Журнал "ЭнергоРынок" # 3 за 2004 год
Издательский Дом "РЦБ"
http://e-m.ru

Туманные инвестиции...

Гурьев Александр
ЭР

    С1999 г. в Российской Федерации наблюдается тенденция роста промышленного производства и соответственно потребления электроэнергии. На фоне этого позитивного процесса происходит износ основных фондов электроэнергетики, введенных в эксплуатацию в 50-60-е гг. прошлого века. В результате совпадения этих двух тенденций в ближайшие годы прогнозируется дефицит генерирующих мощностей в ряде регионов (Уральском, Северо-Западном и т. д.). В этих условиях возникает объективная необходимость финансирования достройки объектов незавершенного строительства.

    Проблема налицо
    Первоначально объем инвестиционной программы РАО <эЕЭС России> на 2004 г. планировался в сумме 21,5 млрд руб. против 15 млрд в 2003 г. Об этом говорилось в материалах Минэнерго, подготовленных к заседанию Правительства РФ, состоявшегося 20 ноября 2003 г. Во исполнение решения заседания Правительства РФ № 43 разд. 2 от 20 ноября 2003 г. <эО проектах инвестиционной программы электроэнергетики РФ и финансовых планов РАО <эЕЭС России> ФЭК России своим постановлением № 110/13 от 26 декабря 2003 г. утвердила перечень объектов капитального строительства в электроэнергетике и обоснованную величину инвестиционных средств, включаемых в абонентскую плату РАО <эЕЭС России> в 2004 г., с учетом заданных ранее ограничений роста тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей. В соответствии с указанным постановлением объем инвестиционных средств РАО <эЕЭС России>, распределенный по строящимся электростанциям, в 2004 г. составит 15,1 млрд руб. (табл. 1). Наиболее приоритетными объектами незавершенного строительства на 2004 г., в соответствии с утвержденным ФЭК РФ перечнем объектов капитального строительства в электроэнергетике, являются:

Наименование объектов Объем целевых инвестиционных средств, млн .рублей.
Гидроэлектростанции.  
Бурейская ГЭС 7600
Ирганайская ГЭС 1200
Богучанская ГЭС 400
Зарамагские ГЭС 200
Зеленчукская ГЭС 50
Нижнее-Черекские ГЭС 600
Итого по ГЭС 10050
ТЭС  
Калининградская ТЭЦ-2 2700
Сочинская ТЭС 1300
Ивановская ГРЭС 400
Мутновская ГеоЭС 60
Итого по ТЭС 4460
Зоны затопления  
Бурейская ГЭС 200
Итого по зонам затопления 200
Восстановление объектов Чеченской республики 300
ПирПИР (проектно-изыскательские работы), инфраструктура 90
Итого 15100

    1) Бурейская ГЭС;
    2) Ирганайская ГЭС;
    3) Каскад Нижне-Черекских ГЭС;
    4) Калининградская ТЭЦ-2;
    5) Сочинская ТЭС;
    6) Ивановская ГРЭС.
    Сроки ввода в эксплуатацию указанных объектов приведены в табл. 2.

Наименование объекта Срок ввода Документ -обоснование
Бурейская ГЭС 2008 г. Поручение Президента РФ № Пр-1732. Постановление Правительства №169 от 19.03.02.
Богучанская ГЭС 2010 г. Постановление Правительства РФ № 796 от 17.11.01.
Ирганайская ГЭС 2006 г. Постановление Правительства РФ № 1151 от 10.10.98. Постановление Правительства № 796 от 17.11.01.
Зеленчукские ГЭС 2006 г. Постановление Правительства РФ № 796 от 17.11.01
Каскад Нижнее-Черекских ГЭС (Советская ГЭС) 2006 г. Указ Президента РФ № 1232 от 14.10.92. Постановление Правительства № 796 от 17.11.01
Калининградская ТЭЦ-2 2005 г. Постановление Правительства РФ № 866 от 07.12.2001. Постановление Правительства № 796 от 17.11.01.
Сочинская ТЭС 2004 г. Постановление Правительства РФ № 581(пр2) от 08.08.2001
Ивановская ГРЭС 2006 г. Постановление Правительства № 796 от 17.11.01

    Однако проблема недофинансирования объектов незавершенного строительства генерирующих мощностей - это не только проблема РАО <эЕЭС России>, но и государства. Для гарантированного ввода в эксплуатацию приоритетных объектов в сроки, установленные Правительством РФ, 15,1 млрд руб. недостаточно. То есть определенные средства на эти цели должны выделяться из федерального бюджета. Для того чтобы наглядно оценить, как решается эта проблема на уровне Правительства РФ, рассмотрим два небольших примера.

    Бурейская ГЭС
    Проектом строительства Бурейской ГЭС предусмотрено проведение комплекса мероприятий по подготовке зоны затопления, в том числе требуется вынос участка железнодорожной линии Известковая-Чегдомын протяженностью 29,5 км. В соответствии со ст. 36 Водного кодекса РФ водохранилища ГЭС являются федеральной собственностью или собственностью субъекта Федерации, что предполагает необходимость финансирования зон затопления за счет средств федерального бюджета. В бюджете предусмотрено выделить на эти цели лишь 100 млн руб. Этого явно недостаточно. Столь низкий объем финансирования может значительно отодвинуть сроки ввода 4-го и последующих гидроагрегатов. В связи с этим РАО <эЕЭС России> вынуждено заложить в инвестиционную программу на 2004 г. 200 млн руб. на эксплуатацию зоны затопления водохранилища. Финансирование зон затопления за счет средств РАО <эЕЭС России> осуществляется по решению ряда федеральных ведомств, но выделяемые холдингом суммы не могут обеспечить требуемых темпов работ. Также нужно отметить, что средства РАО <эЕЭС России> на указанные цели перечисляются безвозмездно, что не позволяет их учитывать при капитализации и в конечном счете наносит ущерб компании. Исходя из данной ситуации, связанной с капиталовложениями в ГЭС, предусмотренный ввод 6 гидроагрегатов и соответственно станции к 2008 г. под большим вопросом.

    Каскад Нижне-Черекских ГЭС (Советская ГЭС)
    По каскаду Нижне-Черекских ГЭС объем целевых инвестиций составит в этом году 0,6 млрд руб. И это несмотря на то, что совет директоров обращался в Министерство энергетики России и Министерство экономического развития и торговли России с предложением учесть при формировании инвестиционной программы РАО <эЕЭС России> на 2004 г. необходимость выделения целевых инвестиционных средств РАО <эЕЭС России> на финансирование строительства каскада Нижне-Черекских ГЭС в объеме не менее 1 млрд 50 млн руб.
    Каскад Нижне-Черекских ГЭС в технологическом отношении спроектирован как единый энергетический комплекс, состоящий из двух ступеней по 60 МВт каждая: нижняя ступень - Аушигерская ГЭС, верхняя - Советская ГЭС. Максимальная эффективность выработки электроэнергии и сокращение срока отдачи вложенных средств достигается только при последовательной работе ГЭС обеих ступеней. Аушигерская ГЭС сдана в эксплуатацию в 2002 г. По условиям заиления акватории срок изолированной работы данной станции до ввода в строй верхней ступени - 3-4 года. По этой причине основные гидросооружения Советской ГЭС должны быть подготовлены к паводку 2006 г., а сама станция должна быть введена в эксплуатацию в объеме пускового комплекса до конца 2006 г. При нынешнем объеме финансирования выдержать установленные сроки - практически невыполнимая задача.
    Как видно из приведенных выше примеров, недостаточность финансирования инвестиционной программы налицо. Причем это происходит на фоне заявлений Президента РФ о том, что к 2010 г. мы должны удвоить ВВП. Возникает вопрос: каким образом мы сможем этого достичь, если, по разным оценкам, износ основных фондов в электроэнергетике составляет 50-70%, постоянно происходит недофинансирование строек и крайне медленно вводятся новые мощности? Ведь без соответствующего роста выработки электроэнергии ни о каком удвоении ВВП и говорить не приходится. Недостаточное финансирование и, как следствие, затягивание либо выполнение в ограниченном объеме профилактических и регламентных работ могут привести к катастрофическим последствиям в стране в силу колоссальной изношенности основных фондов отрасли.

    Альтернативы
    В связи со значительным сокращением инвестиционных средств по сравнению с запланированным объемом РАО <эЕЭС России> для обеспечения своевременных вводов объектов капитального строительства необходимо привлечение заемных средств под поручительство РАО <эЕЭС России> в качестве источника финансирования инвестиционных программ компании. Говоря о привлечении заемных средств, необходимо отметить, что на данный момент обсуждается возможность перехода РАО <эЕЭС России> к 3-летней инвестиционной программе и 3-летнему планированию, что должно создать благоприятные предпосылки для привлечения более долгосрочных, а значит, и менее дорогих кредитов в электроэнергетическую отрасль.

    Проблема недофинансирования объектов незавершенного строительства генерирующих мощностей - это не только проблема РАО <эЕЭС России>, но и государства. Для гарантированного ввода в эксплуатацию приоритетных объектов в сроки, установленные Правительством РФ, 15,1 млрд руб. недостаточно. То есть определенные средства на эти цели должны выделяться из федерального бюджета.

    Заимствования предполагается погашать за счет целевых инвестиционных средств последующих периодов, а также на некоторых объектах за счет собственных средств и прибыли, получаемой от продажи электро- и теплоэнергии. В 2004 г. достройка объектов генерации будет вестись ударными темпами, соответственно и затраты РАО <эЕЭС России> в этом году будут максимальными. Начиная с 2005 г. одной из первоочередных задач холдинга станет погашение полученных займов. РАО <эЕЭС России> планирует погасить полученные займы уже в 2006 г.
    Однако надо отметить, что предусмотреть все детали в условиях происходящих глобальных изменений в структуре отрасли невозможно. Поэтому насколько планы компании реалистичны, покажет только время.
    Наряду с государственным финансированием из федерального бюджета, а также привлечением заемных средств, финансирование объектов достройки можно осуществлять путем продажи объектов достройки инвесторам на инвестиционных условиях. Однако при реализации такой схемы до введения рыночного ценообразования в электроэнергетике могут возникнуть следующие сложности: неопределенность относительно будущего тарифа, сложность оценки бизнеса, а также высокий инвестиционный риск, что приведет к крайне низкой цене продажи собственности и отсутствию собственных инвестиций в достройку объекта.
    Следующим возможным вариантом финансирования объектов достройки и ввода новых мощностей, который бурно обсуждается специалистами в области энергетики, является внедрение специального механизма гарантирования инвестиций, который будет предусматривать получение инвестором гарантированного уровня внутренней нормы доходности по инвестиционному проекту в случае, если рыночный тариф на электроэнергию находится ниже уровня, обеспечивающего экономически обоснованную доходность инвестиций. Предполагается, что отбор проектов будет осуществляться только в зонах прогнозируемого дефицита мощностей, определяемых решением органов исполнительной власти Правительства РФ, и проходить на конкурсной основе.
    Еще одним способом финансирования строек является использование механизма BOT (Build, Operate, Transfer), который довольно широко используется за рубежом при строительстве автострад, мостов, тоннелей, трубопроводов, аэропортов, электростанций, гидротехнических сооружений и других значимых объектов инфраструктуры, создание которых требует значительных средств.

    Предполагаемый объем заемных ресурсов в 2004 г. по объектам капитального строительства РАО <эЕЭС России> составит 6,56 млрд руб.

    Данный механизм предполагает, что инфраструктурный объект создается за счет концессионера, после чего последний получает право эксплуатации данного объекта в течение срока, достаточного для того, чтобы окупить произведенные инвестиции. По истечении данного срока концессионер безвозмездно передает объект в собственность концедента.
    С использованием механизмов ВОТ был построен ряд электростанций в Турции, Индии, Таиланде и Вьетнаме, системы водоснабжения в Аргентине и Чили, автострады в Южной Корее и Малайзии, аэропорты в Египте, Греции, Канаде и США. Все это далеко не полный перечень стран, широко использовавших данный инструмент для создания систем инфраструктуры.
    Реформирование отрасли вскрыло одну из основных ее проблем существенный износ. И, несмотря на все усилия РАО <эЕЭС России>, такими темпами обновления, как это происходит сейчас, отрасль спасти не удастся. С одной стороны, существует много идей, как привлечь необходимые средства на эти цели, а с другой - при более детальном рассмотрении выясняется, что пока это всего лишь идеи, не подкрепленные четко прописанными механизмами.


Copyright © 1992-2004 ИД " РЦБ "
E-mail: