Интервью с председателем правления НП "АТС" Дмитрием Пономаревым
|
ЭР: Дмитрий Валерьевич, в 2003 г. реформа электроэнергетики в России прошла важный этап - появилась необходимая правовая база. Как Вы оцениваете влияние этого на основные события прошедшего года?
Д. П.: Я думаю, что до принятия пакета законов об электроэнергетике можно было говорить только о подготовке реформы. Реформа отрасли на практике началась только с самих законов. Была одновременно и пройдена точка невозврата, и сформирована база для всех дальнейших действий. Что дали законы? Во-первых, произошла фиксация сотен развилок, были очерчены контуры рынков и субъектный состав их участников, были распределены полномочия между инфраструктурой. Теперь мы имеем возможность со ссылкой на закон отстаивать свои позиции. Идеи обрели реальность. Во-вторых, аконодательно были заданы сроки реформы и ее содержание. Есть целевая дата либерализации и понятны основные элементы конструкции. Появились основания для реформирования АО-энерго. Далее, на основе законов было принято Постановление Правительства РФ № 643, благодаря которому появился свободный сектор оптового рынка, и постановление № 865, которое содержит план мероприятий по реформированию.
Для АТС законы означают прежде всего легитимизацию. Мы, по сути, единственный новый элемент конструкции рынка. Первый и пока единственный независимый оператор рынка на демонополизируемом пространстве. В соответствии с требованиями закона в АТС был сформирован новый состав Наблюдательного совета, куда вошли представители Федерального собрания, правительства и участников рынка.
И еще хочу отметить, что с принятием законов уменьшилось количество оппонентов и скептиков. Более того, многие компании изменили свою стратегию и стали активными участниками процесса реформирования.
ЭР: Какие результаты деятельности НП "АТС" в прошлом году Вы особо выделяете?
Д. П.: Самым значимым событием 2003 г. стал запуск нами свободного сектора оптового рынка электроэнергии. Без преувеличения, это революция в электроэнергетике России. Судите сами: либерализован выход на оптовый рынок, введен механизм свободного ценообразования, появились двусторонние или прямые договоры, процесс планирования начал осуществляться на основе ценовых заявок участников, сбор данных коммерческого учета переведен на почасовую основу, появились централизованные финансовые расчеты. Нам удалось разработать и внедрить новую систему договорных отношений на рынке. Теперь все участники связаны единым договором и АТС выступает стороной по сделкам купли/продажи электрической энергии. Несмотря на казалось бы длительную подготовку, рынок был запущен в рекордный срок - спустя неделю (!) после выхода соответствующего постановления правительства.
Не менее важным событием стало признание НП "АТС" в качестве коммерческого оператора рынка и покупка нами 100% акций ЗАО "ЦДР ФОРЭМ". Теперь в компетенцию АТС входят все четыре контрактные площадки оптового рынка - свободный сектор, регулируемый сектор ОРЭ (на европейской части России и Урале), регулируемый сектор ФОРЭМ (Сибирь и Дальний Восток), а также сектор отклонений. Произошло и перераспределение функций между АТС и ЦДР. Теперь стоимостные и физические параметры всех секторов определяет АТС.
Признак легитимизации, как я уже сказал, - вхождение в состав Наблюдательного совета АТС представителей государства. Кстати, мы в некотором роде создали прецедент, поскольку государство направило представителей не только правительства, но и Федерального собрания в некоммерческое партнерство, в котором оно не является ни акционером, ни участником.
Очень важным шагом было создание института постоянно действующего третейского суда при НП "АТС". Его основные задачи - компетентное и быстрое рассмотрение споров, которые могут возникать между участниками рынка электроэнергии в связи с их деятельностью на оптовом рынке. В состав арбитров третейского суда при НП "АТС" вошли профессиональные юристы, а также специалисты в области электроэнергетики. Судебные сборы ниже, а скорость процесса выше, чем в государственном арбитражном суде.
Хочу также отметить, что в прошлом году коллектив сотрудников АТС сформировался как единая команда, способная самостоятельно решать все вопросы, связанные с функционированием и развитием оптового рынка.
ЭР: С какими трудностями Вам пришлось столкнуться при запуске торгов в конкурентном секторе ОРЭ?
Д. П.: Первая проблема - психологического характера. Нам пришлось работать в условиях неопределенности модели, отсутствия договоренностей между учредителями АТС в отношении ключевых параметров организации рынка и в жестких временных рамках. Несмотря на продолжительные имитационные торги, позволившие нам отработать основные параметры взаимодействия между АТС и Системным оператором, запуск рынка произошел практически "в ручном режиме" на следующий (!) день после утверждения Наблюдательным советом договора о присоединении и регламентов рынка. Было много споров, скепсиса и бессонных ночей, но команда выстояла и победила. Рынок был успешно запущен и успешно работает.
Другая сложность - программное обеспечение. Можно договориться, написать и принять документ в течение нескольких дней, но написать и протестировать программу на его основе - это дело недель или месяцев. В программном комплексе АТС 16 различных модулей, которые обслуживают всю технологию торгов - от подачи заявок до финансовых расчетов, и большинство из них реализованы специалистами АТС. Все входящие и исходящие информационные потоки зашифрованы электронно-цифровой подписью, система работает 365 дней в году. Понятно, что были и будут доработки, но приятно отметить, что в такие сжатые сроки нам удалось обойтись без помощи западных коллег.
Справка
Наблюдательный совет НП "АТС" состоит из трех палат: палаты поставщиков, в которую входят представители концерна "Росэнергоатом", ОАО "Пермская ГРЭС", ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "Рязанская ГРЭС"; палаты покупателей, представленных ОАО "Русский алюминий", ООО "Евразхолдинг", ОАО НК "ЮКОС" и ЗАО "Дизаж М"; и палаты представителей государства, в которую вошли представители Министерства энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Федеральной энергетической комиссии, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы РФ. Председателем Наблюдательного совета НП "АТС" избран Валентин Георгиевич Завадников, член Комитета Совета Федерации РФ по промышленной политике.
|
Были вопросы с системой договоров. Есть определенные трудности в системе финансовых расчетов на рынке. Дело в том, что мы запустили первый действительно биржевой товарный рынок в стране, да еще и на такой специфический товар, как электроэнергия. Мы опередили регулирование, поскольку технология организации торгов и расчетов требует специального регулирования, которого, как выяснилось, в России не существует. Мы принесли с рынком потребность в детализации, в однозначности норм и в точности формулировок. Мы столкнулись с чудовищной неразберихой с тарифами (это отдельная история) и порядком их применения, с неурегулированностью вопроса потерь, с отсутствием возможности для полноценного клиринга. Мы каким-то фантастическим образом решаем вопрос оплаты стоимости системных ограничений в прямых договорах. Участники до сих пор не понимают, где они получают электроэнергию - у себя на клеммах или на шинах каких-нибудь генераторов, указанных АТС.
Без решения этих проблем регулирования рынок не двинется дальше. Ничего не будет. Нельзя ежедневно рассчитывать цену, самому становиться стороной по договорам на миллионы долларов в день и нести риск неплатежа или оплаты всех потерь. Это не системная услуга, это системное безумство. К сожалению, мы пока не встречаем со стороны профильных министерств (я имею в виду прежде всего Минфин и МНС) реальной готовности помочь.
ЭР: С чем это связано?
Д. П.: Системно - с отсутствием регулятора. Конечно, вчерашний МАП регулировал товарные рынки, но, во-первых, это такой, скажем, не основной для него предмет внимания (в том смысле, в котором регулирование банковской деятельности является задачей ЦБР или фондовый рынок - главным для ФКЦБ), а во-вторых, реформирование электроэнергетики изначально было приоритетной задачей вовсе не МАПа, а МЭРТа; при этом тарифы - у ФЭК, потери - у Минэнерго. У семи нянек, как водится... согласья нет.
ЭР: Вы обещали рассказать о тарифах.
Д. П.: Да, это еще одна очень важная тема. Кстати сказать, у меня и у многих моих коллег большие надежды связаны с назначением нового руководителя ФТО. Наше общение вселяет уверенность в том, что все накопившиеся проблемы будут компетентно разрешены. Проблем много.
Первая для меня - тариф АТС. Для нас ФЭК впервые (я сравниваю с ЦДР) и специально разбил тариф на операционный и инвестиционный и до сих пор второй не утвердил. Мы новая организация на рынке, у нас важнейший блок вопросов, у нас нет накоплений, АТС полностью в течение нескольких лет финансировался за счет денег учредителей (частных и добровольных дотаций), решая, по сути, государственную задачу. Все документы представлены, все положительные мнения всех предложенных экспертов давно получены, но предыдущее руководство ФЭК так и не нашло времени для утверждения тарифа. Вторая проблема - список высокозатратных поставщиков. Уже третий месяц не утвержден этот список. Ряд компаний теряет существенные средства в связи со снижением тарифа на мощность и не может реализовать свою электроэнергию на рынке в связи с высоким уровнем ее себестоимости.
Самым значимым событием 2003 г. стал запуск нами свободного сектора оптового рынка электроэнергии. Без преувеличения, это революция в электроэнергетике России. Судите сами: либерализован выход на оптовый рынок, введен механизм свободного ценообразования, появились двусторонние или прямые договоры, процесс планирования начал осуществляться на основе ценовых заявок участников, сбор данных коммерческого учета переведен на почасовую основу, появились централизованные финансовые расчеты. Нам удалось разработать и внедрить новую систему договорных отношений на рынке.
|
Третья проблема - розничные тарифы покупателей, которые вышли или собираются выйти на свободный сектор ОРЭ. Для расчета стоимости отклонений АТС необходима та часть их розничного тарифа, которая включает оплату только электрической энергии. Практика показывает, что без помощи ФЭК или соответствующего РЭКа вычленить и официально получить эту составляющую крайне сложно. Далее, методика по расчету одноставочного тарифа. Рынок с 1 января перешел на эти тарифы; да, они установлены индивидуально, но соответствующих методических материалов не разработано до сих пор. Далее, постанционные тарифы для распакованных АО-энерго. Мы ожидаем первые реорганизованные АО-энерго уже 1 мая, но как их обсчитывать на рынке,ф пока не ясно. И еще, остаются вопросы потерь и корректировки методики расчета стоимости отклонений.
Мы готовы оказывать новому руководству ФТО и новому органу любую методологическую помощь. У АТС накапливается обширная база статистических данных, и мы готовы предложить обкатку или проверку предполагаемых решений.
ЭР: В каком направлении развивается НП "АТС"?
Д. П.: Мы не останавливаемся в нашем поиске. Мы работаем не только над совершенствованием действующей модели рынка, но и моделируем оптовый рынок электроэнергии завтрашнего дня. Мы ввели свой подход и свою терминологию. Так, действующую систему отношений на рынке, которая включает в себя собственно модель рынка, регламенты, систему договоров, программно-аппаратный комплекс и организационную структуру, мы договорились именовать "АТС Версия 1.0". Что это значит? Это означает, что сложившаяся система отношений на ОРЭ а) сформулирована и устойчива в своих принципиальных положениях и б) изменяется в процессе своего существования. Каждому новому непринципиальному изменению может быть присвоен свой собственный номер, что позволяет рационально и эффективно организовать процессы управления изменениями и эксплуатации системы. Так, стартовая версия по состоянию на 1 ноября 2003 г. называлась "АТС 1.0", а в настоящее время мы работаем над версией "АТС 1.2", которая будет отличаться от предыдущих возможностью заключения договоров без системных ограничений и появлением в свободном секторе операторов экспорта-импорта. Конечно, это внутренняя "кухня", но за ней - новая модель рынка, "АТС 2.0", в которой будут непрерывный и последовательный цикл планирования, балансирующий рынок и, самое главное, принципиальная смена акцентов: свободный сектор станет основным сектором оптового рынка.
Другие важнейшие направления нашей работы - технологическое, а затем и организационное объединение АТС и ЗАО "ЦДР ФОРЭМ". Это не обязательно означает, что на месте двух должна появиться новая структура, это означает, что мы будем устранять любые барьеры, которые препятствуют качественному выполнению нами функций по обслуживанию участников рынка.
Из принципиальных моментов стоит также отметить работу по организации контроля за деятельностью Системного оператора. Участники рынка и мы вместе с ними хотим разобраться, как формируется предварительный диспетчерский график, как осуществляется выбор оборудования в процессе управления режимами, почему изменяются инициативы и т. д. Мы готовим предложения в Наблюдательный совет АТС и в совет директоров СО в отношении формирования координационно-контрольных органов, которые позволят повысить прозрачность и эффективность работы СО и рынка в целом.
Нас не могут не беспокоить сложности выхода новых участников в свободный сектор ОРЭ. Сегодня для этого не требуется принятие решения со стороны ФЭК России. Процедура максимально регламентирована и формализована со стороны АТС. Однако существенным препятствием является позиция местных АО-энерго. Понятны проблемы выпадающих доходов, понятно усиление давления перекрестного субсидирования, но нарушение постановлений правительства, законов и борьба поодиночке с системной проблемой кросс-субсидирования - это не метод. В АТС создана специальная комиссия по рассмотрению конфликтных ситуаций, в состав которой вошли представители участников рынка и государства. Я полагаю, она сможет стать действенным инструментом поиска компромиссов между АО и потребителями.
Важным для рынка является внедрение более совершенной системы сбора данных коммерческого учета электроэнергии. Система двусторонних соглашений смежных субъектов несовершенна, допускает существенные искажения, поощряет протекционизм и не может обеспечить дальнейшего развития рынка. Мы разработали технические требования, внедряем классы качества систем КУ и заканчиваем разработку регламентов, регулирующих порядок приема систем КУ в промышленную эксплуатацию. Целевой датой окончательного перехода всего ОРЭ на новую систему сбора данных учета и составления фактического баланса электроэнергии является 1 ноября 2005 г. И это очень короткий срок, исходя из количества точек учета, которые необходимо оснастить, скорости проведения работ и доступного участникам объема финансирования.
ЭР: Каковы перспективы запуска производных инструментов рынка?
Д. П.: Конечно, мы хотели бы, чтобы запуск состоялся в текущем году. Однако вопрос не такой простой. Здесь не выпустить обычную спецификацию по аналогии с очередным фьючерсом на акцию. Свободный сектор ОРЭ - это узловое ценообразование. На рынке на каждый час нами рассчитываются сотни цен и индивидуальные объемы для каждого участника. Поскольку финансовый рынок должен прежде всего обеспечивать возможность хеджирования, то нужно понять, как обеспечить такую возможность не только для каждого участника, но и для его конкретной узловой цены.
Мы заканчиваем в настоящее время разработку типовых контрактов. Могу сказать лишь, что модель рынка производных будет близкой к модели PJM и что лишь четыре цены, участники смогут хеджировать. Но думаем, что такой механизм устроит всех и продукт будет востребован не только хеджерами, но и спекулянтами. Практика показывает, что очень скоро объемы рынка производных догоняют, а затем существенно превышают объемы спот-рынка электроэнергии.
Но мы не должны забывать и о самом главном - о востребованности этих инструментов и готовности самих участников. Как бы нам ни нравился разработанный нами высокотехнологичный инструмент, главное - чтобы он был нужен. Есть золотая суфийская формула: "время, место и люди". Эти три фактора необходимы для реализации любой идеи.
Несмотря на продолжительные имитационные торги, позволившие нам отработать основные параметры взаимодействия между АТС и Системным оператором, запуск рынка произошел практически "в ручном режиме" на следующий (!) день после утверждения Наблюдательным советом договора о присоединении и регламентов рынка. Было много споров, скепсиса и бессонных ночей, но команда выстояла и победила. Рынок был запущен и успешно работает.
|
ЭР: Какие результаты Вы запланировали получить в 2004 г.?
Д. П.: Рассчитываю на то, что правительство примет соответствующее решение в первом полугодии текущего года и сектор свободной торговли будет расширен на Сибирь. Кроме того, надеюсь, что будут преодолены нормативные ограничения, которые мешают работе участников рынка в области финансовых расчетов, клиринга, бухгалтерского учета и т. д., а также будет обеспечена возможность дальнейшего качественного развития рынка. Мы подготовили и в ближайшее время внесем в правительство наши предложения по изменению Постановления о правилах рынка (№ 643) и по отмене Постановления № 796, которое безнадежно устарело и не должно применяться в действующих условиях.
Как Администратор торговой системы мы будем добиваться упрощения выхода на свободный сектор ОРЭ и повышения качества нашей работы на всех секторах оптового рынка. Надеюсь, что к концу года объем сектора приблизится к 15% от общего объема генерации РФ.