Журнал "ЭнергоРынок" # 4 за 2004 год
Издательский Дом "РЦБ"
http://e-m.ru

Энергорынок Украины: становление и развитие

Дранник Оксана
Кулагина Валерия
Романов Алексей
IMEPOWER

    Реформирование электроэнергетической отрасли Украины проводится с 1994 г. с целью повышения конкуренции на внутреннем рынке электрической энергии и предусматривает реструктуризацию вертикально интегрированных структур - монополистов в сфере производства, передачи и поставки электрической энергии, для создания отдельных юридических лиц и выделения названных видов деятельности, а также разработки единых для всех субъектов электроэнергетики правил функционирования оптового рынка электрической энергии (ОРЭ), в основу которого положены принципы саморегулирования деятельности его членов, закрепленные в рамочном Договоре между членами оптового рынка электрической энергии (ДЧОРЭ).

    История реформирования и современное состояние рынка электрической энергии Украины
    Одновременно с развитием оптового рынка электрической энергии создана система государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики с помощью механизмов лицензирования, регулирования деятельности природных монополистов, контроля тарифов и процессов ценообразования на оптовом и розничном рынках электрической энергии. Для этого в 1994 г. был создан орган государственного регулирования в электроэнергетике - Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ).
    В настоящее время на оптовом рынке электрической энергии реализована модель <эединого покупателя>, закрепленная на законодательном уровне и предусматривающая существование оптового поставщика, который обязан покупать и продавать электрическую энергию в пределах оптового рынка на основе двусторонних договоров купли/продажи с другими субъектами рынка.
    К этим субъектам относятся, в частности, производители электрической энергии и энергоснабжающие компании, которые поставляют электрическую энергию непосредственно потребителям по регулируемому НКРЭ тарифу, и независимые поставщики, тарифы на поставку электроэнергии для которых не регулируются. Структурная схема оптового рынка электрической энергии Украины представлена на рисунке.
    На оптовом рынке продажа электроэнергии осуществляется по единой почасовой оптовой рыночной цене, которая рассчитывается на основе цены закупки электроэнергии у производителей, стоимости услуг государственного предприятия - системного оператора, которое занимается передачей электрической энергии по магистральным электрическим сетям и централизованным диспетчерским управлением объединенной энергетической системой Украины, а также затрат на обеспечение функционирования оптового поставщика электрической энергии - государственного предприятия <эЭнергорынок>, которое в настоящее время выполняет функции коммерческого оператора ОРЭ. Объемы продажи и покупки электрической энергии на ОРЭ в 2003 г. представлены в табл. 1.

млн. кВт-ч % к итогу
Объем продажи электроэнергии, в т.ч. 152 910 100,0
энергогенерирующими компаниями ТЭС 61 066 39,9
энергогенерирующей компанией АЭС 76 705 50,2
энергогенерирующими компаниями ГЭС 8 890 5,8
энергогенерирующими компаниями ТЭЦ 5 932 3,9
энергогенерирующими компаниями ВЭС 29 0,0
импортированная электроэнергия 214 0,1



Объем покупки электроэнергии, в т.ч. 148 434 100,0
областными энергоснабжающими компаниями 125 836 84,8
независимыми поставщиками электроэнергии 11 480 7,7
экспорт и компенсация потерь при транзите 5 173 3,5
другими участниками энергорынка (небольшие поставщики электроэнергии, тарифы которых регулируются, собственные нужды энергогенерирующих компаний, закачка ГАЭС и т.п.) 5 945 4,0

    С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в Украине на сегодняшний день имеются предпосылки для либерализации и развития конкуренции в сфере электроэнергетики: создан олигопольный рынок производителей электрической энергии, который наряду с природными монополиями регулируется антимонопольным законодательством; конкурентный рынок поставки, участники которого поставляют электрическую энергию на закрепленной территории по регулируемым тарифам или на территории всей Украины по договорным ценам.
    Монопольными видами являются деятельность по передаче электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, а также передача электрической энергии местными (локальными) электрическими сетями, которые в основном принадлежат поставщикам электроэнергии по регулируемому тарифу.
    Конкурентным сегментом рынка производителей являются энергогенерирующие компании ТЭС, у которых тарифы на отпуск электрической энергии формируются на основе почасовых ценовых заявок. В настоящее время потребители электроэнергии (кроме населения) имеют право выбрать независимого поставщика электрической энергии или поставщика по регулируемому тарифу.
    Однако потенциальные возможности развития конкуренции, которые закладывались в концепцию реформирования электроэнергетики, так и не были реализованы в полной мере. Причин этому несколько, но основные - существование до середины 2000 г. неденежных (бартерных) схем расчетов; недостаточная нормативная урегулированность отношений между участниками оптового рынка электрической энергии и договоров купли/продажи; отсутствие надежных механизмов ответственности за невыполнение условий ДЧОРЭ; административное вмешательство в деятельность ОРЭ со стороны властных структур; неэффективное управление государственным имуществом, в том числе государственными долями акций в уставных фондах энергетических компаний; недостаточность механизмов реализации норм антимонопольного законодательства, а также отсутствие действенного контроля за соблюдением правил справедливой конкуренции.
    О недостаточной конкуренции свидетельствует сокращение объемов покупаемой независимыми поставщиками электрической энергии. Среди активно работающих в ОРЭ независимых поставщиков преобладают компании, которые сами являются крупными промышленными потребителями и поставляют электрическую энергию для собственных хозяйственных нужд.
    Эти негативные факторы не позволяют ОРЭ стать саморегулируемой рыночной структурой, несмотря на наличие органов управления договорного объединения его членов (общее собрание, совет ОРЭ), независимого аудитора и арбитражной комиссии для решения споров между участниками рынка, которая так и не начала реально работать.

    Тарифы на электроэнергию
    Сегодня тарифы на электроэнергию в Украине формируются по затратной методике (затраты + норма рентабельности) и жестко регулируются НКРЭ. Исключение составляют энергогенерирующие компании ТЭС, которые продают электроэнергию по почасовым ценовым заявкам, и независимые поставщики.
    Для других энергогенерирующих компаний, системного оператора, сетевой компании и областных энергопоставляющих компаний (облэнерго) НКРЭ утверждает фиксированные тарифы, уровень которых периодически пересматривается. При этом тариф на передачу электроэнергии по высоковольтным сетям определяется методом <эпочтовой марки>.
    Облэнерго и независимые поставщики покупают электроэнергию по почасовой оптовой цене, в состав которой, кроме перечисленных выше, включены инвестиционная и дотационная составляющие.
    За счет инвестиционной составляющей формируется бюджетный фонд финансирования инвестиционных проектов в электроэнергетике, а за счет дотационной реализуется механизм возмещения убытков облэнерго в связи с поставкой электроэнергии дотируемым категориям потребителей, в основном населению. Все дотируемые категории потребителей покупают электроэнергию по ценам ниже рыночных; разницу доплачивают потребители других категорий за счет установления дотационной надбавки к оптовой рыночной цене.
    Розничные тарифы на электроэнергию, которая поставляется потребителям облэнерго, кроме фиксированных тарифов для населения, которые не пересматривались с 1999 г., формируются как сумма прогнозируемой оптовой рыночной цены (ежемесячно утверждается НКРЭ), тарифа на передачу электроэнергии распределительными сетями, тарифа на поставку электроэнергии (оба тарифа утверждаются НКРЭ отдельно для каждого облэнерго) и предусматривают компенсацию нормативных технических и части нетехнических (коммерческих) потерь электроэнергии при передаче распределительными сетями. Для независимых поставщиков тариф на поставку электроэнергии не регулируется.
    Сегодня тарифы на электроэнергию в целом занижены; они компенсируют текущие затраты энергетических компаний, но недостаточны для финансирования или окупаемости инвестиций в электроэнергетике, активы которой, в первую очередь тепловые электростанции и теплоэлектроцентрали, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Тарифы на электрическую энергию по Украине в 2003 г. приведены в табл. 2.

Средневзвешенный тариф на отпуск электроэнергии энергогенерирующими компаниями ТЭС, долларов США за МВт-ч (без НДС) 24,4
Средневзвешенный тариф на отпуск электроэнергии энергогенерирующей компанией АЭС, долларов США за МВт-ч (без НДС) 12,2
Средневзвешенный тариф на отпуск электроэнергии энергогенерирующими компаниями ГЭС, долларов США за МВт-ч (без НДС) 6,7
Средневзвешенный тариф на отпуск электроэнергии энергогенерирующими компаниями ТЭЦ, долларов США за МВт-ч (без НДС) 23,9
Средневзвешенный тариф на отпуск электроэнергии энергогенерирующими компаниями ВЭС, долларов США за МВт-ч (без НДС) 31,6
Средневзвешенный тариф на импорт электроэнергии из России, долларов США за МВт-ч (без НДС) 12,4
Оптовая цена покупки для энергоснабжающих компаний, долларов США за МВт-ч (без НДС) 23,0
Средний розничный тариф для промышленных и приравненных к ним потребителей, долларов США за МВт-ч (без НДС) 30,7
Средневзвешенный розничный тариф для населения, долларов США за МВт-ч (без НДС) 22,8

    Механизм расчетов на оптовом рынке электрической энергии
    Главной особенностью реализации модели <эединого покупателя> в Украине является система счетов со специальным режимом использования (далее - распределительных счетов), через которые осуществляются расчеты за электрическую энергию между участниками ОРЭ. Распределительные счета открываются каждому облэнерго и оптовому поставщику электроэнергии, однако они не имеют права самостоятельно распоряжаться перечисляемыми на эти счета средствами. Алгоритм распределения средств, как правило, устанавливается советом ОРЭ и утверждается регулирующим органом, а в отдельных случаях определяется по инициативе регулирующего органа и КМУ. В соответствии с алгоритмом каждый из участников ОРЭ получает отчисления с распределительных счетов, на которых аккумулируются платежи потребителей за электроэнергию.
    В практике функционирования ОРЭ распределительные счета используются НКРЭ также как инструмент административного регулирования деятельности облэнерго. Например, уменьшение отчислений с распределительных счетов на текущие счета облэнерго применяется НКРЭ как санкция, в частности за неполную оплату купленной электроэнергии, за превышение норматива технических и коммерческих потерь и т. д.
    Распределительные счета, наряду с законодательным требованием проведения оплаты за электрическую энергию исключительно денежными средствами, были введены в 2000 г. С их помощью стремились преодолеть критическую ситуацию с платежами за электроэнергию, которая сложилась на тот период. Сегодня можно констатировать, что эта цель в основном достигнута: в 2003 г. платежи облэнерго исключительно в денежной форме составили 92,9% от общей стоимости купленной электроэнергии против 41,8% в 2000 г.

    Достижения и проблемы
    Реформа 2000 г., призванная повысить дисциплину расчетов в ОРЭ, с одной стороны, способствовала решению проблемы неплатежей, но, с другой стороны, узаконила систему жесткого административного вмешательства в деятельность ОРЭ и создала условия для применения санкций по отношению к субъектам ОРЭ - нарушителям условий лицензируемой деятельности со стороны НКРЭ (уменьшение отчислений средств на их текущие счета).
    Основными признаками усиления административных методов в ОРЭ являются: административное вмешательство, нарушающее принцип справедливого распределения полученных за электрическую энергию средств; нормативное закрепление права на внесение изменений в алгоритм распределения средств без соответствующих решений совета ОРЭ, в том числе на основе отдельных решений правительства; отсутствие механизмов страхования ценовых и платежных рисков для членов ОРЭ; неурегулированность вопросов введения чрезвычайных ситуаций на ОРЭ. Кроме того, коммерческий оператор ОРЭ (оптовый поставщик электрической энергии) - государственное предприятие <эЭнергорынок> - учрежден Кабинетом Министров Украины и полностью подотчетен ему; уполномоченный банк ОРЭ также определяется кабинетом министров Украины.
    Отсутствие четкого разграничения полномочий органов государственного регулирования и государственного управления в электроэнергетической отрасли, наряду с фактическим подчинением <энезависимого> органа государственного регулирования электроэнергетики Кабинетом министров Украины и перевод его на роль органа центральной исполнительной власти со специальным статусом, также способствуют вытеснению рыночных отношений на ОРЭ и замене их государственным управлением.
    Еще одна особенность функционирования рынка электроэнергии в Украине заключается в том, что, несмотря на постепенную приватизацию, большинство энергоснабжающих и энергогенерирующих компаний - членов ОРЭ - находятся под контролем государства и управляются Министерством топлива и энергетики. В 1997-1998 гг. были приватизированы 7 облэнерго (у государства остались пакеты акций, составляющие 25% от уставного фонда), в 2001 г. - еще 6 облэнерго (все акции контролируются частными инвесторами). Среди собственников акций облэнерго - украинские, российские и иностранные компании. В то же время государство все еще владеет контрольными пакетами акций (более 50% от уставного фонда) в большинстве облэнерго, а также 4 из 5 энергогенерирующих компаний ТЭС (атомные станции, гидроэлектростанции и ТЭЦ приватизировать запрещено). Степень участия государства в уставных фондах энергетических компаний приведена в табл. 3.

Название компании Государственный пакет акций (в процентах к величине уставного фонда)
Энергоснабжающие компании по регулируемому тарифу  
ОАО "АК "Винницаоблэнерго" 75,00
ОАО "Волыньоблэнерго" 75,00
ОАО "ЭК "Днепрооблэнерго" 75,00
ОАО "Донецкоблэнерго" 65,06
ОАО "ЭК "Закарпатьеоблэнерго" 75,00
ОАО "Запорожьеоблэнерго" 60,25
ОАО "Крымэнерго" 70,00
ОАО "Львовоблэнерго" 26,98
ОАО "Луганскоблэнерго" 60,06
ОАО "Николаевоблэнерго" 70,00
ОАО "Одесаоблэнерго" 25,01
ОАО "Полтаваоблэнерго" 25,00
ОАО "Прикарпатьеоблэнерго" 25,00
ОАО "Сумыоблэнерго" 25,00
ОАО "Тернопольоблэнерго" 51,00
ОАО "Черкассыоблэнерго" 45,00
ОАО "ЭК "Черновцыоблэнерго" 70,00
ОАО "Черниговоблэнерго" 25,00
ОАО "АК "Харьковоблэнерго" 65,00
ОАО "ЭК "Хмельницкоблэнерго" 70,01
ОАО "АЭК "Киевэнерго" 51,00
Энергогенерирующие компании ТЭС  
ОАО "Донбассэнерго" 85,77
ОАО "Днепроэнерго" 76,04
ОАО "Западэнерго" 70,10
ОАО "ГЭК "Центрэнерго" 78,29

    Следует также отметить, что на сегодняшний день приватизация в электроэнергетике приостановлена. Это обусловлено в основном наличием кредиторской и дебиторской задолженности, которая накапливалась годами и погашение которой без существенных потерь для предприятий топливно-энергетического комплекса возможно только после принятия специального закона, позволяющего уменьшить налоговое бремя и применить необходимые механизмы рефинансирования. Таким образом, продолжения приватизации следует ожидать после принятия закона о погашении задолженности в топливно-энергетическом комплексе, который сейчас находится на рассмотрении парламента Украины, и практической отработки его положений.

    Конкурентным сегментом рынка производителей являются энергогенерирующие компании ТЭС, у которых тарифы на отпуск электрической энергии формируются на основе почасовых ценовых заявок. В настоящее время потребители электроэнергии (кроме населения) имеют право выбрать независимого поставщика электрической энергии или поставщика по регулируемому тарифу.

    Перспективы развития ОРЭ
    С целью совершенствования действующего ОРЭ в 2002 г. Кабинетом министров Украины была разработана и принята Концепция функционирования и развития оптового рынка электрической энергии Украины, предусматривающая поэтапный переход от существующей монопольной модели <эединого покупателя> к перспективной конкурентной модели <эдвусторонних контрактов и балансирующего рынка>. В соответствии с этой концепцией реформирование ОРЭ будет проводиться в два этапа:
    1. На первом этапе (в переходной период) сохраняется действующая система с внедрением элементов рынка двусторонних договоров и балансирующего рынка, предусматривающая применение методов страхования финансовых рисков (частичная предоплата, банковская гарантия). Предусматривается также введение биржевой торговли фьючерсными контрактами на электрическую энергию без ее физической поставки (<эконтракты на разницу>) в качестве механизма страхования ценовых рисков для членов ОРЭ.
    2. На втором этапе внедряется перспективная модель <эпрямых двусторонних договоров и балансирующего рынка>; в том числе планируется создание рынка финансовых контрактов на электрическую энергию, биржевой продажи электроэнергии, рынка системных услуг.
    Прямые договора предполагается вводить постепенно, параллельно с элементами балансирующего рынка. На прямые договора на добровольной основе поочередно переходят теплоэлектроцентрали, энергогенерирующие компании ТЭС, атомные электростанции. При этом стороной договора могут быть поставщики электрической энергии и крупные потребители.
    Продажа электроэнергии, произведенной гидроэлектростанциями и гидроаккумулирующими станциями, мощность или объем которых превышают предельные показатели, осуществляется исключительно посредством оптового поставщика электрической энергии и только через балансирующий рынок. Таким образом, все ГЭС, ГАЭС, а также предприятия, которые по тем или иным причинам не перейдут на прямые договора, останутся участниками балансирующего рынка с новыми правилами и новой системой ценообразования.
    Предполагается, что на переходном этапе либерализация рынка коснется лишь незначительного числа его участников (не более 10%), которые при выполнении определенных условий, в том числе внедрении систем коммерческого учета электрической энергии и обмена информацией, перейдут на прямые договора между производителями и поставщиками. В то же время для остальных участников ОРЭ схема работы не изменится; следовательно, все проблемы действующего рынка будут еще долго актуальными.
    На переходном этапе сохраняется организационно-правовая структура ОРЭ, определенная законом Украины <эОб электроэнергетике>, с резервированием функций коммерческого оператора и оптового поставщика электрической энергии за государственным предприятием <эЭнергорынок>; останется и право перехода к нему собственности на купленную/проданную на ОРЭ электрическую энергию, что послужило одним из факторов накопления долгов. Как видим, на данном этапе решение проблем не предусматривается, поскольку возможность совершенствования договорных отношений, например посредством замены договоров купли/продажи электроэнергии договорами комиссии без перехода права собственности к государственному предприятию <эЭнергорынок>, игнорируется, хотя это несложное мероприятие создало бы предпосылки к переходу на прямые договора.
    В перспективе, при условии приватизации энергогенерирующих компаний ТЭС, предусматривается ликвидация оптового поставщика электроэнергии в виде государственного предприятия. Предполагается, что участники ОРЭ станут учредителями нового коммерческого оператора ОРЭ, который будет выполнять функции коммерческого оператора балансирующего рынка. К сожалению, принятая Концепция реформирования ОРЭ не определяет такой важный аспект, как организационно-правовая форма нового коммерческого оператора.
    Концепция предполагает установление договорной цены по прямым двусторонним договорам между производителями и поставщиками или потребителями электрической энергии, а также создание новой системы специального ценообразования на балансирующем рынке в соответствии с правилами, которые предстоит разработать. Вместе с тем основные подходы и принципы формирования цены на балансирующем рынке пока не определены.
    В переходный период расчеты за купленную через коммерческого оператора электрическую энергию будут производиться, как и в настоящее время, через систему распределительных счетов. Расчеты по прямым двусторонним договорам предполагается осуществлять с помощью текущих счетов.
    На переходном этапе Концепция не предусматривает специальных мер ограничения административного вмешательства во взаиморасчеты субъектов ОРЭ, а также не создает предпосылки для активизации претензионной работы с должниками. В дальнейшем члены ОРЭ приведут ДЧОРЭ в соответствие с законодательством Украины, разработав Правила оптового рынка электрической энергии как отдельный нормативный документ, утверждаемый НКРЭ.
    Перспективная модель ОРЭ предполагает превращение ДЧОРЭ в Договор балансирующего рынка, который обязаны подписать все его члены. Также планируется полномасштабное внедрение прямых контрактов на электроэнергию, в том числе и биржевых, которые предусматривают ее товарную поставку. Поскольку в настоящее время для перехода на прямые договора необходимы значительные ресурсы, включая внедрение современных систем коммерческого учета электрической энергии, реальное реформирование ОРЭ Украины, в котором смогут принять участие большинство членов ОРЭ и потребителей электрической энергии, откладывается на неопределенный срок.

    Заключение
    С учетом изложенного выше можно сделать вывод, что новая Концепция не содержит достаточных стимулов для быстрого реформирования ОРЭ, хотя и предусматривает некоторую либерализацию рынка. План практической реализации концепции сужает ее рыночные аспекты в силу отсутствия комплексного подхода к решению проблем. Кроме того, план реализации Концепции не утвержден до сих пор. В то же самое время сама Концепция утверждена еще в ноябре 2002 г. и некоторые ее положения уже начинают устаревать. Все эти факторы свидетельствуют о замедлении темпов рыночных преобразований в электроэнергетике Украины, которая первой из всех республик бывшего Советского Союза начала переход к конкурентному рынку электрической энергии.


Copyright © 1992-2005 ИД " РЦБ "
E-mail: