Баитов Анатолий
Терехин Дмитрий
Институт профессиональных директоров
Реформа электроэнергетики набирает темпы. Одним из ключевых моментов является создание ОАО <эФСК ЕЭС>, а также межрегиональных сетевых компаний (МСК) и межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). О том, какова их цель и для чего они создаются, мы уже рассказывали на страницах нашего журнала. В данной статье речь пойдет о региональных сетевых компаниях (РСК), в частности, о том, каковы должны быть их стратегические цели в связи с происходящими изменениями в отрасли.
|
Выделение региональных сетевых компаний из состава АО-энерго призвано решить многие задачи, рассмотрению которых и посвящена данная статья.
Прежде всего речь пойдет о сохранении единой системы управления процессом передачи энергии как процессом, являющимся по своей технологической сути естественно монополизированным. Деление естественной монополии на ряд организаций не устраняет известные негативные аспекты ее деятельности1. Однако выделение на данном этапе региональных сетевых компаний с перспективой их объединения в межрегиональные - необходимый этап реформирования энергетики. Существенное влияние энергетики на социально-экономические показатели регионов остается подконтрольным государственному регулированию через организацию ОАО <эФСК> с сохранением блокирующего или контрольного пакетов акций государства в уставных капиталах РСК. Региональный статус сетевых компаний позволяет, во-первых, сохранить государственные рычаги регулирования, а во-вторых, учесть факторы влияния региональных органов власти на сетевые компании.
Формируется основа для объединения и повышения эффективности эксплуатации электрических сетей, которые в настоящее время находятся в собственности различных органов. Наличие на конец 2003 г. в отдельных регионах РФ до 20% электрических сетей в собственности отдельных предприятий и муниципалитетов с дефицитными бюджетами, естественно, снижает надежность электроснабжения. Сетевые компании в свою очередь призваны обеспечить надежную и бесперебойную поставку электрической энергии.
Исходя из этого, в методике <эМодели реформирования и начала деятельности ТСО>, подготовленной РАО <эЕЭС России> (Центр по реализации проектов реформирования (ЦРПР), утверждена 25.12.2003 г.), определены следующие условия, которые обязаны соблюдать РСК в работе с клиентами:
- наличие мощности сети, соответствующей потребностям клиентов;
- надежность и бесперебойность обеспечения электроэнергией;
- возможность присоединения к сети;
- возможность увеличения потребляемой мощности.
Стратегическая цель РСК в рекомендациях РАО <эЕЭС России> определена как <эповышение капитализации бизнеса>.Такая постановка стратегической цели компании, по нашему мнению, не в полной мере соответствует ее миссии и месту в экономической системе региона, вступает в противоречие с интересами регионов и государства, так как региональные сетевые компании играют особую и весьма важную роль в социально-экономической системе региона. И эта роль также определяется тем, что РСК оказывают влияние на уровень жизни населения региона и возможности его экономического развития. Прямое влияние РСК на уровень жизни населения определяется вкладами в тариф на электроэнергию2, налоговыми отчислениями в региональные бюджеты, уровнем оплаты труда работников. Косвенное влияние обусловлено зависимостью уровня конкурентоспособности предприятий региона от надежности и стоимости энергоснабжения. В связи с этим при формировании стратегии региональных сетевых компаний необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Во-первых, региональная сетевая компания, как и любое другое акционерное общество, решая внутренние финансовые задачи в интересах акционеров, действительно ориентируется на увеличение капитала. Но наличие в составе собственников государства существенно повышает значимость социальных вопросов в системе целей компании. Во-вторых, тарифная политика дает компаниям определенные возможности решения проблем роста бизнеса путем увеличения тарифов, а государственные органы заинтересованы в сдерживании тарифов. Причины, сформировавшие эти тенденции, не устраняются и при реорганизации в отрасли, так как: затратный метод ценообразования и тарифной политики не позволяет РСК увеличивать размер прибыли за счет экономии затрат. Основным источником увеличения прибыли остается рост объема оказываемых услуг в натуральном и стоимостном выражении. При стабилизации или сокращении объема передаваемой электроэнергии рост тарифов по-прежнему является основным фактором финансового развития компании.
2. Рекомендации РАО <эЕЭС России> увеличивать стоимость бизнеса путем захвата новых территорий и потребителей необоснованны, поскольку сетевые компании будут испытывать значительные трудности, пытаясь проникнуть даже на периферию соседних регионов. Препятствия создадут не только сетевая компания <эатакуемого> региона, но и государственные органы управления, поскольку услуги компаний из соседних регионов не будут увеличивать доходы местных бюджетов.
Стратегия управления региональных сетевых компаний направлена на рост их рыночной стоимости и должна сочетаться с обеспечением социально-экономического развития регионов. Этому способствуют такие инструменты управления, обеспечивающие рост стоимости, как тарифная и инвестиционная политики. Оптимальные тарифная и инвестиционная политики РСК, по нашему мнению, должны обеспечивать максимальный региональный эффект, одно из слагаемых которого - рост стоимости компании. Реализация такой стратегии требует прежде всего формирования соответствующей системы критериев и показателей.
Критерии должны показывать, в какой степени реализация стратегии приближает компанию к достижению социально-экономических целей ее развития, т. е. критерий выступает мерилом эффективности стратегического управления. Оценки данных критериев позволяют вести мониторинг эффективности реализации стратегии. Использование необоснованных критериев может существенно снизить результативность развития компании, дезориентировать органы управления. Пересмотр целей в связи с изменениями ситуации на рынке или изменениями интересов собственников - нормальный элемент процесса управления, хотя систематический и частый пересмотр целей может привести к потере ориентиров развития и управляемости инвестиционным процессом. Существенное влияние РСК на социально-экономическую ситуацию в регионах приводит к необходимости учета интереса государства как собственника сетевых компаний в формировании системы критериев стратегии развития. Одновременно с этим сохраняется интерес компании как хозяйствующего субъекта рыночных отношений, адекватно выражаемый, как было показано ранее, в стоимости капитализации бизнеса. Обозначим критерий, определяющий цели РСК как хозяйствующего субъекта, - К1, а критерий, определяющий общественные (государственные) интересы в деятельности компании, - К2.
Наиболее весомые аргументы акционерной стоимости (стоимости бизнеса) как наиболее адекватной характеристики целей частной компании состоят в следующем:
1. Основная задача менеджеров состоит в максимизации доходов акционеров. Акционерная стоимость учитывает важнейшие составляющие доходов: прибыль, риск, рост курсовой стоимости акций, а кроме того, позволяет соизмерить и объединить такие альтернативные целевые функции, как доходность и риск, т. е. комплексно оценить результативность управления.
2. Акционерная стоимость бизнеса дополняет показатель капитализации в отношении компаний, акции которых из-за ряда причин неликвидны или недооценены. Стоимость бизнеса повышает капитализацию, поскольку ориентируется не на текущие ожидания рынка, а на фундаментальные условия роста курса акций. В условиях отсутствия биржевых котировок оценка стоимости бизнеса - наиболее надежный способ определения рыночной стоимости акций.
3. Стоимость ориентирована на стратегические цели бизнеса. Это обеспечивает возможности роста, повышение деловой репутации фирмы. В краткосрочном периоде управление по иным критериям может дать относительно большие результаты для менеджеров и собственников. Но в стратегическом периоде отказ от стоимости как целевой функции управления приведет к потерям собственников и менеджеров компании.
4. Стоимость универсальна относительно планов собственников по использованию акций. Как известно, биржевой курс акций компании основывается на ожиданиях инвесторов в отношении перспектив роста прибыли. Однако финансовый рынок реагирует на изменения стоимости бизнеса значительно активнее, чем на изменения прибыли, т. е. стоимость более адекватно отражает интересы акционеров в отношении курса акций. Рост акционерной стоимости максимизирует в перспективе денежные потоки, стабилизирует финансовое состояние компании и тем самым максимизирует потенциальные доходы собственников от владения или продажи акций.
5. Есть основание полагать, что акционерная стоимость как целевая функция бизнеса снижает конфликтность интересов отдельных групп участников производства и клиентов. Доказательство приоритета стоимости бизнеса перед другими экономическими критериями, основанное на идеальном состоянии рыночных отношений, состоит в определении очередности удовлетворения требований участников бизнеса, последним в ряду которых является собственник (акционер)3. В силу этого акционер естественным образом заинтересован в состоянии бизнеса и в том, чтобы удовлетворить требования других его участников, и становится ответственным за данные задачи. Хотя применительно к настоящим условиям России это доказательство представляется идеализированным, оно подтверждается практикой управления преуспевающих компаний.
Необходимо отметить, что акционерная стоимость4 как цель управления бизнесом критикуется рядом специалистов. Основные аргументы состоят в следующем5. Во-первых, подвергается сомнению, что увеличение стоимости бизнеса интересно тем, кто не является акционерами. Впрочем, в развитом обществе акционерами является значительная часть населения. В США и Великобритании это большая часть населения. Еще большее число людей котировки акций затрагивают косвенно - через пенсионные фонды. Во-вторых, некоторые исследователи утверждают, что акционерная стоимость компании не мотивирует персонал к активной трудовой деятельности, поскольку не всегда можно проследить связь между стоимостью и задачами отдельного исполнителя. Но этот аргумент относится не к критерию интересов, а к механизму его использования в управлении, качеству корпоративного управления и культуры. Цель и результаты деятельности каждого отдельного исполнителя и отдельных подразделений компании должны быть идентифицированы с некоторыми параметрами, выступающими в качестве факторов роста стоимости и условий принятия управленческих решений. Поэтому <энеспособность максимизировать стоимость компании в интересах акционеров приводит к отрицательным последствиям и в США, и в Японии, и в Европе; разница между ними лишь в том, как скоро наступают эти последствия>6. И изложенное выше позволяет нам сделать вывод о том, что акционерная стоимость является критерием оценки эффективности стратегий и деятельности менеджеров как агентов собственников (акционеров), хотя она еще не стала идеологией большинства отечественных и части зарубежных менеджеров и собственников. Следовательно, с позиций акционеров, не выражающих общественные интересы, сформулированная ROA (Return on assets - рентабельность активов. - Примеч. ред.) цель региональных сетевых компаний представляется полностью обоснованной.
Поскольку способ оценки стоимости компаний достаточно широко известен7, представим фундаментальную стоимость сетевой компании (Sф), определяемую на основе методов доходного подхода, как функцию объема передаваемой энергии (Э), тарифов (Т), инвестиций (И):
К1 = Sф =(Э, Т, И).
Кратко сформулируем государственные интересы в деятельности сетевых компаний:
1. Регулирование тарифов как средство повышения уровня жизни населения за счет снижения коммунальных платежей. Приоритет в политике государственных региональных органов отдается ограничению роста тарифов.
2. Увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет от деятельности РСК. Это слагаемое тем выше, чем больше уровень тарифов и инвестиций.
3. Увеличение налоговых и неналоговых поступлений от прочих хозяйствующих субъектов, финансово-экономические показатели которых зависят от деятельности РСК. Существует определенное минимальное значение инвестиционной составляющей в тарифе, обеспечивающее необходимый уровень надежности энергоснабжения в текущем периоде и в перспективе.
4. Увеличение заработной платы и социального пакета сотрудников сетевой компании и смежных производств, являющихся жителями региона.
5. Увеличение стоимости государственной доли активов РСК и смежных предприятий государственной и смешанной форм собственности. Стоимость принадлежащего государству пакета акций сетевой компании непосредственно зависит от уровня инвестиционной составляющей в тарифе и эффективности инвестиционной программы компании.
Ситуация с влиянием тарифной политики РСК на стоимость бизнеса потребителей электроэнергии менее ясна. С одной стороны, рост тарифов снижает конкурентоспособность и стоимость потребителей с высокой энергоемкостью производства. С другой стороны, снижение надежности и качества энергоснабжения повышает риск деятельности этих компаний. Дефицит инвестиционных ресурсов РСК может также привести к проблемам подключения новых предприятий и увеличению энергопотребления действующих. Подобный подход к оценке государственных интересов обоснован постольку, поскольку основу роста уровня жизни населения составляют личные доходы населения и доходы региональных бюджетов. Этот подход позволяет соизмерить корпоративные цели компании и государственные цели. Вместе с тем он отличен от общепринятого метода в теории и практике определения эффективности инвестиций, состоящего в оценке социального эффекта в стоимостной форме и использовании его в виде дополнительного слагаемого к экономическим результатам.
Представление каждой из перечисленных выше 5 составляющих критерия государственных интересов в виде количественно и однозначно определяемого значения представляется чрезвычайно сложной задачей. Вместе с тем отказ от учета этих составляющих приводит к еще большим потерям объективности целей стратегического развития, к противоречиям сформулированных целей реальным интересам. Предлагаемый далее способ выражения государственных интересов в деятельности региональных сетевых компаний обеспечивает учет наиболее существенных причинно-следственных связей государственных интересов с основными факторами роста корпоративных результатов (тарифами, объемом передаваемой энергии и инвестиционной активностью). Одновременно данный подход обоснован возможностями информационного обеспечения.
1. Определение эффективности, достигаемой при ограничении роста тарифов.
Эффект, достигаемый при ограничении роста тарифов (К21) можно измерить абсолютным значением вмененных потерь населения:
К21 = Эн .Т, (1)
где Эн - объем потребляемой населением энергии; Т - ограничение тарифа, достигнутое региональными органами относительно максимально возможного уровня. Это ограничение должно рассчитываться по среднегодовым значениям тарифа, т. е. учитывать не только величину тарифа, но и сроки его введения.
2. Определение налоговых и неналоговых доходов в бюджет от деятельности РСК.
Налоговые и неналоговые доходы бюджетов от деятельности РСК зависят от влияния стратегических решений по тарифам и инвестициям на денежные потоки и риск компании:
К22 = jНj.Б j + d .ЧП .Div, (2)
где Нj - налоговая ставка по j-й налогооблагаемой базе (Б j); d - доля государства в компании; Div - доля дивидендов в чистой прибыли (ЧП).
3. Определение влияния изменения тарифа на финансово-экономические показатели потребителей электроэнергии.
К23 - представляет наибольшую сложность для оценки, поскольку отсутствует достоверная информация о влиянии тарифа на финансово-экономические показатели потребителей электроэнергии. Теоретически обоснованно учесть в этом влиянии две тенденции. Первая - рост доходов бюджета при снижении тарифа, поскольку снижение обеспечивает рост прибыли и косвенно способствует росту конкурентоспособности предприятий с вытекающими из этого процесса возможностями экономического роста. Вторая тенденция определяет вмененные потери клиентов РСК при снижении инвестиционной составляющей тарифов в результате недоинвестирования программ роста надежности и качества энергоснабжения.
4. Определение изменения фонда оплаты труда и стоимости социального пакета.
К24 = (ФОТ + СП). (3)
5. Определение части государственной собственности в стоимости сетевой компании.
Пятое слагаемое в первом приближении определяется изменением части государственной собственности в стоимости сетевой компании (Sф). Если инвестиционная деятельность компании не приводит
к изменению доли государства, то
К25 = d . DSф. (4)
Каждая из этих составных частей критерия представляется в виде текущей стоимости денежных потоков, инициируемых стратегией развития.
Стратегия управления должна обеспечивать возможность согласования экономических интересов органов власти и бизнеса в деятельности сетевых энергокомпаний. Полное согласование интересов достигается при определенном росте (1, 2) корпоративного и государственного критериев (К1 > 1 . К10, К2 > 2 . .К20). Значения темпов роста в стратегическом периоде (1t, 2t) оцениваются экспертами исходя из приоритетов и возможностей развития.
В теории принятия решений известны различные способы многокритериального представления целей отдельных заинтересованных лиц. Мы считаем более обоснованной максимизацию суммы корпоративного и государственного (регионального) эффектов при ограничениях на минимум каждого из них:
К = К1 + К2max
К1 > 1 . К10 }(5)
К2 > 2 . К20
Предлагая количественные критерии стратегических целей, мы вместе с тем не оцениваем их как единственные и достаточные характеристики управленческих решений. Они способны дать лишь частную и приблизительную оценку и должны дополняться неформализуемыми суждениями, несмотря на их субъективность.
Внедрение критериев в практику управления требует значительной организационной работы и отработки на <эпилотных> проектах, поскольку управление по критериям принципиально отлично от сложившейся практики государственного регулирования деятельности энергокомпаний. Однако их использование способно существенно повысить капитализацию сетевых компаний не только за счет роста финансовых показателей, но и за счет деловой репутации.
Список литературы:
1. Сио К. К. Управленческая экономика. М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 1999.
3. Егерев И. А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003.
4. Пратт Ш. Оценка бизнеса. М.: Институт экономики развития, 1997.
5. Грязнова А. Г., Федотова М. А. и др. Оценка бизнеса: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1999.
6. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001.
Примечание
1 Сио К. К. Управленческая экономика. М.: ИНФРА-М, 2000.
2 Здесь и далее имеется в виду тариф на передачу электроэнергии как составная часть отпускного тарифа для потребителей.
3 Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 1999. С. 18-22.
4 Финансисты определяют акционерную стоимость как сумму денежных потоков будущих периодов, дисконтированных по затратам на капитал. Акционерная стоимость показывает, сколько денег фирма заработает в будущем (в отличие от прибыли, которая означает всего лишь, сколько денег фирма заработала в прошлом).
5 См. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001. С. 46-48.
6 Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 1999. С. 50.
7 См. Пратт Ш. Оценка бизнеса. М.: Институт экономики развития, 1997; Грязнова А. Г., Федотова М. А. и др. Оценка бизнеса: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1999.
|
|