Подходы к регулированию естественных монополий необходимо реформировать
28.04.2015
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал Меморандум «О необходимости реформирования подходов к регулированию естественных монополий», подготовленный к 10-летию Института. По мнению ИПЕМ, сегодня необходимо нормативно закрепить долгосрочные параметры и принципы работы естественных монополий, а также существенно повысить качество государственного регулирования. Документ был ранее направлен в федеральные органы исполнительной и законодательной власти, а также ключевые инфраструктурные компании России.
В Меморандуме эксперты ИПЕМ отмечают, что ожидаемые эффекты от реформирования естественных монополий – рост экономической эффективности, снижение регуляторно-управленческой нагрузки на государство, как регулятора, улучшение положения потребителей – не были достигнуты в полной мере, а зачастую не достигнуты вовсе.
При этом любое ограничение роста тарифов в естественно-монопольных секторах почти никак не облегчало положение потребителей, так как либерализованный сектор почти всегда «добирал» с потребителей то, что не было позволено естественным монополиям. «Таким образом, либерализация внесла дисбаланс в работу инфраструктурных отраслей, а сами отрасли оказались в серьезном системном кризисе. Причина произошедшего – ошибочное целеполагание в ходе реформ», - резюмируют эксперты ИПЕМ.
По мнению Института, общей и ключевой проблемой, как показала практика последних 10 лет, является отсутствие единства подходов к регулированию естественных монополий. В связи с этим, главная реформа, которую сегодня предстоит провести, - реформа этих подходов.
Эксперты ИПЕМ указывают, что инфраструктурным отраслям необходимо четкое и явное определение в нормативной базе целей, задач и функций естественных монополий на долгосрочную перспективу. По сути, все вопросы сводятся к одному: естественные монополии – это бизнес или «собес»? Ответ на этот вопрос и вытекающие из него базовые вопросы об оценке эффективности, постановке задач и источниках финансирования позволит закрепить долгосрочные параметры и принципы работы естественных монополий, в том числе такие ключевые, как минимальные наборы услуг, показатели надежности, качества, доступности.
Однако закрепление долгосрочных параметров и принципов работы естественных монополий – не самоцель, а необходимое условие перехода к реальному долгосрочному тарифному регулированию. При этом, «закрепление взаимных обязательство существенно увеличивает прямые финансовые риски для государства, так как неэффективное долгосрочное регулирование, безусловно, приводит к необходимости оплаты совершенных ошибок из бюджета», - фиксируют в Меморандуме эксперты ИПЕМ. Это, в свою очередь, требует качественно иного уровня государственного регулирования естественных монополий.
С точки зрения ИПЕМ, для решения этой задачи необходимо расширить полномочия регулятора, так как эффективное регулирование требует принятия оперативных мер, например, внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность естественных монополий. Также рост эффективности регулирования невозможен без повышения прозрачности естественных монополий.
Повышение эффективности регуляторного процесса, по мнению ИПЕМ, требует и большей вовлеченности потребителей в процесс регулирования деятельности естественных монополий. Однако все предложения как самих естественных монополий, так и потребителей их услуг и регулирующих органов, необходимо качественно оценивать на предмет соответствия целям и задачам государственной политики в инфраструктурных отраслях экономики.
«Только при реализации такого комплексного и долгосрочного подхода возможно налаживание сбалансированной регуляторной политики в отношении естественных монополий, максимально полно учитывающей долгосрочные интересы всех участников», - подводят итог в Меморандуме эксперты ИПЕМ.
В Меморандуме эксперты ИПЕМ отмечают, что ожидаемые эффекты от реформирования естественных монополий – рост экономической эффективности, снижение регуляторно-управленческой нагрузки на государство, как регулятора, улучшение положения потребителей – не были достигнуты в полной мере, а зачастую не достигнуты вовсе.
При этом любое ограничение роста тарифов в естественно-монопольных секторах почти никак не облегчало положение потребителей, так как либерализованный сектор почти всегда «добирал» с потребителей то, что не было позволено естественным монополиям. «Таким образом, либерализация внесла дисбаланс в работу инфраструктурных отраслей, а сами отрасли оказались в серьезном системном кризисе. Причина произошедшего – ошибочное целеполагание в ходе реформ», - резюмируют эксперты ИПЕМ.
По мнению Института, общей и ключевой проблемой, как показала практика последних 10 лет, является отсутствие единства подходов к регулированию естественных монополий. В связи с этим, главная реформа, которую сегодня предстоит провести, - реформа этих подходов.
Эксперты ИПЕМ указывают, что инфраструктурным отраслям необходимо четкое и явное определение в нормативной базе целей, задач и функций естественных монополий на долгосрочную перспективу. По сути, все вопросы сводятся к одному: естественные монополии – это бизнес или «собес»? Ответ на этот вопрос и вытекающие из него базовые вопросы об оценке эффективности, постановке задач и источниках финансирования позволит закрепить долгосрочные параметры и принципы работы естественных монополий, в том числе такие ключевые, как минимальные наборы услуг, показатели надежности, качества, доступности.
Однако закрепление долгосрочных параметров и принципов работы естественных монополий – не самоцель, а необходимое условие перехода к реальному долгосрочному тарифному регулированию. При этом, «закрепление взаимных обязательство существенно увеличивает прямые финансовые риски для государства, так как неэффективное долгосрочное регулирование, безусловно, приводит к необходимости оплаты совершенных ошибок из бюджета», - фиксируют в Меморандуме эксперты ИПЕМ. Это, в свою очередь, требует качественно иного уровня государственного регулирования естественных монополий.
С точки зрения ИПЕМ, для решения этой задачи необходимо расширить полномочия регулятора, так как эффективное регулирование требует принятия оперативных мер, например, внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность естественных монополий. Также рост эффективности регулирования невозможен без повышения прозрачности естественных монополий.
Повышение эффективности регуляторного процесса, по мнению ИПЕМ, требует и большей вовлеченности потребителей в процесс регулирования деятельности естественных монополий. Однако все предложения как самих естественных монополий, так и потребителей их услуг и регулирующих органов, необходимо качественно оценивать на предмет соответствия целям и задачам государственной политики в инфраструктурных отраслях экономики.
«Только при реализации такого комплексного и долгосрочного подхода возможно налаживание сбалансированной регуляторной политики в отношении естественных монополий, максимально полно учитывающей долгосрочные интересы всех участников», - подводят итог в Меморандуме эксперты ИПЕМ.