные подразделения, результатом станет снижение затрат на ремонты и повышение эффективности деятельности. Специально созданная в РАО <эЕЭС России> проектная группа <эРемонты> одобрила проекты обособления ремонтов в 70 АО-энерго и 31 АО-станции, а государственную регистрацию прошли 34 дочерних ремонтных компании.

        Концепция стратегии предполагает, что на процесс реформирования компаний РАО <эЕЭС России> потребуется около 3 лет, и к 2006 г. из РАО <эЕЭС России> будут выделены все основные субъекты отрасли. После этого потребуется еще порядка двух лет на их окончательное формирование и завершение корпоративных процедур. В результате (ориентировочно через 5 лет - к 2008 г.) будет сформирована итоговая целевая структура отрасли.

        24 октября 2003 г. Правительство РФ приняло постановление <эО правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода>, и с 1 ноября на всей территории России, кроме Сибири и Дальнего Востока, заработал сектор оптового рынка свободной торговли электроэнергией. Этому важному событию предшествовала долгая работа министерств, ведомств РФ и специалистов РАО <эЕЭС России> по созданию модели либерализованного рынка электроэнергии. Теперь поставщики и потребители электроэнергии, учитывающие определенные технические критерии, могут покупать и продавать электроэнергию по свободным (нерегулируемым) ценам. Средняя цена электроэнергии в секторе <5-15>, как и прогнозировалось, несколько ниже, чем на ФОРЭМ, что привлекает покупателей. Вместе с тем возможно и дальнейшее снижение цены по мере выхода в свободный сектор новых участников. Так, сектор начал свою работу всего с 13 участниками, каждый из которых (кроме одного) является дочерней компанией РАО <эЕЭС России>. Но к 1 января на рынок должны вступить еще более 50 энергокомпаний РАО <эЕЭС России>; уже вышел на торги и концерн <эРосэнергоатом>. Более полная информация о работе сектора <5-15> приводится на сайте НП <эАТС> (http://www.np-ats.ru/), при этом результаты торгов обновляются ежедневно.
        В заключение хочется сказать, что в небольшой статье трудно описать все события за год, связанные с реформированием энергохолдинга. Серьезная реформа идет и в научном комплексе РАО <эЕЭС России>, продолжается разработка методологий реформирования РАО <эЕЭС России>, впереди - принятие важнейших решений по дальнейшей интеграции компаний, созданных в результате реструктуризации ДЗО. Реформа набирает обороты и становится необратимой.


Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: