Журнал "ЭнергоРынок" # 2 за 2004 год |
Издательский Дом "РЦБ" |
http://e-m.ru
|
|
|
|
Миссия выполнима, или 100 дней работы конкурентного сектора свободной торговли электроэнергии
|
Вахтеров Сергей
Нискин Антон
АТС НП ЭнергоРынок
Одно сегодня стоит двух завтра.
Бенджамин Франклин
|
Рынок электроэнергии в России обсуждается давно, но, к сожалению, так до конца и не понят населением. Длительное время функционирование системы государственного регулирования тарифов на электроэнергию создавало у людей впечатление ее стабильности и непоколебимости?
|
Не все так просто
Классические рынки строятся исходя из двух основополагающих принципов:
1. Насколько рынок вписывается в экономику отрасли.
2. Насколько рынок вписывается в стратегию развития экономики страны.
Соответственно, при создании рынка в рамках той или иной отрасли необходимо учитывать эти принципы, с тем чтобы рынок смог занять свое место в экономике страны в целом и отрасли в частности.
К сожалению, в России стратегия государства в отношении развития экономики на данный момент четко не определена. Вследствие этого не до конца понятно, что же все-таки будет с отраслью электроэнергетики. Именно поэтому идея рынка как основного фактора развития экономики не была до конца понята населением. В свою очередь навязывание рынка его игрокам лишь усугубило это непонимание.
Обратимся к опыту реформирования электроэнергетической отрасли в зарубежных странах. Хронология событий такова: сначала обсуждалась принципиальная модель функционирования рынка, затем готовилась законодательная база, и только после этого начинались разработка системных требований и программного обеспечения, а также согласование технических моментов развития в рыночных условиях. В России же, к сожалению, эти процессы наложились друг на друга. В связи с этим вырисовывается следующая картина. До сих пор не принято большое количество нормативных актов, регулирующих конкурентный рынок: не решен вопрос резервирования электроэнергии, в том числе и использования стратегического резерва, а также не определен порядок оперативно-диспетчерского управления, обеспечения надежности системы и т.д. Как следствие, возникает множество вопросов по поводу того, каким образом должен функционировать рынок в той или иной ситуации. Пока эти аспекты остаются неясными. Тем не менее необходимо признать, что рынок работает. И прошедшие 100 дней с момента его введения в России доказали это.
Результаты
Несмотря на то что конкурентный сектор функционирует чуть более 3 месяцев, его объем уже превышает 5% от общего объема производимой в стране электроэнергии.
Если в ноябре 2003 г. число участников в секторе свободной торговли оставалось практически неизменным (14 участников), то уже в декабре начались серьезные изменения в структуре как покупателей, так и продавцов в свободном секторе ОРЭ. Число участников торгов по сравнению с ноябрем увеличилось в два раза и достигло 28 субъектов. К концу января 2004 г. их число выросло до 58, а в феврале достигло 70. В том числе 10 участников являются независимыми, а 60 - дочерними и зависимыми обществами РАО <эЕЭС России>.
70 участников являются субъектами ФОРЭМ.
Всего в секторе свободной торговли оптового рынка реализовано 5,8 млрд кВт.ч электроэнергии.
Каждый киловатт-час, купленный в свободном секторе в этом году, стоит ниже, чем в регулируемом секторе, в среднем на 20%.
Конечно, по итогам 100 дней торгов рано делать какие-то качественные выводы. Например, о том, какие модели экономического поведения будут применять участники рынка. Сегодня площадка функционирует в тестовом режиме и гораздо важнее убедиться, что она действительно работает.
Прошедшие 100 дней показали, что торги вписываются в систему функционирования электроэнергетики и созданная модель представляет собой работоспособный механизм.
Что дальше?
Говоря о будущем российского рынка электроэнергии, можно выделить несколько блоков. Первый блок касается <эдостройки> рынка. Речь идет о создании полноценной нормативной базы, и это будет следующим шагом после принятия в 2003 г. законов о реформе электроэнергетики и целого ряда нормативных документов правительства. В 2004 г. работа в данном направлении будет продолжена, и наиболее важной вехой станет разработка правил розничного рынка и принятие документов, связанных с особенностями антимонопольного регулирования электроэнергетического рынка.
Кроме того, предстоит принять правительственный документ, определяющий статус регулирующего органа.
В ряде стран мира регулятор наделен достаточным количеством полномочий и независим от исполнительной власти, что позволяет эффективно регулировать рынок на коллегиальной основе, применяя различные методы. Это одно из направлений дискуссии, которое будет крайне важным в нынешнем году для российской электроэнергетики.
Второй блок касается собственно рынка электроэнергии и его либерализации. Здесь можно выделить две подсистемы. Одна из них связана с развитием рынка <5-15>. В этом секторе следующим шагом должно стать расширение конкурентного рынка и на сибирскую часть страны. Правда, пока трудно сказать, когда именно соответствующее решение будет принято правительством, поскольку требуется тщательная проработка всех вопросов, вызванных рядом технологических особенностей, которые определяют особую роль электроэнергетики Сибири. К ним, в частности, относятся:
- высокая концентрация потенциала гидроэлектроэнергетики в Восточной Сибири;
- значительное развитие теплоэнергетики в Западной Сибири (основной вид топлива - уголь);
- большая дифференциация себестоимости энергии, производимой в регионе;
- ограниченные возможности по транспортировке электроэнергии в другие регионы России и на экспорт;
- наличие крупных энергоемких потребителей;
- обширность районов, не охваченных централизованным энергоснабжением.
При переходе к конкурентному рынку следует ожидать значительного повышения потребительских тарифов в сибирской зоне за счет большой разницы в себестоимости энергии, производимой гидростанциями и станциями, работающими на органическом топливе. В результате промышленное производство Сибири станет неконкурентоспособным, снизится инвестиционная привлекательность региона. Таким образом, непродуманное введение свободного рынка для сибирской энергетики представляет определенную угрозу.
Отдельного внимания заслуживает вопрос запуска рынка отклонений. Казалось бы, для его введения уже практически все сделано: принята методика расчета стоимости отклонений, осталось только утвердить тарифные ставки. В то же время необходимо отметить следующее: при запуске конкурентного сектора планировалось, что рынок отклонений должен работать очень короткое время, так как этот рынок во всем мире является естественным продолжением планирования режима загрузки станции: увеличилась загрузка - цена выросла, загрузка уменьшилась - снизилась и цена. И покупатель приобретает электроэнергию по выгодной для него цене.
Но та структура, которая реализована на данный момент в конкурентном секторе, не позволяет покупателю приобретать электроэнергию по выгодной, более дешевой цене: если потребитель заказал определенный объем электроэнергии, то он обязан его купить. С этой точки зрения наши покупатели почти всегда оказываются в заведомо проигрышной ситуации. Именно поэтому при запуске конкурентного сектора было решено основываться на тарифной системе, с тем чтобы обеспечить возможность перехода Системного оператора (СО) в течение 2004 г. на коммерческую диспетчеризацию. Однако для этого СО необходимо располагать соответствующими системными средствами, которые позволили бы ему в любой момент рассчитывать минимальную стоимость электроэнергии на 30 минут вперед, на 1 час вперед, как это и записано в Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период. К сожалению, сейчас СО этого сделать не может. Поэтому Системным оператором должна быть проделана огромная работа по изменению психологического настроя участников рынка и отладке технологических аспектов управления режимами в реальном времени, т. е. <эвнутри суток>.
В рынке отклонений прежде всего должны быть заинтересованы потребители, так как статическая система начисления штрафных очков за отклонения в ряде случаев, когда потребитель превысил заявленное накануне потребление, будет очень болезненной.
Третий блок касается разработки целевой модели рынка. В решениях правительства предусматривалось, что целевая модель рынка к середине 2006 г. уже должна быть запущена. Соответственно, это уже следующий большой проект под названием <эзапуск целевой модели рынка>, к которому присоединяется и решение вопросов о создании рынка системных услуг, об обеспечении системной надежности при функционировании этого рынка, и ряд других элементов: программно-аппаратный комплекс, настройка всей инфраструктуры. Проект займет не менее 2-2,5 лет. Мероприятия же по его подготовке нужно начинать уже сейчас, с тем чтобы развернуть новый конкурентный рынок, его целевую модель в срок, который был поставлен правительством. Эта работа очень напряженная, и только при максимальном приложении сил участников рынка, использовании ресурсов и инфраструктуры можно добиться положительного результата.
|
|
Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: |
|