Журнал "ЭнергоРынок" # 8 за 2004 год
Издательский Дом "РЦБ"
http://e-m.ru

Проектирование АИИС для оптового рынка электроэнергии

Покатилов Александр
АТС НП

    Торги в конкурентном секторе федерального оптового рынка электроэнергии и, в частности, уровень цен на электроэнергию, установившийся после первых месяцев торговли, привлекли руководителей многих предприятий. Какие условия необходимо выполнить, чтобы принять участие в торговле на энергетической бирже?
    В данной статье будут рассмотрены технические требования, которым должен соответствовать будущий участник торгов.

    Измерять - значит знать.
    Джеймс Клерк Максвелл

    Термины и определения: спор ни о чем?
    Казалось бы, не важно, как назвать систему учета электроэнергии для рынка - автоматизированной системой контроля и учета электропотребления (АСКУЭ) или автоматизированной информационно-измерительной системой (АИИС), лишь бы она четко и в срок передавала данные коммерческого учета на торговую площадку. Но, оказывается, все не так просто.

    Регулирование отношений, связанных с обеспечением единства измерений
    Создание конкурентного оптового рынка электроэнергии, повлекшее за собой существенное изменение структуры договорных отношений между субъектами рынка (в частности, обусловившее возможность заключения прямых договоров между участниками оборота электроэнергии), приводит к появлению принципиально новой системы финансовых расчетов за поставленную товарную продукцию и оказание дополнительных системных услуг (рис. 1).
    Главная задача такой системы в соответствии с п. 72 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода - обеспечивать получение сбалансированных данных о фактическом производстве (потреблении) электроэнергии на оптовом рынке с учетом потерь. При этом необходимо контролировать:

  • достоверность информации о результатах измерений (коммерческой информации);
  • своевременность и полноту предоставления результатов измерений участникам расчетов, требования к которым обусловливаются правилами работы рынка.
        Требования к обеспечению единства измерений, к средствам измерений и методикам выполнения измерений определены в федеральном законе <эО техническом регулирова-нии>, в законе Российской Федерации <эОб обеспечении единства измерений> и в иных нормативных актах, которые носят подзаконный характер. Соблюдение этих требований является единственным и достаточным основанием для признания юридической силы проведенных измерений.
        В процессе выполнения коммерческих измерений товарной продукции и услуг на оптовом рынке в соответствии с действующим законодательством необходимо обеспечить государственный контроль и надзор за ними в полном объеме (рис. 2). Метрологическое обеспечение коммерческого учета электроэнергии должно основываться на системе нормативных документов, имеющих юридический статус не ниже межведомственных актов с регистрацией в Минюсте РФ.
        На данном этапе и находится <эводораздел> между двумя наименованиями системы коммерческого учета. В расшифровке аббревиатуры <эАСКУЭ>, ранее часто применяемой специалистами по коммерческому учету, отсутствует слово <эизмерение>. Поэтому данный термин находится вне существующего правового поля нормативных актов и документов. В связи с этим форма и содержание технического задания на разработку системы коммерческого учета, состав документации, которая должна поставляться совместно с аппаратурой, требования к программам, ведущим расчет потребления электроэнергии, были произвольными, из-за чего страдали в основном заказчики систем. Получив некондиционный продукт, пенять можно было только на себя. Многие стали избегать сотрудничества с отечественными фирмами-поставщиками, считая, что зарубежная торговая марка хоть в какой-то степени сможет застраховать от возможных <эсюрпризов>.
        Введение термина <эАИИС> (в расшифровке этой аббревиатуры появляется слово <эизмерение>) кардинально меняет положение вещей. Данный термин попадает в хорошо известный специалистам круг понятий, связанных с измерительными системами. Существует большое количество стандартов и других нормативных документов, касающихся измерительных систем. Заказчик подобной системы не остается один на один с поставщиком - на его стороне находятся государственный контроль и надзор.

        Организация метрологического обеспечения средств коммерческого учета
        Метрологическое обеспечение измерительных систем в соответствии с ГОСТ Р 8.596 включает в себя следующие виды деятельности:

  • на этапе проектирования - нормирование, расчет метрологических характеристик измерительных каналов, проведение метрологической экспертизы технической документации на АИИС;
  • на этапе изготовления - проведение испытаний АИИС с целью утверждения типа;
  • на этапе внедрения на объекте - поверка измерительных каналов, приемка монтажа и наладки;
  • в процессе эксплуатации - ведение метрологического надзора, испытание на соответствие утвержденному типу.
        Организации-разработчики проекта АИИС КУ осуществляют проектирование с учетом требований нормативных документов, предполагающих:
  • использование средств измерений, которые внесены в Государственный реестр средств измерений, допущенных к применению в России;
  • определение и установление требований к метрологическим характеристикам каждого информационного канала АИИС в рабочих условиях эксплуатации (применения);
  • определение и установление методов измерений, требований безопасности и квалификации операторов, условий измерений, операций по подготовке и выполнению измерений;
  • определение фактических значений метрологических характеристик измерительных каналов АИИС по разработанным методикам выполнения измерений (далее - МВИ) или по установленным метрологическим характеристикам, приведенным в документе <эОписание типа>;
  • определение и установление перечня стендов, сервисной аппаратуры, установок, средств измерений и оборудования, необходимых для поверки, калибровки, ремонта измерительных каналов на объекте и контроля условий их эксплуатации;
  • разработку и аттестацию МВИ;
  • проведение метрологической экспертизы разрабатываемой проектной документации (технического задания - до согласования с заказчиком; проектной документации, предназначенной для комплектации, монтажа, наладки и эксплуатации, - до перехода проекта в стадию выполнения работ).
        В соответствии со ст. 16 закона Российской Федерации <эОб обеспечении единства измерений> деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами только при наличии лицензии, выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 4.1 ГОСТ Р 8.596 определяет измерительные системы как разновидность средств измерений и распространяет на них все общие требования к средствам измерений, а п. 7.1.2 ГОСТ Р 8.596 приравнивает к изготовителю АИИС проектную организацию, которая подтверждает тип как единичных экземпляров, так и типовых проектных решений.
        Участник оптового рынка электроэнергии (мощности) имеет в своем составе аккредитованную в установленном порядке при Госстандарте России метрологическую службу для поверки средств коммерческих измерений товарной продукции (электроэнергии, мощности) и характеристик оплачиваемых системных услуг, а также может получить право аттестации МВИ товарной продукции и оплачиваемых дополнительных системных услуг.
        По закону Российской Федерации <эОб обеспечении единства измерений> до сдачи АИИС в постоянную эксплуатацию необходимо разработать и аттестовать МВИ электроэнергии и мощности с помощью этой системы. При разработке МВИ рекомендуется использовать ГОСТ Р 8.596-2002 и РД 153-34.0-11.209-99 <эРекомендации. Автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии и мощности. Типовая методика выполнения измерений электроэнергии и мощности>, согласованный с Минэнерго РФ, Главгосэнергонадзором, РАО <эЕЭС России> и ЦДУ <эЕЭС России>. Промышленная эксплуатация АИИС для выполнения измерений на оптовом рынке электроэнергии без оформленной надлежащим образом методики выполнения измерений запрещается.
        При измерении количества электрической энергии с целью коммерческого учета возникает ряд специфических требований к содержанию МВИ:
  • выполнение измерений времени;
  • выполнение измерений по группе измерительно-информационных каналов (ИИК);
  • выполнение измерений несколькими методами по одному (группе) ИИК;
  • косвенные измерения величины потерь электрической энергии в точке (группе точек) поставки с помощью вычислительного компонента на основе прямых измерений в точках измерений за учетный интервал (30 минут) и вычисление погрешности расчета потерь на основании утвержденной методики.

        Ответственность за обеспечение единства измерений
        Метрологическую экспертизу технической документации на АИИС в соответствии с п. 6 ГОСТ Р 8.596 проводят:

  • метрологические службы юридических лиц, аккредитованные в установленном порядке;
  • головные и базовые организации метрологической службы в отраслях;
  • органы Государственной метрологической службы;
  • государственные научные метрологические центры и другие специализированные организации, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний ИС.

        Новый подход к измерительным системам коммерческого учета
        Наблюдательный совет НП <эАТС> принял ряд важных решений, касающихся коммерческого учета на рынке электроэнергии, которые давно ожидались участниками рынка и легли в основу нового подхода к организации коммерческого учета (рис. 3).
        Важным нововведением, кроме метрологической характеристики, является установление погрешности результата измерений, коэффициента класса качества измерительного канала. Последний, присвоенный измерительным каналам АИИС, учитывается при распределении физических небалансов электрической энергии, произведенной и/или потребленной на ОРЭ, и определяется следующими показателями качества АИИС: надежностью, защищенностью от несанкционированного доступа, функциональной полнотой, степенью автоматизации выполняемых функций. Таким образом, при выборе уровня сложности и стоимости устанавливаемой АИИС субъект рынка будет руководствоваться в первую очередь соображениями экономической целесообразности.
        Следующим шагом в развитии метрологического обеспечения коммерческого учета как на оптовом, так и на розничном рынках должны стать разработка и утверждение одного или нескольких технических регламентов, посвященных этим вопросам.

        Рис. 3. Регламенты оптового рынка электроэнергии по вопросам коммерческого учета, утвержденные наблюдательным советом НП <эАТС> (приложения к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка)
    • Регламент коммерческого учета электрической энергии оптового рынка электроэнергии переходного периода (приложение 10).
    • АИИС коммерческого учета электрической энергии (мощности) субъекта ОРЭ. Термины и определения (приложение 11.0).
    • АИИС коммерческого учета электрической энергии (мощности) субъекта ОРЭ. Технические требования (приложение 11.1).
    • Методика присвоения коэффициента класса качества АИИС коммерческого учета электрической энергии (мощности) субъекта оптового рынка (приложение 11.2).
    • Порядок установления соответствия АИИС коммерческого учета субъекта оптового рынка электроэнергии техническим требованиям оптового рынка электроэнергии пе-реходного периода и присвоения класса качества (приложение 11.3).
    • Методические указания по предоставлению информации в НП <эАТС> о состоянии системы учета электроэнергии заявителя (опросные листы) (приложение 11.4).
    • Требования к проведению испытаний с целью определения соответствия АИИС коммерческого учета Техническим требованиям оптового рынка электроэнергии и присвоения коэффициента класса качества в объеме испытаний для субъектов ФОРЭМ и мо-дернизируемых АИИС (приложение 11.5).
    • Формат и регламент представления результатов измерений в НП <эАТС>, ОАО <эСО-ЦДУ ЕЭС> и смежные субъекты (приложение 11.1.1).
    • Состав, формат и регламент представления состояний средств и объектов измерений в НП <эАТС>, ОАО <эСО-ЦДУ ЕЭС> и смежные субъекты (приложение 11.1.2).

        Примечание
        1 Автоматизированная информационно-измерительная система.


Copyright © 1992-2004 ИД " РЦБ "
E-mail: