Суханова Елена
АТС НП
Интервью с заместителем председателя правления по юридическим вопросам НП <эАТС> Еленой Сухановой
|
ЭР: Елена Юрьевна, как известно, третейский суд при ОАО <эРАО "ЕЭС России"> работает уже несколько лет. Чем обусловлено решение о создании еще одного третейского суда, уже при некоммерческом партнерстве <эАдминистратор торговой системы>?
E. C.: Третейский суд при ОАО <эРАО "ЕЭС России"> создавался как суд, разрешающий экономические споры между организациями, которые входят в холдинг. Однако надо учитывать, что на сегодняшний день в торгах свободного сектора оптового рынка электроэнергии принимают участие и субъекты, не являющиеся дочерними или зависимыми обществами ОАО <эРАО "ЕЭС России">. Поэтому понадобилось создать систему урегулирования споров, которая учитывала бы интересы всех участников рынка - как входящих в холдинг, так и не входящих. Третейский суд при НП <эАТС> образован в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 526, предусматривающим наличие системы досудебного урегулирования споров между участниками оптового рынка электроэнергии, и уставом НП <эАТС> (см. врезку 1). Создание третейского суда при НП <эАТС> обусловлено спецификой и сложностью отношений, которые выстраиваются на рынке. Дело в том, что если выносить споры на рассмотрение арбитражных судов, разбирательства будут слишком длительными. Важные преимущества разрешения споров в третейском суде при НП <эАТС> перед государственными судебными органами - оперативное рассмотрение дел и возможность истца и ответчика выбрать в качестве арбитров квалифицированных специалистов, мнению которых они доверяют.
ЭР: Какова организационная структура третейского суда при НП <эАТС>?
E. C.: Это постоянно действующий третейский суд в отрасли электроэнергетики. Он разрешает экономические споры, подведомственные арбитражным судам (кроме споров, возникающих в сфере управления), в соответствии с федеральным законом <эО третейских судах в Российской Федерации>, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации (см. врезку 2).
Организационная структура третейского суда при НП <эАТС> аналогична структуре многих постоянно действующих третейских судов. В его состав входят председатель третейского суда, заместитель председателя, третейские судьи, ответственный секретарь, сотрудники службы делопроизводства. Председателем третейского суда при НП <эАТС> избран Вячеслав Синюгин, кандидат юридических наук, член правления ОАО <эРАО "ЕЭС России">; его заместителем - Павел Шацкий, руководитель энергетического департамента ОАО <эРусский Алюминий>. Наблюдательный совет НП <эАТС> утвердил список третейских судей в составе 47 человек - ранее их кандидатуры были предложены членами НП <эАТС>, членами правления и наблюдательного совета НП <эАТС>. Состав судей очень разнообразен: от специалистов по электроэнергетике до специалистов в области гражданских правоотношений. Надо отметить, что судьей третейского суда при НП <эАТС> может быть физическое лицо, обладающее необходимыми знаниями для квалифицированного разрешения споров: обязательно наличие высшего инженерного образования и опыта работы в области энергетики не менее 10 лет либо наличие высшего юридического образования и опыта работы по юридической специальности не менее 5 лет. В составе судей третейского суда при НП <эАТС> есть член Ассоциации Королевского института арбитров (Великобритания) Грищенко Анатолий Иванович.
ЭР: Каковы цели деятельности третейского суда при НП <эАТС>, что входит в его компетенцию?
E. C.: Третейское разбирательство спора призвано обеспечить:
- защиту охраняемых законом прав и интересов организаций - субъектов электроэнергетики;
- быстроту и экономичность процедуры разрешения спора;
- сохранение и дальнейшее упрочение деловых партнерских отношений спорящих сторон, несмотря на имеющиеся разногласия.
В соответствии с федеральным законом <эО третейских судах в Российской Федерации> в третейский суд по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не устанавливается федеральным законом. Между НП <эАТС> и ОАО <эРАО "ЕЭС России"> достигнуто соглашение о том, что рассмотрение всех экономических споров, связанных с функционированием торговой системы оптового рынка электроэнергии, будет входить в компетенцию третейского суда при НП <эАТС>. Это могут быть споры по вопросам доступа участников на рынок, расчета диспетчерского графика, приема заявок, заключения и исполнения договоров и т. д. Мы уверены, что третейский суд при НП <эАТС> сможет быстро и эффективно рассматривать такие споры и принимать по ним объективные решения.
1. Из постановления Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526
<эО реформировании электроэнергетики Российской Федерации>
В процессе реформирования отрасли создается администратор торговой системы, выполняющий задачи по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии, обеспечению расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка, по обеспечению равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии, разработке правил оптового рынка и контроля за их соблюдением, организации системы досудебного урегулирования споров между участниками оптового рынка и контроля за действиями системного оператора, влияющими на экономическую эффективность оптового рынка.
2. Порядок образования и деятельности третейских судов
(из федерального закона <эО третейских судах в Российской Федерации>)
В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.
Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:
1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
|
ЭР: В каком случае спор между участниками экономических отношений на оптовом рынке электроэнергии может быть передан на разрешение третейского суда при НП <эАТС>?
E. C.: В основе всей договорной конструкции на оптовом рынке электроэнергии лежит договор о присоединении к оптовому рынку электроэнергии. Конструкция этого договора не позволяет передавать споры, не урегулированные сторонами путем переговоров, в третейский суд при НП <эАТС>, так как это противоречит нормам закона о третейских судах, предусматривающим, что рассмотрение споров в них - процесс добровольный. Поэтому любой спор между участниками экономических отношений на оптовом рынке электроэнергии может быть передан на разрешение третейского суда при НП <эАТС> только после соблюдения претензионного порядка урегулирования споров, а также после заключения между ними отдельного третейского соглашения. Стороны могут передать в третейский суд при НП <эАТС> спор, возникший как из договорных отношений, так и из внедоговорных.
ЭР: Какова процедура рассмотрения споров в третейском суде при НП <эАТС>?
E. C.: Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей. Процедура рассмотрения споров в третейском суде при НП <эАТС> довольно проста. Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое затем передается в третейский суд и рассматривается председателем. Копия искового заявления передается ответчику. Состав третейского суда для разрешения конкретного спора определяется следующим образом: каждая сторона избирает из списка третейских судей одного судью, а двое избранных таким образом судей избирают третьего - председателя состава третейского суда. При разбирательстве каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. При этом принцип состязательности в третейском суде реализуется намного активнее, чем в арбитражном: у сторон больше возможностей отстаивать свою правоту, создавать доказательственную базу, участвовать в исследовании доказательств. При третейском разбирательстве участники сами строят весь процесс, начиная с выбора судей, что немаловажно. В результате стороны могут гораздо легче достичь компромисса, заключить мировое соглашение. Решение третейского суда исполняется сторонами в добровольном порядке в установленные сроки. Необходимо отметить, что если решение не исполнено добровольно, оно подлежит исполнению в принудительном порядке.
ЭР: Какие расходы связаны с разрешением спора в третейском суде при НП <эАТС> и как они распределяются?
E. C.: Третейский суд при НП <эАТС> не является юридическим лицом; тем не менее он должен быть самоокупаемым. Третейский сбор должен компенсировать расходы на разбирательство. В состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, входят гонорары третейским судьям; расходы, понесенные судьями в связи с участием в разбирательстве; суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам; расходы, понесенные свидетелями; расходы на оплату услуг представителя стороны, в пользу которой состоялось решение суда; расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства. Первоначально бремя расходов по разрешению спора несет сторона, подающая исковое заявление, но если признается вина ответчика, судебные расходы перекладываются на него.
ЭР: Каковы Ваши ожидания от работы третейского суда при НП <эАТС>?
E. C.: Третейский суд при НП <эАТС> должен стать эффективным механизмом рассмотрения споров, направленным на то, чтобы участникам рынка было легче разрешать возникшие между ними конфликты. Мы ожидаем, что судьи третейского суда при НП <эАТС> будут квалифицированно и в короткие сроки рассматривать дела с наименьшими затратами для участников рынка электроэнергии.
|
|