Журнал "ЭнергоРынок" # 2 за 2004 год
Издательский Дом "РЦБ"
http://e-m.ru

Проблемы качества продукции и услуг

Златкович Лев
Харько Виктор
ЭНСЕРТИКО ЗАО

    адача интеграции страны в мировое экономическое пространство, включая вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), ее присоединение к соглашениям стран - членов ВТО определили внесение существенных изменений в систему государственного нормирования требований к продукции (работам, услугам), процессам производства, хранения, транспортирования, использования и утилизации.

    Одновременно с этим принципиально изменяется подход государства к правовому регулированию отношений хозяйствующих субъектов рынка: его вмешательство становится минимально необходимым и направлено на нивелирование препятствий к осуществлению нормальной предпринимательской деятельности. Другими словами, берется курс на дальнейшую дебюрократизацию национальной экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти.
    Именно этими обстоятельствами и была предопределена актуализация разработки и введения в действие с 01 июля 2003 г. федерального закона № 184-ФЗ <эО техническом регулировании> (далее - Закон). Он не только устанавливает принципиально новую систему государственного нормирования требований безопасности работ, услуг и товаров на всех этапах ее жизненного цикла, но и реформирует всю систему нормативной документации, коренным образом меняя роль и значение стандартизации.
    Закон является комплексным законодательным актом Российской Федерации, устанавливающим на высшем юридическом уровне:

  • порядок разработки, принятия, применения и исполнения обязательных государственных требований к продукции, процессам ее производства, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • систему нормативных и рекомендательных актов, в которых закрепляются требования к регулируемым этим законом объектам;
  • порядок оценки и подтверждения соответствия регулируемых объектов обязательным требованиям и требованиям, исполненным на добровольной основе;
  • порядок работ по стандартизации;
  • порядок организации государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований;
  • порядок систематизации информации и финансовых отношений в регулируемой Законом области.
        Здесь важно подчеркнуть, что рассматриваемый в настоящей работе закон является актом прямого действия и практически разрешает большинство вопросов, которые ранее регулировались актами федеральных органов исполнительной власти, а именно: Госстандартом РФ, Минздравом РФ, Госстроем РФ, Госгортехнадзором и пр.
        Под принятием непременных требований, о которых говорится в законе, следует понимать их обязательное использование во всех объектах технического регулирования и в случаях, для которых они установлены, а под их исполнением - обязательное соблюдение в соответствующих объектах регулирования.
        В сферу регулирования Закона также входят отношения, возникающие при оценке соответствия продукции и других объектов как обязательным, так и необязательным требованиям во всех установленных формах. Однако если на продукцию и связанные с ней процессы могут устанавливаться как обязательные требования, так и требования, исполненные добровольно, то на работы и услуги (сущность понятия <эработа> определяется ст. 702 ГК РФ как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя) устанавливаются только добровольные требования.
        Представляется важным разъяснение понятия <этребования, исполненные на добровольной основе>. Оно означает, что хозяйствующий субъект рынка имеет право/возможность отказаться от выполнения таких требований или принять их к исполнению. Например, поставщик товара, рассматривая проект договора на поставку своего товара, может не согласиться с требованиями, изложенными в проекте договора, и отказаться от его подписания или согласиться с ними, подписать договор и, таким образом, принять на себя все обязательства по исполнению этих требований.
        Другой пример из области конкурсных технологий, успешно используемых в последнее время в электроэнергетике. В регламентах РАО <эЕЭС России> по конкурсным закупкам устанавливается, что их участниками могут быть организации, поставляющие товары, услуги и имеющие сертификат соответствия системы добровольной сертификации. При этом наличие сертификата является отборочным критерием. Следовательно, у потенциального участника конкурса всегда есть выбор: согласиться с этим требованием и принять участие в конкурсе или не согласиться с ним и отказаться от участия в конкурсных торгах. Логично, что в этом и подобных ему случаях необходимость наличия сертификата соответствия требованиям, исполняемым на добровольной основе, не может классифицироваться как принуждение к добровольной сертификации: продавец всегда имеет возможность отказаться от исполнения этого требования.
        Следует также понимать, что необходимость договорных требований к продукции (работам, услугам) и другим объектам регулирования может повлечь исключительно имущественную ответственность перед контрагентом в соответствии с гражданским законодательством и договором. А несоблюдение обязательных требований может привести к административной и уголовной ответственности.
        Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.
        Поскольку государственные (обязательные) требования не распространяются на качество продукции (работ, услуг), государственный контроль и надзор не охватывают исполнение требований по качеству; исключается административная и уголовная ответственность за некачественную продукцию (работы, услуги). А значит, следует констатировать, что государство окончательно отстраняется от проблем качества, признавая его сугубо рыночной категорией, и предоставляет право регулировать отношения в этой области самим субъектам рынка. Не устанавливаются государственные требования по безопасности к работам и услугам, что является весьма странным, поскольку и работы, и услуги могут быть не менее опасны для человека и окружающей среды, чем любая продукция.
        В практической деятельности должен учитываться и ряд так называемых <эбелых пятен> в тексте Закона. Например, в числе требований, включенных в технические регламенты, отсутствуют требования технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости, единства методов контроля и оценки. Особенно важна техническая совместимость: функциональная, геометрическая, весовая, электромагнитная, прочностная и др. В Законе же упомянута только электромагнитная совместимость.
        Закон не дает определения понятий <эработа> и <эуслуга>. Как уже было отмечено выше, сущность понятия <эработа> определяется ст. 702 ГК РФ и ранее действовавшим ГОСТом 50646 - 94. Работа - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, выраженный в материальной форме; его можно создать и передать заказчику-потребителю. В силу этого следует отличать материальные услуги, т. е. работу, от услуг, результаты которых не имеют материально-вещественной формы. На такие услуги обязательные требования не устанавливаются.
        Обращает на себя внимание и тот факт, что в перечне процессов (производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация), установленных Законом и охватывающих весь жизненный цикл изделия, отсутствует этап его проектирования/разработки. Однако совершенно очевидно, что именно на этом этапе закладываются решения, обеспечивающие выполнение всех обязательных и других требований.
        Все сказанное позволяет сделать два следующих вывода:
        Во-первых, в сложившейся правовой ситуации и тем более в условиях, когда рыночные механизмы только внедряются в практику отечественного делового оборота, для потребителей продукции (работ, услуг) существенно возрастает вероятность неблагоприятного исхода закупочных операций, сопряженного с возможностью поставок недоброкачественной продукции (работ, услуг) и/или с выбором неблагонадежного контрагента.
        Во-вторых, резко возрастает роль ответственности приобретателя в решении вопросов компетентного и полного формирования требований к качеству закупаемой продукции (работ, услуг), а если это необходимо, то и учета особенностей ее жизненного цикла, включающего стадии разработки, освоения и производства, сбыта и эксплуатации. В профессиональной компетентности потребителя продукции - отражение в договорах с поставщиками ее транспортабельности, сохранности, безопасности, долговечности, минимизации затрат на эксплуатацию и пр.
        Раньше риски закупок недоброкачественной продукции при заключении договоров с недобросовестными продавцами в какой-то мере сглаживались системой аккредитации поставщиков и аттестации продукции и технологий, действовавшей в РАО <эЕЭС России>. Однако стало очевидным, что со вступлением в силу федерального закона <эО техническом регулировании> эта система стала нелегитимной. Обуславловается это тем, что подтверждение соответствия продукции (работ, услуг) и их поставщиков в упомянутой системе осуществилось второй стороной - самой организацией РАО <эЕЭС России>. Законом такая возможность полностью исключается, что императивно закрепляется в ст. 20 <эФормы подтверждения соответствия>:
        1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный и обязательный характер.
        2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
        3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
  • принятия декларации о соответствии;
  • обязательной сертификации.
        Характерно, что Закон существенно расширяет возможности добровольного подтверждения соответствия и фактически указывает на него как на единственно возможную легитимную форму защиты интересов приобретателей посредством оценки и подтверждения соответствия. Действительно, в ст. 21 Закона регламентируется: <эОбъектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами установлены требования>.
        Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство РАО <эЕЭС России> приняло решение о разработке и практическом применении в электроэнергетике специальной системы добровольной сертификации. Эта система, с одной стороны, должна удовлетворять потребности приобретателей в подтверждении соответствия объектов технического регулирования (продукции, проектной документации, технологий, всего многообразия услуг и работ, надежности, компетентности и дееспособности контрагентов), а с другой - обеспечивать надежность и компетентность оценок такого соответствия.
        В короткие сроки эта система была разработана; она получила высокую оценку Всероссийского научно-исследовательского института сертификации, зарегистрирована Госстандартом России и под названием <эЭНСЕРТИКО> включена в
        государственный реестр (см. рисунок).
        Система уникальна и имеет ряд важных преимуществ перед существующими системами добровольной сертификации:
  • не ограничивает заявителей в выборе объектов сертификации с одновременным решением всех задач ранее действовавшей системы аттестации и аккредитации;
  • заявитель имеет возможность по своему выбору обозначить состав и уровень требований к объекту технического регулирования, соответствие которым должно быть подтверждено;
  • наличие различных форм сертификатов минимизирует возможность их недобросовестного использования;
  • сертификаты соответствия предоставляют приобретателю возможность получить достоверную информацию о соответствии объекта технического регулирования именно тем требованиям, которые были заявлены для подтверждения и, наоборот, о том, каким заявленным требованиям объект не соответствует;
  • орган по сертификации добровольной системы <эЭНСЕРТИКО> одновременно является органом по обязательной сертификации электротехнической и электроэнергетической продукции, что дает возможность заявителю с меньшими затратами денежных средств и времени получить два сертификата;
  • порядок образования цен абсолютно прозрачен, не зависит от субъективных факторов и не превышает 1% от доходов по поставкам в электроэнергетику сертифицированной системой продукции (работ, услуг);
  • минимизируя риски поставок недоброкачественной продукции, защищает потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя).
        Учитывая действующее законодательство и достоинства системы <эЭНСЕРТИКО>, правление РАО <эЕЭС России> своим Постановлением № 871 от 21. марта 2003 г. приняло решение:
        1. Привести действующую практику аккредитации поставщиков товаров, услуг и технологической аттестации материалов, оборудования и технологий в соответствии с федеральным законом <эО техническом регулировании>.
        2. Отметить, что система сертификации в электроэнергетике <эЭНСЕРТИКО>:
  • разработана в соответствии с требованиями федерального закона <эО техническом регулировании> и зарегистрирована в установленном порядке Госстандартом России;
  • является развитием ранее действовавшей системы аккредитации и аттестации в электроэнергетике;
  • обеспечивает независимую оценку качества и безопасности приобретаемой продукции (работ, услуг), а также оценку стабильности и компетентности предприятий и организаций, поставляющих свои товары (работу, услуги) предприятиям и организациям электроэнергетики;
  • предлагает в ее рамках работу на конкурентной основе различных организаций (органов сертификации), проводящих сертификацию.
        3. Рекомендовать АО-энерго, АО-электростанциям, управляющим компаниям признать систему сертификации <эЭНСЕРТИКО> и проводить сертификацию объектов добровольного подтверждения соответствия в сертифицирующих органах системы сертификации <эЭНСЕРТИКО>, а также внести соответствующие изменения в документы, регламентирующие конкурсные и внеконкурсные закупки.
        На основании упомянутого решения Приказом № 617 от 18. ноября 2003 г., подписанным председателем правления РАО <эЕЭС России> А. Б. Чубайсом, признан утратившим силу ранее действовавший приказ № 730 <эО создании отраслевой системы аккредитации и аттестации> и отменено <эПоложение об отраслевой системе аккредитации поставщиков и аттестации технологий и материалов>.
        В настоящее время система <эЭНСЕРТИКО> успешно применяется в электроэнергетике, реализуя рыночный механизм защиты потребителей от недобросовестности поставщиков продукции (работ, услуг).


Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: