Шульга Ингард
ЕЭС России РАО
После роста государственного долга в начале 1980-х гг. правительство Новой Зеландии взяло курс на дерегулирование экономики. Такая политика была направлена на снижение государственного вмешательства в экономику и создание либо расширение конкуренции в ряде отраслей (банковский сектор, морской и воздушный транспорт, железные дороги, телекоммуникации и почта, газовая промышленность и электроэнергетика). Таким образом, реформа электроэнергетики началась как часть более общего процесса либерализации всей экономики.
|
Отказ от государственного управления электроэнергетикой
До реформы электроэнергетика была монополизирована органами власти. При этом государственные активы и функции контролировались министерством энергетики и включали генерацию, управление магистральными сетями, сбыт крупнейшим потребителям. Распределение энергии и розничное энергоснабжение находились в ведении местных органов электроснабжения (electricity supply authorities - ESA).
В 1985 г. насчитывался 61 ESA, каждый из которых контролировал энергоснабжение определенной территории.
Регулирование электроэнергетики начало меняться вместе с пересмотром принципов государственного участия в других отраслях.
В 1986 г. был принят законодательный акт <эО государственных предприятиях> (State-Owned Enterprises Act), который положил начало <экорпоратизации> многих государственных активов: вместо органов власти, прежде директивно управлявших принадлежащими государству ресурсами, стали создаваться государственные компании, функционирующие как бизнес-структуры.
Одной из отраслей, где в 1987 г. началась подобная реструктуризация, стала электроэнергетика.
В том же 1987 г. была создана Группа по проблемам электроэнергетики (известная как проект Electricity Task Force), объединявшая представителей отрасли и государственных структур. Ее задачей была выработка рекомендаций для правительства по реформе электроэнергетики.
В 1989 г. Группа предложила направления реформы, большинство из которых затем были реализованы. Среди них выделялись следующие:
- обособление функций передачи и производства электроэнергии с выделением их в независимые компании (завершено в 1999 г.);
- сохранение в обозримой перспективе монополии на генерацию и возможная демонополизация в будущем (в 1996-1999 гг. сектор генерации был демонополизирован);
- акционирование и частичная приватизация энергокомпаний местного значения (осуществлялось с 1992 г.);
- ликвидация статусной монополии органов власти на распределение энергии и отмена гарантированной (обязательной) поставки электроэнергии энергоснабжающими организациями (осуществлялось в 1993-1994 гг.);
- создание конкурентного оптового рынка электроэнергии (создан в 1996 г.);
- введение режима <эмягкого регулирования> электроэнергетики (light handed regulation) в сочетании с обязательным раскрытием детальной информации о деятельности энергетических компаний (осуществлялось с 1994 г.).
На протяжении 1990-х гг. эти направления были скорректированы и расширены. В частности, был законодательно закреплен принцип полного разделения естественно-монопольных (транспортировка электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление) и конкурентных (производство и сбыт) видов деятельности в электроэнергетике, разрешена масштабная приватизация в отрасли, закреплено право потребителей электроэнергии на выбор поставщика и т. д.
В итоге этих и других преобразований к концу 1990-х гг. в Новой Зеландии сформировалась система <эмягкого регулирования> электроэнергетики (light handed regulation), принципы которого заключались в следующем:
- саморегулирование преобладало над государственным регулированием;
- государство предусматривало рычаги воздействия на отрасль, но их использование допускалось лишь в случае неэффективного функционирования механизмов саморегулирования;
- действовал унифицированный подход к госрегулированию: ограничения и требования государства носили во многом универсальный характер для разных отраслей экономики.
При подобной системе те вопросы функционирования электроэнергетики, которые в большинстве стран находятся в ведении государственных органов, в Новой Зеландии регулировались самой отраслью:
- сформировалась система многосторонних соглашений субъектов отрасли и потребителей, которые во многом заменяли нормативные и правовые акты;
- контроль за выполнением соглашений, за текущим функционированием отрасли и рынка осуществлялся организациями саморегулирования, учредителями которых выступали субъекты отрасли и потребители.
Таким образом, на протяжении 1980-1990-х гг. в электроэнергетике были введены правила игры, которые позволили создать новую структуру отрасли и конкурентный рынок электроэнергии в их современном виде. При этом по степени либерализации естественных монополий Новая Зеландия превзошла большинство развитых стран мира.
Систему <эмягкого регулирования> определяют следующие факты:
- многие решения государства, касающиеся реформы электроэнергетики, носили характер ориентира для субъектов отрасли и оформлялись в виде документов, не имеющих того правового статуса, который типичен для отраслевых реформ в других странах. Эти предложения затем реализовывались через саморегулируемые организации и многосторонние соглашения участников отрасли;
- в результате реформы Новая Зеландия оказалась в числе немногих стран, где условия доступа к сетям транспортировки электроэнергии определялись на основе переговоров заинтересованных сторон, а не задавались государством;
- надзор за оптовым рынком Новой Зеландии до недавнего времени также осуществлялся негосударственными структурами.
|
Изменение структуры отрасли
Первой фазой реструктуризации электроэнергетики стало акционирование энергоснабжающих организаций, которое прошло в период 1987-1992 гг. В ходе этого процесса государственные активы в электроэнергетике и функции управления отраслью были переданы от министерства энергетики новообразованному государственному предприятию - Электроэнергетической корпорации Новой Зеландии (Electricity Corporation of New Zealand - ECNZ).
<эКорпоратизация> электроэнергетики продолжилась на местном и муниципальном уровнях: в начале 1990-х гг. были акционированы различные местные органы энергоснабжения.
Смысл данного процесса состоял в том, что:
- если раньше энергоснабжающие структуры находились в непосредственном управлении органов власти (чиновников), то теперь госконтроль сводился главным образом к утверждению стратегических планов развития;
- акционирование подготовило электроэнергетику к демонополизации: созданию частного сектора в отрасли и рынка электроэнергии.
Демонополизация электроэнергетики началась с местного уровня: акт <эОб энергетических компаниях>, принятый в 1992 г., допускал различные формы контроля над местными компаниями электроснабжения: муниципальный, частный либо доверительное управление.
В 1994 г. единая государственная электроэнергетическая монополия ECNZ была разделена на две самостоятельные компании: контроль над магистральными сетями отошел к Transpower, а генерацию продолжала контролировать ECNZ.
В 1996 г. из ECNZ была выделена в качестве самостоятельной генерирующей компании Contact Energy, которой передали 22% новозеландских мощностей по выработке электроэнергии. Однако до 1998 г. обе компании (считавшиеся конкурентами) оставались в государственной собственности и, таким образом, государство продолжало контролировать свыше 95% производства электроэнергии.
Приватизация крупных генерирующих активов началась в 1998 г. с передачи Contact Energy в частные руки.
В 1999 г. оставшаяся часть ECNZ была разделена на три компании: Genesis Power Ltd, Meridian Energy Ltd Mighty River Power Ltd (все они возникли на базе ECNZ и оставались в государственной собственности).
В последующем к компаниям, сформировавшимся в ходе дробления государственной монополии, добавился ряд новообразованных частных компаний (современная структура электроэнергетики Новой Зеландии отражена в таблице).
Форма
собственности
Вид
деятельности
(функции, доля на рынке) |
Государственная
|
Коммунальная/потребительская кооперация
|
Муниципальная
|
Частная
|
Генерация
|
Meridian Energy (32%)
Mighty River Power (11%)
Genesis Power (14%) |
|
|
Contact Energy (22%)
TrustPower (4%)
TransAlta/NGC (5%) |
Инфраструктура рынка |
d-Cypha (урегулирование споров)
Transpower (оперативно-диспетчерское управление) |
|
|
M-co (оператор рынка) |
Передача |
Transpower
|
|
|
|
Сбыт |
|
20 компаний |
Две компании в муниципальной собственности
Две компании в смешанной муниципальной/частной собственности |
В итоге реструктуризации в отрасли возникли конкурентные отношения, которые позволили сформировать свободный рынок электроэнергии.
Формирование конкурентного рынка
В июне 1993 г. правительство создало Группу по развитию оптового рынка электроэнергии (Wholesale Electricity Market Development Group - WEMDG), целью которой была разработка концепции рынка. Группа включала как представителей органов власти, так и субъектов отрасли. Среди приоритетных задач, поставленных перед Группой, была выработка модели рынка, которая позволит минимизировать уровень цен на электроэнергию.
В августе 1994 г. WEMDG сформулировала окончательные предложения правительству, которые, в частности, предусматривали:
- создание конкурентного оптового рынка;
- осуществление большей части торговли в рамках долгосрочных контрактов с развитием производных инструментов;
- формирование добровольного пула и спот-рынка, оператором которого должна выступать независимая организация;
- разделение естественно-монопольных и конкурентных функций в электроэнергетике, демонополизация отрасли и фискальное стимулирование энергоэффективности.
Эти предложения были реализованы (некоторые уже после создания рынка), и в октябре 1996 г. начал функционировать конкурентный оптовый рынок электроэнергии Новой Зеландии (New Zealand Electricity Market - NZEM). С момента создания NZEM его цены не регулировались государством.
Современный оптовый рынок Новой Зеландии основан на многостороннем соглашении продавцов и покупателей, в соответствии с которым осуществляется торговля электроэнергией на получасовой основе. Покупателями выступают крупные потребители и сбытовые организации, перепродающие затем энергию на розничном рынке. NZEM является свободным (остаточным) пулом, вне которого допускается торговля электроэнергией по двусторонним контрактам. При этом через оптовый рынок в Новой Зеландии проходит порядка 75% оборота электроэнергии.
С 29 мая 2002 г. введено требование обязательного раскрытия всех ценовых заявок продавцов и покупателей, которые вводятся в торговую систему рынка - COMIT (Commodity Market Information Trading System). Эта система одновременно служит каналом исчерпывающей информации о ситуации на рынке. На базе COMIT в Новой Зеландии впервые в мире была введена свободная дистанционная торговля электроэнергией (через Интернет).
Оператором рынка выступает Market Place Company Ltd (M-co), контроль над которой распределен между участниками рынка.
(Продолжение следует...)
|
|