Школьников Александр
-
По наблюдениям автора этой статьи, значительная часть споров между участниками оптового рынка относительно его правил и перспектив развития связана с различными взглядами на то, какой сегмент рынка будет являться преобладающим, системообразующим и формирующим цену. Эти различия во мнениях могут стать фактором качественной эволюции рынка при условии, что стороны осознали причины разногласий и приняли аргументы друг друга.
|
Специалисты, работающие на оптовом рынке или имеющие к нему какое-либо отношение, как правило, отдают предпочтение тому или иному его сегменту. Соответственно любые предложения или комментарии, получаемые от специалистов, нужно рассматривать с учетом данного фактора: какой из сегментов оптового рынка данный эксперт считает системообразующим, формирующим цену (или должным стать таковым)?
Для определения взглядов эксперта (специалиста, выражающего свое мнение относительно той или иной проблемы рынка) на оптовый рынок предлагается использовать две шкалы. Первая характеризует отношение к волатильности цен, фактору различия ценности и стоимости производства энергии в каждом часе, т. е. эксперт склоняется либо к рынку с долгосрочно фиксированными ценами и условиями оплаты, либо к рынку с постоянно меняющимися ценами. Здесь немалую роль играет субъективная склонность к риску, а также условия, в которых работает бизнес эксперта. Так, представители крупных потребителей и производители с ровным графиком нагрузки предпочитают цены, фиксированные на относительно длительный период (хеджирование рисков), а спекулятивно настроенные трейдеры, часть сбытовиков и часть поставщиков, способных быстро поднимать и сбрасывать нагрузку, напротив, - цены, меняющиеся ежечасно. Как правило, сторонние эксперты и разработчики моделей тоже склоняются к рынку с ежечасно меняющимися ценами, которые более точно отражают соотношение спроса и предложения.
Вторая шкала определяет взгляды эксперта в модели <эфизический рынок - финансовый рынок>. Эксперты-энергетики, как правило, выбирают <эфизику>, учитывающую структуру сети, ограничения, потери, близость генераторов к основным районам потребления, фактические режимы. Эксперты из других областей предпочитают финансовые модели, где электроэнергия - обезличенный товар, права на который продаются и покупаются вне зависимости от структуры сети и направлений перетоков.
Соединение двух названных шкал дает матрицу 2 х 2 (табл. 1), в которую укладываются все известные модели и предпочтения относительно оптового рынка (модели нерыночного ценообразования не рассматриваются).
Матрица моделей рынка |
Шкала 1. Предпочтение волатильности |
Низкое (склонность к хеджированию, стабильности) |
Высокое (склонность к игре, оптимизации) |
Шкала 2. Сетевые ограни-чения и фактичес-кие графики |
Минимально учитываются (финансовый рынок) |
1.Рынок стандартных (биржевых) финансовых контрактов |
2.Рынок на сутки вперед - двусторонний аукцион |
Максимально учитываются (физический рынок) |
3.Рынок физических двусторонних договоров |
4.Балансирующий рынок (рынок он-лайн) |
Если эксперт склоняется, например, к рынку физических договоров, считает этот рынок преобладающим по объемам торговли, системообразующим, это вовсе не означает, что он отвергает другие сегменты рынка (например, рынок <эна сутки вперед> или балансирующий рынок) - он лишь отводит им вспомогательную роль.
Опишем идеальные модели рынка, представленные в табл. 1, и охарактеризуем экспертов, предпочитающих ту или иную модель.
Рынок стандартных (биржевых) финансовых контрактов
Модель стандартных финансовых контрактов можно описать следующим образом: торговля стандартными финансовыми контрактами на поставку электроэнергии и отсутствие привязки к особенностям сети. Поставщики предлагают контракты на поставку на определенный период. Купивший контракт имеет право продать его либо получить по нему электроэнергию, когда придет срок исполнения контракта. Поставщик, продавший контракт, может сам не генерировать энергию, а купить контракт на поставку у другого поставщика. В этом случае за него произведет и отпустит энергию в сеть другой. Кроме того, поставщики, покупатели и другие участники рынка могут продавать контракты без права поставки. Купивший такой контракт получает по нему не энергию, а ее стоимость по средней цене рынка (т. е. по средневзвешенной цене контрактов на поставку), а продавший выплачивает эту стоимость (аналог существующих финансовых биржевых контрактов). Эксперт, предпочитающий подобную модель рынка (назовем его финансистом; как правило, это эксперты, пришедшие из финансовых структур), настороженно относится к любым предложениям, касающимся введения в модель как ограничений по режимам сети, так и внебиржевых, индивидуальных, физических договоров. Главные приоритеты для финансиста - ликвидность и прозрачность, простота и унифицированность правил. Он очень болезненно относится к любым усложнениям модели, связанным с режимами и пропускной способностью, полагая, что все системные вопросы - дело СО и сетевых компаний и не стоит их примешивать к модели.
Рынок <эна сутки вперед> - двусторонний аукцион
Рынок <эна сутки вперед> (спот-рынок) предполагает, что участниками рынка являются только те компании, которые покупают и продают энергию. Они подают заявки (на сутки вперед) на покупку или продажу. В заявке указывается цена и объем, возможны несколько ступеней. Двусторонний аукцион проводится для каждого часа следующим образом: заявки на покупку выстраиваются в порядке убывания цены, заявки на продажу - в порядке ее возрастания. На пересечении получившихся кривых спроса и предложения определяется цена рынка и проданные (купленные) каждым участником объемы. В идеальной модели аукцион проводится для всего рынка, поузловая разбивка отсутствует. Эта концепция созвучна идее финансистов об идеальном ликвидном стандартном рынке, отделенном от структуры сети. Спотовики (сторонники данной модели) редко соглашаются с усложнением аукциона путем внесения туда многочисленных правил и профессиональных тонкостей, с недоверием относятся к любому усилению роли СО в торговом процессе, часто критикуют существующую узловую модель, несмотря на то что вся модель построена на основе спот-рынка. Их не устраивает не сама идея аукциона, а слишком сложная и непрозрачная система узлов (групп точек поставки), наличие сложных и непрозрачных ограничений, связанных с пропускной способностью отдельных линий и электрическими режимами сети (<эчерный ящик>), определяющая роль системного оператора. Большинство спотовиков - сторонники зональной модели спот-рынка. Балансирующий, финансовый и рынок двусторонних договоров, по их мнению, - дополнительные рынки, помогающие оптимизировать работу системообразующего механизма - аукциона <эна сутки вперед>.
Рынок физических двусторонних договоров
На рынке физических двусторонних договоров каждый покупатель стремится сам договориться с ближайшими генераторами, системными операторами и владельцами сети, заключить двусторонний договор на индивидуальных условиях. Единой рыночной цены (в отличие от рынка финансовых контрактов и спот-рынка) здесь не существует. Ее технически невозможно вычислить, поскольку графики поставки, сроки и средства платежа, иные условия (например, поставка тепла совместно с электроэнергией) в этой системе столь разнообразны и индивидуальны, что не могут быть сведены к единому знаменателю. Кроме того, цена поставки и условия договора являются коммерческой тайной. Договорников (экспертов, склоняющихся к такой модели) много среди крупных потребителей и крупных поставщиков, как правило генерирующих энергию ровным графиком и не имеющих возможности в полной мере воспользоваться преимуществами игры на спот-рынке. Договорники и спотовики спорят с момента зарождения рынка в России. Первые до 2000 г. были практически единственными, кто боролся за либерализацию отношений в электроэнергетике. Их требования заключались в предоставлении крупным потребителям права выхода на ФОРЭМ и заключения двусторонних договоров с дешевыми крупными станциями. После прихода к руководству РАО <эЕЭС России> А. Б. Чубайса начались работы по проектированию оптового рынка электроэнергии, были приглашены иностранные консультанты, преимущественно спотовики и финансисты. В проекте Концепции реструктуризации РАО <эЕЭС России> от 27 марта 2000 г. упоминаются двусторонние договоры, однако говорится о необходимости создания механизма торговли на оптовом рынке. 8 мая 2001 г. на ключевом на тот момент информационно-политическом портале Полит.ру было опубликовано интервью консультанта Джека Ньюшлосса с характерным названием <эНужно отказаться от концепции "отгрузки электронов в грузовик". Прямые договоры лишь способ снять сливки>. В августе 2001 г. появляется один из первых проектов оптового рынка - Концепция организации сектора электронной торговли ФОРЭМ в Российской Федерации, в которой предполагалась организация двустороннего спот-аукциона с единой ценой (при отсутствии понятий <эузлы>, <эценовые зоны> или <эгруппы точек поставки>) и ни слова не говорилось о двусторонних договорах (но предполагалось развитие рынка финансовых контрактов). С этого момента идеи спотовиков начинают быстро завоевывать позиции. Но и двусторонние договоры остаются в силе.
В 2002-2003 гг. параллельно функционируют два механизма торговли сверхплановыми объемами, организованных ЦДР ФОРЭМ, - энергопул, представляющий собой одну из разновидностей <эслепого> аукциона, и аукционные торги, основанные на принципе двусторонних договоров. Создается НП <эАТС>, ориентированное преимущественно на организацию торгов на спот-рынке. В 2003 г. проходят имитационные торги на спотовом рынке. С ноября 2003 г. работает сектор <5-15%>. Но идеи рынка двусторонних договоров по-прежнему сильны, и в модель спотового аукциона встроены сразу две разновидности двусторонних договоров - физические и финансовые. Проблема <эспотовый рынок плюс двусторонние договоры> остается одной из наиболее сложных и запутанных (неспроста эти рынки находятся в противоположных углах матрицы). Действительно, эффективный спотовый рынок требует, чтобы большая часть энергии торговалась на каждый час на сутки вперед (только так можно определить реальную цену рынка), а двусторонним договорам была отведена роль механизма хеджирования рисков и оптимизации стратегий. Концепция рынка двусторонних договоров, наоборот, предполагает, что спот-рынок будет использоваться как механизм распродажи остатков от двусторонних договоров. В последнее время, после решения РАО <эЕЭС России> перевести регулируемый сектор ОРЭ на регулируемые двусторонние договоры, вес и влияние договорников вновь возрастают.
Сергей Пикин начальник департамента информационной политики НП <эАТС>
Идеальная модель рынка не предполагает смещения в сторону какого-либо сегмента, а учитывает общую заинтересованность в получении прибыли при уровне риска, определяемом каждым игроком для себя самостоятельно. В противном случае на рынке не наберется достаточного количества заинтересованных игроков.
С другой стороны, наличие политического ресурса позволяет влиять на смещение равновесия в чью-либо сторону. Но в этом случае мы говорим уже об изменении модели, а не исходных условий конкуренции, что совершенно недопустимо.
При этом необходимо различать понятность условий работы модели рынка и ее прозрачность. Даже максимально прозрачная модель может быть непонятной, и для ее изучения требуются дополнительные интеллектуальные ресурсы и время.
Приведем пример. Несмотря на то что принципы устройства узловой модели описаны в многочисленных статьях и монографиях, из-за сложности освоения, предполагающего знание как минимум высшей математики и английского языка, ее продолжают называть <эчерным ящиком>. Однако, как только уровень прибыли, возможный при работе на рынке, будет высок, даже <эфинансисты> возьмутся за ее плотное изучение.
Модель стала бы всем понятной и прозрачной (хотя вспомните про понятность <эсверхплана> на ФОРЭМ и его видимую прозрачность) только в случае полной оторванности от жизни (сетевой топологии, системных ограничений, потерь, разнообразия стратегий). Но тогда бы уровень прибыли стремился к нулю, из-за отсутствия основы для конкуренции и происходило простое перераспределение, не приводящее к прибавке стоимости, что нельзя назвать рынком. Но задача разработчиков модели рынка заключается как раз в расширении возможностей ведения хозяйственной деятельности для всех участников процесса, ведущего к росту производства стоимости и максимизации создаваемого богатства в масштабах национальной экономики.
|
Балансирующий рынок (рынок он-лайн)
Балансирующий рынок (рынок в реальном времени, рынок он-лайн) воспринимается сейчас как вспомогательный рынок, призванный определить цену на отклонения фактических объемов производства и потребления от планового объема, определенного на спот-рынке или в двустороннем договоре. Однако с введением и развитием балансирующего рынка могут появиться онлайнщики (сторонники четвертой модели - рынка в реальном времени). Принцип организации торговли он-лайн заключается в том, что значительная часть объемов торгуется постоянно, т. е. заявки на дозагрузку или разгрузку, на увеличение или снижение потребления поступают 24 часа в сутки, вплоть до операционного часа. Более того, именно соотношение спроса и предложения в реальном времени определяет цену рынка, на которую ориентируются участники, например при заключении двусторонних договоров. Эта цена сверхволатильна. Спот-рынок <эна сутки вперед> существует, но лишь как первая итерация перед началом торгов на рынке он-лайн. Балансирующий рынок - радикальное предложение, но, возможно, в будущем и у него появятся сторонники. Рынок, близкий к нему, работает сейчас в некоторых североамериканских штатах.
В реальности сторонники разных моделей рынка находят общий язык, в результате чего возникают различные смежные конструкции (удачные или не очень), призванные реализовать преимущества нескольких моделей (табл. 2.). Так, существующая сейчас узловая модель рынка <эна сутки вперед> - это грандиозная (по масштабу решаемых задач, обрабатываемой информации) попытка соединить преимущества спот-рынка и физические особенности сети (учет потерь, ограничений, режимов). Сплав таких преимуществ, как индивидуальный режим, учет интересов обеих сторон при физическом двустороннем договоре и хеджирование рисков, свойственное финансовым контрактам, может создать разнообразные инструменты внебиржевого рынка. Рынок прав на передачу, одночасовые контракты возможны при сложении преимуществ почасового спот-рынка и рынка финансовых контрактов. В дополнение к балансирующему рынку допустимо ввести индивидуальные договоры на услуги по содержанию мощности, предоставлению <эхолодного> и <эгорячего> резерва, регулированию частоты.
1.Рынок стандартных (биржевых) финансовых контрактов |
Рынок прав на передачу, дифференцированные по часам контракты |
2.Рынок на сутки вперед - двусторонний аукцион |
Внебиржевые контракты, опционы, права на заключение договора |
? |
Узловая модель спот-рынка |
3.Рынок физических двусторонних договоров |
Рынки системных услуг и отдельные договора на системные услуги на ОРЭ |
4.Балансирующий рынок (рынок он-лайн) |
Максим Куковеров, Дмитрий Гладков аналитики ООО <эМеталлэнергофинанс>
Хочется выразить благодарность автору статьи. Привлекает новизна работы - деление экспертов по их отношению к сетевым ограничениям. Создатели рынка <5-15%>, по словам автора, характеризуются склонностью к игре, оптимизации и желанием минимально учитывать сетевые ограничения.
Тем не менее возникает ряд критических замечаний. Вызывает сомнения табл. 1, которая, надо полагать, является ключевой в рассуждениях.
Во-первых, участников рынка действительно можно разделить на избегающих риска (risk-averse) и склонных к риску (risk-lovers, risk-neutrals). Однако это не означает, что первые предпочтут рынок финансовых контрактов и двусторонних договоров, а последние - балансирующий и спот-рынок. Рынок финансовых контрактов может быть интересен всем участникам: для одних (risk-averse) он представляет механизм хеджирования рисков, а для других (risk-lovers, risk-neutrals) - возможности спекулятивной игры. Балансирующий рынок дополняет спотовый и является альтернативой существующему в настоящее время сектору отклонений, т. е. одним из секторов рынка. На правильно устроенном балансирующем рынке цена должна быть крайне волатильной, поэтому ни потребители, ни генераторы не смогут получать стабильные доходы с рынка, а следовательно, и выжить на нем.
Во-вторых, деление на сторонников минимального и максимального учета сетевых ограничений, как предлагает автор, ошибочно. Рынок биржевых контрактов не может существовать без реальной поставки (физического рынка, по словам автора), и если ценообразование на физическом рынке существенно зависит от системных ограничений, то и ценообразование на финансовом рынке будет подвержено влиянию тех же факторов.
Кроме того, существует вероятность, что развитие рынка будет происходить не только в результате учета мнений всех участников рынка, но и под давлением политических факторов.
|
Модель, которая получится в итоге, обозначена в центре знаком вопроса. Какой из четырех идеальных моделей она будет ближе, покажет будущее. Развитие рынка - это постепенная эволюция, экспериментирование, столкновение мнений и предлагаемых путей развития, опробование различных решений и моделей, привлекательных для одних участников и менее приемлемых для других. Сразу определить оптимальную модель невозможно.
Осмысление и аргументация субъективных предпочтений в сочетании с искренним желанием понять позицию противоположной стороны позволят участникам двигаться по пути ее поиска.
|
|