Затологин Даниил
ЭнергоРынок
Проблема реформирования энергетики в последние годы затронула практически все крупнейшие страны мира. У каждой страны есть своя специфика, но принципы реформ остаются едиными: создание условий для конкуренции производителей электроэнергии, а также энергосбытовых организаций.
Наибольший интерес представляет модель энергетического рынка Скандинавии, которая начала реформирование отрасли в начале 1990-х гг. и достигла наилучших результатов по сравнению с другими регионами. Основное направление изменений - стимулирование эффективной работы энергосистем. Этот процесс в Скандинавии продолжался достаточно долго, но результаты оправдали ожидания.
|
В преддверии реформ
Норвегия
В Норвегии до начала реформ производством, передачей и распределением электроэнергии ведало государственное предприятие Statkraft (естественный монополист в масштабах государства), которое являлось частью министерства водных ресурсов и энергетики. Тарифы на электроэнергию государство устанавливало на срок до 10 лет, что не позволяло учитывать темпы инфляции и другие факторы роста затрат. Вследствие этого к моменту начала преобразований в 1991 г. действовавшие тарифы уже не покрывали расходов, и Statkraft стало убыточным предприятием.
Чтобы компенсировать потери электроэнергии, правительство Норвегии было вынуждено увеличивать фискальную нагрузку на доходы крупнейших предприятий других отраслей: целлюлозной, деревоперерабатывающей, металлургической, станкостроительной, что снизило конкурентоспособность норвежских товаров как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Уменьшилась и инвестиционная привлекательность промышленных предприятий Норвегии, что привело к значительному оттоку капитала из страны. Кроме того, отрасль характеризовалась существенной дифференциацией тарифов вследствие неравномерного расположения объектов генерации на территории страны.
Швеция
В основе электроэнергетики Швеции - деятельность государственной компании Vattenfall, которая совмещает производство и передачу электроэнергии. С конца 1940-х гг. до 1991 г. Vattenfall была государственной энергетической компанией - крупнейшей в стране генерирующей компанией (до 50% годового производства электроэнергии), ей же принадлежала национальная электросеть 220 и 400 кВ.
Электроэнергетика Швеции никогда не была полностью централизованной. Региональные энергетические сети принадлежали государственной энергокомпании Vattenfall AB (около 50% всех сетей) и (еще 10%) сравнительно крупным генерирующим энергокомпаниям. Потребители имели право покупать электроэнергию только у местных продавцов, которые, в свою очередь, приобретали ее у региональной энергетической компании.
Из-за такой сложной цепочки перекупки электрической энергии цена на нее включала все сбытовые надбавки. А так как затраты на передачу рассчитывались в зависимости от расстояния между генератором и потребителем, в некоторых районах цены были необоснованно высокими. Помимо этого существовал еще ряд причин, которые привели к необходимости либерализации энергетики. На международном уровне шведская энергоотрасль подвергалась обоснованной критике из-за доминирующей роли компании Vattenfall. Крупные генерирующие компании подозревали, что Vattenfall как владелец национальной сети использует ее в ущерб другим энергетическим компаниям.
Финляндия
Производство электроэнергии в Финляндии всегда было представлено множеством генерирующих компаний с доминирующей ролью крупного государственного предприятия Imatran Voima Oy (IVO), вырабатывающего свыше 30% всей электроэнергии страны.
Передачу осуществляли две вертикально интегрированные компании: Imatran Voima Oy и Pohjolan Voima Oy (PVO), владеющие магистральными и распределительными сетями.
Дания
В Дании электроэнергетический комплекс имел свои особенности, заключавшиеся в государственной монополии на основные объекты электроэнергетического комплекса и прямом регулировании хозяйственных отношений в электроэнергетике.
К началу 1990-х гг. в энергокомплексе стран Скандинавии начался кризис. Наиболее отчетливо его последствия проявились в Швеции и Норвегии - странах, играющих главную роль в энергобалансе Скандинавского региона, являющихся основными поставщиками и потребителями электроэнергии.
На пути преобразований
Решение проблем в сфере электроэнергетики скандинавских стран стало возможным лишь благодаря масштабным преобразованиям в отрасли в результате дерегулирования и реструктуризации энергопредприятий. Это позволило перейти к конкурентным отношениям, что в свою очередь способствовало:
- повышению эффективности функционирования энергетических объектов;
- уменьшению нагрузки на расходную часть государственных бюджетов;
- привлечению дополнительных инвестиций в отрасль;
В Норвегии до начала реформ производством, передачей и распределением электроэнергии ведало государственное предприятие Statkraft (естественный монополист в масштабах государства), которое являлось частью министерства водных ресурсов и энергетики. Тарифы на электроэнергию государство устанавливало на срок до 10 лет, что не позволяло учитывать темпы инфляции и другие факторы роста затрат.
|
- достижению оптимального баланса между объемом производства и спросом на электроэнергию;
- уменьшению региональных различий цен на электроэнергию, предоставляемую конечным потребителям.
Целью энергореформ, проводимых правительствами скандинавских стран, назвали снижение тарифов на электроэнергию для конечных потребителей. В основу реформы был положен принцип разделения вертикально интегрированных компаний на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности с созданием эффективной инфраструктуры для функционирования рынка.
Электроэнергетика Швеции никогда не была полностью централизованной. Региональные энергетические сети принадлежали государственной энергокомпании Vattenfall AB (около 50% всех сетей) и (еще 10%) сравнительно крупным генерирующим энергокомпаниям. Потребители имели право покупать электроэнергию только у местных продавцов, которые, в свою очередь, приобретали ее у региональной энергетической компании.
Из-за такой сложной цепочки перекупки электрической энергии цена на нее включала все сбытовые надбавки. А так как затраты на передачу рассчитывались в зависимости от расстояния между генератором и потребителем, в некоторых районах цены были необоснованно высокими.
|
Обо всем по порядку
Реформирование электроэнергетического сектора сопровождалось изменением нормативно-правовой базы. Парламенты всех стран приняли ряд законодательных актов, определявших правовые основы преобразований электроэнергетики.
Краткая характеристика энергетики скандинавских стран после реформирования
Производством электрической энергии в Норвегии занимаются государственная компания Statkraft и крупные муниципальные предприятия (рис. 2). Около 220 региональных поставщиков обеспечивают электроэнергией конечных потребителей. Передачу электроэнергии в стране осуществляет электросетевая компания Statnett, которая принадлежит государству.
В Швеции электрическую энергию производят несколько генерирующих компаний - как государственных, так и частных. 50% рынка генерации принадлежит государственной компании Vattenfall; на компанию Sydkraft приходятся 20% рынка и еще 15% занимает Stockholm Energi-Gullspang. В оставшейся части рынка присутствуют 250 предприятий, которые связаны с местными сбытовыми компаниями. Передачей электроэнергии занимается принадлежащая государству электросетевая компания Svenska Kraftnat. Многие локальные сбытовые энергетические компании постепенно становятся национальными и даже международными.
Надо отметить, что в Швеции реализована модель полностью независимого сбыта. Сетевым компаниям запрещено заниматься производством и сбытовой деятельностью, кроме случаев компенсации потерь в сетях. Сетевой бизнес является монопольным видом деятельности, а производство и сбыт - конкурентными.
В Финляндии рынок электроэнергии представлен 120 производителями, которым принадлежит около 400 электростанций. При этом на 2 крупнейшие генерирующие компании приходится более 50% производимой в стране электроэнергии. Генерирующие компании заключают договоры о поставке электроэнергии с оптовыми покупателями, которые в свою очередь поставляют ее либо крупным промышленным потребителям, либо розничным продавцам. Передача электроэнергии осуществляется компанией Fingrid - оператором национальной энергосети, 10 операторами региональных энергосетей и более чем 100 распределительными компаниями.
Рынок в Дании представлен производителями электроэнергии, региональными поставщиками и конечными потребителями. Передачей электроэнергии в стране занимаются две компании: Eltra - в западной области, Elkraft - в восточной.
|
Норвегия
В 1991 г. в Норвегии был принят закон об энергетике, предусматривающий разделение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности. Согласно этому закону в 1992 г. Национальная энергетическая компания была разделена на национальную сетевую компанию Statnett, которая также стала системным оператором Норвегии, и производственную компанию Statkraft. Следующим этапом развития рынка стал допуск на него мелких потребителей. Важной особенностью норвежского энергетического рынка являлось то, что потребители электроэнергии получили возможность менять поставщика без каких-либо дополнительных расходов, что способствовало развитию конкурентных отношений.
Швеция
Первый шаг реформы шведской электроэнергетики заключался в разделении в 1991 г. сфер производства и передачи электрической энергии. В 1995 г. министры энергетики скандинавских стран достигли соглашения по дальнейшему развитию общего рынка электроэнергии. Новый закон вступил в действие с 1 января 1996 г., и с этого момента начал работать шведско-норвежский рынок электроэнергии. В 1997 г. парламент Швеции принял еще один закон об электроэнергетике, вступивший в действие с 1 января 1998 г. и предусматривающий внедрение конкуренции, увеличение свободы выбора для потребителей, стимулы для снижения цен и затрат в электроэнергетике.
Законодательная база реформы включает закон об электроэнергетике (принятый парламентом), энергетический кодекс, нормативные документы по бухгалтерскому учету, ежегодной финансовой отчетности и учету электроэнергии, а также директивные документы по эффективной эксплуатации сетей (издаются правительством).
Финляндия
Закон об энергетическом рынке в Финляндии был введен в действие в 1996 г. Первоначально участниками рынка стали крупные производители электрической энергии (с объемом производства свыше 500 МВт). В полной мере формирование рынка завершилось к ноябрю 1999 г., когда появились мелкие потребители, не ведущие почасовой учет.
Дания
В Дании закон о поставках электроэнергии был принят в 1999 г. Доступ на рынок первоначально получили только крупные производители и потребители электрической энергии (с объемом производства/потребления свыше 100 ТВт). В 2000 г. минимальный объем производимой или потребляемой электроэнергии для разрешения доступа на рынок снизился до 10 ТВт. В соответствии с законом датский рынок электроэнергии стал полностью открытым для внутренней и внешней конкуренции с 1 января 2003 г.
Суть принятых в Скандинавии нормативно-правовых актов заключается в разделении конкурентных и монопольных сфер деятельности в электроэнергетике. Принятые законы распространяются на отношения, связанные с генерацией, передачей и поставкой электроэнергии. Общей чертой соответствующих законодательных актов Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании является установление системы лицензирования в электроэнергетике. Лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- строительство и эксплуатация объектов, связанных с производством электрической энергии;
- сооружение и эксплуатация линий электропередачи;
- деятельность, связанная с генерацией, преобразованием, передачей и распределением электроэнергии;
- экспортно-импортные операции на рынке электроэнергии.
Порядок и условия выдачи, а также отзыва лицензии непосредственно разъясняются в актах органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование в сфере электроэнергетики.
В настоящее время в Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии подобное регулирование в основном сводится к следующему:
- определение правовых основ деятельности в данной сфере;
- установление системы лицензирования, условий выдачи и аннулирования лицензий;
- формирование требований для доступа на рынок;
- регулирование системы оплаты услуг компаний - естественных монополистов;
- определение условий доступа потребителей к услугам, оказываемым сетевыми компаниями;
- рассмотрение споров между субъектами отрасли;
- наложение штрафов и иных взысканий на субъектов рынка электроэнергии, не выполняющих нормативно-правовые предписания;
- поддержание стабильности функционирования отрасли в целом.
Создание общего рынка электроэнергетики
Системные операторы скандинавских стран в течение продолжительного времени сотрудничали друг с другом для достижения действенного и надежного электроснабжения и оптимального использования суммарных энергоресурсов в рамках организации NORDEL (Association of Representatives of Electricity Undertakings in Northern Europe), созданной в 1963 г. и объединяющей системных операторов Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии.
В ходе реформирования электроэнергетики Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия не только создали внутренние рынки электроэнергии, но и объединили их, сформировав общий рынок электроэнергии стран Скандинавии.
Суть принятых в Скандинавии нормативно-правовых актов заключается в разделении конкурентных и монопольных сфер деятельности в электроэнергетике. Принятые законы распространяются на отношения, связанные с генерацией, передачей и поставкой электроэнергии. Общей чертой соответствующих законодательных актов Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании является установление системы лицензирования в электроэнергетике.
|
В 1993 г. на основе энергетического рынка Норвегии была учреждена первая в мире международная товарная биржа, специализирующаяся на торговле электрической энергией, -Nord Pool. Первоначально в торгах участвовали только Норвегия и Швеция. В 1998 г. к Nord Pool присоединилась Финляндия, а в 2000 г. - Дания. Норвежская компания Statnett SF и шведская Svenska Kraftnat, выполняющие функции системных операторов, владеют по 50% акций Nord Pool. Правовые основы деятельности биржи определяет парламент Норвегии. Свою деятельность энергетическая биржа осуществляет на основе лицензии, выданной норвежским Директоратом по водным ресурсам и энергетике, который является независимым регулирующим органом биржи в соответствии с законом об энергетике Норвегии, принятым в 1991 г.
Принципы работы скандинавского рынка электроэнергии (Nord Pool):
- добровольное участие;
- регулярная подача краткосрочных и долгосрочных ценовых заявок;
- понятность;
- прозрачность;
- открытость для всех - и продавцов, и покупателей.
Органами управления биржи являются совет директоров и рыночный совет. Рыночный совет подотчетен совету директоров по всем вопросам, связанным с организацией рынка, порядком торговли и т. д.
Nord Pool работает в трех сферах бизнеса:
- организация рынка и торговли на нем;
- клиринг (расчеты);
- предоставление информации участникам.
Скандинавский рынок электроэнергии функционирует на основе модели остаточного пула.
Производители, поставщики и потребители электрической энергии получили возможность заключать контракты на покупку и продажу электрической энергии как на самой бирже, так и вне ее - по двусторонним контрактам. Сейчас на бирже подписываются договоры на поставку примерно 30% электроэнергии, 70% поставляется в рамках прямых двусторонних договоров. Важнейшим условием функционирования объединенного скандинавского электроэнергетического рынка стала унификация правил и условий деятельности его субъектов.
Общий скандинавский рынок электрической энергии имеет ряд характерных особенностей:
- унифицированные правила торговли;
- отсутствие трансграничных пошлин на покупку и продажу электрической энергии;
- возможность оплачивать электроэнергию в валюте любой страны - члена общего рынка.
Преимущества торговли на энергетической бирже для энергоемких участников рынка
1. Возможность управлять собственным риском. Стандартные биржевые контракты, в отличие от двусторонних, которые связывают покупателя и продавца на весь период поставок, могут свободно продаваться. Конечные потребители, имеющие двусторонний контракт и твердую цену на весь период поставок, должны быть готовы к тому, что конкуренты совершат более удачную сделку, если после заключения договора цены упадут. При биржевой торговле контракт допустимо продать, если анализ рынка покажет целесообразность такого шага.
2. Равный доступ к информации о ценах и состоянии рынка. На бирже действуют строгие правила относительно публикации сведений и равного обращения со всеми участниками. Поддерживаются справедливость и оптимальная прозрачность рынка. Конечных потребителей, которые приобретают маленький контракт, должны встречать на бирже так же, как и крупных производителей, покупающих аналогичный контракт, но на значительно большую сумму.
3. Уменьшенный риск неплатежеспособности. Даже если на энергетическом рынке преобладают немногие крупные участники, в торговле всегда присутствует риск неплатежеспособности со стороны контрагента - не так давно этот факт подтвердило банкротство американской компании Еnrоn. Биржевая торговля и клиринг уменьшают подобный риск. Клиринговый центр формально берет на себя обязанности одной из сторон контракта, причем в данном случае неважно, кто в действительности является покупателем или продавцом.
4. Организованная торговая площадка и простота процесса. На бирже электроэнергия продается без издержек на официальное управление, что позволяет добиться ее оптимальной стоимости.
|
Структура рынка
Физическая торговля происходит на так называемом рынке Elspot, который давно выполняет функции торговой площадки для северных производителей электроэнергии. Сейчас это открытый ликвидный рынок, через который проходит почти треть торговли энергией в северных странах; остальная часть норвежской физической торговли ведется непосредственно на двусторонней основе.
Как явствует из самого понятия, торговля физическими контрактами подразумевает фактические поставки. Конечный потребитель получает объем энергии, необходимый для удовлетворения его почасовой потребности. Прогноз фактической потребности составляется на основе ожидаемого текущего расхода и предполагаемого общего потребления.
В 1993 г. на основе энергетического рынка Норвегии была учреждена первая в мире международная товарная биржа, специализирующаяся на торговле электрической энергией, -Nord Pool. Первоначально в торгах участвовали только Норвегия и Швеция. В 1998 г. к Nord Pool присоединилась Финляндия, а в 2000 г. - Дания.
|
Когда конечный потребитель на рынке Elspot прибегает к услугам портфельного менеджера, за основу для расчета берется прогнозируемый почасовой расход энергии. Он заявляется на бирже. Поданная заявка показывает, какое количество энергии будет приобретаться в каждый из 24 ч в течение суток. Позже, когда зарегистрирован фактический расход, расхождение (отклонение) между заявленным и фактическим количеством продается на энергетическом рынке. Рынок Elspot отделен от биржи и существует только для того, чтобы сбалансировать подобные расхождения.
Финансовый рынок Nord Pool подразделяется на биржевые сегменты EItermin и Eloption, где продаются форвардные, фьючерсные и опционные контракты. Сделки на фьючерсных и форвардных рынках заключаются на срок не более 3 лет. Торговля фьючерсными контрактами отличается от торговли форвардными способом расчета изменений стоимости контракта. Так, для фьючерсных контрактов стоимость портфеля рассчитывается ежедневно, и суммы выигрышей и проигрышей определяются и перечисляются продавцам и покупателям также ежедневно. Фьючерсы могут быть однодневными, недельными, блочными (4 недели) и квартальными. Форвардные сделки являются исключительно квартальными. По форвардным контрактам расчеты не производятся до начала периода поставки и накапливаются на протяжении всего периода торговли контрактами.
Опционы дают покупателю право купить или продать контракт в определенное время и по определенной цене. Финансовые контракты продаются не только на бирже, но и вне ее - на двустороннем рынке или в рамках свободного обращения.
Все контракты, продаваемые на бирже Nord Pool, и многие контракты, находящиеся в свободном обращении, исполняются с помощью клирингового дома NEC (Nordic Electricity Clearing): NEC становится официальной стороной договора как для покупателя, так и для продавца, чтобы свести риск неплатежеспособности участников рынка к минимуму.
Тарифное регулирование
В Швеции реализованы принципы <элегкого> тарифного регулирования. Регулирование сетевых тарифов осуществляется с учетом принципов гласности, прозрачности структуры затрат сетевых компаний, обоснованности и разумности сетевых тарифов. Сетевые компании обязаны предоставлять регулятору годовые отчеты. На основании анализа такого годового отчета и наличия обоснованных жалоб потребителей регулятор может наложить на сетевые компании штрафы или выдать предписания о понижении тарифов и возмещении расходов потребителям. Величина сетевого тарифа определяется с точки зрения полезности сети и эффективности структуры затрат на ее обслуживание.
Обязанностью регулятора является выдача разрешений (сетевых концессий) на строительство и эксплуатацию линий электропередач, рассчитанных на максимально допустимое напряжение в определенном регионе. Право потребителей на владение определенными участками сети, сложившееся исторически, сохраняется. Новым потребителям такие концессии не выдают. Сетевым компаниям предоставляют разрешения на строительство сетей в районе, который, как правило, включает элементы и городской, и сельской местности. Однако муниципальные органы вправе наложить вето на строительство сети в данном районе. В Норвегии и Финляндии расчет сетевых тарифов также осуществляют сами сетевые компании, но для их применения требуется утверждение регулирующего органа. Цены на электроэнергию для покупателей равны равновесной цене продавцов.
Сетевые ограничения существуют, как правило, на границах стран. Их учет осуществляется системным оператором, который объявляет об их наличии и, значит, о наличии ценовых зон, на неделю вперед. Расчет равновесных цен производится в 2 этапа. На 1-м этапе рассчитывается единая равновесная цена по Скандинавии, на 2-м - проверяются сетевые ограничения, и, если они нарушаются, биржа корректирует расчет объемов поставок и цен в зонах. Во всех странах имеется по 1 ценовой зоне, кроме Норвегии, где их количество равно 2, а иногда 3, и Дании, где 2 ценовые зоны. Датская система разделена на 2 части. Восточная часть, расположенная на островах, работает на Nord Pool; западная часть, находящаяся на полуострове, функционирует параллельно со странами Северной Европы. Узловые равновесные цены внутри ценовых зон не применяются. Другими словами, место приложения нагрузки или генерации внутри ценовых зон не имеет значения. Электрический режим при определении равновесных цен не рассчитывается.
Заключение
К концу 2002 г. во всех странах Скандинавского региона сложились конкурентные рынки электрической энергии. В результате реформ произошло разделение вертикально интегрированных предприятий, увеличилась доля частной собственности в компаниях, занимающихся производством и продажей электроэнергии. В целях обеспечения контроля над субъектами электроэнергетики была введена система лицензирования некоторых видов деятельности.
В Швеции усилился интерес к электроэнергетическому рынку со стороны зарубежных фирм. Так, например, ряд энергетических компаний Франции, Германии, Финляндии и Норвегии приобрели значительные пакеты акций шведских предприятий. Аналогичные тенденции наблюдаются и в остальных странах региона. Создание общего рынка электрической энергии позволило осуществлять обмен электроэнергией между странами региона, что повысило надежность энергосистем стран Скандинавии и уменьшило ценовой разрыв в различных районах.
Биржа Nord Pool демонстрирует эффективность и рациональность действий, что легко увидеть, проанализировав динамику заключаемых контрактов на рынке на сутки вперед и контрактов в финансовых инструментах.
Сейчас в скандинавских странах электроэнергия утратила свою исключительность и превратилась в обычный товар, который может продаваться, покупаться и свободно перемещаться через национальные границы. Как и ожидалось, объем торговли между странами значительно увеличился, но главным стало изменение качественных характеристик торговли. В частности, наличие объединенного рынка значительно снизило потребность каждой из стран в резервных мощностях и создании новых генерирующих мощностей, т. е. увеличило эффективность использования ресурсов. Кроме того, цены в различных регионах выровнялись, энергокомпании стали в значительно большей мере ориентироваться на потребителей.
Знакомство со скандинавской моделью энергетического рынка дает возможность выявить ее положительные стороны, изучение которых в дальнейшем позволит сделать реформирование отечественной энергетики более эффективным.
|
|